Лекция с элементами практикума "Единство нравственных заветов в учениях и религиях мира"

1
Единство нравственных заветов
в учениях и религиях мира
лекция с элементами практикума
Слайд 1.
В разные исторические времена на земле рождались выдающиеся личности. Они
приходили на Землю как великие учителя, как жрецы и цари, как основатели разных учений
и религий. Они приходили, когда было необходимо поднять сознание народов на новый
уровень. Они оставляли людям Заповеди, основы тех справедливых духовно-нравственных
Законов, на которых держится порядок во всём мироздании.
Наверняка вы знаете многих таких великих людей и можете назвать их имена.
(попросить назвать)
Это Иисус и Моисей, Рама и Кришна, Будда и Джина Махавира, Пифагор и Платон,
король Артур и император Акбар Великий, Зороастр и Магомет много выдающихся имён
можно перечислить.
Все заповеди и постулаты истинных духовных учителей были направлены на то, чтобы
помочь людям победить низшее в них и дать возможность проявиться высшему. Это лежит в
основе всех религий.
Однако люди в силу несовершенства своего сознания всегда искажали смысл
принесённых на Землю знаний.
Попробуем найти общее в нравственных заветах, оставленных нам учителями разных
религий и учений.
Слайд 2.
1. Золотое правило нравственности
И первое, что присутствует в каждой религии, выраженное в той или иной форме, –
Золотое правило нравственности. Это фундаментальное правило звучит так:
«(Не) поступай с другими так, как ты (не) хочешь, чтобы другие поступали с тобой».
Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры и наиболее ярко вопло-
щает происшедший в то время гуманистический переворот. Своё название золотого оно
получило в XVIII веке в западноевропейской духовной традиции.
Это правило появляется порой одновременно и независимо друг от друга в различных
культурах: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в
высказываниях античных философов – что говорит о чём? (вопрос ко всем)
О единстве источника.
В разных формулировках Золотое правило встречается в индийском эпосе
«Махабхарата», а также в изречениях Будды.
Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом,
ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
2
Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю»
Геродота, а также в той или иной форме Золотое правило нравственности встречается у
Фалеса Милетского, Гесиода, Сократа, Платона, Аристотеля и Сенеки.
В Библии оно упоминается дважды в Евангелиях от Матфея и от Луки при изложении
Нагорной проповеди Иисуса (Мф. 7:12; Лк. 3:31). Также это правило неоднократно
повторяли апостолы (ученики) Иисуса Христа.
В Коране Золотое правило не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из
изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям
то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали
бы себе».
Евангельская формулировка Золотого правила нравственности несёт положительный,
утверждающий добро принцип: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Т.е. несёт позитивное «делай» в отличие от
отрицающего «не делай».
Раз возникнув, Золотое правило нравственности прочно вошло в культуру и массовое
сознание, осело в виде пословиц. Так, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь,
того и сам не делай».
Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная
истина, средоточие практической мудрости и было одним из постоянных предметов
этических размышлений как мудрецов-философов, так и обычных людей.
2. Единство нравственных Заветов
Слайд 3.
Законы Ману.
В индуистских текстах Ману это первопредок, прародитель человеческого
рода. Таких Ману упоминается 14. Каждый Ману правит в течение длительного
периода времени, называемого манвантара. Законы Ману, известные
современному человечеству, приписываются Вайвасвате Ману, прародителю пятого
человечества, т.е. живущих ныне людей. Законы эти были созданы за многие тысячелетия
до эры христианства. В разных источниках их насчитывается от нескольких сотен до
нескольких десятков. Но суть их сводится буквально к десяти правилам.
Вот как они звучат в шестой книге «Законов Ману», в 92-й шлоке:
«Смирение, воздаяние добром за зло, умеренность, честность, чистота, обуздание
чувств, знание Шастр (священных книг), знание верховной души, правдивость и
воздержание от гнева таковы десять добродетелей, из которых состоит долг... Те, кто
усвоят эти десять заповедей долга, и, усвоив их, будут их соблюдать в жизни, достигнут
высочайшего состояния». (Законы Ману. Кн. VI, шл. 92).
Слайд 4.
Законы Моисея.
Нравственные законы, которые принёс людям еврейский пророк Моисей
(библеисты обычно датируют его жизнь 15-13 вв. до н. э.), изложены в Ветхом
3
Завете, в двух книгах Пятикнижия Моисеева «Исход» и «Второзаконие».
По преданию, Моисей, духовный вождь евреев, получил на горе Синай каменные
скрижали с десятью Божьими Заповедями. Эти Заповеди чтят не только евреи, но и
христиане всего мира. Приведём их в некотором сокращении.
«1. Да не будет у тебя других богов (кроме Господа). 2. Не делай себе кумира. 3. Не
произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний. 5. Почитай
отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои. 6. Не убивай. 7. Не
прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба
его, ни всякого скота его» (Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21).
Слайд 5.
Этические принципы Джины Махавиры.
Джина Махавира (599 до н. э. 527 до н. э.) проповедник, современник
Гаутамы Будды, основатель джайнизма древнеиндийской религии. Джайнизм
проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия
и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для
достижения всеведения и вечного блаженства.
Существует пять основных этических принципов обетов, которые должны выполнять
последователи этого учения:
1. Не причинять вреда живому (ненасилие).
2. Быть искренним и благочестивым (правдивость).
3. Не красть.
4. Не прелюбодействовать.
5. Не стяжать (не проявлять корыстолюбия).
Принцип «ненасилия» является основополагающим, его несоблюдение делает
бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий»,
но это понятие шире. Оно означает не причинять вреда или оскорблений всему живому ни
непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было,
нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды
других людей.
Слайд 6.
Заповеди Гаутамы Будды.
Будда Шакьямуни, или Гаутама Будда (563 до н. э. 483 до н. э.) духовный
учитель, легендарный основатель буддизма.
«Пратимокша Сутра» и другие религиозные трактаты буддистов содержат
десять следующих заповедей, оставленных Буддой:
«1. Ты не должен убивать никакого живого существа.
2. Ты не должен красть.
3. Ты не должен нарушать свой обет целомудрия.
4. Ты не должен лгать.
5. Ты не должен предавать секреты других.
6. Ты не должен желать смерти своих врагов.
4
7. Ты не должен желать богатства других.
8. Ты не должен произносить оскорбительных и бранных слов.
9. Ты не должен предаваться роскоши (спать на мягких постелях или быть ленивым).
10. Ты не должен принимать золото или серебро».
Слайд 7.
Заповеди Иисуса Христа.
Основные Заповеди Иисуса Христа известны всем. Наибольшая Заповедь
возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая возлюбить
ближнего как самого себя. Эти Заповеди Иисус дал как дополнение к
Заповедям Моисея.
Слайд 8.
А теперь давайте сравним некоторые из заповедей Христа и Будды:
А) «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
спрашивает один человек Иисуса. – «Соблюди заповеди». – «Какие?» – «Не убивай, не
прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй», – гласил ответ (Матфей, 19:16-18).
Б) «Что должен я делать, чтобы получить обладание Бодхи? (знание вечной истины),
спрашивает ученик своего буддистского учителя. Каков путь, чтобы стать упасака
[учеником мудреца]?» – «Соблюдай эти заповеди». – «Каковы они?» «Ты должен всю
жизнь воздерживаться от убийства, воровства, прелюбодеяния и лжи», отвечает учитель
(Питтакатьяян, кн. III, палийская версия).
Идентичные предписания, не правда ли? Их тождество очевидно. Это поистине
божественные предписания; живя по ним, человечество очистилось и возвысилось бы.
Как видим, основные, чистые пути всех религий по сути не имеют различий только их
формы отличаются друг от друга. Следовательно, те, кому важна форма, будут враждовать
между собой, а те, кто постиг основы, – объединятся на них.
Слайд 9.
Таким образом, когда мы беспристрастно изучаем основы религий и учений, которые
были даны в разное время (их разделяют не только столетия, но даже тысячелетия), то
убеждаемся в единстве заповеданных основ. Вывод однозначен: у всех религий единый
Источник! Ведь заповеди настолько сходны по своей сути, как будто их давал один и тот же
человек, точнее, Высокий Дух.
Приверженцы формы и обрядности будут постоянно спорить между собой: как
правильно креститься или как именно поклоняться Богу. Но если мы будем понимать, что
нравственная основа во всех религиях одна, мы будем уважительно относиться к любому
проявлению веры в Бога.
Вывод сегодняшней лекции такой:
Истина – одна, Законы Мироздания – едины, и все религии – это разные пути к Богу.
5
Практическая часть
(работа в микрогруппах)
Слайд 10.
А теперь давайте представим себя в роли божественных законодателей. Вам выпала
великая честь создать пять нравственных заветов современному человечеству. Какие из
нравственных правил наиболее актуальны для современных людей? Можете придумать
свои собственные либо выбрать из только что перечисленных правил разных религий.
Объединяемся вокруг ведущих группы. Оптимальное количество участников в группе
6-8 человек. Время на работу 10-15 минут (чем меньше людей в группах, тем меньше
нужно времени на обсуждение).
Затем – группы поочерёдно являют результаты.
В конце подвести краткий итог, подчеркнуть совпадающие правила-заветы.
Выделить главное.
По-возможности лучше заранее обговорить с преподавателем кандидатуры ведущих
микрогрупп. Остальным ребятам предложить подойти к ведущим. Тогда процесс
образования микрогрупп не займёт много времени.