Особенная любовь поколений к А.С. Пушкину

Спиридонова Тамара Ивановна
педагог высшей категории
ДТО "Теле-Кино"
г. Москва
Особенная любовь поколений к А.С. Пушкину.
А.С. Пушкин дитя поколений, подготовивший Золотой век русской словесности
Нашей особенной любви к Пушкину дивятся те, кто знаком с его произведениями лишь
через перевод. А ведь не за горами все будут отмечать его 220 юбилей. Напрашиваются
вопросы:
Что такое А.С. Пушкин для культуры XXI века в целом?
Что мы способны добавить к открытому?
И как бы оценил наши искания сам поэт?
Чтобы это понять нужно обратиться к высказываниям мастеров искусств и ученых
разных эпох. Ими был выделен факт щедрового дара, которому соответствовал сложный
труд. Начался он рано. По воспоминаниям сестры, Александр Сергеевич
был неповоротлив и молчалив, тем самым приводил свою мать в отчаяние. Больше всего
ему нравилось гулять в Юсуповом саду с Ариной Родионовной, и ребенка посетило
первое поэтическое чувство:
Первые им написанные строки звучали:
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада….
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И в ликах их печать недвижных дум.
Все- мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры.
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их рождались на глазах.
Его развитие шло великанскими шагами. Он начал с того, что опередил всех
сверстников, и кончил опережением века. Пушкиноведение встало на ноги поздно.
Новая наука о Пушкине вступила в борьбу с этим пушкинским мифом. В обобщающей
книге Б.В. Томашевский так и написал: «Пора вдвинуть Пушкина в исторический
процесс и изучать его так же, как и всякого рядового деятеля литературы».
После кратковременного периода борьбы с классиками Пушкин принят безоговорочно.
Он высшая точка, до которой не дотянуться. Знак, входящий в обиходную речь
со словами «Кто за тебя думать будет?» Пушкин? Это гипсовые фигурки юноши
с пером, газетные полосы, печатный станок, плитки шоколада и коробки конфет
с портретом Пушкина. Разбросанные веером школьные хрестоматии, гусиные перья
с портретом. И наконец массовая модель «Дневник школьника с расписанием,
цитатами и портретом поэта на обложке».
Создать образ Пушкина оказалось под силу музыке и поэзии. Произведения Шнитке,
строки Ахматовой, Цветаевой. Александр Блок дальше всех ушел в понимании личности
Пушкина. Где Пушкин вел свою роль широким, уверенным движением, как большой
мастер.
А чего например может добиться в освоении этой темы кино? Графика Пушкина здесь
словно приуготовлена к экранной жизни и современная техника экрана поможет
ее прочесть.
Вся графика поэта словно начинена движением. Тут для кино раздолье.
Многочисленные рисунки Пушкина не остались храниться только в архивах и частных
коллекциях, они много раз издавались. И каждое поколение открывало их как бы заново.
Верится, что через сто или двести лет они будут казаться такими же современными
и таинственными.
Создавая фильм можно помочь зрителю ощутить загадочную роль игрового начала
в творчестве Пушкина. Кинокартина может графически и сюжетно повторить
внутреннюю логику, движение автопортрета. Любой автопортрет может быть развернут
в лирическое стихотворение или поэтическую строфу. Автопортрет Пушкина
это история реального человека в реальных обстоятельствах. Это своего рода история
сына «железного века» и судьба гения, принадлежавшего вечности.
Кино обладает той свободой движения, которой лишены другие пластические искусства.
Это укрупнение, сопоставление автопортретов, представленных общим планом.
И отдельных деталей, одновременно и порознь.
Для этого надо прочертить внутреннее развитие темы поэта, включить зрителя
в эту динамику, дать ему ощутить те стихи, что живут в жизни и в рисунках.
Фильм также может передать это это движение мысли поэта, его искания, ступени
работы над образом.
В «Евгении Онегине» есть такое прямое обращение к тем, кто будет судить о нем спустя
годы, а это значит и к нам:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить,
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы кажется желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
Так вот нашелся лидер в нашей студии «Теле-Кино», это сценарист, режиссер, оператор
и монтажер, создавший проект, т. е. авторский фильм «Ай да Пушкин», реализовавший
его от идеи до воплощения на Всероссийской акции «День короткометражного кино».