Конспект урока "Представление православных христиан о Боге"
ОРКСЭ. Основы православной культуры»
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Представление православных христиан о Боге.
Урок провела: Попрыгина Ирина Николаевна
учитель начальных классов ГБОУ Школа №763
МОСКВА 2018
Тема: Представление православных христиан о Боге.
К уроку: репродукции икон «Святая Троица». Андрей Рублев.
Учитель: Читает стихотворения, посвященные Творцу всего земного. (Бог.
Г.Р. Державин)
О, Ты, пространством бесконечный,
Живой в движенье вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц – в трех лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог!
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о представлении
православных христиан о Боге.
Учитель: Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом.
Евангелие от Иоанна.
1. В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово был Бог.
2. Оно было в начале, у Бога.
3. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что
начало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его.
(Евангелие от Иоанна)
Иллюстрация Евангельских картин.
Учитель: Бог все может сделать, что пожелает.
Бог – высочайшее существо, Ему нет равного никого и нигде, ни на
земле, ни на небе. Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем.
И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам
о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.
Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и
открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого
Истинного Бога и как исполнять волю Его.
Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом,
по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в
священные книги.
(Иллюстрация. Пророк Моисей).
Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил
все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог
един, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын,
третье Лицо – Бог Дух Святый. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах,
Троица Единосущная и Нераздельная.
Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между
ними ни старшего, ни младшего, как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог
Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Различаются они
только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий
рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца.
Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не
только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога так, как все три Лица
Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Святый Дух – вечно пребывают друг с
другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо.
Бог есть всесовершеннейшая любовь.
Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе – тайну Святой Троицы,
наш слабый ум не может вместить и понять.
Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну
Пресвятой Троицы, он говорил: «Видите на небе круг блестящее солнце и от
него рождается свет и исходит тепло? Бог отец как солнечный круг, без
начала и конца. От него вечно рождается Сын божий, как от солнца – свет; и
как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло исходит Дух Святый.
Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три
солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог
единый и нераздельный».
(Икона «Святая Троица. Андрей Рублев)
Учитель читает стихи В.М.Василенко
Три Ангела, три Странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит! Как озарена,
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печально мягко светят
Глаза у одного и нежный лик
Его задумчив. Он главой поник.
В другом – величье. Строг и светел третий,
Пред Ними – чаша, Посохи Свои
Они поставили. Пред вещей чашей
Дух замирает. Тихи, не случайны
Сейчас Их речи, полные любви.
Они здесь близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти, –
Три Странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль в пути.
Учитель: Рассмотрим икону «Святая Троица» Андрея Рублева.
Единство трех Лиц Бога, основанное на любви, – составляет главный
смысл иконы «Святая Троица» Андрея Рублева.
Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано Его учениками в
священную книгу, которая называется Евангелием.
Слово Евангелие значит благая и добрая весть. А все священные книги,
соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово
греческое, а по-русски означает книги.
Учитель: читает стихотворение «Надпись на Евангелии» К.Р.
Пусть эта книга священная
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные
Как отголоски небесные
В грустной юдоли земной,
Путь в ваше сердце вливаются,
И небеса сочетаются
С чистою вашей душой.
К.Р.
Учитель: Какие же свойства Божии?
Бог открыл нам о Себе, что Он бестелесный и невидимый Дух.
(Иоан, 4.24)
Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей, и ничего не имеет в
Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не
можем.
Бог вечный.
Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-
нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет
свое начало и свой конец.
Бог вне времени.
Бог всегда есть.
Поэтому Он называется вечным.
Бог неизменяемый.
Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно
изменяется – растет, стареет, уничтожается, одно сменяется другим.
Только один Бог постоянный, в нем нет никакой перемены. Он не
растет, не стареет, Он никак, ни в чем, никогда не изменяется. Какой он был
всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.
Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.
Бог всемогущ (Быт 17.1; Лук. 1,37)
Человек захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого
он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может
нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную
полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на
которой живем, солнце, которое светит и греет и многое другое.
Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого,
чего Он не мог сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его из ничего,
одним Своим Словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому он
называется всемогущим.
Учитель: читает стихи К. Бальмонт
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у Него.
И если твой талант – крупица,
Соделай с нею чудеса.
Взрасти безмерные леса,
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
К.Бальмонт
Бог вездесущий (Псал. 138, 7-2)
Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире,
где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог везде.
Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).
Бог всеведущий (1 Иоан 3.20; Евр. 4,13)
Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни
один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не
может все слышать и все видеть.
Только один Бог знает все, что было, что есть, что будет. Бог всегда все
слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все
знающим).
Бог всеблагий (Матф. 19,17)
Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-
нибудь не любит.
Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из
людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и
на земле, Господь сотворил все блага и пользы людей.
Бог всеправедный (Псал. 7.12; 10, 7)
Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми. Бог же в
высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо
судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет
человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не
исправит свою жизнь наказанием и добрыми делами. Поэтому Бог
называется всеправедным и всеправосудным.
Бог вседовольный
Бог не только всеправедный, но и вседовольный. Человек всегда в чем-
нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все
имеет и Сам для себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем все.
Поэтому он называется вседовольным.
Бог всеблаженный
Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе
наивысшую радость – полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее
счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным. И мы никогда и нигде не
можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.
Бога мы называем Творцом и Создателем, потому, что Он сотворил все
видимое и невидимое.
Бога мы называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому, что Он
Своею всемогущей волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и
власти, над всеми владычествует и царствует и всем управляет.
Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится,
обо всем имеет попечение.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Церь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие,
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! В бессмертие Твое.
Г.Р.Державин
ЛИТЕРАТУРА
При написании урока «Представление православных христиан о Боге»
использованы следующие источники:
1. Закон Божий. Сост. Протоиерей Серафим Слободской. М.1987
2. Использованы отрывки стихов:
− «Бог» Г.Р.Державин;
− «Троице Андрея Рублева» В.М.Василенко;
− «Надпись на Евангелии» К.Р.