Образовательная программа общеэстетической направленности по специальности "Мандолина"

1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №2 г. Твери
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МАНДОЛИНА»
Подготовила
преподаватель
по классу мандолины, домры
Гапеева Юлия Николаевна
Тверь, 2015 год
2
I
Пояснительная записка
1.1.
Учебный предмет
стр.
2
1.2.
Срок реализации программы
стр.
2
1.3.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
стр.
2
1.4.
Цели и задачи
стр.
3
1.5.
Методы обучения
стр.
3
1.6.
Учет успеваемости
стр.
4
II
Инструмент - мандолина
2.1.
Краткая история инструмента
стр.
6
2.2.
Характеристика инструмента
стр.
8
2.3.
Посадка и постановка
2.3.1
Посадка и постановка
стр.
9
2.3.2
Постановка правой руки и удержание медиатора
стр.
10
2.3.3
Удар вниз
стр.
11
2.3.4
Постановка левой руки
стр.
12
III
Техники игры
3.1.
Техника арпеджио АТ-3
стр.
13
3.2.
Удар вверх
стр.
13
3.3.
Техника арпеджио АТ-1
стр.
14
3.4.
Положение медиатора
стр.
14
3.5.
Переменный удар
стр.
15
3.6.
Тремоло
стр.
17
IV
Методические рекомендации
стр.
17
V
Годовые требования по классам
стр.
20
VI
Список нотной литературы:
Упражнения, гаммы, этюды
стр.
28
Сборники, хрестоматии, пособия
стр.
29
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
1. Программа учебного предмета «специальность» (мандолина)
направлена на приобретение детьми знаний, умений, навыков игры на
мандолине, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности,
приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого
исполнительства, творческой деятельности, овладение духовными и
культурными ценностями народов мира.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед
педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных
вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие
индивидуальных способностей учащихся, а наиболее одарённые из них на
их дальнейшую профессиональную деятельность.
2. Срок реализации программы для детей, поступивших в 1 класс -
5лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего или среднего полного общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год.
3. Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная,
продолжительность урока 45 минут.
Основной формой учебной и воспитательной работы с учащимися ДШИ
в инструментальном классе является индивидуальное занятие педагога с
учеником. Однако в первый год обучения возможны мелкогрупповые формы,
при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется для
занятий с двумя-тремя учащимися одновременно. Это даёт педагогу
возможность уделять больше внимания развитию навыков чтения нот с листа,
4
транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению
музыкального кругозора учащегося.
4.Цели и задачи
Основной целью программы обучения является формирование
творческой личности.
Для достижения цели необходимо направить усилия на решение
следующих задач:
- обеспечение для ребёнка комфортной эмоциональной среды и развивающего
обучения
- создание условий для раскрытия его индивидуальности и творческого
потенциала
- развитие музыкальных способностей и профессионально-исполнительских
навыков
- следует прививать любовь к инструменту
- способствовать формированию личностных качеств, мировоззрения,
системы жизненных ценностей.
- определение наиболее одарённых детей и подготовка их к дальнейшему
поступлению в средние профессиональные музыкальные учебные заведения.
5.Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение)
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика,
работа над художественно-образной сферой произведения)
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение
педагогом пьес)
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение
ученика и попутно объясняет)
5
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приёмов по
образцу учителя)
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом ученику разные пути и варианты решений)
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения
поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.
6. Учет успеваемости
Формы учета успеваемости: экзамен, академический концерт, открытый
концерт, контрольный урок, прослушивание, конкурс.
В соответствии с действующими учебными планами экзамены для
учащихся проводятся во 2, 3, 4, 5 (6) классах. Экзамены в 3 и 4 классах
включают в себя исполнение программы из 3—4-х произведений, в том числе
одно произведение крупной формы и 2—3 сочинения различного характера и
на разные виды техники. Одно из произведений может быть сольным. На
выпускной экзамен необходимо подготовить 4 произведения различных
стилей, жанров и форм.
Программа выступления профориентированных учащихся на
выпускном экзамене должна соответствовать требованиям вступительных
экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения.
В выпускных классах проводятся прослушивания экзаменационной
программы, оценки на которых не выставляются.
Академические концерты проводятся 2 раза в год. В случае участия
ученика в конкурсах или ответственных мероприятиях, он может быть
освобожден от необходимости выступления на академическом концерте.
Контрольные уроки проводятся с целью проверки определенных
навыков: технический минимум, чтение с листа, начальные навыки
импровизации или варьирования, транспонирование, подбор по слуху,
6
умение характеризовать и анализировать произведение, знание терминологии
в определенных объемах. Желательно в 1 классе проводить проверку
работы над постановкой исполнительского аппарата учащихся. Это могут
быть контрольные уроки в конце I четверти, на которых ученик выполняет
упражнения: без инструмента и на инструменте, без медиатора и с
медиатором, по нотам или без нот. Главное — показ правильного направления
работы над постановкой.
Большую пользу приносит проведение творческих соревнований среди
учащихся внутри класса, отдела, школы по разным видам умений и навыков.
Это могут быть конкурсы на лучшее исполнение этюда, обязательного для
всех, на лучшее чтение с листа, лучшее исполнение самостоятельно
выученной пьесы и др.
Для работы в качестве членов жюри конкурсов с участием младших
школьников следует привлекать старшеклассников.
Очень важно сохранять практику «отчетов» перед родителями.
На каждом родительском собрании должны быть концертные
выступления учащихся класса.
График проведения академических концертов, контрольных уроков,
прослушиваний, конкурсов определяется на заседании отделения и
согласовывается с администрацией школы.
Отметки учащимся выставляются:
за выступления на экзаменах;
за текущую работу в дневник за каждый урок;
за выступления на академических концертах.
Выступления учеников желательно оценивать и устной характеристикой
с определением его успехов и роста, а также имеющихся недостатков.
При выставлении переводной оценки учитываются следующие
факторы:
музыкальное и техническое развитие учащегося, годовая оценка;
оценка за последнее выступление на экзамене;
7
выступления ученика в течение года.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
II. Краткая история инструмента.
1.До наших дней сохранилось лишь небольшое
количество исторических свидетельств, времен позднего средневековья,
упоминающих инструмент, похожий на мандолину. К
предшественникам мандолины можно отнести квинтерну, мандору и мандолу,
которые представляли собой инструменты малого размера с
сопрановым диапазоном.
История мандолины в современном ее понятии начинается с конца XVII
века. Ее характерными признаками являются полукруглый корпус, дека с
изломом, крепящиеся внизу корпуса четыре парные струны, и подвижная
подставка. Произведения для инструмента этого периода, в большинстве
случаев, были написаны в табулатуре.
Время расцвета мандолины начинается в XVIII веке. К ранним
произведениям этого периода относятся концерты для мандолины соло
Антонио Вивальди, который также использовал ее в оратории
«Торжествующая Юдифь». Его примеру последовали Георг Фридрих Гендель
в оратории «Александр Балус», Джиованни Паизелло в «Севильском
8
цирюльнике» и Вольфганг Амадеус Моцарт в «Дон Жуане». С этого времени
мандолина часто появляется в оперных партитурах.
Позднее, композиторы Арнольд Шёнберг, Вольфганг Фортнер, Игорь
Стравинский, Ханс Вернер Хенце и многие другие использовали ее в своих
произведениях.
Во второй половине XVIII века мандолина была одним из любимых
инструментов камерного ансамбля. Для нее писали Людвиг Ван Бетховен,
Йохан Адольф Хассе, Йохан Непомук Гуммель. Особую популярность в это
время мандолина приобрела при французском королевском дворе.
Многочисленные композиции придворных музыкантов Габриеле Леоне,
Пьетро Фукетти, Пьетро Дени, Михаэля Коретте посвящены особам высокого
происхождения. Написанные ими школы для мандолины дают
сегодня точное представление о манере игры того времени.
К началу XIX века мандолина теряет свою популярность и некоторое
время находится практически в забвении, существуя только в кругах
фольклорной музыки. Лишь к концу века происходит новый виток в жизни
инструмента. Появляются первые мандолинные оркестры с необычайно
большими составами, состоящими преимущественно из музыкантов-
любителей. В это же время развивается профессиональная романтическая
техника игры на мандолине, основным элементом которой становится
тремоло. Развернутые виртуозные произведения романтического характера
композиторов Рафаэле Калаче, Карло Муниера, Лауренса Фантауцци выводят
мандолину в ряд профессиональных инструментов.
В XX веке интенсивный рост количества музыкантов-любителей и
профессионалов, играющих на мандолине, выступает мотивирующим
фактором для композиторов в написании произведений для мандолины соло,
камерных составов и оркестров струнных щипковых инструментов.
Многочисленные сочинения Генриха Конэцни, Ясуо Кувахары, Курта Шваена
и десятки других становятся неотъемлемыми в репертуаре мандолиниста.
Накопленный исторический обучающий материал дает возможность
9
синтезировать техники различных эпох, создавать новые звуковые эффекты на
инструменте, а также дают возможность наиболее точно трактовать манеру
исполнения произведений прошлых эпох.
На сегодняшний день можно найти большое количество инструментов,
разнящихся по критериям массы, внешнему виду, форме, звуку и т.д.
Решающим в этих показателях является страна изготовления, год
изготовления, модель инструмента, мастер или фабрика и другие
индивидуальные показатели. Можно назвать два основных различия в видах
мандолин – это мандолина с плоским и овальным корпусом.
2. Характеристики мандолины.
Масса инструмента.
Мензура (колеблющаяся струна между порожком и грифом) = 32,5 35 см
Ширина грифа = 28– 33 мм
Расстояние между струнами (пара) на порожке = 5 мм
Расстояние между струнами (пара) на подставке = 9,5 мм
Медиатор.
Качество медиатора играет существенную роль в вопросе качества
звука. Здесь рассматривается модель медиатора, характерная для современной
немецкой школы игры на мандолине. Это медиаторы из светлого нейлона, в
меру эластичные и плотные по структуре материала. В среднем его
толщина равна примерно 2,3 мм, длина 30 мм, ширина 16 мм. Дырочки на
поверхности медиатора являются фирменным знаком изготовившего его
мастера.
Строй мандолины.
10
Неаполитанская мандолина имеет четыре парные струны, настроенные
по квинтам. Парные струны между собой строятся в унисон. Строй
мандолины (начиная от нижней по звучанию струне): «соль» малой октавы
«ре» первой октавы – «ля» первой октавы – «ми» второй октавы.
3. Посадка и постановка.
3.1. В практике игры на мандолине существует большое количество
вариантов посадки, практикуемых в разных странах. На сегодняшний день
самая распространенная посадка для начинающих играть на мандолине
условно относится к немецкой школе игры.
Во время игры на мандолине:
- садиться следует на переднюю половину стула.
- обе ноги ставятся на подставку, при этом более высокая сторона подставки
устанавливается под левую ногу. Таким образом, левое бедро находится чуть
выше правого.
- мандолина удерживается между тремя точками опоры: между левым, слегка
поднятым бедром, низким правым бедром и корпусом.
- головка мандолины находится приблизительно на уровне плеча.
- правая рука согнута в локте и ее предплечье свободно лежит на подлокотнике
мандолины (или, при отсутствии подлокотника, на корпусе).
- в таком положении инструмент дополнительно слегка поддерживается
предплечьем правой руки.
- предплечье лежит на инструменте таким образом, чтобы кисть с медиатором
находилась над резонаторным отверстием. При этом точка опоры на корпус
(подлокотник) инструмента выбирается индивидуально, в зависимости от
размеров руки играющего.
- кисть и предплечье находятся на одной линии, без изгиба, но не опираются
на подставку.
3.2. Постановка правой руки и удержание медиатора
11
- пальцы правой руки, за исключением большого, без усилия касаются и
поддерживают друг друга в слегка согнутом положении.
- первая фаланга указательного пальца согнута менее остальных.
- большой палец остается прямым.
- медиатор удерживается подушечкой большого пальца и верхней (со
стороны играющего) частью подушечки ногтевой фаланги указательного
пальца.
- медиатор держится легко, без излишнего давления.
- заостренная часть медиатора (носик), предназначенная для игры, равна
примерно 5–7 мм.
- при готовности к игре носик медиатора направлен в сторону резонаторного
отверстия.
- медиатор держится параллельно к струнам, и его закругленная часть
наклонена вниз к деке примерно на 45°.
3.3. Удар вниз – П
Обозначение в нотах: П - удар вниз является основополагающим при
игре на мандолине. Его отработка важна для всех последующих приемов
игры. Четкая последовательность движений при ударе вниз существенна для
извлечения качественного объемного звука.
Движения правой руки при ударе вниз
- исходное положение руки: опор медиатора на нижележащую от требуемой
для звукоизвлечения струну, при этом закругленная часть медиатора
наклонена вниз к деке примерно на 45°.
- замах кистью условно вверх с сохранением наклона медиатора в 45°.
- мягкий удар по струне
- возвращение к исходному положению опоры на нижележащую струну.
12
Важно: при последовательных многократных ударах вниз после
начального опора все последующие возвращения к исходному положению
являются одновременно и изначальным исходным положением.
3.4. Постановка левой руки.
Правильная постановка левой руки позволяет развить беглость пальцев,
чистое звучание при прижатии нот на ладах и свободу движения при игре.
Порядок постановки левой руки
1. Локоть левой руки согнут на половину и направлен вниз.
2. Рука свободно повернута ладонью к грифу инструмента.
3. Кисть имеет лишь небольшой, едва заметный изгиб в сторону от
грифа.
4. Прямой большой палец ложится на заднюю (противоположную струнам)
часть грифа.
5. Остальные пальцы легко согнуты в форме полукруга.
6. Подушечки указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца лежат
на одной из струн.
7. Внутренняя часть пальцев и ладонь не касаются грифа.
8. Во время игры, независимо от смены позиции, большой палец находится
напротив указательного пальца левой руки.
Обозначения пальцев левой руки:
0 - открытая струна
1 указательный палец
2 - средний палец
3 безымянный палец
4 - мизинец
Большой палец в игре на мандолине не используется.
13
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Для того, чтобы упражнения, такие скучные, но вместе с тем
необходимые, не очень пугали маленького музыканта, необходимо
настойчиво объяснять ему, в чем их смысл, для чего они нужны, каким должен
быть результат работы над ними.
Проблемы звукоизвлечения, работу над техникой необходимо всегда
связывать с необходимостью развития у ученика способности услышать и
представить услышанное. Гармоничное развитие слуховых навыков и техники
игры на инструменте работа длительная. В случае, если некоторые из ее
аспектов упускаются, это обязательно негативно сказывается на темпах и
качестве развития ученика в целом.
Начальное обучение строится на развитии слуховых навыков ученика. В
этот период необходимо пройти большое количество музыкального
материала. В классе должно звучать много небольших, но ярких и
запоминающихся произведений (песенки, танцевальные мелодии, доступные
произведения композиторов-классиков и современных авторов). Всю эту
музыку, красивую и яркую, первоклассник слушает в исполнении педагога
или старших учащихся, поет сам и с педагогом, прохлопывает в ладоши,
пританцовывает, притопывает, «дирижирует» и т. д.
Названные методы очень похожи на методы работы в подготовительной
группе, однако именно они помогают сделать занятия интересными, как игра.
Во время таких занятий преподаватель объясняет элементы
музыкальной грамоты, отличие характера одной песенки от другой. Ученик
начинает прислушиваться, как строится музыкальный язык, что меняется в
звуках позднее и в игровых движениях), чтобы изменить характер музыки.
В этот период должны формироваться такие понятия как «главный» звук
во фразе, «сильные» и «слабые» звуки в такте, устойчивые и неустойчивые
звуки и т. д. Таким же образом, через слух формируется ощущение
ритмических соотношений между звуками. Звуки разной длительности
также должны быть услышанными.
14
Много внимания и усилий требуют первые навыки постановки и
игровых движений. В обязательном порядке выработку этих навыков следует
начинать без инструмента. Сначала ребенок учится владеть своими
мышцами, чувствовать напряжение и расслабление и самостоятельно сжимать
и расслаблять мышцы. Без инструмента начинается и выработка такого
важного навыка, как ощущение веса всей руки (как правой, так и левой).
Именно ощущение веса должно стать основой всех звукообразующих
движений.
Освоение технических навыков, вплоть до каждого отдельного
прикосновения к струне, необходимо увязать с определенным звуковым
результатом. Непрерывная связь между внутренним слухом,
представлением и инструментальными действиями (игровыми движениями)
является одним из основных методических направлений работы
преподавателя.
Особого внимания преподавателя требуют вопросы межпредметных
связей. Так, знания, полученные на уроках сольфеджио, музыкальной
литературы, обязательно должны увязываться с материалом, изучаемым по
специальности. Педагог должен интересоваться, что изучается на уроках по
другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного
подхода к обучению.
Успех в обучении во многом зависит от того, как учащийся
занимается дома. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий,
педагог помогает ученику спланировать распорядок дня, а также объясняет
ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной,
рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать ученику в
классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости.
Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его
информированность об условиях жизни каждого учащегося, о «климате» в
семье являются одной из составляющих работы педагога.
15
В беседах с родителями очень важно подчеркивать необходимость
уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления
ребенка к прекрасному, к духовности и культуре.
Основной формой организации учебного процесса по специальности
является урок, на котором и решаются задачи обучения и воспитания.
Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе
педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако
важно, чтобы результатом обучения было развитие инструментальных
умений и навыков учащихся, повышение их музыкальной культуры и
образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование
таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение,
впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть
беседы о музыке и других видах искусств, прослушивание и просмотр
аудиозаписей и видеоматериалов с их комментариями, анализом,
коллективными обсуждениями.
Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а
заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность
и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда,
когда учащийся понимает цель задания, знает, что он должен делать, сколько
времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы
преодолеть трудности.
Результаты своей работы учащийся должен осознавать и уметь
оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее
задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.
В начальный период обучения целесообразно заниматься с детьми
чаще. Для этого уроки делятся на части, и ученик приходит к учителю 2 или 3
раза на 20 или 15 минут. На этом этапе можно проводить занятия с 24
учениками одновременно.
16
IV. Годовые требования по классам
Первый класс
Начальное развитие музыкально - слуховых представлений.
Знакомство с названиями частей инструмента. Освоение упражнений для
подготовки рациональных игровых движений без инструмента. Игра на
открытых струнах с различной амплитудой движения. Постепенное
сокращение амплитуды: игра на четырех струнах, трех струнах, двух
струнах, одной струне. Упражнения для левой руки. Опора всей руки в той
части на грифе, где палец опускается на лад. Свобода движений вдоль
грифа. Звукоизвлечение в высоких позициях, там, где меньшее натяжение
струн и более узкие лады (без знания названия звуков). Объединение работы
левой и правой рук. Осознание координации их движений.
Исполнение одного звука. Соединение этого звука с открытой
струной, исполнение двух звуков с опорой на струну. Наиболее простые
динамические, аппликатурные, штриховые обозначения в нотном тексте.
Строй мандолины. Переходы со струны на струну. Исполнение
несложных пьес, народных мелодий. Переменные удары. Исполнение
тетрахордов, однооктавных гамм и трезвучий в наиболее простых
тональностях. Чтение с листа. В течение учебного года ученик должен
изучить:
20—25 пьес (детские песни, пьесы различных авторов, в том числе
для исполнения в ансамбле), несложные произведения для овладения
начальными навыками чтения нот с листа (количество произведений
определяет преподаватель по специальности);
однооктавные гаммы и трезвучия в наиболее удобных тональностях
(D dur, A dur), тетрахорды;
Г.Шрадик. «Упражнения для скрипки №1» с 1 по 5
Примерные программы:
17
1 вариант
T.Benedetti Venetian Heritage
B. Knife Country bluegrass
М. Штраус – Прелюдия №3 из «Девяти маленьких прелюдий»
Л. Моцарт – Менуэт из «Тетради Леопольда Моцарта»
F.X. Gruber Bruder Jakob
2 вариант
M. Torcato Songs and Window
De Stati Vito Riflessi
М. Штраус – Прелюдия №7 из «Девяти маленьких прелюдий»
Р. Калаче Вальс
O. Schick Этюд a-moll
Второй класс
Развитие музыкально-образного мышления. Активизация
музыкального слуха. Опережающая роль внутреннего слуха. Интонирование.
Работа над звуком. Изучение разных видов прикосновения к струне: мягкая,
твердая и острая атаки. Применение техник арпеджио. Совершенствование
игровых движений, развитие силы рук, переходы вдоль грифа, тренировка
мышц. Исполнение контрастной динамики, акцентов, sf (без тремоло).
Простейшие виды двойных нот и аккордов: работа правой руки на двух, трех
и четырех струнах одновременно использованием открытых струн).
Штрихи legato, non legato по два и четыре звука. Игра над грифом и у
подставки (sul tasto, sul ponticello).
В течение учебного года ученик должен изучить:
10—12 пьес, различных по характеру, жанру и стилю, 12
произведения крупной формы, 3—4 пьесы для самостоятельного изучения,
пьесы для чтения нот с листа, музицирования в ансамбле, подбора по слуху, с
элементами импровизации и сочинения;
18
однооктавные мажорные и минорные (три вида) гаммы (45),
арпеджио тонические с обращениями, в две октавы, двухоктавную гамму,
однооктавную гамму на одной струне;
8—10 упражнений и этюдов (в т. ч. хроматизмы).
- Г.Шрадик «Упражнения для скрипки 1» с 5 по 25
Примерные программы:
1 вариант
Ж.Сенайе – Куранта из сонаты g-moll
E. Elgar Сюита на темы Торлау Каролана, II часть
L.C. Desormes Полька для мандолины соло
Д. Легкер Этюд 26
E. Elgar Colesao Variada
2 вариант
Ж. Сенайе – Жига из сонаты g-moll
Л. Бетховен – Соната для мандолины g-moll
F.de Cristofaro Le Favori
Д. Легкер Этюд 29
V. Monti - Petite
Третий класс
Продолжение работы над развитием музыкально-образного
мышления. Строение музыкального языка. Дальнейшее укрепление навыков
связи внутреннего слуха и игровых движений. Ровный качественный звук.
Самостоятельность в мышлении и работе над произведением, умение
анализировать собственное исполнение. Творческое отношение к подбору
программы. Свободное чтение нот с листа, обязательное музицирование в
ансамбле или оркестре, понимание значения своей партии в оркестровой
фактуре. Работа над координацией, дальнейшее укрепление мышц рук,
19
особенно пальцев левой руки. Развитие беглости — I, II, III позиции, их смена.
Все виды переходов из позиции в позицию.
Хроматизмы, двойные ноты, аккорды, подготовительные упражнения
для исполнения трелей. Усовершенствование приема тремоло. Штрихи
legato, non legato, staccato (без тремоло), legato, non legato тремоло).
Освоение приемов: pizzicato всеми пальцами правой руки, скольжение со
струны на струну правой рукой, vibrato левой рукой, игра за подставкой,
арпеджиато, гитарное legato, glissando. Дальнейшее расширение
динамических возможностей правой руки ученика. Подбор по слуху.
Транспонирование, импровизация, элементы варьирования.
В течение учебного года ученик должен изучить:
10—12 пьес различных стилей и жанров, 2 произведения крупной
формы, 3—4 пьесы самостоятельно для анализа;
двухоктавные мажорные и минорные гаммы (3—4) до четырех знаков
в ключе, двухоктавные арпеджио TS—T, однооктавные гаммы двумя
видами аппликатуры (на двух и одной струне) в скорых темпах, однооктавную
хроматическую гамму (исполнение на одной и двух струнах) от звуков «ре» и
«ля».
Штриховые варианты исполнения гамм: legato по 4 звука, non legato
(тремоло), staccato (ударом), vibrato (левой рукой), гитарное legato.
Группировка гамм в восходящем и нисходящем движении:
- четверть, две восьмые, четыре шестнадцатые. Исполнение гамм
ритмическими вариантами (на каждом звуке): две восьмые, триоль восьмые,
четыре шестнадцатые.
5—6 этюдов на различные виды техники;
- Г. Шрадик «Упражнения для скрипки №2»
Примерные программы:
1 вариант
Г. Жервазио – Симфония для мандолины и баса D-Dur, I часть
20
А. Вивальди – Соната для мандолины G-Dur, I часть
G. Verdi Ah! Was is My heart Foretold, from La Traviata
T. Benedetti The red haired boy
O. Schick Elvira
2 вариант
И.С. Бах – Жига из 4 сюиты для Cello
Agostini - Фокстрот
R. Calace Прелюдия для мандолины соло Op.45
G. Donizetti Серенада для мандолины и гитары Don Pasquale
P. Denie Прелюдия В-Dur
Четвертый класс
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления,
опережающего слуха, связи между слухом и игровыми движениями.
Анализ формы и стилистических особенностей исполняемого
произведения. Дальнейшее развитие мышц рук, развитие беглости левой
руки, совершенствование ранее изученных приемов игры.
Совершенствование приемов звукоизвлечения (нажим, удар, бросок). Штрихи
non legato, legato, staccato в разных чередованиях, различными приемами
звукоизвлечения тремоло и без тремоло). Свободное владение высокими
позициями, глубокий наполненный звук. Перемещения правой руки вдоль
струн при смене позиций. Двойные ноты и аккорды. Ритмизованное тремоло
на двойных нотах. Ознакомление с элементами полифонии.
Мелизматика (трель, форшлаг, группетто, мордент). Сонорные
приемы игры (разнообразные постукивания по панцирю и деке инструмента,
игра медиатором или пальцами на приглушенных (закрытых) струнах, игра за
порожком).
Подбор по слуху. Транспонирование. Чтение нот с листа. Игра в
ансамбле. Импровизация. Варьирование. Аккомпанемент.
21
В течение года ученик должен изучить:
8—10 разнохарактерных пьес различных стилей и жанров, 2
произведения крупной формы, 4—5 пьес самостоятельно;
мажорные и минорные гаммы (3—4) в две октавы разными
ритмическими группировками на каждом звуке (по 2, по 3, по 4, по 6, по 8
ударов), а также в поступенном движении акцентом через 2, через 3, через
4, через 6 ступеней);
- аrpedgio двухоктавные T—SD—T, хроматические гаммы
(двухоктавные) с открытой струною, с 1-го пальца (двумя вариантами
аппликатуры), тетрахорды, хроматизмы, короткие аrpedgio;
однооктавную гамму ломаными терциями (исполнять на струнах
D, A, E на одной струне), гаммы различными штрихами и приемами (legato
тремоло по 8 нот, искусственными флажолетами E, A, D.
4—5 этюдов на разные виды техники.
- Г. Шрадик «Упражнения для скрипки №3»
Примерные программы:
1 вариант
A.Amadei Il Solletico
M. Antonelli Вальс Mignonne для мандолины и гитары
И.С. Бах – Инвенция №1 C-Dur
В. Беллини – Интродукция к опере «Norma»
Л. Канора – Мазурка Tra veglia Sonno
2 вариант
M.U. Bottacchiari - Концертный вальс для мандолины и гитары g-moll
C. Carlo Концерт для мандолины и скрипки A-Dur
G. Torrisi Танец для мандолины соло
C. Munier Этюд G-Dur
22
C. Grosso Каприччьозо
Пятый класс
Дальнейшее развитие музыкального мышления ученика.
Совершенствование звуковедения. Развитие всех видов музыкального
слуха.
Штрихи legato (переменными ударами), martle (тремоло), detashe
(тремоло). Приемы игры: тремоло двойными нотами (легато), аккордовая
техника, пиццикато левой рукой. Совершенствование ранее изученных
приемов игры, различных видов туше. Дальнейшее развитие техники
переходов из позиции в позицию. Техника скачков. Различные виды тремоло.
Арфоарпеджио.
Параллельные терции переменными ударами, различными вариантами
аппликатуры (1—2, 34; 13, 2—4). Исполнение мелизматики. Подбор по
слуху, транспонирование, чтение с листа, импровизации. Игра в ансамбле
(оркестре).
В течение учебного года ученик должен изучить:
7—8 разнохарактерных пьес различных стилей и жанров, 23
произведения крупной формы, 5—6 пьес самостоятельно;
двухоктавные гаммы (мажорные и минорные) по схеме IV класса
в виртуозном исполнении, арпеджио двухоктавные T SD—T как
виртуозные пассажи. Гаммы различными штрихами: legato (переменными
ударами), martle (тремоло), detashe (тремоло). Исполнение: на одной струне
мажорной гаммы, арпеджио, ломаных терций, хроматической гаммы
(вариант прописью), хроматической двухоктавной гаммы триолями от
открытой струны и от 1 пальца; мажорные и минорные однооктавные гаммы
параллельными терциями;
3—4 этюда на различные виды техники.
Примерные программы:
1 вариант
23
C. Gioacchino Концерт для мандолины и баса D-Dur, IV часть
G. Giuseppe Серенада – для мандолины и гитары
Trad. Irish medley Folk
R.J. Hamilton Leontina Mazurka
E. Kohler Этюд e-moll
2 вариант
G. Sartori Вальс Primo Bacio для мандолины и гитары
F. Magnoni Фокстрот Good Evening
Н. Паганини – Капричио №9 Ор. 1 E-Dur для мандолины соло
Л. Бетховен – Сонатина C-Dur Op. 44а
S. Leonardi Этюд A-Dur
Список сборников и пособий:
Gervasio G. B. - Duetto a Due Mandolini
Колган C. Еврейское местечко – современная музыка для мандолины и
гитары
Колган C. Времени волна – современная музыка для мандолины и гитары
Bedetti T. Venetian heritage для мандолины и арфы
Бетховен Л. Сонатина для мандолины и клавесина
Agostini M. S. Еrodiade fox-Trot –для мандолины и гитары
Albeniz I. - Аsturias для мандолины соло
Нeinrich A.- Scherzo grazioso
Amadei A.- Carosio_il_solletico для мандолины и гитары
Нymn C.- Amazing grace –для мандолины соло
Antonelli M. Мignonne вальс для мандолины и гитары
Бах И. С. – Инвенция для 2 мандолин
Аllende В. 4 de junio полька для мандолины и гитары
Bellini V. Сarosio - norma для мандолины и гитары
Bergeron G.- Duo для мандолины и гитары
24
Bergeron G. - J'ai un bouton sur la langue –для мандолины и фортепиано
Bergeron G. - Le p'tit avocat для мандолины и фортепиано
Bertucci C. Fantasia chitarristica для мандолины соло
Bottacchiari M. U. Moti del cuore для мандолины и гитары
Bottacchiari M. U.- Tramonto di maggio для квартета мандолин
Carosio E. La montanina для мандолины и гитары
Carosio E. - La_vedova_allegra для 2м и г
Сarlo C. - Сoncerto A-Dur
Carlo C. - Concerto D-Dur
Cupis de P. - Improvvisata mazurka для мандолины и гитары
Donizetti G. Carosio don pasquale для мандолины соло
Donizetti G. Сarosio lucrezia borgia для мандолины и гитары
Dupont G. Melodie
Toselli E. - Serenata rimpianto' для мандолины и гитары
Figliolini A. - Marcia Kонцерт для мандолины соло
Reichenbach M.- F. Fiorillo, Etüde для мандолины соло
Forneris T. - Polka Marcia для мандолины и гитары
Forneris T.- Italia для мандолины и гитары
Francia F. Bocca profumata для 2 мандолин и гитары
Gasparsanz G. - Canarios - для мандолины соло
Gastaldon G.- Graziani-walter melodie для мандолины и гитары
Valle E.- Il concerto 1901 концерт для мандолины и гитары
Bottacchiari U. - Del la carson концерт для 3 мандолин и гитары
Sartori G. Primo bacio вальс для 2 мандолин и гитары
Giuseppe A. Teresina для 2 мандолин и гитары
Magnoni F. Good Evening
Giuseppe A. Sguardi Languidi интродукция
Agostini S. Risposta a Salome фокстрот
Jacinto J.- Omaggio a Berio"
Pierpont J., arr: Guy Bergeron - Jingle bells
25
San Y. Yapanessa для мандолины соло
Verdi G., rid. del Prof.J. Sgallari Traviata
Sgallari J. Mazurka - для мандолины и гитары
Johnston J. H. Kazoos фокстрот для ансамбля мандолин
Torrisi G. - Sabre Dance
Gilardenghi A. Dopapezzanotte полька
Moyer D. Lyric march для мандолины соло
Mahler G. - Symphony no.7 in e minor - для мандолины соло
Praetorius M. - Danse du roi для квартета мандолин
Morelli A. - Speranze perdute - вальс для мандолины соло
Mozart W. A.- liebe Zither
Corinne J. Olama интермеццо для мандолины соло
Padovec I. - Second Concertino
Paganini N., arr. e Ed. Fábio Machado - Capricho No.9, Op.1 em Mi Maior
Craton J. - Six Pantomimes для 2 мандолин
Palumbo A. - Petite bolero для мандолин и 2 гитар
Silvestri G. Polka- studio для мандолины соло
Schubert F., arr. by Lana Plahina - Ave, Maria! –для мандолины и фо-но
Sgallari J.- For_ever для 2 мандолин и гитары
Palumbo A. - Petite bolero - для мандолины и 2 гитар
Beethoven L.- Sonatina in C major (Op. 44a)
Abreu de Z. Tico tico no fuba для квартета мандолин
McDowell A. -To A Wild Rose для мандолины соло
Toselli E. - Serenata для мандолины и гитары
Venezolano F. - Forma del Galer для мандолины соло
Wohlfahrt F. - Etüde aus op. 45 этюд
Pryor A. W. - Ye boston tea party
Сerimel A.- Аккорды для мандолины и гаммы
Asevedo V. Little Brazilian для мандолины и фортепиано
Beethoven L. - Sonatine C-dur für Mandoline
26
Santos L. T. - Allegro Moderato in D Dorian
Kioulaphides V. - Après de Bériot
Kioulaphides V. - Capricho Tropical
Kioulaphides V. - Carillon Variations «Maria durch ein Dornwald ging»
Kioulaphides V. - de Grote Markt
Kioulaphides V.- Studio a quattro
Kioulaphides V. - Suite for Ali
Kioulaphides V. - Sweelinck Variations
Gervasio G. - Allegro Balletto
Gervasio G. - Duetto à Due Mandolini
Gervasio G. - Sonata per mandolino e basso
Gervasio G.- Sonata Per Camera di Mandolino e Basso
Gioviale G. Valzer Brillante для мандолины соло
Gioviale G. - Amorino - полька для мандолины соло
Gioviale G. - Balliamo l'ultima mazurka - для мандолины соло
Gioviale G. - Costumi Siciliani - мазурка для мандолины соло
Gioviale G. Idillioprimaverile для 2 мандолин
Gioviale G. - L'ultimo Amore - вальс для мандолины соло
Gioviale G. - Ritornando da Vienna - вальс для мандолины соло
Gioviale G. - Ritornando da Vienna - вальс для мандолины соло
Gioviale G. tango танго для мандолины соло
Gioviale G. - Tarantella siciliana для мандолины соло
Gioviale G. - Costumi Siciliani - для 2 мандолин
Gioviale G. - Tutti in festa - полька для мандолины соло
Gioviale G. - Viale Fiorito - мазурка для мандолины соло
Dvorak A. Юмореска – для мандолины соло
Cadman Ch. W., arr. by Ch. Graziani - Walter
Johnstone Jas. H. - The Banjo Bugs
Brunover Ch. - Meadow Brook –– полька для мандолины соло
Brunover Ch. - Melody in A –– для 2 мандолин
27
Brunover Ch. - When Twilight Falls для 2 мандолин
Becucci E. - Che Ridere –– полька для 2 мандолин и гитары
Fischler H. A., arr.by Harry J. Lincoln - Chili Sauce
Odell F., op.69 - Confidences для 2 мандолин
Dennis F.H. - Fay Elsie bolero –– для 2 мандолин
Фроссини P., аранж.А. Жульевой - Веселый кабальеро
Dennis F.H. - Garden city Мазурка – для мандолины и гитары
Tarantola G., arr. Fl. P. Giuseppina - Мазурка - для 2 мандолин и гитары
Schottische G.W. Rollinson для мандолины соло
Hamilton R.S. Leontina мазурка - для 2 мандолин
Arindt F. - Nola –– для мандолины соло
Palumbo A. - Petite bolero –– для 2 мандолин и гитары
Fischler H.A., arr.by H. J. Lincoln - Pepper Sauce
Schottische S.C. J. H. Jennings для мандолины соло
Morelli A. - Speranze Perdute –– для мандолины соло
Canora L. - Tra veglia e sonno –– мазурка для 2 мандолин и гитары
Mantini E. - Trottolina –– полька для мандолины соло
Stahl C. - Ye boston tea party для мандолины соло
Herbert V., аранж. Ch. Graziani - La Serenata Walter
Jeffery J.A., arr.by Ch. Graziani - Serenade Walter
Helmund E.M., op. 36, arr.by Ch. Graziani - Arietta Walter
Nevin E., arr.by Ch. Graziani - Egyptian Love song –– Walter
Nevin E., arr.by Ch. Graziani - Notturno (In Boccaccios Villa)
Beethoven L. Sonatine C-Dur
Mereu L. - Suite chitarra e flauto сюита для гитары и флейты
Mereu L. - Sonatina
Barbella E. - Sonata a Due Mandolini e Basso
Calacce R. - Sonata in Sol
Vivaldi A. - Concerto for two Mandolines in G major
Vivaldi A. - Mandoline Concerto in C major
28
Gervasio G. - Duetto a Due Mandolini
Gervasio G. - Sinfonia a due mandolini, e Basso
Gervasio G. - Trio a Due Mandolini e Basso
Calace R. - Alba
Calace R. - Ave Maria
Calace R. - Giappone
Calace R. - Inno al Poverello d'Assisi
Calace R. - Montedoce
Calace R. - Perchè (Romanza)
Calace R. - Quanno e surdate passano
Calace R. - Violetta
Calace R. - Fascicolo
Calace R. - Danze Fantastique
Calace R. - Le Rappel des Oiseaux
Calace R. - Concerto
Calace R. - Cadenze
Calace R. - Cadenze e Scale
Giuliano G. - Sinfoni per Mannolino con Piu Istromenti (http://www.free-
scores.com/download-sheet-music.php?pdf=)
Список используемой литературы
1. http://nataliamarashova.musicaneo.com/sheetmusic/sm-
206731_desyat_urokov_igry_na_mandoline.html
2. http://vk.com/club1720551?z=photo-1720551_328149856%2Falbum-
1720551_00%2Frev