Экологические игры на уроках окружающего мира

Экологические игры на уроках окружающего мира
Сергеева Светлана Владимировна
Воспитатель ГПД
ГБОУ лицей № 410
Санкт-Петербург, г. Пушкин
В настоящее время экологическое образование школьников становится
приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой
экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, проблема
его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным
сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды все это
создает угрозу существования самой жизни на Земле. Одной из важнейших причин
такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение
предвидеть последствия своего вмешательства в природу.
Начальная школа важнейший этап интенсивного накопления знаний об
окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к
природному и социальному окружению, способствующий становлению личности,
формированию экологической культуры.
Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы,
восприимчивы, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный
процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие
способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют
формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического
образования.
Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и
практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Целью экологического образования является формирование экологической
культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.
Игровая деятельность может широко применяться на уроках окружающего мира.
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много разнообразных видов
деятельности и является универсальной.
Экологические игры рассматриваются как форма экологического образования.
Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об
окружающем мире понимаются и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и
правила поведения в окружающей среде. У ребенка формируется опыт принятия
экологически грамотных решений. Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его
обитателями, предметами и явлениями.
Существуют различные классификации игр, используемых для решения задач
экологического образования:
1) Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки и
предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
2) Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной
деятельности.
Игры типа “Брейн - ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Своя игра” и т.д. Данные игры
важная составная работы познавательного характера. Творческие, интеллектуальные,
сюжетно-ролевые, игры в обучении не просто развлекательный прием или способ
организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и
убеждающим потенциалом.
Игры путешествия носят характер географических, экологических,
краеведческих, следопытских “экспедиций”, совершаемых по книгам, картам,
документам. Все они совершаются учащимися в воображаемых условиях, где все
действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, эколога,
топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма “с мест”, собирают
разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр
активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Учащиеся
много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники.
3) Игры с готовыми правилами, обычно их называют дидактическими.
Как правило, они требуют от учащегося умения расшифровывать, распутывать,
разгадывать, а главное знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра,
тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру
знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
4) Строительные, трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх
учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать
необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности,
проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает
активность познавательную.
5) Игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим
школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути
самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Педагог, используя в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет
огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности
учащихся.
Из раскрытия понятия игры психологами и педагогами можно выделить ряд общих
положений:
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных
возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается,
изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества,
активности самопознания, самовыражения.
3. Игра первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения,
нормативная и равноправная деятельность младших школьников.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются
потому, что играют.
5. Игра свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и
творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных
отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. Игра «Пищевая цепочка»
Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце; Трава;
Мышки; Лиса.
Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2
печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть
полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов
растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по
два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе
печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть
«энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть
Лису.
2. Игра «Паутина жизни».
Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок веревки и называет одно из
растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто
питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который
сказал «береза», отдает клубок веревки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках
конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?»
Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение
не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На
каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям
нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент
неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети
оказываются опутанными веревкой, символизирующей многочисленные пищевые и
непищевые связи между компонентами леса.
3. Игра «Пирамида жизни»
Для этой игры требуется не менее шести игроков. Раздайте детям по листочку бумаги
и попросите каждого в тайне от других написать название какого-нибудь животного или
растения вашей местности. Игроки должны будут сделать пирамиду, но не говорите им
об этом до тех пор, пока не соберете все листочки. Теперь начинается самое интересное:
«Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни
первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с
вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо
или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны присесть и
выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных,
написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное.
Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все
«плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных».
Почти всегда в группах верхнего уровня бывает больше детей, чем в группе растений;
гораздо интереснее быть медведем или лосем, чем одуванчиком или мышкой. Однако,
при таком большом количестве желающих быть наверху пирамиды , соответственно,
незначительном количестве желающих быть у ее основания!) очень трудно построить
устойчивую пирамиду. (Собственно говоря, образовавшуюся геометрическую фигуру
вообще нельзя назвать пирамидой!) Предложите некоторым хищникам «понизить свой
статус». Пусть дети сами перестроят свою пирамиду так, чтобы она могла обеспечить
пищей всех своих членов. Естественно, чем выше уровень пищевой пирамиды, тем
меньше там должно быть число членов этого уровня. Продемонстрируйте важность
растений, убрав одно из них из основания пирамиды.
4. Игра «Семена»
Благоприятные факторы: хорошая почва, солнечный свет, теплые весенние дни, вода.
Неблагоприятные факторы: засуха, голодный олень, плохая почва.
В процессе этой игры ваши дети смогут составить себе представление о том, какой
случайностью является прорастание семечка, а также изучить, что нужно семенам для
роста. Перед началом занятия напишите названия благоприятных и неблагоприятных
факторов, перечисленных выше, на маленьких полосках бумаги. Кроме того, напишите
слова «семена клена» не менее чем на 2 полосках. Затем сложите все листочки в шапку.
Поговорите с детьми о том, что нужно семенам для прорастания (вода, солнечный свет,
хорошая почва и теплые весенние дни). Объясните, что большая часть семян так никогда
и не прорастет, потому что попадет в такие места, где нет вышеперечисленных условий.
Даже если семечко попадет в такое место, где оно сможет взойти, проросток может
очень быстро погибнуть. Его может съесть олень, другие животные, пробегая, могут
сломать его и т.д.
В этой игре два или несколько человек будут играть роль семян клена. Все остальные
будут играть роли благоприятных и неблагоприятных факторов. (Прочитайте список
этих факторов и решите с детьми, какие относятся к благоприятным, а какие - к
неблагоприятным.) Объясните детям, что задачей игры является «приземление» «семян
клена» в такие места, где нет неблагоприятных факторов, зато есть условия, которые
необходимы семенам для роста. Но, как и в реальной жизни, место, где приземлятся
«семена клена», определит случай.
Отведите детей на большой открытый участок: это может быть большая комната или
площадка на улице. Обозначьте 4 базы, расположенные на равном расстоянии друг от
друга. (Если вы играете в комнате, для этого подойдут 4 угла комнаты.) Затем
предложите каждому ребенку вытащить из шапки листок бумаги с обозначением роли,
которую он будет играть. Скажите детям, чтобы они хранили свои роли в секрете и
отдали вам листочки, чтобы вы могли использовать их еще раз.
Теперь начинайте игру. Медленно считайте до десяти, а дети в это время могут бегать
между базами любом направлении). Когда вы скажите «десять», все играющие
должны остановиться, а затем быстро подойти и встать около ближайшей базы. (Надо
сделать так, чтобы все дети не собирались вокруг одной или двух баз.)
После того как все подойдут к своим базам, попросите детей, играющих роль семян
клена, поднять руки. Те группы детей, в которых не оказалось семян клена, не могут
стать победителями - они представляют те места, где не приземлились семена. Затем
выясните, какие роли играют дети в тех группах, где оказались семена клена. (Если оба
«семечка» приземлились в одной и той же группе, все в порядке.) Если в этой группе
имеется один или два неблагоприятных фактора, группа считается проигравшей. Hо если
в группе нет неблагоприятных факторов, зато есть хотя бы один из благоприятных
факторов - эта группа выиграла. Когда вы будете объявлять, какая группа стала
победителем, подчеркните тот факт, что ребенок, играющий роль кленового семечка,
«приземлился» в нужном месте совершенно случайно. То же самое происходит с
семенами и в природе.
Возможно, вам придется сыграть в эту игру несколько раз, пока, наконец «семечко» не
приземлится в нужном месте. Перед началом новой игры скажите детям, чтобы они
сложили свои листочки в шапку, а затем вытащили себе новые роли. (Для того чтобы
группе легче было выиграть, вы можете убрать один или два неблагоприятных фактора и
добавить несколько благоприятных факторов.)
5. Игровой прием «Яблоко»
Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко - это наша Земля. Три четверти
поверхности суши занимает вода. этими словами разделите яблоко на четыре части и
три из них уберите.) Одна четвертая поверхности Земли - суша. Если разделить
четвертушку на две восьмушки, то одна восьмая поверхности Земли представляет ту
сушу, на которой почва практически отсутствует. Это - Антарктида, высокие горы,
пустыни и т.д. Оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории
занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на
четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши,
которая покрыта плодородными почвами. Но почва - это очень тонкий слой земной коры.
Чтобы представить, сколько плодородной почвы на Земле, надо срезать тонкую кожуру
яблока».
6. Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
Продемонстрируйте детям большую емкость с водой. Скажите, что в банке - вся вода,
имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные
объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть
воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане - вся
пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер,
болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы
пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.
7. Игра «Вода-почва»
Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на расстоянии двух метров
друг от друга. Одна шеренга - это «почва», другая - «капельки воды».
Первая часть игры - почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии
вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти
сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам
воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой
почве, насытиться водой?»
Вторая часть игры - почва глинистая: Дети, изображающие почву, встают, плотно
прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы».
Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим.
Ведущий снова задает те же вопросы
Третья часть игры - почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии
согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети
отвечают на те же вопросы.
После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.
8. Игра «Микропоход»
«Микропоход» - очень короткая экспедиция вдоль шнура длиной 1 – 1,5 метра.
«Путешественники», вооружившись лупами, проходят маршрут сантиметр за
сантиметром, рассматривая такие природные чудеса, как травинки, жуков, паучков и др.
Начните игру с того, что попросите каждого ребенка положить свой шнур на самый
интересный, с его точки зрения, участок земли. Раздайте детям «волшебные»
увеличительные стекла, которые позволят им превратиться в муравьев, путешествующих
по лесному миру в миниатюре. Чтобы стимулировать работу детской фантазии, можете
задать такие вопросы: «Как выглядит мир, по которому вы сейчас путешествуете? Кто
ваши ближайшие соседи? Вы дружите с ними? Много ли они трудятся? Что собирается
сделать этот паук - съесть вас или прокатить на себе? Куда спешит этот жук в
отливающем металлом одеянии?»
В самом начале скажите детям, чтобы они не поднимали лупы выше 30 см от земли.
9. Игра «Построим дерево»
В этой игре участники изображают различные части дерева: стержневой корень,
придаточные корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. В больших группах
несколько игроков могут играть роль одного и того же слоя дерева.
Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность
ствола и позволяют ему находиться в вертикальном положении. Корни (стержневой и
придаточные) держат дерево подобно якорям и подают вверх воду и минеральные
вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий - растущая
часть ствола. По лубу пища поступает от листьев к другим частям дерева, а кора
защищает все дерево.
СЕРДЦЕВИНА. Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и
попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите
остальным участникам игры: «Это сердцевина - внутренний стержень дерева, его сила.
Задача сердцевины - держать ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья получили
свою долю солнечной энергии. Сердцевина существует давно, она мертва, но прекрасно
сохранилась! Когда-то сердцевина была живой, но теперь тысячи ее крошечных сосудов,
по которым раньше поднималась вверх вода и опускалась вниз пища, заполнена дегтем и
смолой». Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача - стоять прямо и не
гнуться.
СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ. Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень.
Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные
стороны. Скажите им: «Вы - очень длинный корень, называемый стержневым. Вы
уходите глубоко в землю - до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин
земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву
упасть под напором ураганных ветров». Отметьте, что не все деревья имеют стержневые
корни (например, красное дерево), но то, которое вы сейчас изображаете, имеет такой
корень.
ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. Выберите детей с длинными волосами, которые не будут
возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите «придаточные корни» лечь на
спину так, чтобы их ноги смотрели на «ствол», а головы - наружу. Скажите им: «Вы -
придаточные корни. Их у одного дерева - сотни тысяч. Вы растете во все стороны от
дерева, подобно ветвям, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять
вертикально. У вас на концах множество крошечных корневых волосков».
В этом месте наклонитесь над одним из «придаточных корней» и распушите ему волосы
вокруг головы. Продолжайте рассказ: «Если сложить все корневые волоски одного
дерева, то они вытянутся в линию длиной в несколько километров. Эти волоски
пронизывают каждый кубический сантиметр почвы. Когда они чувствуют, что где-то
поблизости находится вода, то начинают расти в этом направлении, чтобы добраться до
нее. Концы корневых волосков имеют твердые клетки, похожие на хоккейные шлемы. Я
хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании
воды. Когда я скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак,
начали!»
ДРЕВЕСИНА. Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину.
Выберите столько людей, чтобы они плотным кольцом окружили сердцевину. Пусть они
встанут вокруг нее, глядя внутрь и взявшись за руки. Следите за тем, чтобы никто не
наступил на какой-нибудь «корень». Скажите детям: «Вы - часть дерева, которую
называют древесиной или ксилемой. Вы тянете воду из корней и передаете ее самым
высоким ветвям. Вы - самый эффективный насос в мире и при этом не имеете ни единой
движущейся детали. Вы способны перекачивать сотни литров воды в день и делаете это
со скоростью, превышающей 180 км/час! После того как корни высосут влагу из земли,
ваша задача - поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу «Поднимаем воду вверх», вы
произнесете «Ви-и-и-и!» и при этом поднимите руки вверх. Давайте потренируемся.
Сначала попросим корни высосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: «Поднимем
воду вверх! Ви-и-и-и!»
КАМБИЙ/ЛУБ. Выберите группу, которая будет изображать камбий/луб. Пусть эти дети
тоже встанут вокруг древесины (лицом внутрь) и возьмутся за руки. Скажите им:
«Следующим за древесиной идет слой камбия - растущая часть дерева. Каждый год он
добавляет новый слой древесины и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от
центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток. Ваши волосы растут
совсем не так». (Расположите ладонь одной руки горизонтально, раздвиньте пальцы и
просуньте пальцы другой руки снизу вверх сквозь них.). «За камбием, ближе к коре,
располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная
листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте превратим наши
руки в листья». Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей
скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыхались, как листья. Когда
я скажу «Сделаем пищу!», поднимите руки и потрясите «листочками», как будто вы
поглощаете солнечную энергию и производите питательные вещества. А когда я скажу
«Спустим пищу вниз!», вы должны будете произнести долгий утихающий звук «Ву-у-у»,
согнуть ноги в коленях и опустить корпус и руки к земле. Давайте потренируемся!»
Повторите со всеми «частями дерева» все звуки и движения в следующем порядке:
«Начали! Сделаем пищу! Поднимем воду вверх! Спустим пищу вниз!» Обратите
внимание на то, что кольцо камбия/луба делает пищу до того, как древесина поднимет
воду. Проследите также, чтобы камбий/луб не поднимал руки и не тряс «листочками» до
тех пор, пока вы не скажете «Сделаем пищу!». (Тогда руки игроков не устанут раньше
времени.)
Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок
вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: «Вы - кора дерева. От каких опасностей вы
защищаете дерево?» Объясните, что кора защищает дерево от огня, насекомых, резких
перепадов температуры и от девочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках.
Скажите «коре», как надо защищать дерево: «Поднимите руки как футбольный вратарь -
оба локтя наружу, кулаки - на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это
очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и посмотрю,
смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам самим придется бороться с ним»
Отойдите чуть в сторону и вернитесь в образе соснового точильщика. При этом надо
хмуриться и вертеть головой туда - сюда. Возьмите ветку - это будут усики жука. Когда
ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Затем быстро обогните
дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуть внутрь него сквозь кору. Дети,
изображающие кору, должны попытаться отогнать вас.
Пока вы ходите вокруг дерева, подавайте команды другим его частям. Выкрикивайте
команды в указанной ниже последовательности. Повторите все это три-четыре раза.
В первый раз говорите: «Сердцевина - стойте прямо, не гнитесь!», «Будь твердой, кора»,
«Корни, начали!», «Листья, сделаем пищу!», «Древесина, поднимем воду вверх!», «Луб,
спустим пищу вниз!». В дальнейшем, подавая команды, не называйте части дерева. По
окончании игры помогите «корням» подняться с земли и предложите всем участникам
пожать друг другу руки – ведь все вместе они были таким замечательным деревом!
10. «Экологический кодекс жителей Земли»
Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать
«Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения,
сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками,
выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце
упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками
11. «Зайцы» и «ресурсы»
Участники разбиваются на 2 равные команды. Обе команды выстраиваются в две
шеренги друг напротив друга. Одна команда – «зайцы», другая – «ресурсы».
Участники игры договариваются между собой об условных обозначениях ресурсов.
Например, предлагается три вида ресурсов: вода, еда и жилище. Каждый «ресурс» до
начала каждого тура игры задумывает, кем он будет (водой, едой или жилищем). Каждый
«заяц» задумывает, что ему необходимо для жизни. Никто, ни «зайцы», ни «ресурсы» не
делится с окружающими тем, что он задумал.
Ведущий командует: «Пошел первый год жизни популяции зайцев. Ресурсы, покажите,
кто вы?
«Ресурсы» демонстрируют условные обозначения. Далее ведущий командует: «Зайцы»,
вперед!» и хлопает в ладоши. Команда «зайцев» устремляется к «ресурсам» и выбирает
себе того, кого заранее задумал. Причем каждый «заяц» может утащить только одного
«ресурса». Схваченные «ресурсы» переходят в команду «зайцев» и превращаются в них.
Те же «зайцы», которым ничего не досталось, переходят в команду «ресурсов» и
превращаются в них. В это время на доске или на плакате ведущий на заранее
нарисованном графике отмечает численность «зайцев» и «ресурсов».
Важно, чтобы играющие не жульничали, а выбирали тех, кого заранее задумали. Игра
проводится в несколько туров.
В конце на доске получается график колебания численности популяции «зайцев» и
колебания численности «ресурсов». Этот график можно объяснить и интерпретировать
по собственному желанию.
12. "Лесные детективы"
Самый простой вариант, когда в начале маршрута каждый участник получает
маленькие карточки с заданиями такого типа:
- найти во время экскурсии самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый,
вкусный и т.п. запах;
- самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;
- самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь
природного объекта.
Конечно, брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать.
Результаты поисков "детективов" по окончании экскурсии выслушивает вся группа, и
наиболее оригинальные находки мы оставляем в коллекцию.
Если конечной целью этой игры ставится поиск "лесного клада", то обычная экскурсия
превращается в настоящее приключение. Цепочка сенсорных загадок и ключевых
подсказок приведет настойчивых следопытов к загадочному кладу.
13. "Собери свой корм"
Участники получают значок (карточку на веревочке) с изображением животного и
мысленно идентифицируют себя с ним. Выйдя на охоту, они должны за фиксированное
время (1-3 минуты) набрать наибольшее разнообразие подходящего для них корма -
иначе говоря, выжить. Вариантом игры является отдельный сбор летнего и зимнего
корма. Затем группа собирается вместе с ведущим в круг, чтобы выслушать каждого
участника и решить - выжил ли он. Как правило, многие участники набирают много
лишнего корма "на всякий случай" - тогда они должны доказать, что же в их рационе
основное, а что - случайное лакомство.
Ведущий по ходу ответов "животных" может давать много интересных сведений об
особенностях питания и выживания рассматриваемых видов.
ЖИВОТНОЕ / КОРМ ЛЕТОМ / КОРМ ЗИМОЙ
БЕЛКА / Семена ели и сосны из шишек, лесные орехи, желуди, грибы, ягоды, птичьи
яйца. / Семена ели и сосны и летние запасы, если найдет: орехи, желуди, грибы
ЛЕСНАЯ МЫШЬ / Семена растений, травинки, грибы, насекомые и их личинки,
дождевые черви. / Семена ели, зеленые части растений, кора лиственных.
ЗАЯЦ / Травянистые растения, кора лиственных деревьев и кустарников. / Кора, почки
лиственных деревьев и кустарников.
ЛОСЬ / Травянистые растения, водная растительность, грибы. / Кора и ветки деревьев:
ива, осина, рябина; редко- ель и молодые сосенки, сухая трава.
БОБР / Ветки и кора деревьев: ива, осина, реже береза, рябина; корневища водных
растений; до 300 видов травянистых околоводных растений. / Ветки и кора деревьев: ива,
осина, реже береза, рябина; корневища водных растений.
ЕЖ / Насекомые, дождевые черви, лягушки, мышевидные грызуны, ящерицы.
УЖ / Лягушки, головастики, рыба, мыши, ящерицы, тритоны, яйца птиц, птенцы.
ЛЯГУШКА / Насекомые и их личинки, головастики, дождевые черви.
ЗЕМЛЕРОЙКА / Насекомые, пауки, многоножки, дождевые черви. / Зимующие
насекомые и их личинки.
КУНИЦА / Мыши, белки, мелкие птицы, ягоды, орехи, насекомые, яйца птиц, мед. /
Мыши, белки, птицы, падаль.
ЛИСА / Мыши, зайцы, птицы, лягушки, насекомые, падаль, ягоды. / Мыши, зайцы,
птицы, падаль.
КАБАН / Всеядный : корневища растений, желуди, зеленые части растений, дождевые
черви, насекомые и их личинки, грызуны, падаль. / Всеядный: корневища растений,
желуди, падаль.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1. Знакомство с деревом
Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к
любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста
детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30
метров не будут слишком большим расстоянием.
Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность,
давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй
дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение
потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «это
дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что
растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»
Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали
путешествие, но другим путем (эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие
стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые
можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти свое дерево
с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не
лес, а множество совершенно разных деревьев.
2. Конкурс плакатов
Этот вид деятельности даст детям возможность проявить фантазию, овладеть
некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.
Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов
«Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих
животных. Объясните, что если человек выбирает плакат как способ привлечения
внимания других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать для
своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное
дизайнерское решение.
Разделите детей на несколько групп. Скажите, что каждая группа будет заниматься
изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу.
Предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать
(сочинить) подходящее четверостишие на эту тему. Если же на этом этапе дети будут
испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите
использовать их при создании плаката:
ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3 000 000 СПИЧЕК
ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3 000 000 ДЕРЕВЬЕВ
Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей,
цветная бумага. Обязательно приготовьте кипу старых журналов картинки из них
могут пригодиться при создании коллажей. Не забудьте про природные материалы и,
конечно, про пару коробков спичек!
3. Природные духи
Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные
природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа
живых существ.
В качестве примера можете дать такой запах:
почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.
Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот
запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и
выбора своих запахов.
Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к
другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в
спешке не всегда успеваем заметить и оценить.
Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом,
чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В
этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность
использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как,
например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется
поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру,
рецепт духов «Отрада крота»: корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва.
4. Дерево слов
Предложите детям написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие
дерево. Это могут быть как поэтические сравнения, так и вполне прозаические описания
функций отдельных частей дерева: поощряйте детей давать самые разные определения.
Можно предложить детям подобрать слова, относящиеся к отдельным частям дерева, и
написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и
цвета: зеленые листочки - для кроны («величественная», «антенна для улавливания
света», «могучая», «дающая приют птицам», «имеющая генетически определенное
строение» и т.д.); имитация фрагментов коры - для ствола («шершавый», «несгибаемый»;
«ежегодно добавляющий одно кольцо» и т.д.); узкие полоски причудливой формы - для
корней («таинственные», «прячущиеся», «добывающие воду» и т. д.). Соберите листки и
разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, - у вас получится
замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформления
учебного помещения.
5. «Мир кролика и мир муравья»
Участникам предлагается разместиться широким кругом, присесть и представить себя
кроликами. Следует передвигаться кроличьими прыжками, нюхать землю, воздух.
Может быть, пахнет опасностью?
Где здесь можно спрятаться?
Надо внимательно рассмотреть почву и растения, возможно, удастся заметить каких-
нибудь насекомых, следы и т.д.
Что здесь может быть съедобным?
Затем участникам предлагается пригнуться ещё больше и представить себя муравьями.
Как изменилось восприятие мира по сравнению с миром человека и миром кролика?
Чтобы ещё лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой.
Откуда теперь можно ждать опасности?
Где спрятаться?
Что можно съесть?
Далее участникам предлагается за следующие пять минут собрать коллекцию предметов
из мира муравья, разместив их на монетке. Следует воспользоваться лупой и пинцетом.
Собравшись в круг, участники обмениваются впечатлениями о мире кролика и мире
муравья, сравнивают эти миры с миром человека, показывают друг другу свои коллекции
на монетках.
Примечание. Необходимо позаботиться, чтобы почва не была слишком сырой.
6. «Музыкальные картинки»
Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому
участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит
такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок.
Упражнение заканчивается обсуждением, в ходе которого участники стараются описать
свои представления о том, в какой ситуации находится выбранное ими существо, какое у
него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.
Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке.
Оценка «успешности» или «неуспешности» того или иного результата, полученного кем-
либо из участников в процессе упражнения, противоречит принципам организации игры.
7. «Чистописание»
Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально
отличались друг от друга (большой маленький, пушистый скользкий, хищный
«мирный») и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер,
цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала
внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись
понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение
заканчивается обсуждением.
8. «Жизнь камней»
Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни,
почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и
подняв такой камень, участники собираются в круг.
Ведущий предлагает каждому узнать о жизни своего камня:
- рассмотрев его цвета и сосчитав их;
- прощупав шероховатые и гладкие места, определив, тёплый камень или холодный,
лёгкий или тяжёлый;
- понюхав камень и определив его запах;
- послушав камень, постучав по нему ногтем.
Что может рассказать этот камень?
Всегда ли он лежал на этом месте?
Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких
размеров так, что камень стал для них целой планетой.
Где на камне-планете можно построить дом?
А где образуется озеро?
Где будет посажен сад?
Это грязная планета или чистая? и т.д.
Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с
закрытыми глазами.
Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать
ему о себе: о школе, об учителе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о
чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему
рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на
место, где он был найден, и в той же «позе».
9. «Ателье мод»
Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных
(маленький большой, пушистый гладкий, летающий ползающий и т.п.). Затем
необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты) одежды. Надо
постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его
достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно
вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом
мод и обсуждением в кругу.
10. «Зоологический балет»
Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20
минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем
выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при
этом с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних
черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении
задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.
В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с
группой своими ощущениями от упражнения.
Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же
природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого
нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.
11. «Экологические письма»
Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого
какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то
похож его партнер.
Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому
животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо
передается партнеру, и он становится на данное время этим животным или растением.
Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику,
пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.
12. «Предупредительные знаки»
Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих
или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на
улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и
растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны
другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения
участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.
13. «Сосчитай звуки»
Участники игры расходятся в лесу, парке и т.д. Затем выбирают себе место и слушают
звуки природы. Сначала слышат громкие звуки, после улавливают более отдаленные.
Это объясняется особенностями строения слухового аппарата. В конце игры все
собираются и говорят, сколько и какие звуки они слышали. Можно все услышанное
нарисовать.
Заключение
При освещении вопросов экологического образования необходимо обращение к
состоянию окружающей среды на разных уровнях. Понимание проблемы окружающей
среды требует определенных действий со стороны отдельного человека. Воспитывать
экологическую культуру, любовь к природе вообще и к природе родного края, в
частности, необходимо с ранних лет.
Ценность младшего школьного возраста очевидна. В этот период закладываются основы
взаимодействия с природой, при помощи педагога ребенок начинает осознавать ее
ценность для всех людей. Важно, чтобы учащийся познавал окружающий мир сообразно
природе его психического развития, т.е. посредством игры, сущность которой
заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Понимание целесообразности использования игры в обучении детей младшего
школьного возраста поставило перед исследователями проблему разработки игр, цель
которых обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и
умений. Установлено, что игра наряду с занятием может быть использована для решения
различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений
использовать приобретенные знания в новых условиях; она может быть формой
организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-
волевых, трудовых, экологических и др. знаний и умений.
При использовании игр на уроках окружающего мира у учащихся эффективнее
усваивался новый материал, возникал интерес к уроку. В игре учащиеся вели себя
открыто, свободно проявляли свои эмоции и чувства.
Процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного
отношения к природе, себе и окружающим людям должен быть длительным и
многоплановым. Что же может служить критерием оценки такого отношения? Это
осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты
природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей
вреда, участвовать в ее охране. Кроме того, ученик должен рассказывать о своих
впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах поведения в
природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности - игре,
рисунке и другой практической деятельности.