Сценарий "Саамские сказки" 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 21"
Сценарий внеклассного мероприятия по ИЗО
КВН "Саамские сказки"
Автор:
Мацевка Леся Брониславовна,
учитель ИЗО
Оленегорск
2016 год
Сценарий проведения внеклассного занятия по ИЗО в 5 классе.
КВН "Саамские сказки"
Цели:
-познакомить учащихся с саамскими сказками, расширить представление детей об окружающем
мире, о жизни и быте наших предков, активизировать познавательную деятельность;
-развивать художественно-творческую активность, мелкую моторику, координацию движений
рук, глазомер;
- воспитывать чувство коллективизма, любовь к родной земле, интерес и бережное отношение к
культуре саамского народа.
Материалы: листы ватмана, силуэты - образы (шаблоны), веревочка, карточки с буквами (для
конкурса), краски, карандаши.
Зрительный ряд: фотографии саамской деревни, оленей, саамов в национальной одежде,
рисунки детей, слайды с видами Мурманской обл.
Литературный ряд: стихи про Кольский полуостров, загадки, придуманные детьми (д/з).
Музыкальный ряд: саамская кадриль, саамская песня "Рассвет и огонь".
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
1 ученик, (отрывок из произведения И. Ядринцевой)
Мы живем в стране России,
В Кольском северном краю.
Мы хотим счастливой, сильной
Видеть Родину свою.
2 ученик.
Чтоб по праву ей гордиться
И ее достойным стать, нужно многому учиться.
Так с чего нам начинать?
Решено: с истории
Этой территории.
Ведущий. В далекие-далекие времена рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная
Лапландия - страна холода и мрака. Там живут странные люди, которые ходят в звериных шкурах,
без промаху стреляют из лука и умеют колдовать - по желанию даже летом могут вызвать снежную
бурю. Небо в Лапландии загорается, и прокатываются по нему волны зеленого и малинового огня.
- Что здесь, правда? (ответы уч-ся)
-Действительно, на территории Норвегии, России, Финляндии и Швеции издавна живут охотники
и рыболовы саамы. Раньше их называли лопарями.
3 ученик.
Лопарь - он житель коренной
И север - край ему родной;
А о себе саами
Давно сказали сами:
" Мы, лопь,- народ оленный!"
И стали постепенно
Оленей диких приручать
И с ними вместе кочевать.
4 ученик.
Олень давал им пищу,
Одежду и жилище.
Охотники умелые
И рыболовы смелые,
Саамы с самых давних лет
Сложили множество легенд
О духах, о добре и зле,
О солнце, месяце, земле,
Озерах, реках и морях,
О сейдах и богатырях,
О чахкли - гномах озорных
И о богатстве недр земных,
О приключениях опасных,
О жизни - трудной, но прекрасной.
Ведущий. Ребята, а с какими саамскими сказками вы знакомы?
-Сегодня наш урок-КВН посвящен саамским сказкам.
Представление членов жюри.
3 Конкурсы.
1)Представление команд (название, девиз)
Например, команда "Сполохи".
- Мы сполохи веселые,
Ученики проворные!
Наш девиз: « Идти вперед и не сдаваться!
Соперникам не поддаваться!
На все вопросы отвечать,
И место первое занять!"
Команда "Северные следопыты".
Наш девиз: « Не скучаем мы ничуть,
Мы готовы в дальний путь!
Нам преграды не страшны,
Победы очень нам важны!"
2) Конкурс эмблем.
3) Конкурс вопросов (чтобы исключить выкрики или досрочные ответы, ребятам можно
предложить выполнить это задание на листках).
Каждой команде задается по 3-4 вопроса на знание содержания сказок. Например:
-"...Жили они под землей и владели всеми ее богатствами. А сами скромно жили. У них даже
одежды никакой не было..." Как называется эта сказка?
- Что полезного сделала Моресь-аканчь для своих земляков? Как называется эта сказка?
-"...Затряс он головой, вспенились воды озера - и окаменел олень, в остров каменный
превратился... «О чем идет речь? Как теперь называется это озеро?
-Кто пел эту печальную песню:
"Увез меня купец-
Кривые ноги, острое сердце.
Но не сумел отнять у меня
Моих любимых.
Разбилось в разлуке мое сердце.
Плаваю я теперь у родных берегов
Девой морскою."? Почему? Название сказки и т. д., примерно 6-8 вопросов.
Подведение промежуточных итогов.
Жюри подводит итоги, а уч-ся проводят физминутку, играя в саамскую игру "Веревочка".
4.Игра "Веревочка". Музыкальное сопровождение "Саамская кадриль".
Для игры необходима веревочка, связанная в кольцо. Длина будет зависеть от количества игроков.
Игроки берутся за веревочку и растягивают ее так, чтобы получился круг. Водящий встает внутри
круга. Его задача – осалить руку любого участника игры. Но сделать он это может, только пока
ладонь касается веревочки. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то
ладонь, пока она касается веревочки. Чтобы спастись от воды, игроки могут отдергивать руку, или
передвигать ее по веревке. Тот, кого осалят, становится водящим.
4)Конкурс "Саамский словарик"
Командам раздаются карточки, на которых буквы в словах перепутаны. Необходимо правильно
прочесть слова и объяснить их значение. Например, "нькаги» - каньги (саамская обувь).
Слова: вежа, вукс, карбас, кувакса, нойд, погост, ягель. Музыкальное сопровождение саамская
песня "Рассвет и огонь".
5)Конкурс перестрелка. По очереди перечисляют саамские сказки. Побеждает та команда,
которая назовет сказку последней.
6) Конкурс загадок (д/з).
Ребята обмениваются загадками (по 2-3), которые они придумали сами. Загадки о героях сказок, о
достопримечательностях Кольского полуострова, животных.
Примерные загадки.
Не дерево, а с ветвями.(олень, оленьи рога)
Белые мячики по тундре несутся.(оленята)
Грустные глаза, теплая шкурка. В саамской деревне друг и помощник.(олень)
Смотришь - завораживает. Кормишь- греет. Не кормишь - умирает.(огонь)
Когда приходил, по чуму стучал. Когда уходил, никто на видал.(дождь)
Подведение промежуточных итогов.
6) Конкурс Капитанов.(шуточный)
В конкурсе участвуют Капитан и его помощник. На листе ватмана нарисован силуэт оленя.
-Перед вами - рисунок. Кто лучше скопирует - тот победитель. Но не все так просто. Мы завяжем
помощникам глаза, дадим маркер, а капитаны будут диктовать помощникам, как рисовать.
Например, "прямая линия вправо, теперь веди маркер вверх.." и т. п.
7) Подведение итогов.
-Пришло время подвести итог. Вам приходилось рисовать, отгадывать, отвечать на вопросы. А кто
особенно хорошо выдержал испытания, заслуживает награды. Пока жюри подводит итоги
конкурсов, мы с вами оценим сегодняшнюю работу.
5.Рефлексотерапия (грустные и веселые смайлики в «корзинку настроения»).
6.Жюри объявляет итоги.
7.Награждение команд.