Школьный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию 9 класс

Школьный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию
9 класс
Время проведения: 1ч 20мин
Задание 1.(8б) «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напи-
шите «да», если не согласны – «нет». Ответы занесите в таблицу.
1.1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, назы-
вается конформизмом.
1.2. Онтология ‒ раздел философии, изучающий общество.
1.3. Возникновение и существование стабильных социальных групп объ-
ясняется, прежде всего, общественным разделением труда.
1.4. Познание истории общественного развития является отражением со-
циальной потребности человека.
1.5. Взяточничество – понятие, которое включает в себя два вида пре-
ступлений: получение взятки и дачу взятки.
1.6. Христианство, иудаизм, ислам ‒ мировые монотеистические религии.
1.7. Унитарная форма государства лучше подходит для многонациональ-
ных стран.
1.8. Исторически первой формой общественного сознания является мифо-
логическое (религиозное) сознание.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
Критерии оценки: Каждый правильный ответ – 1 балл. Общий максимальный балл – 8.
Задание 2.(5б) Соотнесите приведенные ниже изображения с теми функциями
государства, которые они иллюстрируют. Ответ запишите в таблицу.
А. Правотворческая
Б. Правоохранительная
В. Дипломатическая
Г. Экологическая
Д. Оборонительная
Е. Транспортная
Ж. Информационная
З. Фискальная
1
2
3
4
5
Задание 3.(12б) Во всероссийском чемпионате по боксу приняли участие спортсмены из
шести городов: Новокузнецка, Биробиджана, Саранска, Тюмени, Уфы и Элисты. О
состоявшемся событии известно следующее:
Спортсменов звали Иван, Николай, Геннадий, Михаил, Денис,Семен.
Было проведено три тура, по три боя в каждом. Ни один бой не повторялся.
В первом туре Иван выступил против спортсмена из Новокузнецка, уфимец–против
Николая, Геннадий –против Михаила.
Во втором туре Семен выступил против спортсмена из Тюмени, спортсмен из
Новокузнецка–против Николая.
В третьем туре Михаил встретился с уроженцем Биробиджана.
Николай занял 1 место, Геннадий и уроженец Биробиджана разделили 2 и 3 места Семен
был четвертым, Денис и тюменский спортсмен разделили 5 и 6 места. Спортсмен из
Элисты занял более высокое место, чем спортсмен из Саранска.
Какой город представлял каждый из спортсменов?
1.Геннадий А.Саранск
2.Денис Б.Новокузнецк
3. Иван В.Биробиджан
4. Михаил Г.Тюмень
5.Николай Д.Элиста
6. Семен Е.Уфа
Задание 4.(2б)
Этот город–единственный из приведенных в задаче не является столицей субъекта
Российской Федерации.
Задание 5.(2б)
Этот город является столицей уникального субъекта: в Конституции РФ нет больше
ни одного субъекта такого вида.
Задание 6.(2б)
Этот приведенный в задаче город является одним из крупнейших буддистских центров
на территории России.
Задание 7.(2б)
Решите экономическую задачу и ответьте на вопросы.
В 2019 году банк «Генералэкономзаем» выдал гражданке Безденежной И.И.кредит
суммой в 10 000 рублей на 6 месяцев по ставке 10% годовых. При определении ставки
процента по кредиту на меньший период используется схема простых процентов. При
выдаче кредита банк произвел удержание комиссионных в размере 1% от указанной
суммы.
Какова фактически использованная сумма кредита? Ответ запишите числом без лишних
символов.
Задание 8.(2б)
Под какой процент годовых был фактически взят кредит?
Ответ запишите числом без лишних символов. При необходимости внести десятичное
число используйте запятую в качестве разделителя.
Задание 9.(2б)
Перед вами текст, который нужно рассмотреть в качестве источника обществоведческой
информации. Прочитайте его и выполните предложенные задания.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Из сатирического романа «История одного города»
1)Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на
севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование
Гиперборейского моря.….2) Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не
имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. 3) Заключали
союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же
лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, что «стыд глаза не
выест». 4) Таким образом взаимно разорили они свои земли, …и в то же время гордились
тем, что радушны и гостеприимны.5) Но когда дошли до того, что ободрали на лепешки
кору с последней сосны,…, тогда головотяпы первые взялись за ум. 6) Тогда надумали
искать себе князя…
7) Как взглянули головотяпы на князя, так и обмерли. Сидит, это, перед ними князь
умной-преумной; в ружьецо попаливает да сабелькой помахивает. Что он выпалит из
ружьеца, сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч долой.
8) —Что вы за люди? И зачем ко мне пожаловали? —обратился к ним князь.
Мы головотяпы! Нет нас народа храбрее,—начали было головотяпы, но вдруг
смутились.
Слыхал, господа головотяпы!—усмехнулся князь («и таково ласково
усмехнулся, словно солнышко просияло!»—замечает летописец),—весьма слыхал!
9) —А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж
себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды
у нас нет. Иди и володей нами!...
10) —Ладно. Володеть вами я желаю, —сказал князь,—а чтоб идти к вам жить
не пойду!…А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора:
пущай он вами до
́
ма правит, а я отсель и им и вами помыкать буду!
11) —И будете вы платить мне дани многие,—продолжал князь,—у кого овца ярку
принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот
разломи его начетверо: одну частьотдай мне, другую мне же, третью опять мне, а
четвертую себе оставь.
12) —Когда же пойду на войну—и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!
Так!— отвечали головотяпы.
13) И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех—
казнить.
Так!— отвечали головотяпы.
14) —А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы
то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами.
Так!— отвечали головотяпы.
15) Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку
алому, и отпустил от себя с честию.
16) Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи, вопияли
сильно!»—свидетельствует летописец.«Вот она, княжеская правда какова!»
говорили они. И еще говорили: «Та
́
кали мы,та
́
кали,да и прота
́
кали!»
17) Один же из них, взяв гусли, запел: Не шуми, мати зелена дубровушка! Не мешай
добру молодцу думу думати, как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти.
Перед грозного судью, самого царя…
18) Чем далее лилась песня, тем ниже понуривались головы головотяпов. «Были
между ними, —говорит летописец,—старики седые и плакали горько, что сладкую
волю свою прогуляли; были и молодые, кои той воли едва отведали, но и те тоже
плакали. Тут только познали все, какова прекрасная воля есть».
Какую теорию происхождения государства в сатирической форме описал М.Е. Салтыков-
Щедрин?
1. Теологическая теория
2. Патриархальная теория
3. Договорная теория
4. Теория насилия
5. Органическая теория
6. Марксистская теория
Задание 10.(2б)
Концепция какого мыслителя, описывает ситуацию, сложившуюся у головотяпов, до
того, как они надумали искать князя?
1. Аристотель
2. Блаженный Августин
3. Ж.-Ж. Руссо
4. Т. Гоббс
5. К. Маркс
6. Х. Арент
7. Д. Кейнс
Задание11.(25б)
Подберите признаки государства к фрагментам текста № 7,10,11,12,13 и запишите их.