Статья: «Восприятие и ощущение цвета младших школьников на уроках рисования»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42 г. Читы
Статья: «Восприятие и ощущение цвета
младших школьников на уроках рисования».
Подготовила учитель
начальных классов
Викс Татьяна Юрьевна.
г.Чита
2014г.
Восприятие и ощущение цвета младших школьников на уроках рисования.
Как пишет В.С, Мухина: «Восприятие искусства требует от ребёнка
специальной выучки». Для него первичной задачей при этом выступает
понимание изображения как отображения действительности. Однако одного
понимания изображения действительности недостаточно, чтобы правильно
воспринимать свойства изображённых предметов и их соотношения. Дети
ещё недостаточно владеют изобразительным языком – правилами
изобразительного искусства. А те дети, которые перед школой не посещали
детский сад, не ходили достаточно часто в музеи, не рассматривали под
руководством взрослых репродукции, вовсе затрудняются воспринять
изображённую действительность. Особенно трудно даётся восприятие
перспективы. Также трудности ребёнок испытывает, когда он рассматривает
картину с её живописной стороны. Если ребёнок в реальной
действительности научился воспринимать снег, как только белый, траву, как
только зелёную, небо - как только голубое, то ему не дано будет воспринять
и согласиться с изображением многоцветья снега в погожий день, с
изображением того, что есть, но что он не научился видеть в реальном мире.
Даже пёстрая светотень может возмутить ребёнка как небывальщина или
просто грязь. К восприятию произведений изобразительного искусства
ребёнка надо готовить исподволь, постепенно. Учитель поможет ребёнку,
если расскажет, что человечество долго изобретало язык изобразительного
искусства. Изобразительное искусство имеет свои секреты – приёмы
отражения окружающего мира в наглядных, зрительно воспринимаемых
образах, в которых надо научиться узнавать изображения самой реальной
действительности. Помимо узнавания, отображаемого в произведении
искусства, ребёнок должен научиться эстетически, воспринимать
изображения. Для этого учитель, кроме объяснения того, почему это
произведение красиво, сам должен искренне переживать эстетические
чувства от созерцания картины. В школе ребёнок учится рисовать, прежде
всего, по памяти, рисование по воображению не является определяющим.
Все познавательные процессы задействованы в изобразительной
деятельности и благодаря рисованию получают особое развитие». Ребёнок
6-7 летнего возраста не только различает цвет предмета, но может
правильно назвать предлагаемые цвета. Он может также изобразить
простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет.
Очень важно, чтобы ребёнок умел установить идентичность предметов по
тому или иному эталону. Эталон - это выработанные человечеством образцы
основных разновидностей качеств и свойств предметов. Так эталонами
восприятия цвета являются: цвета спектра, белый и чёрный цвет, холодные и
тёплые цвета. Если ребёнок может правильно назвать цвет предмета, если
он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то мы можем
сказать, что он может правильно установить идентичность, частичность
сходства, несходства. Основательно разглядывая, ощупывая, наблюдая,
ребёнок прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.
В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм, звуков.
Каждый предмет свой собственный, присущий только ему цвет. Например,
лимоны – жёлтые, апельсины – оранжевые, огурцы – зелёные.
Колорит это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых
оттенков в картине. Колорит может быть холодным, тёплым, серовато -
серебристым, красноватым, зеленоватым и т.д. Контрастными называются
цвета, которые расположены в цветовом круге друг против друга.
Контрастные цвета, помещённые рядом, усиливают яркость друг друга.
Три основные характеристика цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность.
Цветовой тон характеризует цвет или цветовой оттенок предмета – красный,
оранжевый, зелёный и т.д.
Светлота это степень высветления цвета. То есть, это сравнительная
степень отличия от тёмного: чем дальше от тёмного, тем большую светлоту
имеет цвет.
Насыщенность цвета степень интенсивности (яркости) цвета. Чем меньше
серого в смеси, тем ярче, насыщеннее цвет данной смеси красок.
В цветовом круге каждый цветовой тон (красный, оранжевый, жёлтый,
синий, фиолетовый) и примыкающие к нему соседние называются
родственными цветами. Контрастный цвет ярко выделяется на фоне
родственных.
Человечество постепенно упорядочило их, сведя к системам цветов, форм,
звуков – сенсорным эталонам. Сенсорные эталоны позволяют людям
правильно ориентироваться в окружающей действительности и понимать
друг друга. Для обучения в школе очень важно, чтобы сенсорное развитие
ребёнка было достаточно высоким. Ребёнок младшего школьного возраста
хорошо понимает, то картина или рисунок есть отображение
действительности. Поэтому он пытается соотнести картины и рисунки с
действительностью, увидеть то, что в них изображено. Рассматривая
рисунок, копию картины, ребёнок, приученный к изобразительному
искусству, уже не воспринимает используемую художником многоцветную
палитру как грязь, он уже действительно верит, что мир действительно
состоит из бесконечного числа сверкающих красок. Дети любят
рассматривать изображения ведь это рассказы о жизни, которую они так
стремятся постичь
Список литературы.
1.Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. М., Просвещение,1988.
2.Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя/ Ю.Б, Алиев, Г.Т.
Ардаширова, Л.Б. Барышникова и др.; Под ред. Н.А. Кушаева, М.,
Просвещение. 1986 –с.240.
3.Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. М., Просвещение. 1986.,с.91.
4.СмолинаВ.В.,Кутейникова М.Т. Возрастные особенности детей школьного
возраста. Минск, 1973.
5.Ткаченко Е. Контрастные цвета//Юн. Худ - к 1996,№4 с. 42-43.