Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся на основе изучения национального декоративно – прикладного искусства"

МКОУ «Многопрофильная гимназия г.Лагани»
Методическая разработка
«Развитие творческих способностей учащихся на основе изучения
национального декоративно – прикладного искусства».
Разработала учитель
технологии Клишина Л.А.
Методическая разработка
«Развитие творческих способностей учащихся на основе изучения
национального декоративно – прикладного искусства».
Сегодня трудовая подготовка учащегося решается, когда взят курс на дифференциацию
обучения, гуманизацию и демократизацию школы. Демократизация школы в области
трудовой подготовки учащегося означает большую степень свободы выбора программ,
вариантов и форм обучения и воспитания. Интерес к прошлому в последнее время
заметно усилился. Молодежь стремится узнать о быте, привычках, нравственны устоях
своих предков, их искусстве. Поэтому я решила ввести в программу трудового обучения
раздел "Вышивание и Аппликация". Сегодня жизнь поставила перед школой задачу-
воспитание творческих, активных и инициативных воспитанников, знающих свою
национальную культуру.
Целью и задачей этих разделов является развитие творческих способностей,
познавательных интересов, самостоятельных решении, привитие умении и навыков,
воспитание эстетического вкуса на основе национального декоративно- прикладного
искусства. Эти занятия открывают детям прекрасный мир народного искусства, который
несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
В отличие от других разделов трудового обучения раздел ышивание и Аппликация"
дает большую возможность для осуществления творческих способностей, развитию
самостоятельности, вкуса, творческого воображения. Так как после изучения техники
выполнения той или иной работы: изучения видов швов, составления эскиза, перевода
рисунка на ткань, решения в выборе цвета, учащимся предлагается выполнить
самостоятельную творческую работу. Важным положительным и новым качеством в
данном задании является свобода выбора, здесь не имеют ограничения и рамки, в которые
должна поместиться данная работа.
В новом школьном курсе " Технология" большое значение уделяется проектам. Этот
элемент я ввела в свою программу. Под проектом понимается самостоятельная
творческая, поисковая работа учащихся.
С точки зрения психологов, творчество проявляется при самостоятельном решении
человеком новых для него задач. А это значит, применяется проблемный подход к
выполнению трудовых заданий.
Учащиеся самостоятельно выбирают эскиз будущей вышивки (аппликации) или
составляют его самостоятельно, решают, какими способами будут выполнены те или иные
элементы, самостоятельно выполняют цветовые решения. Дается большая возможность
индивидуального раскрытия способностей. У них воспитываются трудолюбие,
способность самостоятельно принимать решения, проявлять изобретательность, брать на
себя ответственность, укрепляется воля, формируются положительные потребности и
интересы. Все это способствует самоопределению и самореализации.
Обязательным является индивидуальный подход к обучающимся. Учет индивидуальных
особенностей приобретает особую актуальность в настоящее время, когда социально-
экономические и другие изменения в обществе требуют от школы усиление внимания к
развитию личности каждого ученика. С целью осуществления этой задачи работы
предлагаются дифференцировано, также проводится индивидуальный инструктаж,
беседы, консультации. Для школьников, у которых недостаточно развиты те или иные
способности, организую дополнительные упражнения, развивающего и корректирующего
характера. Изучаю учащегося в процессе бесед и наблюдений за его работой. На уроках
расширяется кругозор учащегося о традициях и обычаях, связанных с рукоделием. Так,
например, у калмыцкого народа было традицией узнавать о трудолюбии будущей жены.
Жених посылал друга в кибитку невесты и тот незаметно оставлял примету в наперстке.
Через некоторое время он приезжал и проверял : если приметы нет - наперстком работали.
Значит девушка трудолюбивая. Также замечал, как она помогает матери по хозяйству. И
обо всем этом сообщал жениху.
У русского народа девушка до 13-15 лет должна была приготовить себе приданое:
вышитые скатерти, полотенца, подзоры, зановесы, чехлы на стулья, одежду. Во время
сватовства делались смотрины приданого родней жениха. А также невеста должна была
приготовить вышитые подарки всем гостям на свадьбе.
Для создания эмоционального настроя и творческой атмосферы, использую материалы
местного музея и материал кабинета калмыцкого языка. Демонстрирую экспонаты
калмыцкой вышивки - камчатки - женской шапки, цекдык - женский костюм, халмаг -
праздничный головной убор, кисет и русской: вышитые рубахи, сарафаны, полотенца,
скатерти, картины. Используются такие методы как рассказ, беседа, сообщения учащихся.
На уроках используются не только образцы вышивок, но и альбомы, эскизы, наборы
открыток, книги о национальном вышивании. Способствует развитию национальной
гордости, чувству прекрасного и желанию создания собственной работы не только
самобытные, искусно выполненные вышивки, но и музыкальный фон-прослушивание
национальных мелодий.
Теоретический материал разбит по сложности на классы. В 5-ом классе изучаются швы
вперед иголку, назад иголку, шнурок. В 6-ом классе - тамбурный шов, стебельчатый,
петельный. В 7-ом классе - козлик, крестик, двойной крестик, гладь. В 8-ом классе -
петельки в прикреп, узелки, " пышечка ", роспись, накладная сетка.
При изучении видов швов используется метод словесно-демонстративный. После
словесного объяснения провожу показ трудовых действий, т.е. показываются рабочие
движения, сопровождаемые объяснениями. Форма организации обучения индивидуально -
групповая. Перед практической работой провожу вводный инструктаж - сообщаю
учащимся указания по выполнению практического задания. Знакомлю с целью и задачами
предстоящей работы, провожу повторение знаний у учащихся, необходимых для
выполнения данной работы (краткий опрос или беседа ), знакомлю с требованиями
качественной работы, соблюдению правил техники безопасности, провожу показ образцов
талонов) работ. В ходе занятия проводится текущий инструктаж, обычно в
индивидуальном порядке. По окончании выполнения работы учащиеся делают
самоконтроль, а также контроль, оценку и анализ трудовой деятельности своих
товарищей. Также анализ трудовой деятельности учащиеся проводят по окончании
проекта. С большим успехом при объяснении может быть использован показ цветных
диапозитивов и слайдов, как сопроводительный материал о народном творчестве.
Учащимся интересно узнавать о6 , истории национально-декоративного искусства. О
существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся
к 9-12 векам. Это -фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми
нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных
людей. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами
вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр,
свадебные наряды, праздничную одежду. Составляя узоры, вышивальщицы включали в
них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, звездочки, углы, а также фигуры птиц,
зверей, людей. Со временем русская вышивка становилась все более разнообразной и
интересной. В каждой области были свои спо-собы вышивания, свои узоры, свои
сочетания цветов. Современная русская вышивка очень богата видами и способами
вышивания.
Искусство калмыцкого народа своими корнями уходит в глубь веков. В условиях кочевого
быта, в незатейливой войлочной кибитке родилось прикладное искусство калмыков. В
руках умельцев обыкновенные предметы быта, одежда превращались в сказочные
произведения искусства. Орнаменты, узоры отличаются оригинальностью и
самобытностью, все более совершенствуясь от поколения к поколению. Узоры и
орнаменты имели свои названия : " бижин хотон ", " копыта жеребенка ", " оборот солнца
",радуга", вышивали их серебряными, золотыми, шелковыми нитями. Народных умельцев
Вдохновляли бескрайние калмыцкие степи, покрытые цветущими тюльпанами животный
и растительный мир, колыхающийся волнами ковыль в безбрежной степи. Результатами
труда детей являются оригинальные и самобытные работы учащихся, выполненные с
фантазией и вкусом. А также это труд, который принес радость, моральное
удовлетворение и самоутверждение, полученные в результате собственного труда. Из
обычных материалов : ткани и нитей, можно сделать многие полезные вещи- салфетку,
панно, аппликацию, декоративную наволочку, сувениры.
А также развитию творческих способностей учащихся являются уроки моделирования, на
которых дети знакомятся с историей национального костюма. Учащиеся убеждаются в
том, что такие модели имеют свою оригинальность и неповторимость. Все великие
модельеры берут вдохновение и новые творческие идеи в национальной одежде.
Ученикам дается задание: выполнить модели различной одежды с использованием
элементов национальной одежды. Такие уроки развивают не только творческие
способности детей, но и обогащают знаниями о быте и культуре своего народа. Объясняя
и показывая детям оригинальные, национальные работы древних мастериц, стараюсь,
чтобы у них возникло чувство национальной гордости, желание выполнить работу в
национальном стиле на высоком уровне.
Литература
Батырева С.Г. Народное искусство Калмыкии, Элиста,1999 год.
Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство, Элиста,1991 год.
Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар». Культура и язык, Элиста, 1993 год.
Сычев Д.И. Из истории калмыцкого костюма, Элиста, 1973 год.
Эрендженов К.Э. Золотой родник, 1990 год.