Многообразие древнерусских азбук-прописей

Многообразие древнерусских азбук-прописей
На данный момент известно множество азбук-прописей, однако их
исследования разработаны не в полной мере. Азбуки-прописи служили
обязательным материалом для обучения письму детей в Московской Руси. В
данной статье рассматриваются возможные критерии для логичного анализа
азбук-прописей, как носителей информации о прошлом. Анализировать
древнерусские азбуки-прописи можно с помощью нескольких критериев. Мы
выделим три основных критерия и выборочно проанализируем некоторые
азбуки-прописи, хранящиеся в собраниях архивов и библиотек Российской
Федерации.
Первый критерий, по которому мы будем проводить анализ географическое
место написания азбук. В собрании РГБ существуют азбуки со следующими
шифрами: РГБ. Ф. 178. № 1373. и РГБ. Ф. 256. № 326 [1.45 с.], которые созданы
в Вологде. Одна азбука-пропись, хранящаяся в Архиве внешней политики
Российской Федерации под шифром АВП РФ. 251(456). написана в
Горицком Успенском монастыре в Переславле-Залесском [2. 1 с.]. В собрании
РНБ находится азбука с шифром ОР F.XIII.4., которая написана писцом
Феодором в городе Казани. Таким образом, можно сделать вывод о том, что
азбуки-прописи активно писались в не только Северо-Западной Руси, но и в
Центральной и в Восточной России.
Следующим критерием для анализа азбук-прописей служит их автор. В
большинстве азбук-прописей автор не указан, поскольку в древнерусской
культуре не было моды на обязательное обозначения авторства под тем или
иным рукописным трудом. Однако приведем несколько, у которых известны
имена авторов. Первая из них азбука-пропись (№ 456), написанная в
Горицком Успенском Переяславском монастыре Яковом (Акушкой)
Григорьевым в 1677 году. Про Якова Григорьева доподлинно ничего не
известно. Вторая азбука из собрания РНБ - «Букварь славенороссийских писмен
уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских, со образовании
вещей и со нравоучительными стихами» [3.30 с.]. Автором является иеромонах
и корректор царской типографии Карион Истомин. Он написал букварь в 1691
году для научения царевича Алексея Петровича. Карион Истомин русский
писатель и иеромонах московского Чудова монастыря, а также глава
Московского печатного двора. Третьей учебной рукописью, у которой
доподлинно известен автор, являются прописи попа Тихона. Поп Тихон создал
их в 1620 году. Четвертая азбука азбука или прописи для чистописания в
конце XVII века Юрия Данилова сына Еремеева [4. 4 с.].Пятой азбукой с
известным автором является Азбука патриарха Филарета, созданная в 1633 году
[3. 434с.].Филарет будучи патриархом особо уделял внимание книгопечатанию,
а также исправлению ошибок в текстах древних рукописей. Таким образом,
если говорить об интеллектуальной среде, в которой были написаны азбуки-
прописи, в которых известны авторы, то оказывается, что часть авторов азбук-
прописей принадлежала к духовной интеллектуальной среде. Подобные авторы
(попы, иеромонахи) писали свои произведения в монастырях, что, однако, не
говорит о том, что их труды предназначались людям из их окружения. Чаще
всего читателями таких азбук-прописей становились учащиеся светских школ.
Другая часть авторов азбук-прописей (издатели, например) являлись частью
светской культуры. То есть азбуки-прописи могли происходить как из
религиозного слоя интеллигенции, так и из светской интеллигенции, при этом
сфера, в которой применялись азбуки-прописи, была исключительно светская.
Третьим критерием, по которому следует проводить разбор азбук-
прописей, является имя заказчика либо человека, для которого создавалась
азбука. Первая такая азбука, для которой известен человек, ради которого она
писалась Рукописная азбука XVII века из собрания РНБ [5. 1 с.]. Она по
преданию, была составлена по повелению царя Федора Алексеевича для
обучения Петра. Другая учебная книга из собрания РНБ «Букварь
славенороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских
и польских, со образовании вещей и со нравоучителными стихами» [3. 30 с.].
Букварь создан в 1691 году для научения царевича Алексея Петровича
иеромонахом и корректором царской типографии Карионом Истоминым. Итак,
представляется возможным сделать вывод, касаемый имени человека, для
которого создавалась азбука. Большинство азбук не имело конкретную
личность, под которую бы она писалась, то есть это были азбуки
предназначенные для массового читателя, доступные для каждого учащегося.
Другая часть азбук-прописей, создавались под нужды детей царей, для
формирования их образованности.
Таким образом, следует отметить, что азбуки-прописи, во-первых, были
различны по месту написания; во-вторых, имели авторов из разных слоев
интеллигенции; в-третьих, предназначались для различных типов читателей.
Использованная литература
1. Дубовик В. В. Азбуки-прописи XVII XVIII вв.: Исследование и
тексты. Ч.1. Азбуки- прописи. Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2011. 208 с.]
2. Маркс Н. А. Азбука-пропись XVII в. (С Александрией). 40 с.
3. Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956. 616 с.
4. Буш В. В. Старинные азбуки-прописи. Пг., 1920. 30 с.
5. Маркс Н. А. К азбуке конца XVII в. из собрания А. И. Успенского,
изданной Московским археологическим институтом. М., 1909. 28 с.