Родительское собрание "Выбор модуля по курсу ОРКСЭ" 3 класс
Родительское собрание "Выбор модуля по курсу ОРКСЭ" 3класс (конспект, презентация).
Уважаемые родители! Сегодня мы с собрались для выполнения очень важного шага в жизни
ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это –
новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.
Сегодня я вас познакомлю с целями, задачами и содержанием этой дисциплины. Если сейчас вам
сложно сделать выбор, то к концу собрания, думаю, вам будет это сделать легче и вы будете
уверены в выборе.
Итак, повторю название предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Рождение этого предмета – требование времени. Мы –взрослые, отчетливо ощущаем, что в
современном обществе происходит деформация ценностей. Пугает статистика разводов,
наркомании, преступлений в молодежной и подростковой среде. Кроме того, по мысли одного из
создателей предмета, Россия становится цивилизацией кочевников: мы теряем свои единые
культурные корни. И еще один важный момент – в современном обществе существует большое
количество субкультур и контркультур, которые несут разрушительную идеологию. Тут вред и для
психического здоровья, и для моральных устоев, и для семейных ценностей. Если ребенок не имеет
четких духовных ориентиров – он может легко попасть под плохое влияние. Мы-взрослые должны
помочь ребенку приобрести эти духовные ориентиры. Поэтому возраст - 10-12 лет выбран
неслучайно. Это переход в подростковый период, когда обостряются все ценностные вопросы.
Рушатся все детские авторитеты. Идет активное познание самого себя и мира вокруг.
Я думаю, что актуальность проблемы я вам доказала! Педагоги уже давно задумались над
этой проблемой и не один год создавали программу новой учебной дисциплины. Уже около 10 лет
постепенно вводился этот предмет в школы страны и успешно преподается сегодня. Учителя
прошли обучение , получили право преподавать этот предмет.
Целью курса является формирование у младших школьников мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
• знакомство учащихся с основами религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений ребенка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-
смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы.
Мы используем следующие принципы обучения:
• диалогическое взаимодействие;
• приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и
эмоциональной сферы;
• актуальность;
• опоры на самостоятельность мышления учащихся;
• вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов
деятельности и презентации образовательного результата);
• деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий
отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
• соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического
и творческого освоения;
• органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской
деятельности.
Наконец сами модули. Их шесть:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов. Первый и последний уроки являются общими для всех учебных
модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — единые духовные ценности
и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Второй и третий тематические разделы
дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа
России.
Сегодня вам будет предложено выбрать модуль, оформить это документально (написать
заявление).
Для достижения результата в становлении личности ребенка нам-педагогам, конечно,
нужна ваша поддержка, ваша заинтересованность. Многие виды деятельности, изучаемые в курсе,
подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации,
например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка
выступления на итоговом мероприятии. Вы - родители можете оказать большую помощь в подборе
иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно некоторые из вас
смогут посетить места, о которых пойдёт речь на занятиях, те или иные религиозные святыни.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с
рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие
готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко
индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать
еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники,
знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и
викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды
взрослых и учеников. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и
семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ребята смогут
выполнить при вашей поддержке и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно будут приглашены на итоговое
мероприятие, завершающее курс. Вы будете не просто зрителями, а соавторами и участниками
детских презентаций.
Очень важно, на уроках по новому предмету не ставят оценки. Задумайтесь, как можно
оценить уровень духовности ученика? Это совсем не дело школы. Есть система поощрений для
детей. Поощряются все, кто активно участвует в работе на уроке, в обсуждении вопросов. Учитель
имеет возможность поощрить каждого ученика пусть даже за незначительное (на первый взгляд!)
познавательное, творческое, нравственное усилие.
У вас обязательно должны появиться вопросы, пожалуйста, задавайте их.
Самые распространенные вопросы:
(Ответы на них я получила в беседе с тренером-преподавателем курса "Основы религиозной
культуры и светской этики", кандидатом филологических наук Анастасией Кошечко. "Тренер"
означает, что Анастасия Николаевна прошла курсы в Московской академии повышения
квалификации и теперь может сама готовить преподавателей нового предмета).
-Вы пытаетесь внедрить в школу религиозное образование?
Прежде всего, я хотела бы подчеркнуть, что предмет "Основы религиозных культур и
светской этики" - это не пропаганда религии в школе. Министерством образования и науки
разработан светский предмет для светских детей, который помогает глубже понять свою
национальную культуру и воспитывает нравственные ценности. Кстати, в разработке курса
принимала участие поликонфессиональная группа: в нее входили представители всех
традиционных религий России. Когда готовились учебники – вся группа проверяла точность и
корректность формулировок, чтобы никого не обидеть. Таким образом был снят момент
напряженности. Религиозное образование – другая сфера, где участвуют представители
религиозных структур. А в данном случае участвует компетентный светский преподаватель.
- Что общего между изучением какой-либо религиозной культуры и нравственностью?
- Во-первых, у всех шести модулей совершенно одинаковы первый и последний уроки. Все
дети сначала проходят тему "Россия – наша Родина", и в заключение – тоже единая тема "Диалог
культур во имя гражданского мира и согласия". На общий урок собираются дети, которые изучали
разные модули, разные религиозные культуры. Учитель вместе с учениками приходит к выводу,
что, несмотря на различия, нас объединяет одна страна. И мы знакомим детей со сложным, но
очень нужным термином – толерантность. В нашем многонациональном мире мы должны жить в
мире и согласии. Это значит – понимать и уважать не только свою культуру, но и чужую: "Я уважаю
твою точку зрения. Это не значит, что я отказываюсь от своей. Я уважаю твое право быть другим,
непохожим на меня. И это не мешает мне общаться с тобой и дружить". Понимание этих простых
истин очень важно для формирования нормальной атмосферы в детском коллективе. Дети учатся
бережно относиться к своим и чужим культурным и религиозным традициям.
Кроме того, каждая религиозная культура преподается прежде всего как сокровищница
нравственной мудрости. Что такое хорошо и что такое плохо – этические ценности совпадают во
всех религиозных мировоззрениях. Ведь ни одна из них не учит, например, разрушению семьи. Для
всех религиозных культур абсолютными ценностями являются Родина, долг, честь, совесть,
верность и т.д.
- Не получится ли, что религиозно убежденный учитель вместо знакомства со своей
культурой будет ее навязывать? Что с точки зрения своей культуры ребенок начнет негативно
оценивать другую?
Задача предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в том и состоит, чтобы
показать, что нет плохих или хороших культур. Требование к преподавателю очень жесткие: не
должно быть никакого предвзятого отношения к разным мировоззрениям, тем более критики
традиционных для России религиозных культур. Не должно быть самоидентификации по
религиозному признаку, например, "мы – православные". Учитель может говорить "мы" только
двух случаях: "мы - люди" и "мы - граждане России".
Педагог не имеет права призывать ребенка к тому, что он должен поступать так-то и так-то. Он
может употреблять только такие формулировки: "христиане считают, что…", или "буддисты
считают, что…" Тем более запрещено на занятиях призывать к совершению каких-либо религиозных
действий (например, к молитве) и т.д. Могут быть призывы, направленные на познавательную
деятельность: "давайте подумаем", "давайте порассуждаем". Императивы могут быть
нравственные, например, призыв к честности в отношениях друг с другом. Но ребенок на этом
уроке имеет право не соглашаться с тем, что ему говорят, высказывать собственную точку зрения,
что поможет ему лучше понять самого себя.
-Как не абстрактно говорить о религии?
У каждой религиозной культуры существует свой сценарий жизни, поведения в типичных
обстоятельствах. Например, каждая культура учит особому отношению к болезни. В православной
культуре, например, болезнь может быть особым ценным периодом, когда человек получает
возможность спокойно разобраться в себе, в своих ошибках, в конце концов, искупить свои грехи.
То есть болезнь может быть благом, ступенью духовного роста по мере приближения к вечной
жизни. Взрослые подчас много говорят детям об умении "вертеться в жизни", но жизнь постоянно
ставит нас в такие ситуации, где умение "вертеться" не срабатывает. В болезни человек вспоминает,
что он смертен и что у него есть душа, которая тоже страдает. У разных народов есть особое
отношение к старости, своя культура старения. Есть своя культура создания семьи. Культура
праздников. Все это не абстракции. И мы говорим с ребятами о том, как определенные
религиозные убеждения помогают в решении практических жизненных вопросов.
Наша история и культура - это не что-то абстрактное, что когда-то было. Это происходит
здесь и сейчас. Люди разных культур живут согласно своим убеждениям. И, повторю еще раз, наша
задача, чтобы ребенок понял, мы – разные, но нас объединяет одна страна – Россия.
Предлагаю закончить собрание словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей
степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств
массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова
настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским
душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит
человеку истинное благо и подлинное счастье».
Предложите воспользоваться электронными ресурсами и литературой:
http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал
www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований
www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре
http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека
http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека
http://www.lib.ru – электронная библиотека
http://ethicscenter.ru – электронная библиотека
http://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека
http://www.cinema.mosfilm.ru – он-лайн кинотеатр киноконцерна «Мосфильм»
http://www.tvkultura.ru – официальный сайт телеканала «Культура»
http://www.virtualrm.spb.ru – портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал»
http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи
http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
http://www.orkce.ru
Литература для родителей и учеников:
1.Материал из Википедии — свободной энциклопедии
2. Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. -
587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
3. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг;
пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010.
4. Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- 667 с. - (Словари).
5. Мизун Ю.В. Тайны древних религий / Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун. - М.: Вече, 2011. - 333 с. - (Великие
тайны истории
6. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и
Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. - 398 с.: ил.
7. Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. - Москва: Вече, 2008. - 702 с.: ил. - (Кто есть
кто).
8. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. :
Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
9. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические
рекомендации в 2-х частях под редакцией А.Я.Данилюка М., «Просвещение» 2011.
10. Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы
мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. Амиров,
О.В.Воскресенский и др.; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 197, [3] с.: ил.
11. Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенская.. К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. Основы религиозных
культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ Т.А. Костюкова, О.В.Воскресенский и др.; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа,
2013. – 191, [3] с.: ил.
12. А.А. Шемшурин. Н.М. Брунчукова и др. Основы религиозных культур и светской этики: Основы
светской этитки. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Шемшурин. Н.М. Брунчукова
и др.; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 175, [3] с.: ил.