Сценарий "По сказочным дорожкам"

1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
«По сказочным дорожкам»
(Сценарий познавательно - игровой программы для детей 7-11 лет)
Составитель:
Олийнык Александра Игоревна,
Патшина Виктория Владимировна,
педагоги дополнительного
образования
Кемерово 2018
2
Цель: создание условий для формирования познавательных способностей у
учащихся посредством вовлечения их в познавательно - игровую программу
«По сказочным дорожкам».
Задачи:
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать культуру поведения и общения на массовых
мероприятиях;
формировать умение воссоздавать художественные образы.
Оформление: кабинет украшен воздушными шарами, вывеска «Добро
пожаловать!».
Оборудование: слайдовая презентация с играми, игры, реквизит для игр,
жетоны с баллами, наградные медали.
Участники праздника: учащиеся творческих объединений.
Действующие лица: ведущий.
Ход познавательно - игровой программы
«По сказочным дорожкам»
«Сказки это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно
несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»
(Френсис Бэкон).
Ведущий Друзья мои, сегодня я пригласила вас в гости к сказке.
Знакомимся мы со сказками с самого детства: нам их читают родители,
рассказывают бабушки, с удовольствием смотрим сказки по телевизору, а
научившись читать, зачитываем книги с ними. Чтение книг одно из
величайших удовольствий. Ведь так приятно закутаться в плед с кружкой
чая, хорошей книгой и отправиться в путешествие с отважными героями по
удивительным местам! Сегодня мы попутешествуем по сказкам, рассказам и
любимым книгам. Будем вспоминать известных персонажей, любимых
авторов, поиграем и посоревнуемся, зарабатывая баллы. Для этого
разделимся на две команды, выберем капитанов команд и придумаем себе
название, связанное с темой нашего мероприятия. Также выберите счетовода
для вашей команды, ответственного за подсчет заработанных вами баллов.
(Дети разделяются на две команды, выбирают капитана и придумывают
название)
Ведущий Посмотрите, сказочные предметы и некоторые персонажи
заблудились. Давайте поможем им найти свои сказки. Обратите внимание,
сказка может быть не одна!
Игра «Потерянные вещи»
На слайде по очереди появляются изображения тыквы, зеркала, иглы,
шапочки, курицы, мышки, лошадки, стетоскопа, деда с бабой, горшочка.
3
Команды называет сказку, в которой задействован каждый из предметов
или персонажей. За правильный и не повторяющийся ответ начисляется
балл.
Ведущий Сказки бывают разных жанров: бытовые, о животных и
волшебные сказки. Бытовые сказки это сказки о быте и жизни людей. В
сказках о животных главные герои звери. Волшебные сказки - сказки с
волшебными предметами. Для вас у меня есть викторина, связанная с такими
волшебными предметами.
Викторина «Волшебные предметы»
Каждой команде предлагается по три вопроса. За каждый правильный
ответ начисляется балл.
1. Какой волшебный предмет хранила в болоте черепаха? (ключик)
2. Какой волшебный предмет помог узнать злой царице, где находится ее
падчерица? (зеркало)
3. Волшебный вид транспорта, он же предмет интерьера? (ковёр-
самолёт)
4. Разноцветный волшебный предмет, исполняющий 7 желаний?
(цветик-семицветик)
5. Какой волшебный предмет без проблем может вас накормить?
(скатерть - самобранка)
6. Какой волшебный предмет может заменить современный
навигатор? (клубок)
7.
Ведущий В следующей игре мы станем костюмерами!
Игра «Костюм сказочного персонажа»
От команд выбираются по 5 человек, задание которых создать костюм
известного персонажа (Доктор Айболит, Черепаха Тортилла) и
представить участникам своей команды, чтобы они угадали из
приготовленных материалов. Обеим командам начисляется по баллу.
Ведущий А пока ваши друзья готовят костюмы, у меня есть задание для
всех вас. В библиотеке случайно перепутались все страницы в книжках и
герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти свою сказку, иначе мамы
ребятам не смогут прочитать на ночь книжки. Согласны помочь?
Игра «Сказка для персонажа»
Игра с оставшимися участниками команд. Читаются отрывки из сказок,
участники обеих команд называют правильные ответы. Каждой команде
начисляется балл.
1. Невод в море я кидал,
Рыбку волшебную поймал.
4
(Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Она у деда с бабкой жила
И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое!
(Курочка-ряба из одноимённой сказки)
3. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала.
(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)
4. По лесу катился он.
Волк его не съел.
Рыжая плутовка съела,
Пока он песню пел.
(Колобок из сказки «Колобок»)
5. У него избушка тёплая-лубяная,
А у лисоньки ледяная.
Захотелось плутовке в тепле пожить.
И решила она хозяина выгнать.
(Зайка и сказки «Заюшкина избушка»)
6. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла.
(Золушка из сказки «Золушка»)
7. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает!
(Кот из сказки «Кот в сапогах»)
8. Девочка красавица
В лес попала.
Семь гномов она
В лесу повстречала.
(Белоснежка и сказки «Белоснежка и семь гномов»)
5
Ведущий Многие сказки, которые мы сейчас вспоминали, относятся к
русским - народным. Русские народные сказки неисчерпаемый источник
мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с
детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о
справедливости. Сказки учат. Не зря про сказку сочинили такие пословицы:
«Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка – ложь, да в ней
намёк». Важной частью народного творчества были и есть пословицы и
поговорки. Давайте вспомним некоторые из них.
Игра «Пословицы»
Игра с обеими командами. Задаются вопросы, участники обеих команд
называют правильные ответы. Каждой команде начисляется балл.
1. Кто мать учения? (повторенье)
2. Где познаются друзья? (в беде)
3. Лучше кого старый друг? (лучше новых двух)
4. Чем не кормят соловья? (баснями)
5. В какое время года лучше считать цыплят? (осень)
6. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (семь)
7. Что бережет копейка? (рубль)
8. Кого боится дело? (мастера)
9. Что нужно беречь смолоду? (честь)
Ведущий В продолжение темы пословиц у нас есть задание для
капитанов.
Игра «Изобрази пословицу»
Капитан от каждой команды получает пословицу и показывает её своей
команде с помощью жестов. Команда, угадавшая пословицу, получает балл.
1. Тише воды, ниже травы
2. Тише едешь — дальше будешь
Ведущий Уважаемые счетоводы, как у нас обстоит дело с баллами? Всё в
порядке? А мы с вами сейчас тоже будем считать.
Игра «Волшебные цифры»
Участники команд называют сказки, рассказы и пр., в названии которых
есть цифра. За каждый правильный ответ начисляется балл.
Ведущий Давайте представим, что сказочные герои умели бы пользоваться
телефоном. Давайте отгадаем, кому могли бы принадлежать следующие
«смс-ки».
Игра «Сказочные смс-ки»»
По три участника от каждой команды вытягивают лист с «смс-кой»,
зачитывает и предлагает вариант ответа. За каждый правильный ответ
начисляется балл.
6
1. «Ушёл от зайца. Ушел от медведя» (Колобок)
2. «Купила самовар. Приглашаю к чаю» (Муха-Цокотуха)
3. «Обязуюсь впредь мыть посуду» (Федора)
4. «Помни, всё исчезнет после 12 ночи» (Фея из сказки «Золушка»)
5. «Ключ достал, скоро буду» (Буратино)
6. «Нашла новых друзей. Идём в Зелёный Город» (Элли из сказки
«Волшебник Изумрудного Города»)
Ведущий Следующая игра также связана с цифрами.
Игра «От 1 до 10»
Командам раздаются листы с вопросами. Ответами на вопросы являются
числа от 1 до 10. Числа эти не повторяются. Команды выполняют
совместно задание, затем ведущий зачитывает вопрос команды
представляют свои ответы. За правильный отчет начисляется балл.
1. Сколько золотых монет получил Буратино от Карабаса-Барабаса?
(5)
2. Сколько животных встретил Иван-царевич, пока дошел до Кащеева
царства в сказке «Царевна-лягушка»? (4: медведь, заяц, селезень, щука)
3. Сколько друзей – гномов было у Белоснежки? (7)
4. Сколько девиц «пряли поздно вечерком»? (3)
5. Сколько гусей было у бабуси, которые прятались от неё в канавке? (2)
6. Сколько раз приплывала рыбка к старику? (6)
7. Сколько золотых яиц снесла Курочка-ряба? (1)
8. Сколько лет исполнилось Малышу в тот день, когда ему подарили
собаку? (8)
Ведущий А сейчас интересное, но сложное задание. Посмотрим,
насколько вы умеете дружно и сообща работать. У меня для вас есть
головоломки. Ваша задача, в каждом из слов, которое у вас будет, поменять
местами, добавить или изменить не больше двух букв, чтобы получилось
новое слово. Например: фирма – рифма
Игра «Головоломка»
Каждой команде выдаются по 4 слова. Команды представляют свои
ответы. За каждый правильный начисляется балл.
Елисей - Енисей
Лапша - шпала
Шесть - шест
Уха - муха
Соль - моль
Роза - гроза
Лист аист
Дача задача
7
Ведущий Ой, ребята, кажется, кто-то увлекся этой игрой и поменял слова в
названии сказок и некоторые имена! Давайте исправим.
Игра «Путаница»
На доске вывешивается лист ватмана с таблицей, представленной ниже.
От каждой команды приглашается по 8 участников, которые должны
исправить имя персонажа или название сказки. За правильный ответ
начисляется балл.
Царевна-индюшка
По собачьему велению
Сивка-будка
Иван-царевич и зеленый волк
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Мальчик с кулачок
У страха уши велики
Лапша из топора
Василиса Преглупая
Елена Обычная
Крошечка - Горошечка
Лягушка - Домоседка
Баба Бяка.
Кощей Бесстрашный
Царевна-жаба
Жар- муха
Ведущий А сейчас подвижная весёлая игра!
Игра «Ловись рыбка большая и маленькая»
Бумажные рыбки (золотые и красные) крепятся на участников. Задача
сорвать как можно больше рыбок соперника, сохраняя своих. Баллы
начисляются за оставшихся рыбок.
Ведущий В книгах одной из важной её частей являются иллюстрации.
Сейчас мы с вами будем в роли художников и попробуем нарисовать
персонажей известных произведений. Нам понадобятся по семь человек от
каждой команды. Каждый участник должен нарисовать только определённую
часть. В результате у нас должен получиться готовый персонаж, которого
должны угадать оставшиеся ребята из ваших команд.
Игра «Художники»
Участникам игры загадывается персонаж (Незнайка и Буратино) и даётся
задание нарисовать определённую его часть (голова, шляпа, рубашка,
шорты, галстук, ботинки, лицо). Участники строятся в два ряда напротив
доски и по очереди рисуют фрагмент. Оставшиеся ребята отгадывают
получившегося персонажа. Начисляется балл за правильный ответ и балл за
самого нарисованного персонажа.
Ведущий Герои в книгах встречаются разные. Бывают умные и глупые,
храбрые и трусливые, добрые и злые. Следующее задание на
внимательность.
8
Игра «Положительные и отрицательные герои»
Называется персонаж. Если он положительный ребята хлопают в
ладоши, если отрицательный топают. Начисляется по баллу каждой
команде.
Баба Яга
Кот в Сапогах
Винни-Пух
Снежная Королева
Карлсон
Леопольд
Кощей Бессмертный
Дюймовочка
Кот Базилио
Ведущий Много литературных персонажей есть! Посмотрим, хорошая ли у
вас память на имена.
Игра «Имена»
На слайде появляется имя литературного героя, которое нужно
продолжить. Баллы за игру не начисляются.
Пеппи…(Длинный Чулок)
Оливер…(Твист)
Барон…(Мюнхгаузен)
Оле…(Лукойе)
Добрыня…(Никитич)
Синдбад…(Мореход)
Робинзон…(Крузо)
Ведущий С этим заданием вы справились, молодцы. А в следующем
задании вы должны восстановить названия сказок, в которых одно из слов
было заменено словом «сказка».
Игра «Сказка»
На слайде появляется изменённое название сказки, которое нужно
исправить. Баллы за игру не начисляются.
1. Владимир Одоевский «Городок в сказке» (Табакерке)
2. Павел Бажов «Хозяйка медной сказки» (Горы)
3. Виталий Губарев «Королевство кривых сказок» (Зеркал)
4. Александр Волков «Семь подземных сказок» (Королей)
5. Г.Х. Андерсен «Сказка и трубочист»
Ведущий Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. И я
хочу предложить вам следующую игру «Угадай мелодию».
9
Игра «Угадай мелодию».
Звучат мелодии, участники отгадывают из какой сказки или мультфильма
данная мелодия.
1. Мелодия из мультфильма Простоквашино, Э. Успенский
2. Мелодия из мультфильма «О рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин
3. Мелодия «Песенка Красной шапочки», Шарль Перро
4. Мелодия песенки Буратино, А.Н. Толстой
5. Мелодия «Летучий корабль», русская народная сказка
Ведущий А теперь я предлагаю вам всем вместе сочинить сказку!
Игра - кричалка «Сочиняем сказку»
Ведущий зачитывает текст, участники команд добавляют слова
подходящие по смыслу и рифме.
Старый замок — в гуще леса,
В этом замке спит... (принцесса).
Лес дремучий замок прячет,
Принц отважный к замку... (скачет)
Ясно всем, что дальше будет:
Принц красавицу... (разбудит).
Злой Кащей совсем не глуп:
Сторожит он старый ... (дуб),
На цепи из ста колец
Золотой висит... (ларец).
Тот ларец стеречь — не шутка.
Заяц в нем, а в зайце — ... (утка).
На Кащея утка зла,
В ней — яйцо, а в нем — ... (игла).
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кащея ... танет).
Ведущий Наше путешествие по сказкам подходит к концу. У вас есть
возможность заработать дополнительные баллы, ответив на вопросы. Но
вопросы эти сложнее, чем предыдущие и время на задание будет ограничено
3 минуты.
Игра «Знатоки книг»
Командам раздаются листы с вопросами, в течение трёх минут участники
отвечают на вопросы, после чего сдают листы ведущему. Ведущий
подсчитывает верные ответы и добавляет баллы командам.
Знаменитый русский баснописец? (Крылов)
Как называется речь одного человека в произведении? (Монолог)
10
Кто написал сказку «Приключения Незнайки»? (Н. Носов)
Вымышленное имя, которым писатель или журналист заменяет свое
настоящее имя. (Псевдоним)
Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса)
Как звали пантеру из сказки «Маугли»? (Багира)
Какое уязвимое место было у Ахиллеса? (Пята)
Как имя олененка, потерявшего маму? емби)
Какое животное помогло добраться Герде до царства Снежной Королевы?
(Олень)
Какое сказочное животное любит носить сапоги? (Кот)
Лучший друг Вини-Пуха? (Пятачок)
Главный греческий Бог, отец Геракла? (Зевс)
Любимец старухи Шапокляк? (Крыска Лариска)
Имя хитрой лисы из сказки «Буратино»? (Лиса Алиса)
Какое животное имело очаровательную улыбку в сказке «Алиса в стране
чудес»? (Чеширский кот)
Как звали собаку, у которой было черное ухо? им)
Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
Из-за какой прекрасной девушки разразилась Троянская война? (Елена)
Мифологическая женщина, у которой вместо волос были змеи? (Медуза
Горгона)
Ведущий А сейчас мы с вами разыграем настоящее представление как
актёры!
Игра «Постановка сказки»
Для игры выбираются ребята ни разу или один раз игравшие за всё
мероприятие. Участникам команд раздаются роли персонажей, их
движения, атрибуты, выбирается чтец. Чтец читает сказку. Услышав
свою роль, ребята произносят слова своего персонажа и производят
специальное движение
Репка (желтая кепка) – «Натуральный продукт!» (Показывает «силу»)
Дед (шапка-ушанка) – «Вот это мне повезло!» (Руки в стороны)
Бабка (платок) – «Ух, я вам покажу!» (Грозит пальцем)
Внучка (шарфик) «Я самая красивая!» (Поправляет волосы)
Жучка (хвостик) «Кому здесь помочь?» (Прыжки на месте)
Кошка (ушки и хвостик) «Где мои лосось и форелька?» (Показ «когтей»)
Мышка (ушки) – «Я Бэтмен(Героическая поза)
В одной, ну очень сельской местности,
Весьма далекой от известности,
Что на Руси встречаются нередко
Дед посадил однажды Репку.
11
Вышел утром Дед на грядку
Потянулся, покряхтел
Да на Репку обернулся.
Вот так чудо–чудеса!
Дед протер свои глаза
Потому что удивился.
Вот так овощ уродился!
Дедка Репку обхватил
Потянул, что было сил!
Тянет – потянет вытянуть не может.
Не пошла из грядки Репка
Знать засела в земле крепко.
Что же делать, бабку звать
Чтоб сподручней Репку рвать!
Бабка в полушубке новом
Деду подсобить готова.
Подошла поближе Бабка
Дедку Бабка хвать в охапку
Дедка снова Репку хвать!
И давай тянуть, да рвать
Тянут – потянут вытянуть не могут
Бабка Внучку позвала,
Чтобы та им помогла.
Внучке, только если честно,
Это все неинтересно
И признаться ей вообще
Не до овощей
Но чтоб предков не сердить
Все ж решила подсобить.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за Репку
Тянут – потянут вытянуть не могут
Бабке с дедом очень жаль
Пропадает урожай.
Дело разрешила Внучка
Позвала на помощь Жучку.
Жучка быстро прибежала
Даже кость не обглодала
Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку
Тянут – потянут вытянуть не могут
Повиляв хвостом немножко
Жучка звать решила Кошку
Через час она явилась,
Помурлыкала, умылась
Кошка сладко позевнула
12
Жучке лапки протянула
Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку,
Бабка за Дедку, Дедка за Репку
Тянут – потянут вытянуть не могут
Видно все устали слишком
Надо звать на помощь Мышку
Мышка вышла в огород
Отодвинула народ
Крепко за ботву схватилась
И достала корнеплод
И видать по все приметам
Не простая Мышка эта
Нашей сказочке конец,
а кто слушал – молодец.
Дискотечный блок
Ведущий Ребята, вы просто молодцы! Со всеми заданиями справились, и
все сказки и сказочных героев угадали. Недаром говорят: «Ученье свет, а не
ученье тьма», «Кто много читает, тот много знает». Читайте сказки, любите
книги. Польза чтения огромна: читая, человек познает для себя новое,
интересное, расширяет свой кругозор, обогащает словарный запас, а значит,
человек становится умнее. А сейчас пришло время подвести итоги,
подсчитать баллы.
(Подсчитываются баллы, выявляется команда победителей. Участники
награждаются медалями и сладкими призами)
Ведущий До новых встреч, друзья!
13
Список используемой литературы
1. Сценарии праздников для детей и взрослых [Текст] - М.: ООО «Мир
книги», 2003. – 512 с.
2. Узорова, О. Физкультурные минутки: Материал для проведения
физкультурных пауз. екст] / О. Узорова.- Мн.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО
«Изд-во АСТ»: ЗАОНПП «Ермак», 2004.- 96с.
3. Дети-онлайн [Электронный ресурс] / Загадки про сказочных героев. URL
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/ Загл. с экрана. Яз.
рус. (Дата обращения: 20.01. 201)
4. Кладовая развлечений [Электронный ресурс] / Сценарий праздника по
сказкам для детей начальной школы. URL http://kladraz.ru/blogs/ala-aleksevna-
kondrateva/vyshli-skazki-na-parad.html Загл. с экрана. Яз. рус. – (Дата
обращения: 20.01. 201)