Развитие творческих способностей и воспитание личностных качеств у учащихся младших классов ДМШ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа №3 г. Волжского Волгоградской области
Методический доклад
«Развитие творческих способностей и воспитание
личностных качеств у учащихся младших классов ДМШ»
подготовила:
преподаватель фортепиано
Долгова Н.Н.
г. Волжский 2018
Духовное воспитание учащихся ДМШ через развитие мотивации к
обучению, воспитание личностных качеств и развитие творческих
способностей.
В наше время образованность человека определяется не столько специальными
(предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности,
ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной
системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и
самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному
образованию. В настоящее время оно рассматривается как одно из приоритетных
направлений образовательной политики, как «особо ценный тип образования», как «зона
ближайшего развития образования в России». Музыкальное обучение обусловлено
потребностями общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Особенность
музыкального обучения заключается в том, что его методика нацелена на
стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о
неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду искусства.
Сегодня нередки прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и
вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. Часто можно слышать
сетования учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в
учебной деятельности, нежелание читать и т.д. Существуют некоторые причины этих
явлений:
1 . Пассивная позиция ребенка обусловлена репродуктивным уровнем обучения, из-за
чего ребенок не имеет возможности привнести что-то свое, сделать что-то новое;
2. Отсутствие возможности применять знания в реальной жизни, создает у ребенка
представление об их ненужности, что не способствует формированию познавательной
мотивации.
3. Отсутствие в реальной жизни возможности для содержательного общения детей
разного возраста.
Следовательно, учитель, ориентирующий ученика исключительно на развитие
ремесленных навыков (пусть на самом высоком уровне), но не излучающий духовность,
не сопереживающий судьбу ребенка, рискует «засушить» природные способности и
воспитать музыканта и человека малоинтересного в художественном отношении.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нам, преподавателям по
фортепиано, не всегда удается отойти от модели музыкального образования, принятой
ранее, и на которой воспитывались многие из нас. В настоящее время, чтобы достичь
положительных результатов, необходимо уделять гораздо больше внимания развитию
личности учащегося, используя при этом широкий спектр средств и форм педагогической
деятельности.
Музыкальная педагогика есть, прежде всего, духовное воспитание. Именно эта сфера
воспитания делает человека человеком. Исходя из этого, целью духовного развития
следует обозначить воспитание в ребенке доброты, порядочности, преклонения перед
природой, способности ценить красоту. Поэтому процесс обучения должен быть
направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на
разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей
и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия,
самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Через
воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей
эмоционально воспринимать строй чувств и мыслей, выраженных в произведениях,
ребенок входит в образ, верит и сам действует в воображаемой ситуации. Влияние музыки
побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу,
как за свою».
Важнейшим условием формирования и развития мотивации учения является личностно-
гуманный подход к ребенку. Каким бы маленьким не был ученик, он всегда должен
ощущать доброжелательность и компетентность учителя. Ни один, даже самый
незначительный успех, не должен остаться без поощрения. В то же время, различного
рода недостатки должны чрезвычайно терпеливо, может быть, не сразу, но обязательно, с
помощью учителя исправляться.
Важный фактор формирования и развития мотивации к обучению – игровое обучение.
Следует стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии,
будоражить его воображение всеми доступными вам и ему способами. Именно
такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период,
проводя его в виде игр-заданий. Учеными психологами доказано, что игры, будучи
внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития
творческих способностей учащихся.
«Методика обучения на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе»
автор профессор Харьковской консерватории Виктор Макаров
Проиллюстрируем вышесказанное методическими рекомендациями к проведению
первого урока по специальности, цель которого познакомить ребенка с роялем, привить
простейшие навыки самовыражения через музыкальный инструмент и музыку.
Знакомство с инструментом
Учитель: Здравствуй, малыш! Как тебя зовут?
Ученик: (называет имя)
Учитель: Отлично. А меня (называет имя). Я буду учить тебя играть на… Послушай, я
забыл, как называется этот инструмент, подскажи, пожалуйста.
Ученик: Рояль.
Учитель: Ах, да, рояль. А ты знаешь, что рояль очень похож на человека?
Ученик: обычно недоуменно НЕТ.
Учитель: Хочешь я тебе это докажу?
Ученик: Конечно хочу. Учитель: У рояля, как и у нас с тобой, есть имя. Этот рояль зовут
«Блютнер», а этот «Ферстер». У них немецкие имена. Потому что их сделали в Германии.
А еще у рояля есть ноги. У нас с тобой сколько ног?
Ученик: две
Учитель: А сколько у рояля?
Ученик: (считает) Три.
Учитель: Верно, три. А есть у рояля голос?
Ученик: Не знаю.
Учитель: Послушай. (Играет небольшую пьесу) Слышишь, какой красивый голос?
Правда, когда рояль спит, к примеру, он, конечно, не разговаривает. Не поет, молчит. Но
если ему кто-то понравится, с кем рояль захочет подружиться, он будет разговаривать,
рассказывать, петь. Тем более, что рояль знает много интересных историй, сказок. А ты
хочешь с роялем подружиться?
Ученик: Да, очень хочу.
Учитель: Прекрасно. Я тоже хочу, чтобы вы произвели друг на друга хорошее
впечатление. Знаешь, что самое главное в рояле? Его душа. Как и у человека.У нас в душе
есть добрые и злые струны. Если струны добрые- человек добрый, если злые_ злой. У
рояля душа добрая, потому что в ней есть много добрых струн. Это волшебные струны.
Именно в них хранятся сказки и истории. И если бы не струны, мы не смогли бы
услышать голос рояля. Сейчас я открою крышку и ты сможешь их увидеть и поиграть с
ними.
Ученик: Становится на стул и перебирает струны.
Учитель: (нажав правую педаль) Как здорово у тебя получается! А теперь на т олстых
струнах поиграй. Ух, как звучит! Как будто гром гремит вл время грозы. А хочешь, чтобы
гром затих по взмаху моей руки? (Отпускает правую педаль и одновременно делает жест
снятия рукой) Ты удивлен? Но то же самое можешь сделать и ты. Смотри, над каждой
струной есть специальное устройство , демпфер называется. Он соединен с педалью.
Когда я нажимаю педаль, демпфер поднимается и струна, если ты ее ущипнешь, будет
звучать долго. Но как только я отпущу педаль и демпфер прижмется к струне,звук
прекратится. Теперь попробуй.
Ученик: С помощью учителя нажимает, а затем отпускает педаль.
Учитель: Это очень интересная игра. Но должен тебе сказать, что играют не так. Может
быть, ты подскажешь как?
Ученик: Надо открыть крышку.
Учитель: Правильно, умница! (Открывает крышку) Посмотри, рояль улыбнулся. Ты не
заметил? Присмотрись внимательно. Давай вместе улыбнемся. Что это у нас? Зубы. Когда
нам весело, интересно мы улыбаемся. Так же и рояль. Когда мы его открываем, он
чувствует, что сейчас с ним будут играть, и он улыбается всеми своими…Нет не зубами,
Клавишами. Их у рояля очень много. Белых и черных. Все вместе они называются
клавиатурой.
Развитие в ребенке способности к проявлению творческих способностей и таких
качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то
есть всего того, что относится к индивидуальности человека - первостепенная задача
педагога. Ее решению способствуют следующие взаимосвязанные, взаимодополняемые
направления работы:
Общение с природой
Воздействие литературы и искусства
развитие творческих способностей
воспитание личностных качеств
Умение наблюдать и слушать природу связано с раскрытием самых сокровенных граней
души ребенка, воспитанием духовной трепетности, изысканности, развитием способности
сливаться с природой, растворяться в ней, аккумулируя ее энергетический потенциал.
Формирование соответствующего умения обусловлено определенными типами заданий и
методических приемов. Приведем примеры.
Схема: «Музыка летнего леса»
Цель: слуховой и зрительный анализ процессов, происходящих в лесу.
Деятельность: совершите пешеходную прогулку в лес. Назовите признаки летнего леса.
Например, зрелые листья на деревьях, грибы, высокая трава, насекомые, птицы.
Прислушайтесь к лесным звукам. Расскажите, что вы услышали. Может быть, щебет птиц
или шелест трав, скрип стволов колышащихся деревьев и жужжание насекомых?
Присмотритесь какие в лесу растут деревья: толстые, тонкие, высокие ,низкие? Как они
колышатся, касаются ли кронами друг друга? Какого цвета у них листья? Растут ли
кустарники, есть ли на них плоды? Понаблюдайте за белкой. Как она прыгает с ветки на
ветку? Быстро, медленно? Цепко ли держится за ветку? Последите за муравьями.
Скажите, трудолюбивы ли эти насекомые?
Кроме того, для более плодотворного общения с природой, в качестве хорошего
методического подспорья учителю и родителям рекомендуется замечательная книга Ю.
Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»
Наиболее эффективно духовное развитие ребенка протекает при синтезе общения с
природой и воздействием литературы и искусства.
Воздействие литературы и искусства
Трудно переоценить роль, влияние, которые играют смежные искусства, на развитие
духовности и образности мышления ребенка. Для ребенка, чей жизненный опыт еще мал и
чье абстрактное мышление только начинает формироваться, образы живописи,
скульптуры, литературы незаменимы для становления его личности. Однако, очевиден и
факт, что ни живопись, ни даже литература не имеют прямого воздействия на развитие
мотива обучения ребенка. Следовательно, необходимо применить соответствующие
методические приемы.
Схема: «Изучение живописи»
Цель: Формирование образного мышления учащегося в процессе изучения репродукции
живописи.
Материал: Репродукции картин К. Коровина «Мостик», В. Перова «Тройка», В. Васнецова
«Аленушка»
Вопросы: Какое время года изображено на картине? Какое время суток? Какая местность?
Какая погода? Какие растения? Какого возраста люди изображены на картине? Во что
одеты? Что они делают? Кто написал картину?
Вопросы и задания: Почему картина имеет это название? Докажи, что на картине
изображено именно это время года. Почему картина, на которой изображено четверо
людей, называется «Тройка»? Что находится в бочке, которую везут дети? Какое
настроение у Аленушки? Почему? Какое настроение вызывает у вас погода, время года?
Героев каких сказок можно было бы «поселить» в картину «Мостик»? С какими пьесами,
которые вы играли или слышали, можно сравнить эти картины?
Отметим, что наиболее эффективно духовное развитие ребенка протекает при синтезе
общения с природой и воздействием литературы и искусства.
Область использования литературы и фольклора, как средства воспитания юного
музыканта, чрезвычайно обширна и охватывает все сферы методического воздействия: от
развития чувства ритма и организации пианистического аппарата до формирования воли и
способности создавать психологические подтексты музыкальных произведений. Основой
как музыкального исполнительства, так и литературно - поэтического декламирования,
является интонация. Однако, в процессе декламирования представления ребенка о
передаваемом смысле стихотворения более конкретны, чем представления о содержании
пьесы в момент музицирования, т.к. в первом случае смысл определяется словом. Вместе
с тем, достижение уровня речевого интонирования на инструменте есть важнейшая цель
воспитания музыканта. Следовательно, задача педагога- научить ребенка выразительно
интонировать речь; затем, соединив слово с музыкой, «превратить» речевое
интонирование в интонирование музыкальное. Постепенно, с формированием умения
интонировать на инструменте (с помощью конкретного слова и конкретного смысла),
следует переходить на более высокий уровень интонирования, когда посредством звука
передается определенный психологический подтекст, а процесс абстрактно - образного
мышления детерминирован подсознательным и духовным опытом.
1.
2.
3.
4.
Выразительное
речевое
интонирование
( чтение стихов,
прозы, фольклора)
Выразительное
вокально - речевое
интонирование
вслух (пение
подтекстовок+
одновременная игра
на инструменте)
Выразительное
вокально - речевое
интонирование «про
себя»+
одновременная игра
на инструменте
Выразительное
интонирование на
инструменте
Первым опытом соединения речевой и инструментальной интонации может стать для
ученика импровизирование на рояле небольших фольклорных и литературных
кричалок, тараторок, потешек, прибауток, считалок и т.д., предварительно выученных
наизусть. Разучивание наизусть предполагает помощь взрослого (учителя, родителя), его
умение выразительно, в характере декламировать литературно - фольклорный текст.
Последнее является обязательным условием ,т. к. именно через подражание взрослому
интонированию, благодаря наличию у ребенка так называемой речевой функции
(способность на слух запоминать слова, звуки, интонацию) которая угасает только к 9
годам, происходит обогащение подсознательного и духовного образно интонационного
опыта музыканта. Мотив к разучиванию наизусть тем сильнее, чем занимательнее,
разнообразнее протекает данный процесс. Целесообразно использовать такие формы, как
чтение от имени животных, растений, птиц, насекомых; попеременно со взрослым;
угадывание рифм и т.д.
Следующий этап привлечения литературно – фольклорного материала, развивающий
способность ребенка постигать и передавать смысл музыки, связан с подбором или
сочинением подтекстовок для разучиваемых на рояле пьес. Практика показывает, что
благодаря словесному тексту, снимаются многие проблемы, преодолевая которые без
речевого сопровождения, ученик теряет интерес к обучению. Однако, главное
достоинство подтекстовок заключается в том, что важнейшая цель исполнительского
процесса: переживание единства содержания и формы,- осуществляется естественным
образом, без скучного для ребенка теоретизирования, бесконечных требований сыграть
громче или тише, не выталкивать звуки на слабых долях и т.д. Речевая функция,
формирующая умение детей говорить, как правило, грамотно, способствует интуитивному
переносу ребенком черт, характерных для человеческой речи, на построение музыкальных
фраз, объединение их в предложения, на динамику, артикуляцию, тембр, характер
произведений. (Примеры подтекстовок см. в многочисленных пособиях для
начинающих).
Сюжетно - психологический подтекст – неотъемлемое качество интерпретации
инструментальной музыки, будь то пьесы для начинающих или концертный репертуар. Во
многом благодаря этой скрытой внутренней программности, звучащее произведение
приобретает цельность, концептуальность. Развитие умения создавать сюжетно
психологические подтексты - важнейшая педагогическая задача, в решении которой
неоценимую помощь может оказать литература и искусство. Мир сказок, мифов, легенд, к
тому же отображенных в живописи – бесценный источник для фантазирования,
эффективный метод адаптации подчас философски недетских образов музыки,
исполняемой маленькими пианистами. В связи с этим, естественным выглядит
требование, согласно которому сфера литературно художественных интересов
учащегося должна находиться в постоянном поле зрения педагога. В качеств примера
приведем вариант сюжетно - психологического подтекста к 2-х голосной инвенции И. С.
Баха до мажор, в основе которого лежит сказка А. Толстого «Золотой ключик». Хорошо
известно, сколько любимо малышами это произведение, как притягателен образ Буратино.
Этот мальчик смел, решителен, подвижен, любопытен, остроумен и (как всякий
мальчишка) не всегда прилежен, часто неуклюж в манерах. Первым с этими качествами
сталкивается пап Карло, становясь «жертвой» полена, их которого только должен
появиться Буратино. Вслушайтесь в тему инвенции, во взаимодействие 2х голосов.
Сколько в теме непоседливости, верткости, любопытства. Она как бы вырывается из рук,
убегает. Нужно ли говорить какой восторг вызывает у младшей публики демонстрация
этой темы в образе Буратино. Дальше папа Карло (партия левой руки) выражает свое
недовольство (вторая половина 1-го такта). Но Буратино упрям, его не так легко
вразумить. Он снова пытается вырваться из рук папы Карло и получает новую порцию
нравоучений. Характерно, что конфликт, существующий между голосами, подчеркивается
движением в противоположные стороны. А вот последующие несколько тактов (3-6)
символизируют мудрость папы Карло. Послушайте, как слаженно голоса вместе следуют
в одном направлении. Как нижний голос бережно поддерживает верхний. Но почему?
Только что ссорились и вдруг такая идиллия? А все дело в том, что папа Карло отлично
понимает маленького Буратино. Малышу ведь хочется поскорее рассмотреть каморку и
как можно подробнее. Да и слушаться Буратино будет, если ему помочь, рассказать,
объяснить. Словом, папа Карло берет сыночка за руку и водит по каморке, отвечая на
вопросы, которые задает Буратино.
Продолжая фантазировать таким образом, учитывая графику фактуры, особенности
мелодики голосов, гармонии и т.д., вы вовлечете ученика в занимательную игру, разовьете
у малыша аналитические способности и практически все виды памяти. Вас не должно
смущать вольное обращение с литературным источником. Сюжет сказки можно изменять,
додумывать. Важно, чтобы ваши действия способствовали поставленной методической
цели.
Развитие творческих способностей
Стимулирование развития детского воображения, фантазии, способности высказывать
оригинальные идеи, воспринимать эстетические ценности плодотворно влияет на
усиление мотива к обучению. Таким образом, степень внимания , уделяемого педагогом
развитию творческого начала у ребенка. Прямо пропорциональна уровню жизненного
тонуса юного гражданина, его познавательной активности, продуктивности мышления.
Немаловажную роль в развитии творческих способностей играют масштаб развития
воображения и глубина способности фантазировать. Поясним данную мысль
примером. В процессе помощи ребенку в создании сюжетно- психологических подтекстов
возможно фантазирование рассказов на различных уровнях воображения. Скажем,
путешествие зайца или дождевой капельки вызовет у ребенка представления разные, во-
первых, по масштабу, во- вторых, по степени переживания психологических состояний.
Все, что связано с зайцем, будет ребенку интересно, но не настолько, чтобы затронуть
самые тонкие струны душевной трепетности, удивленности. Дождевая капелька, упавшая
с огромной высоты, познавшая счастье полета, успевшая повидать бескрайние просторы
земли и, благодаря солнцу, отразить удивительный мир, путешествуя по листьям, стеблям,
ручейкам, морям и океанам, вызовет у ребенка бездну фантазии, неизбежно расширит
сферу его представлений. Стимулом к воспитанию способности фантазировать на
высоком уровне воображения могут стать специальные задания. Схематическое
изложение некоторых из них приведем ниже.
Схема «Путешествие капельки дождя»
Цель: Стимулирование творческих способностей ребенка посредством активизации
фантазии.
Представление: Вы рассказываете ребенку о том, что в огромной туче жила семья
дождевых капелек. Капелька - папа, капелька- мам и капелька- ребенок. Капелька-
ребенок много слышала о том, что на земле много интересного. И вот однажды маленькая
капелька решила во что бы то ни стало посмотреть на землю. Она незаметно смешалась со
взрослыми капельками, которые собирались устроить для земли дождь. И полетела вниз…
Представь, что ты - капелька дождя, говорите вы ребенку.
Вопросы: Какие чувства ты испытал во время полета? Что ты видел вокруг себя внизу? О
чем с тобой говорили взрослые капельки? Куда ты приземлился? Кого встретил? Какие
приключения испытал? Каким образом вернулся в тучу?
Схема: «Сочинение рассказа»
Цель: Стимулирование творческих способностей посредством активизации
ассоциативного мышления и фантазии.
Материал: Цветные фломастеры или карандаши.
Действие: Возьмите в руку набор цветных фломастеров. Предложите ребенку, закрыв
глаза, вытащить наугад 3-4 фломастера. Затем ребенок должен, ассоциируя цвета
фломастеров с животными, растениями, птицами, насекомыми, явлениями природы,
сочинить короткий рассказ. В дополнение к схеме приведем пример из педагогической
практики.5- летний малыш вытащил красный, голубой и желтый фломастеры. И сочинил
такую историю: «Жили- были люди. Посадили они гранат. И много, очень много
поливали. Выросло сто гранатов. А другие люди посалили лимон. И совсем его не
поливали. И выросло только пол- лимона»
Дополнительные примеры заданий на развитие творческих способностей.
Ребенку предлагается:
Набор слов, на первый взгляд, не связанных между собой по смыслу; необходимо
составить из них рассказ, используя любое количество дополнительных слов.
Из разрозненных слов собрать четверостишие;
Придумать и нарисовать несуществующее животное, сказочный оркестр,
ситуацию, которой не может быть;
Сочинить рассказ на основе просмотренных рисунков;
Сочинить рассказ на основе прослушанного музыкального отрывка;
Глядя на рисунок, на репродукцию картины, передать на инструменте их
настроение, те чувства , которые они вызывают.
Одним из основных условий развития творческого мышления является создание
атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Первая ступень на
пути создания такой атмосферы - развитие у ребенка чувства психологической
защищенности. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и
создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или глупы,- это самое
верное средство подавить их творческие способности. К мыслям и практической
инициативе детей необходимо относиться с уважением. Более того, мы должны поощрять
детей в их попытках браться за выполнение сложных задач, развивая тем самым их
мотивацию и настойчивость.
Воспитание личностных качеств
В музыкальной педагогике, как правило, возникают проблемы, связанные либо с
недостаточно эмоциональным переживанием музыки, либо с эмоциональным
«перехлестом» в процессе исполнения. И в первом, и во втором случае необходимо
воздействие на темперамент учащегося. Воздействие на темперамент учащегося связано с
теми впечатлениями, переживаниями, потрясениями, которые ребенок испытывает,
общаясь с природой, читая книги, изучая живопись, слушая музыку, а, значит, с той
целенаправленной работой, которую необходимо вести педагогу в этом направлении.
Приведем некоторые примеры, применяемые в соответствующих ситуациях.
1.Ребенок недостаточно эмоционально переживает музыку.
Прием
Цель
Задание
Создание подтекстовок
С помощью слова сделать
музыку более понятной
Сыграть и спеть пьесу со
словами от имени
различных героев
(сказочных персонажей,
животных), находящихся
в определенном
настроении
Создание
психологического
подтекста
С помощью
психологических
состояний тех или иных
героев разбудить
фантазию и чувства
ученика
Исполняя различные темы
в пьесах, партии правой и
левой руки создавать
музыкальные диалоги,
сказки и т.д.
Выполнение различных
физических упражнений,
сопровождаемых
восклицаниями голосом
(к примеру, сложите руки
крест накрест, поднимите
одну ногу, согнув ее в
колени; затем
одновременно с силой
топните ногой, вскиньте
руки вверх и восторженно
( либо с гневом, со
страхом и т.д.0
воскликните: «О!», «Да!»,
«Нет!» и т.д.
Высвобождение энергии
ребенка, раскрепощение
его фантазии.
Исполнение
кульминационных вершин
в пьесах с восклицанием
«Да!», «Нет и т.д.;
заключительных аккордов
и вскидыванием рук в
определенном характере.
Поставьте на пюпитр
зеркало; встаньте за
спиной у играющего
ребенка; так, чтобы вы
видели его глаза;
дирижируйте его
исполнением,
одновременно передавая
глазами смысл музыки;
ученик должен
«включиться» в этот
разговор глазами,
передавая вам смысл
исполняемой музыки.
Развитие способности
выразительно и
эмоционально передавать
смысл музыки
Исполнение
разучиваемых пьес с
одновременной
выразительной передачей
смысла музыки глазами.
То же без исполнения
музыки на инструменте
(проговаривая пьесу про
себя)
То же.
Исполнение
разучиваемых пьес
внутренним слухом с
одновременной
выразительной передачей
смысла музыки глазами
Совместное исполнение
пьесы учащимся и
педагогом (партию одной
руки исполняет ученик,
другой – педагог)
Воздействие на
темперамент учащегося в
процессе совместного
музицирования.
Исполнение
разучиваемых пьес:
приемом одна рука – на
клавиатуре, другая – на
крышке; отдельными
руками.
Исполнение пьесы по
очереди учащимся и
педагогом (фразу
исполняет ученик,
следующую – педагог; и
так до конца сочинения).
Развитие способности от
начала до конца
исполнения пьесы
находиться в высоком
энергетическом тонусе.
Исполнение
разучиваемых пьес
приемом: фраза на
крышке; фраза «вслух»
(на клавиатуре)
2.Ребенок в процессе исполнения переживает музыку с эмоциональным «перехлестом»
Развитие личностных качеств – воля и настойчивость; добросовестность и
аккуратность; умение мобилизовать свои резервы и способность к самообладанию;
уверенность в своих силах; чувство юмора; соревновательность; терпимое отношение
к критике; чуткость к анализу нравственных проблем; склонность к самоанализу – все
это так или иначе не может не находиться в поле зрения педагога.
Воспитание личностных качеств ученика связано с конкретностью и
последовательностью в постановке учебных задач; оценкой выполнения
домашних заданий; методическим обеспечением домашней работы учащегося;
постоянной нацеленностью на публичное выступление; аналитическим
отношением к достигнутым результатам; личным примером учителя, как
профессиональным, так и морально - нравственным.
Конкретность и последовательность означает, что учащийся с первых уроков
должен привыкнуть к мысли, что любая поставленная перед ним задача должна быть
выполнена не кое-как, а на самом высоком уровне. Тактика педагога заключается в
поиске соответствия задания возможностям ученика, приемов, ведущих кратчайшим
путем к достижению цели, решению локальных задач в том или ином произведении. В
тоже время, задание, предлагаемое ученику, должно быть обоснованным,
оправданным в его (ученика) собственном сознании. Ребенок, к примеру, должен
понимать, с какой целью его заставляют играть на фортепиано и петь подтекстовку,
причем выразительно петь. Понимать в том смысле, что с помощью слов он
рассказывает нам содержание музыки, которую исполняет; что если сказку читать
невыразительно, то будет скучно. При условии осознания смысла выполняемого
задания воздействие на формирование у учащихся таких качеств характера, как воля,
настойчивость, добросовестность, аккуратность будет протекать естественнее и
интенсивнее, способствуя тем самым достижению перспективной, стратегической
цели – становлению личности ребенка.
Оценка выполнения учащимися задания фактор, требующий очень тонкого
педагогического подхода. Формирование таких качеств, как реалистичность в
самооценке, уверенность в своих силах, терпимое отношение к критике, находится в
прямой зависимости от качества этого подхода. Предположим, ученик не выполнил
домашнее задание. Не торопитесь выражать недовольство. Существует много причин,
не связанных с нерадивостью ученика. Вот некоторые из них:
вы недостаточно точно сформулировали задание;
вы дали задание, с которым ученик еще не может справиться; у ребенка не было
времени выполнить задание; ребенок растерялся на уроке;
у ребенка существуют личные проблемы и он сосредоточен только на них;
ребенку надоела пьеса, которую он играет;
ребенку неинтересно ходить в класс по специальности;
Постарайтесь быстро оценить ситуацию и, даже если вас раздражают постоянные
невыполнения заданий, не высказывать недовольство ребенку. Почувствовав уверенность,
самостоятельность, ученик постепенно войдет во вкус и сам будет стремиться к
добросовестному труду. Вышесказанное не означает, что ребенка не следует подвергать
профессиональной критике, что он не должен аналитически относиться к своим
недостаткам. Речь идет о том, чтобы, оценивая труд ученика, вы помнили, что педагог
может об одном и том же недостатке сказать кардинально противоположным образом. И в
одном случае помочь ученику, в другом – оттолкнуть от себя и от музыки.
Приведем пример одного из методических приемов, способствующих развитию у
учащегося критического отношения к себе, аналитического мышления, навыков
самостоятельной работы.
Игра «Учитель и ученик»
1. Запишите исполнение музыкальной пьесы ребенком на магнитофон.
2. Прослушайте вместе запись.
3. Предложите ребенку оценить свое исполнение, помогая ему формулировать
замечания.
4. Предложите поиграть в игру «Учитель и ученик», где вы будете учеником, а
ученик- учителем.
5. Исполняйте пьесу по фразам, копируя недостатки ученика.
6. Предложите ученику исправлять ваши «недостатки», показывая, как надо играть
правильно.
7. Исправляйте свои «недостатки», но не все сразу; в то же время «включайте» новые.
8. Предложите ребенку исполнить пьесу неправильно.
9. Предложите ребенку исполнить пьесу как следует..
Методическое обеспечение домашней работы учащегося едва ли не самый
важный фактор, учитывая который можно интенсивно влиять на формирование
характера ребенка. Многие проблемы в музыкальной педагогике возникают в связи
с тем, что ученик знает что учить, но не знает как, то есть ему известно к какому
результату необходимо стремиться, но неизвестны методы разучивания
произведения, преодоления технологических трудностей и т. д. Вместе с тем,
грамотная организация домашней работы приучает ребенка к профессиональной
дисциплине, собранности, целеустремленности, выносливости и многому другому,
что впоследствии станет частью характера. В связи с этим отметим, что запись
домашнего задания должна:
o во - первых, быть предельно конкретной;
o во- вторых, включать задания по всем разделам выполняемой программы;
o в- третьих, реально учитывать временные возможности ученика;
Учебный процесс в системе музыкального образования организован, к счастью,
таким образом, что учащийся периодически обязан выходить на эстраду, где происходит
своеобразная проверка таких его качеств, как умение мобилизовать свои духовные и
физические ресурсы, способность к самообладанию. Однако, на практике, многие ученики
не выдерживают этого испытания: сбиваются, играют невыразительно, забывают пьесу,
останавливаются, что впоследствии может негативно сказаться на формировании их
личности. Самый надежный путь, позволяющий избежать ученику серьезных душевных
переживаний- это постоянная нацеленность на концертное выступление, создание в классе
по специальности условий, соответствующих задачам, решаемым учеником на сцене.
Перечислим эти условия:
Методический уровень разбора и разучивания произведения, при котором музыка
не хаотично, а последовательно и прочно укладывается в сознании учащегося;
Технология преодоления пианистических трудностей, позволяющая учащемуся
сознательно контролировать процесс исполнения как в медленных и средних, так и
в быстрых темпах;
Психологическая подготовка, обеспечивающая учащемуся избыточную защиту во
время выступления на сцене;
Специальное развитие сценического мастерства и артистизма учащегося;
Естественно, что основным фактором воздействия на среду воспитания учащегося вне
дома является личность педагога, его профессионализм, мироощущение, морально-
нравственные качества. Поэтому, такие черты характера ребенка, как чувство юмора,
чуткость к анализу нравственных проблем, эмпатическое отношение к людям
формируются помимо семейного влияния в процессе общения с педагогом. Ученики
впитывают не только манеру исполнения, но и манеру поведения, взгляды на жизнь и
многое другое. Таким образом, педагогическая деятельность предполагает развитие
учителем собственной психологической установки, согласно которой ученик является
зеркальным отражением педагога. И сколь идеалистической она ни была, все же это
отличная гарантия избежать педагогической самоуверенности.
Используемая литература:
1. «Методика обучения на фортепиано в подготовительном отделении и начальной
школе» автор профессор Харьковской консерватории Виктор Макаров
2. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» К.А.Мартинсен
издательство «Музыка» Москва 1977
3. «Вопросы фортепианной педагогики» сборник статей под общей редакцией
В. Натансона