Тест "Философское мировоззрение"

1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской
мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными
источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. VII в. н. э. эпоха сутр.
Веды (дословно "знания") религиозно-философские трактаты, которые создавались
пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при
отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:
Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные
части Вед Упанишады (дословно с санскрита "сидение у ног учителя"), в которых дается
философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго пического) этапа (VI
II вв. до н. э.) являются две поэмы эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются
многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое
учение:
• йога;
• веданта;
• вайшешина;
• ньяя;
• миманса;
• санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. VII в. н. э.) кратких
философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение
Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской
мысли (в частности, английской).
2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты -
космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассо-
циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь,
Космос-Брахма ог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он
умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000
земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного
Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При
каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной
форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса.
Цель эволюции, развития достижение все более совершенного духа через постоянную смену
материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии чения о познании) является не
изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского
типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром
предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
"пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения
в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и
длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия,
сущности и иллюзорности.
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует,
достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного
опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в
земной жизни.
Карма предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через
испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного
развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных
жизней.)
Мокша высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма)
прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) высшая цель
любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами
Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей
окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает
(людям, животным, живой природе), неубиение.
вуцвцу