Творческий проект "Неделя театра"

Творческий проект
«
НЕДЕЛЯ ТЕАТРА
»
Актуальность: Театр один из самых доступных видов искусства для
детей, позволяющий решить многие актуальные проблемы дошкольной
педагогики и психологии. Театр способен раскрыть творческий потенциал
ребенка, дать возможность социализироваться. Современные дети, к
сожалению, эмоционально зажаты: они меньше удивляются, восхищаются,
радуются и сопереживают. Соответственно, необходимо развивать у ребенка
творческую активность, стимулировать их воображение и желание
включиться в театрализованную деятельность.
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование у детей и
родителей интереса к театру.
Задачи: Развитие творческого воображения, привитие первичных
навыков в области театрального искусства, заинтересованности родителей в
изготовлении разных видов театра, знакомство детей с правилами поведения
в театре.
По составу участников: дети разных возрастных групп, их родители,
педагоги.
Вид проекта: творческий
Продолжительность (по срокам реализации): краткосрочный
Сроки и этапы реализации: неделя.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
«
НЕДЕЛИ ТЕАТРА
»
ДЕНЬ НЕДЕЛИ
МЕРОПРИЯТИЯ
УЧАСТНИКИ
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
ПОНЕДЕЛЬНИ
К
Открытие
«Недели театра»
Беседа «День
рождения театра»
Воспитатели всех
возрастных групп
Лекторий для
родителей
«Театрализованная
деятельность в
детском саду»
Педагог-психолог
Консультация для
воспитателей
«Игры-
драматизации в
Старший воспитатель
развитии
творческого
воображения у
дошкольников»
Инсценировка
русской народной
сказки «Репка»
Дети
Воспитатель
Беседы с детьми по
расписанию ООД
«Неделя театра»
Психолого –
педагогическое
сопровождение
детей ГКП в группе
и на улице.
Подвижные игры с
детьми на улице с
элементами
театрализованной
деятельности. Игры
на развитие
коммуникативных
навыков.
Педагог-психолог
Сказочный театр
физической
культуры
«По следам
бременских
музыкантов»
Дети
Инструктор по физической
культуре
Инсценировка
Дети
Воспитатель
ВТОРНИК
сказки:
«Теремок»
Выставка кукол,
реквизита и
декораций
Родители,
Педагоги
Воспитатели всех
возрастных групп
Игра-викторина
«Путешествие по
сказкам К.И.
Чуковского»
Дети
Учитель-логопед
Инсценировка
Дети
Воспитатель
сказки «Гуси-
СРЕДА
лебеди»
«Лесная история»
Дети
Воспитатель
Инценировка сказки
Воспитатель
«Теремок» (ГКП-1)
Консультация для
родителей
«Использование
театральной
деятельности в
работе с
неуверенными
детьми»
Старший воспитатель
ЧЕТВЕРГ
Инсценировка
сказки
«Муха-цокотуха»
Дети
Воспитатель
Инсценировка
сказки
«Тараканище»
Дети
Воспитатель
Инсценировка
сказки
«Муха-цокотуха»
Дети
Воспитатель
Инсценировка
сказки
«Лиса и заяц»
Дети
Воспитатель
ПЯТНИЦА
Инсценировка
сказки
«Айболит и семеро
козлят»
Дети
Воспитатель
Инсценировка
сказки «Теремок»
(ГКП-2)
Воспитатель
Мастер-класс
«Декорирование
костюмов методом
мокрого валяния из
шерсти»
Педагоги,
родители
Педагог-психолог
Беседа о театре
(правила поведения,
виды театра,
театральные
профессии,
помещения для
зрителей, для
работников театра)
Дети
Педагог-психолог
Воспитатели всех
возрастных групп
Сказочный театр
физической
Дети
Инструктор по физической
культуре
культуры
«Мы котята-
шалунишки»
План проведения «Недели театра»
«Сказочный театр физической культуры»
(дополнение)
День недели
Время, группа
Тема занятия, цель
Понедельник
младшая группа
Подвижная игра: «Колобок». Цель игры:
развивать интерес детей к познавательно-
исследовательской деятельности. Учить
детей эмоционально воспринимать
сказочные образы.
младшая группа
Подвижная игра: «Гуси-лебеди». Цель:
побуждать детей к творческой
интерпретации известных сюжетов,
используя сюжетно-ролевую игру.
средняя группа
Сюжетно-ролевая игра: «Мы пришли в
театр». Цель: познакомить детей с
правилами поведения в театре, вызвать
интерес и желание играть, воспитывать
дружеские взаимоотношения.
разновозрастная группа
Спортивно-театрализованный досуг: «По
следам бременских музыкантов». Цель:
Формирование интереса детей к занятиям
физической культурой и спортом,
выявление двигательных и музыкально-
ритмических способностей
дошкольников. Создать у детей бодрое,
веселое настроение, дать почувствовать
радость движения.
средняя группа
Сюжетно-ролевая игра: «Мы пришли в
театр». Цель: познакомить детей с
правилами поведения в театре, вызвать
интерес и желание играть, воспитывать
дружеские взаимоотношения.
Вторник
средняя группа
старшая группа
Игра по мотивам сказки: «В гости к трем
медведям». Цель: побуждать детей к
творческой интерпретации известных
сюжетов, используя сюжетно-ролевые
игры.
Сюжетно ролевая игра: «В гостях у
сказки». Цель: знакомить детей с
правилами гостеприимства, учить
общению со сверстниками, эмоционально
выражать чувство радости и веселого
настроения от общения с окружающими
людьми.
среда
младшая группа
младшая группа
подготовительная
группа
Сюжетно-игровое занятие по сказке:
«Колобок». Цель: вызвать у детей
эмоциональный отклик на игровое
занятие и желание участвовать в нем.
Учить детей играть вместе, не толкая, и
не обижая друг друга. Закреплять навыки
детей в ходьбе и беге за воспитателем,
учить прыгать на двух ногах с
продвижением вперед.
Подвижная игра: «Зайка серенький».
Цель: развивать эмоциональную
отзывчивость, желание общаться со
сверстниками, играть дружно, учить
выполнять движения по показу
воспитателя.
Сюжетно-ролевая игра: «Волк в гостях у
козлят». Цель: учить развивать сюжет
игры, развивать способности принимать
на себя игровую роль, развивать
творческое воображение детей.
четверг
старшая группа
Подвижная игра «Море волнуется».
Цель: создать радостное настроение,
побуждать детей становится активными
участниками игры, учить передавать свои
впечатления и образы
пятница
старшая группа
Сюжетно-ролевая игра: «У медведя во
бору». Цель: побуждать детей к
творческой интерпретации известных
сюжетов, используя сюжетно-ролевые
игры. Развивать двигательные
способности детей, ловкость, гибкость,
подвижность.
подготовительная
группа
Сюжетно-ролевая игра: «Передай позу».
Цель: развивать находчивость,
воображение, фантазию. Учить детей
равномерно двигаться, не наталкиваясь
друг на друга. Побуждать детей к
активному участию в игре.
разновозрастная группа
Сюжетно-ролевая игра: «Поездка в
театр». Цель: воспитывать дружеские
взаимоотношения в игре,
доброжелательность, готовность прийти
на помощь. Формировать культуру
общения, способность становления
эмоционального контакта с товарищами.
средняя группа
Спортивный досуг: «Мы котята-
шалунишки». Цель: формировать
положительный эмоциональный настрой
и снятие психоэмоционального
напряжения. Формировать интерес к
движениям во всех их проявлениях.
Лекторий для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы,
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его
к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия
развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать
персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство
развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное
состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на
его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно
уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека,
мысленно стать на его место».
Содержание театрализованных занятий
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль
играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия
должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и
развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке
выступлений.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной
и невербальной);
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного
возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с
текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами,
мимикой, движением, костюмами.
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
пространственная среда должна не только обеспечивать совместную
театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды,
обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Возрастные и полоролевые особенности;
Театр и родители?!
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -
длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие
родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются
равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли,
авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае
совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному,
эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это
вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей,
которые участвуют в театрализованных постановках.
Развитие детей в театрализованной деятельности.
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра это
исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это
волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на
себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже
начиная с 3-4 летнего возраста, дети, подражая взрослым, самостоятельно
обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность это самый распространенный вид
детского творчества.
Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы
человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность,
сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать
хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более
раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и
излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей:
развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются
физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того,
занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия,
смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных
разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития
детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он
эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда
почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый
читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Предварительно было проведено анкетирование родителей. Результаты
анкетирования были оглашены на родительском собрании.
Анкета для родителей
1. Сколько лет вашему ребенку?
2. В течение какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3.В каких формах у ребенка проявляется творчество?
4. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях,
занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?
5. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
6.Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
7.Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
8.Были ли вы со своим ребенком в театре?
9.Ваши пожелание и предложения по театрализованной деятельности в нашем
саду.
Большое спасибо!
Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на
занятии по театрализованной деятельности. Но вначале ответьте на вопросы.
*Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали
друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
*Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
*Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе,
жестам.)
*Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза
человека) «волшебными» средствами понимания?
*Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие,
прощание и др.)
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со
словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени участника, сказавшего ему: «Узнай, кто я
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной
доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно
четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной
артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).
Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать
труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел - король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а
последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую
моторику рук, внимание, воображение и память.
Два щенка, Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром
Щека к щеке, Кулачки трутся друг о друга.
Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.
В уголке.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение
людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать
с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не
требуется особых наблюдений.
Покажите, как:
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу.
Попробуйте изобразить:
-парикмахера;
-пожарного;
-строителя;
-космонавта.
Домашний театр
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность.
Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей.
Это ключ к нравственному развитию ребенка, который открывает новую грань
деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к
культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает
детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает
воображение, без которого невозможно полноценное восприятие
художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем
читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта
реальных представлений. Театральная деятельность активно применяется в
детском саду, но сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг
становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем!
Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических
способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка
ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в
действии.
Консультация для воспитателей на тему:
«Игры – драматизации в развитии творческого
воображения у детей дошкольного возраста»
Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются
реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего
воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дошкольном
возрасте способствует тому, что к концу дошкольного детства воображение
приобретает произвольный характер, ребенок предполагает создание
замысла, планирует его и реализует. Воображение для дошкольника
становиться особой деятельностью, ребенок осваивает приемы и средства
создания образов, в дальнейшем воображение переходит во внутренний план,
отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Игровая деятельность, по мнению Г.А. Урунтаевой, является мощным
стимулом воображения.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения целесообразно
использовать разные виды игр, но принципиально важное значение для
развития психических процессов имеют игры – драматизации.
Игра драматизация является эффективным средством обучения,
обогащает игровой опыт детей, поддерживает интерес детей, а значит, может
способствовать развитию воображения у детей среднего дошкольного
возраста.
В среднем дошкольном возрасте можно инсценировать русские
народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой»,
«Петушок и бобовое зернышко», «Рукавичка», «Пых».
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный
процесс. Именно взрослый педагог, родитель, закладывает у ребенка
основы воображения. Игры драматизации имеют большое значение в
развитии детей дошкольного возраста. Игры драматизации способствуют
созданию условий для самоорганизации детей. В этих играх дети овладевают
специфическими способами игровой деятельности- игровыми отношениями,
игровыми ролями, позволяющие самостоятельно реализовывать свои
представления об окружающем предметном мире, деятельности о
отношениях людей.
- так же в среднем дошкольном возрасте можно инсценировать сказки
Шарля Перро «Про красную шапочку», В. Сутеева «Кто сказал мяу» и
Сказка Братьев Гримм «Заяц и Еж».
С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня
воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в
ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов
предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению
возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения
происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах
предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»,
«воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это
становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного
обучения и воспитания.
В среднем дошкольном возрасте закладываются основные черты
личности и характера, формы поведения в различных социальных
ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с
потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового
замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем
мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение
навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности
способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня
их социальной адаптации.
Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения
ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную
игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных
предметов, а затем цепочек ролевых действий.
Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально
переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на
развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают
ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он
раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и
других средств выразительности.
Игра драматизация представляет собой разновидность
театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет
типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий
замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой
последовательных действий:
Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
Организация игры распределение ролей. Обустройство игрового
пространства.
Непосредственная игра детей
Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по
своему содержанию целями, задачами и формами.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ:
Игры с пением хороводы- игры – драматизации,
стихотворений-игры– драматизации,
настольный театр - игры – драматизации,
кукольный театр-игры – драматизации,
творческие игры -игры драматизации
Таким образом, игры – драматизации – инсценировки сказок, помогут детям
в развитии творческого воображения.
Консультация для родителей
«Использование театральной деятельности
в работе с неуверенными детьми»
Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста мы часто
наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если же
детей спросить, почему они не принимают участие в общей игре, они
мотивируют свой отказ тем, что им это не интересно. Однако опыт работы
показывает, что в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из
них в силу своих психологических особенностей бояться принять участие в
групповой деятельности. Таким образом, возникает вопрос:
- как привлечь детей к театральным играм?
- как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со
сверстниками и взрослыми?
Важным является то, что надо вовремя помочь ребенку справиться с
возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих
переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить
негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - все это как
снежная лавина обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир
страхов и сомнений.
В этой ситуации на помощь ребенку могут прийти куклы и театрализованные
игры, так как они никого не могут оставить равнодушными.
Хотелось бы познакомить вас со специальным методом, который можно
использовать в работе с неуверенными детьми. Это метод куклотерапии.
Этот метод основан на процессах идентификации ребенка со смелым героем
мультика или сказки. Если ребенок имеет любимый персонаж, то можно этим
воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в
страшную историю, связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется
с ней. Если есть у ребенка любимая кукла, то она может быть использована
для постановки небольшого спектакля, важно, только, чтобы в действующих
персонажах ребенок узнавал любимую игрушку и страшилище.
Действительно ли подготовленные куклы ребенок сравнивает с выбранным
персонажем? В этом надо убедиться в беседе «до спектакля» Этот метод
основан на том, что ребенок идентифицируется в процессе прослушивания
сказки или просмотра мультика с героем, которому симпатизирует.
В процессе высказывания или демонстрации «страной истории» не надо все
время успокаивать ребенка, прерывая тем, естественное течение
переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и
он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере
разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно
возрастать (для этого сюжет надо построить по «нарастающей», с
разрешением проблемы в конце), а достигнув максимума, смениться
бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плачем, смехом...) и
снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок почувствует
облегчение и, скорее всего, освободиться от страха и неуверенности в себе.
Таким образом, главная задача здесь стоит в усилении напряжения, которое
постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в
новую фразу - расслабление. Обычно напряжение у ребенка с
эмоциональным нарушением личности, с одной стороны, дезорганизует его
поведение, мешает появлению положительных эмоций и пр., с другой
стороны - оно настолько сильно, чтобы произошел катарсис. Поэтому
необходимы специальные, «вызывающие» аффект действия. Необходимость
достижения катарсиса, однако, не предполагает доведение ребенка до
истерики или припадков. Чтобы этого избежать необходимо, учитывать, что
нельзя долго «тянуть» рассказ, и надо варьировать его в зависимости от
состояния и возраста ребенка.
Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда главному герою
что-либо угрожает) и развязка (герой побеждает).
Описанный метод входит в систему коррекционных приемов (куклотерапия)
и является наиболее простым в использовании. Куклотерапия помогает при
различных нарушениях. Но случаи с нарушением личности требуют более
длительной и серьезной подготовки, чем при эмоциональных нарушениях, не
связанных с глубинными деформациями личности.
Главное - создать между взрослыми и детьми отношения доброты,
сердечности и любви. Желание педагогов понять психологические проблемы
ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации
создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности. Чем раньше
начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких
людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития
ребенка, надо стремиться к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка
мостиком, соединяющим игру с творчеством. «Детям, пока они еще не
совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо
что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний
являлся естественным следствием первой. К театру, как к таковому, как к
"очень сильнодействующему средству", необходимо подходить очень
постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства: а
повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко.
Занимаясь с детьми, главной целью мы полагаем развитие их творческих
способностей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает
устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык
воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых
образов. Важнейшим в театрализованных играх является процесс
творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем сам спектакль.
Необходимо стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли
непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Не надо
«зазубривать» с детьми текст роли, надо отрабатывать позы, жесты,
движения, однако, постановка нисколько не пострадает, если дети неточно
произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят
мизансцену и т. д. Главное - это понимание смысла и атмосферы
театрального действа. Иногда нужно, чтобы маленькие актеры, основываясь
на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц,
самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев,
используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые
импровизации.
«Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству
ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детское понимание
пьесы, сочиненное самими детьми или сочиняемое и импровизируемое ими в
процессе творчества. Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее
литературны, чем готовые, написанные взрослыми писателями, но они будут
иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают
игру в процессе детского творчества». Чем богаче жизненный опыт ребенка,
тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности.
Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека
к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших
результатов можно достигнуть.
Знакомство детей с театрализованными играми начинается в 1-й младшей
группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки,
которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с
театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение,
создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у
них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой
деятельности, побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть,
не препятствуем стремлению поиграть с «актерами», участвующими в
спектакле. Так, незаметно для себя малыши включаются в театрализованные
игры.
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска, детей последовательно
знакомим с различными видами кукольных театров. Для этого используем
этюды, обучающие способам управления куклами различных систем.
После того как приемы кукловождения освоены, приступаем к постановке
спектакля. Параллельно в каждой возрастной группе обучаем детей основам
актерского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который
способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и
восприятия. Развиваем также навыки выражения различных эмоций,
настроений, отдельных черт характера.
Начиная со 2-й младшей группы, работу над кукольными спектаклями и
театрализованными играми ведем параллельно. В средней группе и далее
стремимся объединить кукольный спектакль и театрализованную игру в
единое целое. Этот вид деятельности мы называем театрализованными
играми с элементами кукольного театра. Он интересен тем, что
одновременно одна часть детей играет с театральными куклами, а другая -
подвизается в качестве актеров драматического театра. Малыши сами
выбирают вид деятельности (кукольный театр или инсценировка) в
соответствии со своим психологическим состоянием. Не уверенные в себе
ребятишки чаще всего предпочитают кукольный театр, так как кукла для них
является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой
ситуации (выступление перед зрителями).
Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на
представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выготского: «Не
следует забывать, что основной закон творчества заключается в том, что
ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно
то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его
воплощении».
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель сделать жизнь
наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к
тому, что навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли
использовать в повседневной жизни.