Конспект открытого занятия "Культура Японии"

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное учреждение дополнительного образования центр детского
творчества
«Утверждаю»
Директор ЦДТ
____________ /Л.В. Хаулина/
«1» марта 2017 год
Конспект открытого занятия
на тему: « Культура Японии».
Педагог дополнительного образования:
Кузнецова Елена Вячеславовна.
г. Подольск
март 2017 г.
Тема занятия: «Культура Японии»
Время и место проведения: 1 марта 2017 года, Центр детского
творчества г. Подольска.
Участники занятия :учащиеся творческого объединения «Пчёлки -арт»
третьего года обучения в возрасте 10-15 лет.
Цель занятия : познакомить учащихся с особенностями культуры
Японии.
Задачи:
Учебно-образовательная познакомить учащихся с традиционными
символами японской культуры, научить изображать их в графической
технике, создать композицию в японской тематике.
Развивающая формировать навыки анализа произведений мировой
художественной культуры; развивать интересы, способности личности,
мышление, память, глазомер.
Воспитательная способствовать развитию эстетического восприятия
мира через сравнение восточных и западных критериев распознавания
жизненных ценностей.
Оснащение занятия: медиадоска , презентация по теме, кроссворд на
формате А1, плакат «Значение японских иероглифов», бумага,
карандаши, ластики, акварель.
Использованные технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.
Тип урока: комбинированный урок.
Содержание занятия:
1.Организационый момент: педагог предлагает детям поздороваться с
присутствующими гостями, проверяет готовность учащихся к занятию,
напоминает о соблюдении техники безопасности на рабочем месте и
поведении в ЦДТ на перемене.
2. Беседа по теме урока:
Сегодня мы поговорим о Японии, стране необычной, во многом нам
непонятной. Я очень люблю японскую поэзию, особенно хокку и танки.
«Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке…
Это её душа.»
Это хокку(или хайку , одно и то же) А вот ещё:
« Бабочкой никогда.
Он уж не станет… Напрасно дрожит
Червяк на осеннем ветру…»
«Конец осенним дням,
Уже разводит руки
Каштана скорлупа…»
«Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах…»
Японская поэзия взяла на себя задачу быть красноречивой на языке
недомолвок. Это как «читать между строк».
Японцы верят в изначальность нравственного Закона, морального Пути
во имя вселенской Гармонии. Человек не может оставаться только
человеком: он должен или подняться над собой , или упасть в бездну,
вырасти или в Бога, или в зверя.
Национальная культура хранит дух своего народа. . Чем ниже опускается
культура, тем выше поднимается спорт, и все уподобляется игре, в том
числе искусство. Игра не требует работы ума.
Не порабощать себя внешним, видимым, ибо Истина – в глубине вещей :
в этом суть поэзии хай ку и всего искусства Дзэн. Японцы
придерживаются минимализма и в искусстве, и в литературе,и в быту.
В японском искусстве живо и поныне то, что возникло в древности.
И обилие технических средств не мешает японцам сохранять память
сердца и дисциплину ума.
Вся японская культура нацелена на переживание Красоты сердцем. Кто
способен переживать Красоту, тому открыта Истина.
Благоговение перед Природой развило в японцах чувство
сопричастности, научило видеть вечную душу в самом малом,
незаметном цветке или камне неправильной формы. Одной травинкой
передается жизнь Вселенной .
Давайте познакомимся с Японией поближе и начнем с вещей, присущих
только Японии.
Гимн Японии (Слайд№1)
В переводе на русский слова гимна означают примерно следующее:
«Пусть тысячи лет счастливого правления будут твоими, Правь до тех
пор, пока камешки не превратятся в мощные скалы, а их склоны не
покроются мхом» . Иными словами, в упрощенном виде это может
восприниматься так: «Хорошего здоровья и долгой жизни!» .
Ещё одним символом государства традиционно считается герб.(Слайд
№2) Однако Япония является исключением из этого правила.
Официального государственного герба Японии просто не существует.
цветок хризантемы, который является эмблемой Императорского Дома.
Точнее сказать шестнадцатилепестковой хризантемы с двойным
рядом.
Государственный флаг Японии (Слайд№3)– красный круг,
символизирующий солнце, на белом поле. Он так и называется хи-но
мару, что означает «солнечный круг» .
Символом Японии являются так же и некоторые животные, так, к
примеру, японцы отдают пальму первенства тануки (Слайд№4)たぬき
местной енотовидной собаке. зверек умеет петь. Его музыка
представляет собой смесь мяуканья, свиста и птичьих переливов.
Некоторые японцы держат его дома. Из животных не менее популярны
образы кошки, фазана и аиста.
Еще одним из самых легкоузнаваемых символов Страны восходящего
солнца являются Тории (Слайд№5):
Тории (яп. 鳥居, букв. «птичий насест») ритуальные врата,
устанавливаемые перед святилищами японской религии синто. Такие
ворота символизируют границу между миром живых и умерших.
В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это
настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом.
Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают
иероглифами.
Тории состоят из двух столбов, соединённых поверху двумя
перекладинами. По форме напоминают больше знакомую нам арку
Самые знаменитые тории ворота в святилище Ицукусима .Остров
Миядзима, на котором находятся монастырь и храм, был долгое время
закрыт для простых людей. Запрещено приходить на него с собаками.
Нет на острове ни одного захоронения – на нем не рождались и не
умирали. . Нынешняя конструкция врат, высотой 16 метров, была
возведена в 1875 году, сделаны они из камфорного дерева. С моря тории
открывают вход в большой храмовый комплекс. Они стоят близко к
морю недалеко от святилища на территории залива. Каждый раз во
время прилива тории слегка погружаются в воду. Создается
впечатление, что тории плавно плывут по воде. Такими они и предстают
всему миру. Тории могут быть поставлены друг за другом в ряд.(Слайд
№6)
А теперь давайте попробуем нарисовать тории. Это несложно.(Педагог
показывает на доске, в какой последовательности рисуются тории)
Шедевром японской архитектуры является храм Тодайдзи (самый
большой на свете). (Слайд№7)В традиционный японский храм
изначально входили 7 строений:
1. Ворота ограды территории (самон),
2. Золотой, он же главный храм (кондо),
3. Храм для чтения проповедей (кодо),
4. Башня с колоколами или барабанами (серо или коро),
5. Сокровищница - аналог ризницы (сёсоин),
6. Хранилище книг (кёдзо),
7. Пагода со множеством ярусов.
В Японии редко встретишь массивные, тяжелые строения, несмотря на
то, что она является страной деревянных сооружений. Почти всегда
присутствуют какие-либо легкие изящные элементы, стремящиеся
ввысь и уравновешивающие строение. Так, в качестве такой детали, на
крыше Золотого павильона (Слайд № 8)установлен Феникс. Красивая
многоярусная пагода у замка Химэдзи. (Слайд№ 9)
(Педагог показывает на доске, как рисуется пагода)
Японцы уверены, что пейзаж и архитектура хорошо сочетаются лишь в
том случае, когда оба созданы из одинакового материала. Именно
потому японский монастырь, соединяясь с окружающим его
ландшафтом, как бы является его рукотворным продолжением. В
храмовых двориках располагаются место для размышлений и
медитации, каменный сад, которые отчасти повторяют пейзаж вокруг
храма, местную природу, а также общую идею вселенной в целом.
Обычно сад камней (Слайд №10)представляет собой ровную
площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой.
Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично
расположенные на ней группы неотесанных камней. Однако
беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и
композиция камней в группах подчиняются определенным правилам,
исходящим из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в
группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой. На
поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль
длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг
камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует
океан, а камни острова, но посетитель сада может представить на его
месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит
от его интерьера. Функционально сады камней предназначены
для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем.
Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма,
подчеркивает тягу японцев к любованию природой, размышлению,
уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение
видеть прелесть обыденного и изящество простоты.
Также, одной из основных особенностей сада камней является то, что в
какой бы точке ни стоял наблюдатель, его взор упадёт на равное число
камней.
Сад камней Рёэндзи С какой бы точки ни рассматривал посетитель
сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля
его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся
впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за
своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью
наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и
посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может
только «достигший просветления».
Гора Фудзияма (Фудзи) и цветущая сакура (Слайд 11)–
неофициальные, но международно принятые символы Японии.
Ханами (ударение на первом слоге)– праздник любования цветами
(сначала 5-7 дней цветет японская слива, потом несколько недель
цветет сакура) (Слайд 12,13)
Цветы сакуры, которые опадают, едва успев раскрыться, японцы
считают символом своего отношения к прекрасному: воспринять
красивое как таковое можно только потому, что красота недолговечна и
мимолётна и исчезает до того, как успеет превратиться в нечто
привычное и будничное.
Японцы умеют радоваться жизни. В их театре Кабуки (Слайд
№14)не ставят трагедий. Кабуки мужской театр, где все роли, в том числе
и женские, исполнялись мужчинами. Чтобы актеры казались крупнее, дома и
обстановка на сцене делаются меньше обычного. Самым оригинальным и
интересным в гриме Кабуки является метод нанесения на лицо различных по
форме и по цвету резких цветных линий на белом фоне. Например, красный
цвет свидетельствует о храбрости, доброте и страстности натуры, а синий о
злобности и трусливости, иногда о сверхъестественном происхождении.
Японцы неотделимы от гормонии с природой. Единство с природой
проницывает все сферы жизни японцев. Бонсай и икебана тоже родом из
Японии. Бонса
́
й ( «выращенное в подносе») (Слайд №15) искусство
выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в
миниатюре.
Икебана (Слайд№ 16) переводится как «цветы,которые живут».
В европейском искусстве составлением букета доказывается
мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся
выявить в ней не свои
пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность пре
дставленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и располож
ения - композиции в целом.
«Искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в
небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время… Смерть
бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон
Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом
заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной». Икэнобо
Сэнкэй
Каллиграфия (Слайд 17) считается одним из видов изобразительного
искусства и называется сёдо (яп. «путь письма»)
Скульптура (Слайд 18) самый древний вид изобразительного искусства в
Японии.
Статуи вырезались из дерева, лакировались,окрашивались в золотой или
другой яркий цвет. Реже встречаются статуи из глины и металла.
Живопись Японии (Слайд 19)отличается изысканностью и разнообразием
стилей. Ей мы посвятим отдельное занятие.
Я не могу не вспомнить про Японскую чайную церемонию .(Слайд
20) В общих чертах чайная церемония является протекающей по
определенным правилам встречей чайного мастера и его гостей для
коллективного отдыха, созерцания красоты, скрытой в обычных вещах,
разговоров, во время которых происходило чаепитие. Церемония проводится
в специфически обставленном помещении и представляет собой действия,
осуществляемые в определенном порядке.Чайная церемония включает 4
принципа: гармонию, почтительность,чистоту и покой.
Войдя в домик после гостей, хозяин отвешивает поклон и садится
рядом с очагом, напротив остальных участников церемонии. Перед
чаепитием, гостям подносится— простая, некалорийная еда, которая только
снимет чувство голода. Перед самим чаепитием раздаются «омогаси» -
сладости к чаю.
По окончании приема пищи участники церемонии ненадолго покидают
чайный домик, чтобы прогуляться по саду перед основной церемонией пития
чая.
После возвращения участников в домик наступает основная часть
церемонии приготовление хозяином и питьё густого порошкового зелёного
чая. Приготовление чая проходит в абсолютной тишине. Все действия и
движения хозяина точно проработаны и размеренны, мастер движется в ритм
с дыханием, гости сосредоточенно наблюдают за таинством, слушая звуки
закипающей воды и потрескивание горящего очага. Это наиболее
медитативный этап чайной церемонии. Чай засыпается в грубую
керамическую чашу, затем она наполняется кипятком, и чай перемешивается
бамбуковой мешалкой до полного приготовления.
Хозяин поклоняется участникам церемонии и передает чашу с густым
чаем старшему гостю. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок
фукуса, берет чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и делает глоток
чая. Каждый гость подобным образом отпивает чай.
Питье чая из общей чаши олицетворяет единение участников
церемонии. Когда гости опустошат чашу, она вновь пойдет по рукам пустая,
чтобы каждый тщательно оглядел чашу, познал её очертания, вновь ощутил в
руке.
Затем хозяин приготавливает лёгкий чай для каждого участника
чаепития в отдельных маленьких чашках. Наступает время беседы. После
окончания разговоров хозяин, просит прощения и уходит из чайного домика,
обозначая этим окончание церемонии. Когда гости выходят из чайного
домика, хозяин стоит рядом со входом и молча поклоняется покидающим
церемонию.
Обычаи и культура любого народа отражаются и в одежде. Традиционная
одежда Японии ВАФУКУ. Нам ближе название КИМОНО (Слайд 21)
(есть много разных видов кимоно)
Ни в коем случае, даже случайно, нельзя показывать ноги или другие части
тела, скрытые под одеждой. Это неприлично. Мудрость сего правила
заключена в том, что оно уравнивает молодых и пожилых женщин.
Японцы считают, что женщина с годами обретает иную красоту, и
кимоно становится прекрасной оболочкой для этого ларчика духовности.
ОБИ– японский пояс, которым стягивали кимоно и кэйкоги. Мужской пояс
десять сантиметров в ширину и длиной около трех метров, женский пояс
намного больше и длиннее – более 30 сантиметров в ширину и четырех
метров в длину. Оби, который носили гейши и вовсе огромен метровой
ширины. Оби обматывают несколько раз вокруг талии и затягивают на
нижней части спины бантом. ТАБИ- японские носки с отдельным большим
пальцем. ГЭТА- сандалии с высокой деревянной подошвой.Носят оба пола.
ХАКАМА штаны, широкие внизу, как юбка.Хакама одевают поверх
кимоно (могут носить оба пола)
Нэцкэ (netsuke) (Слайд № 22)- деталь японского национального костюма,
представляет собой резной брелок. Кимоно не имеет карманов, емкости для
ношения ключей и кисета крепились к поясу при помощи подвесного брелка
нэцкэ. Одновременно он служил украшением наряда. Материалы для
изготовления нэцки используются самые разнообразные: дерево, слоновая и
моржовая кость, рога оленя, буйвола, клыки медведя, волка, тигра.
А теперь для закрепления материала решим кроссворд на тему «Япония»
(Кроссворд заранее вывешен на обратной стороне доски)
Кроссворд «Япония»
Я Фудзияма- легендарная гора в Японии
П Пагода- будийское архитектурное сооружение с особенным строением
крыши
О Тории- ритуальные ворота.
Н Ханами –праздник любования цветами
И Аниме- японская мультипликация
Я Япония- государство, расположенное на 6800 островах.
Наверно,вы немного утомились. Сделаем японские упражнения для глаз:
1.Разотрите хорошо ладони друг о друга, пока они не как следует не
согреются. Затем наложите их на глаза.Почувствуйте, как тепло от рук
перетекает к вашим глазам. Очень хорошо добавить аффирмацию на
улучшение зрения : «Меня окружают хорошие добрые люди.У меня сегодня
всё будет хорошо»
2.Сожмите руки в кулаки, потрите костяшки пальцев до согревания. Затем
проведите костяшками пальцев по бровям – от переносицы к вискам.- 3 раза
3. Поверните голову в правую сторону насколько можете . 10 секунд
удерживайте расфокусированный взгляд в этом направлении. Тоже самое в
левую сторону. – 3 раза
4.Положите голову на затылок и сделайте три полных круга глазами.
Постарайтесь максимально задействовать не внутренние мышцы глаз, а
мышцы вокруг глаз.
5.Это упражнение активизирует весь организм- ведь наши уши- это карта
нашего тела! Большим и указательным пальцем помассируйте уши сверху
вниз. – 5раз
А напоследок, давайте выучим слова благодарности по-японски: АРИГАТО
ГОЗАИМАС, это значит «большое спасибо». Повторяем еще раз: АРИГАТО
ГОЗАИМАС
Я, надеюсь, вы узнали много нового про японские традиции… Предлагаю
придумать и воплотить графически композицию на тему услышанного
материала. (Дети рисуют тематические композиции в карандаше. Если будет
желание , они закончат дома её в цвете.)
Итак, занятие закончено, спасибо за внимание!