Православные традиции в контексте профессионального самоопределения личности

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя
Православные традиции
в контексте
профессионального
самоопределения
личности
Дьяченко Екатерина Ивановна
преподаватель дисциплин профессионального цикла
высшей квалификационной категории,
Залевская Татьяна Алексеевна
преподаватель дисциплин профессионального цикла
высшей квалификационной категории.
Тирасполь 2019
2
Выбор профессии – это не только выбор той или иной
профессиональной деятельности, но и выбор
жизненной дороги, поиск своего места в обществе.
Л.С. Выготский
Формирование духовной культуры личности старшеклассников в
процессе профориентации является одним из важных направлений духовно-
нравственного становления детей и молодежи, подготовки их к
самостоятельной жизни и важнейшей составляющей развития общества и
государства.
Знание и соблюдение православных традиций необходимо всем:
взрослым и детям, девочкам и мальчикам, девушкам и юношам, женщинам и
мужчинам. Потому что каждому из нас в своей жизни приходится
сталкиваться с различными событиями, быть в разных ситуациях, порой мы
просто не придаем значения тому, что происходит с нами.
Хорошие традиции формирования духовной культуры личности
школьников были, на наш взгляд, заложены в советский период. Сегодня же
постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий
слом общественных отношений, социально-экономических устоев. Очевиден
кризис системы воспитания. В этих условиях встает вопрос о возрождении
опыта предшествующих лет и о разработке новых подходов к формированию
духовной культуры личности старшеклассников.
А иеромонах Георгий (Шестун) (Шестун Евгений Владимирович) в
своей статье «Православные традиции духовно-нравственного становления
человека» рассказал о связи Православия и педагогики: «Современная
отечественная педагогика развивается в трех основных направлениях.
Первое направление имеет целью модернизацию педагогических
технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний,
умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе
3
методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на ее
корректировку в соответствии с требованиями времени.
Второе направление характеризуется введением личностно
ориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно,
прогрессивный подход связан с введением в школьную практику зарубежных
образовательных технологий, использование которых не всегда проходит
безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют
традиционные, исторически сложившиеся формы обучения и воспитания.
Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям
дореволюционного отечественного образования и воспитания.
Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее
перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни
и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Между
тем, наследие традиционной педагогики ни в годы секуляризованного по
содержанию образования (конец XIX начало XX вв.), ни в годы
воинствующего атеизма (советская школа) не получило теоретического
осмысления, поскольку фундаментом традиционной школы и традиционной
педагогики было Православие. Отметим, что православный подход к
решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего,
духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным
духовно-нравственным представлениям о человеке» [1].
Традиций много это и крещение ребенка, и венчанье, Рождество и
другие. Есть прекрасная семейная традиция собраться за столом, а сначала
вместе поработать, чтобы каждый член семьи внес посильную лепту:
принести воды, наколоть дров, почистить овощи или всем вместе налепить
вареников или пельменей. А совместное чтение по вечерам книг,
совместные игры, уборка по дому или работа на даче или огороде? Эти
традиции пришли к нам из прошлого, однако некоторые стали подменяться
современными. Например, чтение книг большей частью заменяется на
просмотр телепередач, а игры чаще всего стали компьютерными. Редко во
4
дворе можно заметить всю семью, играющую в снежки, совместный отдых
это, чаще всего, поездки на море или выход в лес. Это вместо прежних
гаданий или рождественских колядок.
Но среди них есть очень важные, сохраняющиеся и передающиеся из
поколения в поколение – это трудовые традиции, связанные с передачей
знаний и опыта, каких-то умений и секретов. И тогда можно говорить о
трудовых, профессиональных династиях и о профориентации.
Выбор профессии один из главных жизненных выборов,
совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он
выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется
пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто
знакомится с ним даже в первый раз, это ориентация школьников на те или
иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают
систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно
и обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в
целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в
моменты профессионального самоопределения. Это является ее главной
целью в формировании у школьников адекватного самоопределения,
соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и
потребностям общества в грамотных специалистах, его требованиям к
современному профессионалу.
Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или
иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления
движения. В прямом смысле умение разобраться в окружающей
обстановке, в переносном смысле направление научной, общественной и
другой деятельности в определенную сторону [3].
Профориентация, как предмет, введен в 8-9 классах
общеобразовательных школ города Тирасполя и осуществляется на базе
МОУ «Учебно-профориентационный центр» по программе
5
«Профориентация» автора Т.Л. Яковишиной и ряда спецкурсов,
способствующих знакомству с профессиями разных направлений:
гуманитарного, обслуживающего труда, медицинского и других.
В ходе занятий выяснилось, что одному из учеников Сергею Кристе
часто приходится помогать отцу протоирею Свято-Параскевской церкви
из села Терновка. Сережа в своем возрасте уже освоил такие профессии, как
звонарь и свечник. Чтобы ближе познакомиться с этими профессиями мы
посетили Свято-Параскевскую церковь.
На наш вопрос, есть ли профессии в священстве, которые появились
недавно, отец Василий назвал такие профессии как бухгалтер, юрист и
другие, а также он ознакомил нас с рядом профессий, без которых не
обойтись: певчий, регент, свечник, переплетчик, мастер художественной
росписи, просвирник и другими (Приложение № 1).
Кроме всего он поведал о том, что есть профессии, несовместимые со
священством, например, военнослужащий, а епископам или пресвитерам
нельзя заниматься «делами народного управления». Священнослужители
также не должны брать на себя поручительство по частным делам,
заниматься откупами и предпринимательством.
Предпринимательская деятельность в классическом понимании
предполагает в качестве базовой цели извлечение прибыли путем
совершения гражданско-правовых сделок и заключения иных договоров,
неисполнение которых может повлечь различные виды ответственности,
вплоть до уголовной [4].
В ходе беседы он отвечал на наши многочисленные вопросы: где
можно получить соответствующее образование, за счет чего и кто оплачивает
этим людям зарплату, из чего она складывается.
На вопрос, кому передаст отец Василий свое дело, сразу ответил:
«Детям, их у меня четверо. Вот Сережа уже работает звонарем и свечником.
Он и покажет мастер – класс по изготовлению свечей».
6
В амхарской пословице говорится: «Кто не делится своим опытом
подобен свету в кувшине». И, обычно спокойный Сережа стал уверенно
привычными движениями выполнять знакомую работу: прокладывать нити,
заливать формы, проверять температуру, обрезать свечи по размеру. И делал
это не спеша, основательно, не за деньги, а получая удовольствие. И
появились крепкие, пахнущие воском свечи (Приложение № 2).
Этот процесс описал И.А. Аршавский: «Двигаясь, творя, действуя,
человек сам как бы заводит часы своей жизни» (мастер – класс, Прил. 1).
Описание процесса изготовления свечи изложено в инструкционно-
технологической карте (Приложение № 3).
Церковные свечи, в отличие от обычных, делаются не для
иллюминации пространства, а имеют важное ритуальное значение. Ни одна
служба в храме не проходит без этого символа света Господня, помогающего
сосредоточиться на коммуникации с Богом во время молитвы. Плотный и
насыщенный аромат настоящих церковных свечей атрибут посещения
церкви наравне с запахом ладана. Не всегда можно найти в церковной лавке
настоящие восковые изделия, поскольку чаще там продаются свечки из
парафина или стеарина. Они экономичнее в производстве и дешевле, но
разительно отличаются от свечек, сделанных ручным трудом. У
парафиновых свечей отсутствует неповторимый медовый запах, а матовая
темно-желтая текстура достигается благодаря искусственным красителям [5].
Оригинальные восковые свечи делают в мастерских при монастырях
руками самих монахов или прихожан. У производства есть важный
воспитательный эффект: часто мастерами там служат миряне, в чьем
прошлом были печальные пристрастия (алкоголизм, наркотики). Они,
благодаря доброй работе, приходят к Богу и обретают свое место в мире.
Свечное производство при монастырях приносит доход, в дальнейшем
идущий на содержание самого монастыря. Эта практика распространена
повсеместно, в том числе и в нашем регионе.
Итогом работы является составленная Памятка (Приложение № 1).
7
Заключение
1. Процесс воспитания, построенный на православных традициях, составляет
основу отечественного образования, способного обеспечить историческую
преемственность поколений, сохранение и приумножение духовно-
нравственных ценностей и историко-культурного наследия, является основой
гражданского и патриотического воспитания. Передача от одного поколения
к другому традиционных установок, образцов поведения, действий включает
не только совокупность знаний, умений и навыков, но и личностный рост,
закономерности которого определяет процесс духовно-нравственного
становления, укорененный в практике духовной жизни человека,
направляемой православной Церковью.
2. Решение задачи приобщения к культурному наследию предполагает
возможность различить в Православной традиции две типологические формы
Православная традиция может быть рассмотрена как традиция культурно-
историческая и Церковное Предание [1].
3. Правильно выбранная профессия способствует удовлетворенности
процессом труда и его результатами, дает возможность максимального
проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного
осуществления своих жизненных планов [2].
4. Духовно пробудить молодого человека первостепенная педагогическая
задача. Надо воспитывать такого человека, который умел бы внутренне
уважать самого себя, утверждать свою духовную личность, свое свободное
достоинство, перед которым бессильны были бы современные соблазны и
искушения.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело
8
Литература
1. Православные традиции духовно-нравственного становления человека
Иеромонах Георгий (Шестун Евгений Владимирович)
https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/11480267/
2. http://www.profguide.ru/test/category/proforient/
3.https://multiurok.ru/files/doklad-na-tiemu-proforiientatsionnaia-rabota-na-
ur.html «Профориентационная работа на уроках биологии МБОУ ООШ №20
мкр. Лиховской г. Каменска-Шахтинского Каледина Л.В.
4. Проект документа «Профессии совместимые и не совместимые со
священством», Источник: Патриархия.ru
5.https://pravednik.info/iz-chego-delayut-cerkovnye-svechi-i-process-ix-
izgotovleniya.html Церковный уклад», Устав церкви
9
Приложение № 1
Памятка
10
Кто не делится своими знаниями –
подобен свету в кувшине.
«Изготовление свечей»:
Мастер-класс
11
12
Приложение 2
История свечи
Свечи использовались людьми в качестве естественного источника
освещения более 5000 лет. Тем не менее, немногое известно об их
происхождении. Часто пишут, что первые свечи были придуманы в Древнем
Египте. Египтяне использовали свечи с фитилём примерно с 3000 годов до
н.э. Те свечи (конечно, они весьма отдалённо напоминали сегодняшние)
делались из сердцевины ситника, а факела - из вымоченной в животном жире
сердцевины тростника.
Первое официальное упоминание о свечах относится к библейским
временам, примерно к 10 веку до н.э. Эти ранние свечи выглядели просто:
фитиль помещался в контейнер, который был наполнен специальным
горючим раствором.
Считается, что искусство производства свечей развили римляне. Они
макали скрученный папирус в раствор из жира, после чего часть раствора
оставалась на фитиле, это позволяло фитилю гореть. Такие свечи называли
макаными. Слово «маканый», как раз происходит от глагола макать. Римляне
использовали свечи для освещения своих домов, брали с собой в дорогу,
зажигали на религиозных церемониях. Жир для свечей был дешёвый и
доступный, поэтому такие свечи были наиболее распространёнными в
течение многих веков.
Историки находили подтверждения, что многие другие цивилизации
придумали свои свечи, используя подручные средства, например, растения и
насекомых. Говорят, что китайцы делали свечи из плотной бумаги,
скрученной в трубочку. В качестве фитиля они использовали скатанную
рисовую бумагу, а воск получали из смеси местных насекомых с зерновыми
культурами. В Японии свечи делали из воска, полученного из ореховых
деревьев, а в Индии варили плоды коричного дерева. Также доподлинно
13
известно, что свечи играли важную роль в религиозных церемониях.
Например, праздник Ханука, во время которого принято зажигать огни и
специальные ханукальные свечи ведёт своё начало со II века до н.э.
Свечи столетиями были наиболее распространённым способом
освещения помещений. К 13 веку в Европе, в частности в Англии и во
Франции появились целые гильдии свечных мастеров. Свечи тогда
продавались в небольших свечных магазинчиках во всех городах и деревнях.
До 1400-х годов все свечи делались одинаково: они опускались в
специальный маканый раствор. Но в 15 веке один французский изобретатель
придумал литейную форму для конических свечей. После этого воск стали
заливать в готовую форму, и так получались конические свечи.
В 1500-х годах пчелиный воск стали использовать как альтернативу
животному жиру. Свечи из пчелиного воска горели дольше и лучше, при
этом они меньше дымили и лучше пахли. Но его было сложнее добыть,
поэтому такие свечи использовались только аристократией и Европейской
Церковью.
Колониальные женщины сделали первый американский вклад в
развитие свечного дела, когда узнали, что после кипячение ягод и плодов
некоторых деревьев получается воск, который чисто горит и при этом ещё и
приятно пахнет. Поначалу новые свечи произвели фурор. Но такой способ
производства был долгим и утомительным, в результате популярность этих
свечей скоро упала.
Развитие китобойной промышленности в конце 18 века внесло первые
существенные изменения в процесс производства свечей, потому что
спермацет (масленое вещество, получаемое из верхней части головы
кашалота) стал легко доступным. Как и пчелиный воск, спермацет горел
лучше, чем жир и при этом не дымил. Кроме того, он был плотнее и жёстче
других материалов и поэтому не таял в летнюю жару.
Большинство изобретений, повлиявших на свечное дело, относится к
19 веку. В 1820 г. французский химик Мишель Шевроль открыл возможность
14
выделения стеариновой кислоты из кислот животных жиров. После чего был
изобретён стеариновый воск, который оказался твёрдым, жёстким и к тому
же чисто горел. Стеариновые свечи до сих пор популярны в Европе.
В 1834 изобретатель Джозеф Морган помог дальнейшему развитию
свечной индустрии. Он изобрёл аппарат, который позволял беспрерывно
производить формованные свечи, благодаря цилиндру с двигающимся
пистоном, который самостоятельно вынимал из машины свечи, после того
как они застывали. Парафиновый воск был внедрён в производство свечей в
1850-х годах, после того как химики смогли выделить восковую субстанцию
естественного происхождения из нефти и очистить её. Непахнущий парафин
иссиня-белого цвета стал для свечного дела благом. Он чисто и ровно горел,
и его было дешевле производить, чем любое другое горючее вещество для
свечей известное к тому времени. Единственным его недостатком была
низкая температура плавления, но эта проблема была решена, после того, как
в парафин начали добавлять более твёрдые стеариновые кислоты.
Но в 1879 году произошло событие, которое больно «ударило» по
свечному делу и навсегда изменило мир: Томас Л. Эдисон изобрел лампу
накаливания. После этого свечи, которые многие века освещали
человеческий путь во вселенной, утратили своё предназначение, но люди
нашли им другое, более эстетическое применение.
Свечная индустрия начала переживать ренессанс в первой половине 20
века, когда нефтяная промышленность США разрослась до невероятных
размеров, и стала производить в бешеных количествах основные
ингредиенты для производства свечей: парафин и стеариновую кислоту.
Популярность свечей оставалась примерно на одном уровне до
середины 1980-х годов, когда неожиданно резко возрос интерес
потребителей к свечам, как к элементам декора, помощникам при борьбе с
плохим настроением (или при желании расслабиться), а также как к одному
из вариантов подарка. Свечи сразу стали доступны в самых разных цветах,
15
формах и размерах, кроме того, потребитель стал всё больше
интересоваться ароматизированными свечами.
В 1990-е годы мы стали свидетелями беспрецедентной волны роста
популярности свечей. Более того, впервые более чем за 100 лет в США стали
изобретать новые способы производства, и даже новые разновидности воска.
Появился соевый воск, материал будущего. Он мягче и чище парафина, и
горит ещё дольше. Примерно в это же время на другой стороне нашей
планеты учёные разработали воск из пальмового масла.
Свечи прошли огромный путь с момента их создания. Люди изменили
их предназначение. Сегодня у человека есть другие источники света в домах.
Но, тем не менее, они продолжают завоёвывать сердца людей и становятся
всё более популярными в развитых странах. Сегодняшние свечи
символизируют праздник, помогают создать романтическую обстановку,
успокаивают человека, и являются неотъемлемой частью декора наших
жилищ, принося с собой в дом комфорт и уют.
16
Приложение 3
Технология изготовления свечи
Для классических церковных свечей используется только натуральный
пчелиный воск. Его вручную очищают монахи или работники свечных
мастерских. Такие изделия ценятся дорого, ведь материал не из дешевых, при
этом усилий для изготовления прилагается масса.
Простые современные свечки для церквей сделаны из искусственных
материалов. Это, чаще всего, продукты нефтепереработки, а именно:
церезин минеральный воск с температурой плавления 60-80 градусов,
запаха не имеет;
парафин минеральный воск, производное нефти. Температура
плавления от 45 градусов;
стеарин – жировой воск, производное стеариновой кислоты с примесью
других жирных кислот. Температура плавления от 53 градусов;
полиэтиленовый воск синтетический компонент с высокой
температурой плавления (около 100 градусов), увеличивающий
стойкость готового изделия.
Начинается весь процесс с подбора правильного воска. Пчелиный воск
мастерские обычно закупают у близлежащих пасечников. Каждая мастерская
сама выбирает, насколько автоматизирован будет процесс и какого качества
воск им нужен. Брикеты воска могут быть круглыми, прямоугольными,
неправильной формы. В каком виде пасечники привезли, такие брикеты и
идут в работу.
Первый этап это всегда очистка воска от примесей. Останки пчел,
кусочки прополиса, других продуктов пчеловодства могут только помешать
изготовлению. Такие свечки будут неправильной формы, могут сильно
чадить. Если в мастерской есть специальная машина для очистки, то чистят
17
воск в ней. В более традиционных производствах воск топят, а затем
многократно цедят через мелкое сито, которое задерживает мусор.
Второй этап – подготовка оборудования и необходимых инструментов:
емкость для варки молока;
кувшин для растопки воска;
ножницы;
малярный нож;
градусник;
хлопковые нитки;
электроплита;
удлинитель;
силиконовые формы для остатков воска;
формы для изготовления свечей (матрица);
шпатель;
спецодежда.
Третий этап – изготовление свечей:
подготовить форму (очистить от остатков воска, смазать силиконом);
намотать нитку (фитиль);
зажать форму (матрицу);
установить форму вертикально;
залить форму подготовленным сырьем (t 70˚ - 80˚С);
время остывания 10 – 20 минут;
открыть форму, достать свечи, обрезать свечу по общему основанию;
обрезать фитиль, обмакнуть в воск;
проверить свечи на отсутствие дефектов;
подвесить свечи на хранение.