Роль художественной литературы в жизни детей старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1028»
Роль художественной литературы в жизни
детей старшего дошкольного возраста
подготовила воспитатель
Бичахчян Анаит Левоновна
г.Москва 2018г
Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская литература,
которая является органичной и неотъемлемой составляющей общей художественной
литературы. Ребенку, который только начинает познавать окружающий мир, очень нужны
книги, которые готовят его к активной жизни в обществе. Произведения детской
литературы, проходя сквозь воображение и сердце юного читателя, пробуждают в нем
сочувствие к доброму и прекрасному, расширяют общий кругозор, учат любви и
преданности, стойкости и несокрушимости, честности и настойчивости.
Художественная литература используется как средство развития человечности,
гуманных чувств личности: добра, справедливости, чувства долга. В частности З.
Гриценко отмечает, что детская литература обеспечивает переход гуманистически
ценностных ориентаций во внутреннее достояние личности.
Художественная литература имеет способность активно влиять на чувства и разум
ребенка, развивать его эмпатийность, эмоциональность. Недостаточное развитие этих
качеств приводит к искусственному ограничению возможностей ребенка, воспитанию
человека, который не чувствует, не понимает, не сопереживает.
Эффективность влияния художественной литературы на внутренний мир ребенка
увеличивается благодаря специфике восприятия художественных произведений детьми
дошкольного возраста, определяется их возрастными и психологическими особенностями:
повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, непосредственностью
восприятия окружающего мира, высоким уровнем подражания и эмоционального
«заражения». Воспринимая высокохудожественные произведения, анализируя их, дети
учатся оценивать поступки и поведение литературных героев. Литературное произведение
воспринимается детьми в целом, в единстве его содержания и художественной формы, а
понимание проявляется в суждениях и взглядах.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в
эмоциональной сфере ребенка, способствует появлению живого отклика на различные
жизненные события, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективное
мировоззрение. Во время чтения произведений ребенок изображает перед собой
определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и
чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о
действительности. Моральные нормы и правила в художественных произведениях
приобретают живое содержание, становятся доступными и понятными и легко
принимаются ребенком как единственно правильный вариант поведения. Ребенок как бы
входит внутрь событий художественного произведения, становится их участником.
Используя художественную литературу только для решения задач по развитию
речи и поэтического слуха, мы теряем большую часть потенциала этого средства. А
чрезмерное морализаторство, односторонняя трактовка художественных образов снижает
эффективность, мешает развитию чувств, духовного сознания, правильного ценностного
отношения к действительности.
Когда речь заходит о развитии ценностного сознания детей, воспитания гуманных
чувств, необходимо ставить вопросы, которые вызывают у детей интерес к поступкам,
мотивам поведения героев, их внутреннего мира, переживаний. Эти вопросы должны
помочь ребенку понять образ, сформулировать свое отношение к нему; должны прийти
на помощь воспитателю, что бы понять душевное состояние ребенка во время чтения;
обнаружить способность детей сопоставлять и обобщать прочитанное. Постепенно дети
учатся сравнивать не только действия литературных героев, но и свои, а также поступки
своих сверстников. Представления, которые были получены детьми из художественных
произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно и систематически.
Формирование гуманных чувств, духовных ценностей нужно рассматривать в
тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием детей. Эмоциональное отношение
детей к окружающему миру это косвенный показатель становления их чувств.
Художественная литература в достаточно сильной мере способствует возникновению у
детей эмоционального отношения к описанным событиям, героям, природе, персонажам
литературных произведений, к действительности, к окружающим их людям.
Важная функция моральных ценностей в том, что они содержат образец поведения,
а особое воспитательное воздействие использования художественной литературы
заключается в том, что значение моральных норм в них объясняется не абстрактно, а на
конкретных ситуациях. Нравственный урок, который дети вынесут из произведений
художественной литературы, поможет получить четкие ориентиры в системе ценностей,
заложить основы крепких моральных убеждений, сформировать собственную модель
поведения в обществе. Содержание произведений захватывает детей, вводит в водоворот
интересных событий, получает глубокий эмоциональный отклик, заставляет волноваться
за действующих лиц. Именно переживания за литературных героев вызывает у детей
сострадание, милосердие, доброжелательность, гуманность, чувство радости от победы
добра над злом.
Привлечение детей к миру художественной литературы начинается с раннего
возраста в семье. Это потешки, пестушки, колыбельные. В дошкольном учреждении
продолжается знакомство с различными жанрами детской литературы: поговорками и
пословицами, загадками и скороговорками, считалками, сказками, баснями, легендами,
поэтическими произведениями и др.
Неограниченные возможности формирования нравственных ценностей и
эмоционального развития имеют такие жемчужины народного творчества, как сказки,
басни, пословицы, стихи и др. В произведениях фольклора через его героев ярко
выступает идеал воспитания: здоровый, гуманный, культурный, счастливый человек;
свободная, оригинальная и неповторимая личность.
Почетное место в фольклорном жанре занимает сказка, которая является самым
любимым и самым популярным произведением среди детей старшего дошкольного
возраста. Сказки содержат простой, доступный, понятный и увлекательный материал,
вызывают живой интерес. На примере сказок дети учатся оценивать свои действия и
действия других. Через сказочные образы ребенок познает мир, приобщается к делам и
забот взрослых. Сказочные сюжеты построены на противопоставлении добра и зла, их
борьбе, обязательном утверждении добрых начал, содержат яркие примеры гуманного
поведения, гуманных и антигуманных отношений. Осуждая зло, преодолевая жизненные
трудности, разоблачая жестокость, сказки призывают к преобразованию мира на основе
человечности и красоты, на принципах гуманизма. Трудно переоценить значение сказки в
воспитании и развитии детей. К.Д. Ушинский назвал сказки «первыми блестящими
попытками» создания народной педагогики и считал, что вряд ли кто-нибудь был бы в
состоянии «состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Высоко оценивая
сказку К. Ушинский отмечал: «Я решительно ставлю народную сказку недостижимо выше
всех рассказов, написанных... для детей литературой. В народной сказке великое и
исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней
мере, наполовину сам верит в эти грезы». Н. Карпинская также отметила, что в сказке
перед ребенком раскрывается новая жизнь, он мысленно сравнивает себя с другими
людьми, о которых идет речь в рассказе, сравнивает свое поведение, свою жизнь с
другими, начинает их понимать, сочувствовать, восхищаться.
Одной из главных ценностей дошкольного возраста является высокая
эмоциональная отзывчивость в восприятии художественного слова, способность ярко
переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета.
Поэтому использование сказки является одним из ведущих средств формирования
эмоционального опыта в период дошкольного детства. Персонажи детских сказок
наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных или
отрицательных. Основой механизма влияния сказки на личностные новообразования
ребенка является осознание эмоциональных состояний через их вербальное определение,
а также способность дошкольников к подражанию. В зависимости от ситуации чувства и
эмоции могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. Обычно дети
сопровождают их выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми
реакциями.
Сказку традиционно используют в качестве терапевтического средства. Отношение
ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные
раны. Сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.
Например, в сказке «Три поросенка» взрослый осуждает легкомыслие тех поросят,
которые не захотели строить надежного дома, а ребенок отождествляет себя со всеми
персонажами, «проживая жизнь» каждого из них. Ведь трое поросят это один и тот же
персонаж, только на разных этапах развития. В этой сказке довольно ярко
проиллюстрировано взросление личности.
Каждому ребенку знакомо состояние, когда он переполнен злостью, желанием
сломать или разрушить что-то. Это «волк», живущий в каждом из нас. И сказка
подсказывает: Волк неуправляемая агрессия, всегда жестоко наказывается. Отсюда
опосредованное влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе.
Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых
достаточно удачно описаны определенные трансформации личности. Все сказки имеют
счастливый конец, ведь для ребенка важно быть уверенным в том, что в его жизни все
будет хорошо. Сказка дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и
прекрасные величественные порывы. А чувство любви предполагает принятие другого
человека таким, какой он есть.
Пословицы и поговорки передают в лаконичной форме суть истин, которые нужно
раскрыть ребенку с детства, чтобы он помнил их всю свою жизнь и всегда ими
руководствовался. Это общечеловеческие нравственные понятия и категории, своего рода
заповеди, моральный кодекс народа. Они учат любить ближнего своего, как самого себя,
уважать отца и мать, любить родную землю, быть справедливым, честным, вежливым,
скромным, не оставлять человека в беде: голодного накормить, жаждущего напоить,
приютить путника, сочувственно отнестись к обиженному и много других. Они являются
сокровищами воспитательного опыта народа, в которых точно, содержательно и
интересно воплощены нравственные категории добра и зла, правды и неправды, совести и
бесчестия, трудолюбия и лени. В них народная мораль осуждает лжецов, невеж, тех, кто
не уважает старших, клевещет, смеется над другими, не предоставляет помощи, изменяет,
лицемерит. Прославляется уважение к людям, доброта, честность, искренность в борьбе
против злых сил. В поэтических миниатюрах поучения воспринимается легко и
запоминаются. Пословицы и поговорки часто несут в себе иронию, шутку, чего не достает
у детей дошкольного возраста. Дети постепенно до 5-6 лет учатся понимать иронию, ее
переносный смысл. Выражение «Когда рак на горе свистнет» отражает юмор человека по
отношению к будущим событиям, которые невозможно выполнить.
Басни - короткие рассказы поучительного содержания, в начале или в конце
которых должен быть сформулирован вывод или главная поучительная мысль - мораль.
Одной из главных особенностей басни является аллегория - изображение одних предметов
через другие. Поэтому персонажами басен выступают животные, растения, иногда люди.
Ни одну басню невозможно представить без комизма и сатиры. Дети легко усваивают
поучительный смысл, учатся относиться с юмором к жизненным событиям, формируется
положительное мировосприятие.
Поэзия занимает важное место в жизни ребенка не только потому, что это один из
самых эффективных средств усвоения языка своего народа, смысловой систематизации
слов, а прежде всего, как способ удовлетворения необходимости интеллектуального и
духовного роста личности, усвоения нравственных норм и правил, способов действий в
различных ситуациях, эмоционального развития. Шуточные стихи способствуют
развитию чувства юмора. Рифма стихов, их мелодичность возбуждают эмоции ребенка,
делают его более восприимчивым к заложенному в этих произведениях содержанию.
Итак, художественная литература играет важную роль в процессе формирования
ценностей, гуманных чувств. Она активно влияет на чувства и разум ребенка, развивает
его эмпатийность, эмоциональность. Обеспечивает понимание и принятие нравственных
норм как единственно правильного варианта поведения. Художественное слово приводит
к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, способствует появлению живого
отклика, меняет отношение к вещам, перестраивает субъективное мировоззрение.
Неограниченные возможности формирования нравственных ценностей и эмоционального
развития имеют такие жемчужины народного творчества, как сказки, басни, пословицы,
стихи и др. В произведениях фольклора через его героев ярко проступает идеал русского
воспитания: здоровый, гуманный, культурный, счастливый человек; свободная,
оригинальная и неповторимая личность. Погружаясь в сказочный мир, ребенок уходит в
глубины своей души, учится овладевать этим подсознательным пространством.
Вернувшись к реальному миру, он чувствует себя увереннее, начинает осознавать
собственную способность справиться с ожидаемыми трудностями. Басни тактично
высмеивают отрицательные качества характера, учат относиться с юмором к жизни,
содержат поучительный смысл. Поэтические произведения имеют большую силу
воздействия на эмоциональное развитие, и усвоение ценностных ориентаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник / З. А. Гриценко. - 5
изд., стереотипное. - М.: Академия, 2014г.
2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей /Н.С.Карпинская. - М.:
Педагогика, 1972г.
3. Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное
развитие детей 3 - 5 лет. - М. : Чистые пруды, 2005г.
4. Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007г.
5. Прудовская С.Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам / С. Н.
Прудовская. - М. : Чистые пруды, 2007г.
6. Рыжова Л. В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. - СПб, издательство
Детство-Пресс, 2012г.
7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Вопросы воспитания. / К.Д.
Ушинский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства
просвещения РСФСР, 1953г.
8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио; М: АСТ, 2000г.