Конспект урока "Мастерами славится Земля Русская…"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа №80 им. В.П. Кузнецова »
КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру
Тема: Мастерами славится Земля Русская…
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
Петрова Любовь Васильевна
Учитель начальных классов
Купино, 2013
Тема: Мастерами славится Земля русская…
Цели:
обобщить знания учащихся о русских народных промыслах;
воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре,
своей Родине и её истокам;
развивать нравственные и эстетические чувства, способствовать
развитию интереса к своей стране и воспитанию чувства любви к Родине.
чувствовать красоту художественного образа.
Задачи:
развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять
межпредметные связи с окружающим миром.
способствовать развитию интереса и воспитанию чувства любви к
Родине.
познакомить с образцами изделий и иллюстраций “Жостово”, “Живая
гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”, “Русские шали”,
“Городецкая роспись”, “Русские матрешки”.
использовать диск с презентацией “Народные промыслы России”.
Ожидаемый результат:
воспитание познавательного интереса к народному мастерству.
развитие активной творческой деятельности;
взаимопроникновение культур разных поколений;
умение ценить красоту народных традиций.
Дети узнают:
характерные черты народного промысла вышивки нетрадиционными
материалами; технологический процесс изготовления изделия;
правила безопасности труда;
способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
основные законы построения композиции;
уход за изделиями с вышивкой.
Дети научатся:
работать с информацией
классифицировать изготовленную продукцию;
составлять композиции для изделия;
владеть навыками изготовления куклы-оберега.
Оборудование: образцы хохломской росписи, жостовский поднос,
оренбургский платок и паутинка, павлопосадские платки, изделия из
бересты, матрёшки, иллюстрации по теме, карточки с новыми словами:
набивной рисунок, убрус, шлихта, цветки, гравёр,
Эпиграфы к уроку:
“Работа хороша, если в ней польза и душа».
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду,
мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия
русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Искусные мастера кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на
весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились
их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели
мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с
собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где
с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по
своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали
гордостью и лицом нашей страны.
Сегодня наш урок будет посвящен знакомству с народными промыслами
России. Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир.
Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.
Работа в группах:
Ученик: Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!
Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!
(1-я группа) о павлопосадских платках. (слайд 2-3)
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с
вышивкой убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца
17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется
слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой
узорный платок. Прежде считалось, что чем тоньше рисунок и богаче цвет,
тем красивее шаль или платок. ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ
ПЛАТКИ - шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным
красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе
Павловский Посад известны более 200 лет. А каков же традиционный
рисунок Павловского платка или шали?
Распустившиеся крупные розы с бутонами в букетах и венках
располагались в углах и по кайме, иногда в центре платка. Гибкие стебли с
резными сочными листьями, россыпь мелких ярких цветков, пышный букет.
Уже в 1865 году на выставке в Санкт-Петербурге Павловские платки
получают серебряную медаль; затем бронзовая медаль на международной
выставке в Париже в 1889 году; золотая медаль в 1896 году в Нижнем
Новгороде.
В 1960-70е годы ручное производство не успевало удовлетворять спрос на
узорные шали; они пользовались огромной популярностью, как в России, так
и за рубежом. В это время появились первые печатные машины
(фотопечать).
Технология
Платки из высокосортной шерсти проклеивали для прочности
специальным составом шлихтой. Многоцветный узор печатали ручными
набивными досками, которые назывались «цветки». Далеко за пределами
губернии славились Павловские гравёры и резчики по дереву, изготовлявшие
(цветки) для платков и шалей. Сколько цветов и оттенков в рисунке платка,
столько деревянных цветок” резал мастер. Цветку” склеивали из 3-х слоёв
дерева: клёна, груши и ореха по краям, а центр из прочной сосны или ели.
Такая доска не коробилась от работы и не стиралась.
(вторая группа) Изделия из бересты (слайд 4)
Начать с загадки
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (береза)
На Руси нет, пожалуй, более известного дерева, чем берёза. О ней
сложено много песен, стихов, пословиц, загадок. Белоствольная красавица
всегда была украшением русских лесов.
Берёзовая кора - береста - один из самых красивых и прочных
материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений.
Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и
красотой своей глаз восхищает.
4. Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости.
5. Обувь из коры берёзы - лапти - лёгкая и удобная.
6. Береста - прабабушка бумаги. Она хорошо режется, склеивается,
плетётся, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать.
7. Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока
в дереве, причём только с берёз, которые повалены в бурю или спилены.
8. Есть несколько примет для начала заготовления бересты:
- когда прогремит первый гром;- как только появятся комары;- когда
листья на берёзе станут размером с пятачок.
(3-я группа) МАТРЕШКА (слайд 5-9)
Отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотню лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Наверное, вы думаете, что матрешке лет двести, триста или более того?
Нет, матрешка молода. Ей всего сто лет. Биография ее начинается с одного,
казалось бы, совсем незначительного случая. В Подмосковье, на берегах
живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Это
место творческая мастерская для художников, музыкантов, писателей и
артистов.
И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная
кукла - фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца
Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.
Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок,
вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили
прообразом нашей матрешки.
Лучший мастер игрушечных дел В.Звездочкин с большим старанием,
вручную изготовил первую модель. В истинно крестьянском духе с любовью
к веселой яркости расписал белую болванку художник С.Малютин. Эта
матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и
платке с черным петухом в руках, за девочкой шел мальчик…
Вот так появилась миру новая игрушка. Окрестили ее матрешкой
соответственно крестьянскому обличью. В 1900 году русская матрешка
появилась на Всемирной выставке в Париже. Ее своеобразная форма и
роспись очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрешек за
границу. И поныне матрешка это исконно русский сувенир для
иностранцев.
В истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей
росписи и изготовления матрешек:
1. Загорский ( Сергиев – Посад = г.Загорск )
2. Семеновский ( г.Семеново )
3. Мериновский ( с.Мериново )
4. Полховский ( с. Полховский Майдан )
5. Вятский ( г.Вятка )
При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на
сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль : обязательно шаль,
передник и сарафан , при этом смелое сочетание цветов и русских традиций.
Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили.
(4-я группа) ХОХЛОМА (слайд 10)
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шёлковые всплески
Солнечной медовой
Золотой листвы.
Наша Хохлома.
Названа эта роспись деревянной посуды по имени села, расположенного
в Нижегородской области, в селе Хохлома. Продавалась эта замечательная
посуда на ярмарках. А вот и легенда, как появилась на свет хохлома.
В древние времена жил в Москве мастер живописец. Царь высоко
ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое
ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды
тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил
себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог
глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто
солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной
посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он
посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в
печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось
похоже.
Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя.
Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела
народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего
ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит
ярким пламенем изба мастера художника. Сгорела изба, а самого мастера,
как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так
много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее
всем.
Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный,
золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской
травяной узор. Красный- любовь, преданность. Черный - торжественность.
Золотистый - свет, солнце.
Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея
относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170
разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена
мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные
розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре.
(5-я группа) Оренбургский пуховый платок (слайд 11)— это вязаный
платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Впервые появился в
XVIII веке.
Оренбургский ажурный пуховый платок - один из символов России.
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет
назад, ещё в XVIII веке.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок (шаль) серые (редко белые) толстые теплые
пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский
пуховязальный промысел.
паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка.
Такие паутинки и косынки используются для повседневной носки.
палантин тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен
паутинке.
Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить
платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных
операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях,
выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального
шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить
готовый платок. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем
затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного - "паутинки" - 195
часов.
Талантливые оренбургские вязальщицы создавали редкие по своему
мастерству образцы пуховых платков. Особенным изяществом славилась
ажурная паутинка, имеющая длину и ширину по 2.5 метра и весящий 70 - 80
граммов. Ее свободно можно уложить в скорлупе гусиного яйца и протянуть
через обручальное кольцо.
(6-я группа)ЖОСТОВО (слайд12-13)
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят
поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские
подносы. Этот промысел возник в начале 19 века неподалеку от Москвы в
старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево.
Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки
нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают
нужную форму. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют,
просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а потом лаком.
Жостовская роспись это цветочная композиция. Эти цветы собираются
в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими
веточками. Затем поднос украшается рамкой, лакируется и полируется.
Борта подносов расписывают лёгким "золотым" орнаментом.
Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется
до зеркального блеска. Современная технология изготовления жостовских
подносов практически не отличается от применявшейся ранее.
В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый
распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре
располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют
по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с
фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из
глубины.
Слово учителя. Все мастера рассказали о своих промыслах. Помимо этих
народных промыслов, существуют и другие. На доске вы видите
иллюстрации и городецкой росписи и палехской, полохов-майданской и
другие. Ответьте на вопросы: - Прочитайте эпиграфы. Подумайте, какой из
них больше подходит к нашему классному часу?
- Почему посуда хохломских мастеров выглядит как золотая?(свой
способ,,золочения,,. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали
олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а
олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.) -
Как расписываются посадские платки? Неужели вручную? (Посадские
платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают. Сначала на
деревянной форме вырезают изображение, цветка, потом наносят на форму
краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цвет печатается с
отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.)
-Какие узоры печатают на посадских платках? (На посадских плат-ках могут
быть 2 типа узоров: цветочный-роскошные садовые цветы и турецкий
огурцы.)
-Какой промысел среди перечисленных самый древний? (Самая древняя-
хохлома. Этому промыслу 700 лет.)
-Кто из мастеров делает роспись по металлу? ( Это жостовские мастера.
Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками.)
2. Практическая часть.(слайд 14)
Мы сегодня попробуем создать то, что делали почти все крестьяне
повсеместно, независимо от того, где проживали. Это оберег. Выглядели они
по-разному, но всегда делались с любовью и хорошим настроением.
На столах у детей приготовлены лоскуты ситца (или бязи), нитки, синтепон.
Дети по руководством учителя делают куколку для охраны семейного очага.
Итог занятия
- Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы
изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас
особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые
люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю,
свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками
талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные
традиции, свое национальное достоинство.
Спасибо.