Исследовательская работа "Как появилась тюбетейка?"
Мунициальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат-Китнинская общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
«Как появилась тюбетейка?»
Выполнила:
ученица 6 класса
Садыкова Альфиназ
Руководитель:
Мавлекиева А.З.,
учитель русского языка
и литературы
Цель исследования:
Изучить о разнообразии тюбетеек
Задачи исследования:
1. Выяснить, как появилась тюбетейка
2. Выяснить, что означает орнамент на тюбетейках
3. Почему мусульмане носят тюбетейку
4. Узнать, какие виды тюбетеек существуют
5. Познакомиться с интересными фактами, связанными с тюбетейкой
Предмет исследования:
Тюбетейки
Гипотеза
Я думаю, что мужчины, которые носят тюбетейку, не знают о её
происхождении.
Методы исследования:
1. Подбор и изучение материала по теме в разных источниках.
2. Устный опрос взрослых.
3. анкетирование мальчиков 1-9 классов нашей школы.
Предполагаемый результат:
1. Учащиеся нашей школы пополнят свои знания подробными
сведениями о тюбетейках.
Что мы хотим узнать?
1. Какие виды тюбетеек существуют?
2. Кто носит тюбетейку?
3. Что означает ношение тюбетейки?
4. Что означает орнамент на тюбетейках?
I.Введение.
Меня заинтересовал вопрос: Почему мужчины и мальчики носят тюбетейки?
Сначала провела анкетирование среди мальчиков своей школы.
Вопросы:
1. Есть ли в вашем доме тюбетейка?
2. Что вам известно об орнаменте на тюбетейках?
3. Кто и когда носит тюбетейки?
4. Какие виды тюбетеек знаете?
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
Есть ли в вашем доме тюбетейка?
Есть (22 мальчика)
100%
2
3
Что вам известно об орнаменте на
тюбетейках?
Не знаю - 22
4
Кто и когда носит тюбетейки?
Дедушки, папы и мы
(100%)
В мусульманские
праздники-10
В мечеть-18
Каждодневно - 5
5
Какие виды тюбетеек знаете?
Круглые -12
Квадратные -4
Из таблицы видно, что знаний у наших учеников недостаточно.
Затем поспрашивала у своих родственников и знакомых. Но полного ответа
я не получила. И я решила сама изучить этот материал и рассказать другим.
1. Происхождение тюбетейки
Когда-то тюбетейка была своеобразным паспортом, по которому
окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается.
Сегодняшние тюбетейки тоже несут в себе информацию, только уже не все в
ней разбираются.
Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Знатоки утверждают, что она
была на территории Средней Азии еще задолго до прихода сюда Ислама.
Например, на бадахшанских тюбетейках до сих пор сохранилась арийская
символика. Раньше люди не носили тюбетейки на макушке, края тюбетейки
должны были плотно закрывать лоб владельца до самых бровей. Древние
считали, что таким образом тюбетейка помогает сохранить от злой энергии,
так называемый, третий глаз. Кроме того, в прошлые времена
конусообразную тюбетейку считали неким проводником между человеком и
Космосом.
Когда в Среднюю Азию пришел Ислам, тюбетейка сохранила свою
важность, но в несколько ином виде. Дело в том, что правоверным
мусульманам не положено выходить из дома с непокрытой головой, и чтобы
соблюсти это правило, мужчины повсеместно стали пользоваться
тюбетейками. Постепенно тюбетейка становилась и главным украшением
восточного костюма.
Помимо религиозного атрибута и украшения, тюбетейки выполняют и
более практическую функцию. Например, тюбетейки "аракчин" - из
хлопчатобумажной ткани - служат восточным мужчинам, как ночной колпак
европейцам.
2. Значение слова «тюбетейка»
Значение слова "тюбетейка" происходит от тюркского слова "тюбе", что в
переводе на русский язык означает "вершина". В Таджикистане этот
головной убор чаще называют "токи", "тупи" (распространенное выражение
на севере страны), реже - "кулох". Но все эти названия сводятся к одному
значению - вершина. В словаре: Тюбетейка (от тат. түбәтәй, также
известна как каз. төбетей, тақия, кирг. тебетей, тадж. тўппӣ (север.диал.),
тоққӣ южн.диал.), туркм.tahýa, узб. do'ppi/дўппи, уйг. доппа/ددددد, азерб.
araxçın/арахчын) — круглая или квадратная, островерхая или плоская,
мужская или женская лёгкая шапка, надеваемая прямо на голову; получила
название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или
верхушку горы.
3. О чём рассказывает тюбетейка?
В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине.
Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко
определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к
великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на
тюбетейках. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика
древних ариев. В отличие от наших современников, древние люди носили
тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб до самых
бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от
воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные
головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.
Существовали и детские тюбетейки. Их надевали на головы новорожденным
младенцам в качестве оберега. Детские тюбетейки имели конусообразную
форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце. Часто
под такой конусообразной шапочкой скрывали косичку на голове мальчика,
которая служила символом принадлежности его к избранным детям. С
приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно
Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться
в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в
элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным
украшением. Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы
знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года
солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной
ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже
ночным колпаком.
Той-дорба – свадебный мешок, в котором казахский жених несет невесте
подарки, будь он трижды лисьими шкурами наполнен, все равно не
засчитывается, если нет там тюбетейки.
Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод
неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта – огромная
тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест
шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные
тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Куда ни глянь –
тюбетейка!
А вы знаете, что экономическое положение государства можно
определить и по обилию на улицах головных уборов? Есть чем народу
голову покрыть – цветет страна, счастлив народ. Недаром в 1930 - 50-е гг. в
СССР поголовно носили тюбетейки: ученые, инженера, студенты,
школьники, творческая интеллигенция. Вспомните "Тимура и его команду",
Вольку из "Старика Хоттабыча", Дынина и Костю Иночкина из "Добро
пожаловать или посторонним вход воспрещен".
Тюбетейка, кроме всего прочего, символизирует братскую дружбу между
народами. Тюбетейка вообще несет в себе много символизма. Например,
часто восточные мужчины снимают тюбетейку с головы и начинают ее
отряхивать. Они стряхивают с нее пыль? Не только. Считается, что таким
образом хозяин тюбетейки избавляется от дурных мыслей.
4. Орнамент тюбетеек.
Орнамент тюбетеек часто отражает и окружающую действительность,
новые тенденции. Например, в одной из больших коллекций сохранилась
таджикская тюбетейка, на которой вышит автомобиль "Победа".
Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина,
его принадлежность к тому или иному социальному слою. Например,
золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители
аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого
дорогого подарка.
Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным.
Ясное дело, прежде всего – женщинам, которые вышивают различные узоры,
в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.
Волнообразный стебель вьюнка, который "струился" в нижней части
тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась
яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от
"сглаза". Узор "след змеи" предназначался для той же цели. Символическое
изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы –
плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи
на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала
прошлого века гласила: "Пусть кулох (это иное название тюбетейки)
останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".
В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в
поколение от матери к дочери. Традиционные орнаментальные мотивы
каждая мастерица обогащает своей фантазией. Орнамент вышитых изделий
складывался постепенно - от ритуальных магических узоров до поэтических
образов и отличается многообразием формы и высоким уровнем стилизации.
Изделия мастериц насыщены народной символикой. В композиции
большинства изделий преобладают изображения кустов с распустившимися
цветами, кругов, розеток, головок цветов на тонких стеблях, побегов с
листьями. В растительные узоры иногда вплетаются изображения животных
и птиц в ярких оперениях. При этом, как правило, изображались те растения,
которые по народному поверью обладали целительной силой. Тюбетейки -
дуппи вышивают шелком гладью, мелкими крестиками "ироки", особым
швом "басма" и бисером. Причем опытные мастерицы вышивают без
предварительно нанесенного рисунка, компонуя узор непосредственно в
процессе вышивания
Самая распространенная мужская тюбетейка, как в Таджикистане, так
и в соседних странах, - черная, с белой вышивкой узоров в форме миндаля.
Эта тюбетейка - обязательный атрибут для мужчины на торжественных
мероприятиях, будь то похороны или свадьба; без такой тюбетейки ни один
мусульманин не придет в мечеть. Ее символика очень интересна: четыре
причудливых, вышитых белыми нитями, узора - это стручки острого перца
"каламфур". В народе говорят, что острый перец отпугивает злые силы,
поэтому стручки перца вешают у входа в дом и вышивают на тюбетейках.
Почему их четыре? Потому что эти символы предназначены для того, чтобы
охранять здоровье мужчины с четырех сторон света. А шестнадцать узорных
арок по краю тюбетейки символизируют большую и дружную семью -
мужчине желают иметь 16 детей.
Четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки -
малые, а две - большие. Малая арка отображает бешик - колыбель
новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки - это колыбель с
младенцем, излучающим свет. Большая арка - тоже бешик, но для человека,
покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего
человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает.
Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом, можно
предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке - бесконечное
число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.
По тюбетейке можно определить и то, представителем какого региона
страны является ее обладатель. Геометрический орнамент с использованием
красного, синего, белого и, в последнее время, зеленого цвета принадлежит
искусным рукам мастериц Бадахшана. Кстати, памирские вышивальщицы
тюбетеек до сих пор в своих орнаментах используют арийскую символику.
В тюбетейках настолько точно передавалась особенность шитья и узоров
различных районов, что они служили основанием для определения, откуда
родом их хозяин. Тюбетейка - "паспорт" того, кто ее носит.
По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в
Туркмении, но и место жительства – к примеру, в соседнем Таджикистане.
Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита
геометрическим узором – значит, "родом" с Памира. Богата расцветкой –
выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике –
мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чуст в
Ферганской долине Узбекистана). Они вышиваются белым шелком на
черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок
перца). Квадратна по форме, заканчивается она узким бархатным кантиком
черного цвета. Тюбетейка чусти очень изящна и отличается простотой и
тонкостью вышивки.
Особенности узора могут многое рассказать и о том, где эта тюбетейка была
сделана: памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе
арийскую символику; Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию
красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте; в
Шахрисабзе шьют тюбетейки, отличающиеся живописной многокрасочной
гаммой; в Самарканде популярна техника «пилтадузи» (шитье по
фитилькам), по форме такие тюбетейки напоминают ребристый купол;
родину золотошвейной тюбетейки определить можно безошибочно - это
Бухара. В Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста чаще всего
носят однотонную тюбетейку из бархата зеленого цвета. Традиционные
узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют
непреходящие ценности: узор "след змеи" оберегает от сглаза,
символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а
рыбы - плодовитость женщины. Очень популярным узором считается
вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Иногда в узорные
композиции включаются надписи на арабском языке, например, такая:
"Пусть тюбетейка останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".
На первый взгляд различия могут показаться не существенными, но
знаток сразу определит назначение тюбетейки и никогда не позволит себе
надеть "не свою" тюбетейку.
Если тюбетейки Бадахшана и Хатлона отличаются округлой формой, то
тюбетейки, изготовленные на севере Таджикистана, квадратные. Что
касается узоров, то мастерицы Согда в своих узорах используют образы
сказочных и настоящих птиц. И чаще всего тюбетейки на севере -
золотошвейные.
А старинное присловье, что честь и совесть мужчины заключается в его
тюбетейке, до сих пор бытует в народе. Теперь, когда вы встретите на улице
человека в тюбетейке, приглядитесь повнимательней к ее узору, может быть
он расскажет вам свою историю.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что
правоверному мусульманину запрещается появляться в общественных
местах без головного убора. Истинно верующий человек обязан быть в
тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит), в мечети и
дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених
и его отец). Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни
человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку
новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был
здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку. И на
свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду
жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку,
благословляют тех, кто становится достойным носить ее. Тюбетейка до сих
пор имеет огромное значение в жизни мусульманина.
5.Тюбетейки разных народов
Поражает обилие форм и фактуры тюбетеек. В свою очередь, по
принадлежности тюбетейки бывают мужские и женские, для детей и
стариков. Различаются изделия по месту изготовления, по своей родине.
Всего насчитывается, включая ферганские, чустские мужские тюбетейки,
шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов:
1. ташкентская
2. самаркандская
3. бухарская,
4. Кашкадарьинская
5. сурхандарьинсая
6. хорезмская.
Шахрисабзкие гилам-дуппи и сурхандарьинские пилтадузи, вышитые
сплошным швом "ироки", отличаются живописной многокрасочной гаммой.
Костюм молодой женщины-узбечки и сегодня нередко дополняется яркой
нарядной тюбетейкой. В Ташкенте популярны мужские тюбетейки - шобпуш
из хлопчатобумажной ткани на подкладке, простеганные вручную или на
швейной машинке.
Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная
шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным
или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а
золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность.
Недаром же золотошвейные тюбетейки были непременной деталью костюма
эмира и придворной знати, а в наше время являются обязательным
элементом свадебного наряда. Любопытно, что золотошвейное производство
еще в начале двадцатого века было преимущественно мужским ремеслом и
только постепенно женщины забрали его в свои руки.
Узбекистан славится большим разнообразием узбекских тюбетеек.
Узбекская тюбетейка – всем шапкам голова (Александр ДЕМАЛЕМ
Источник: http://www.rg-rb.de/")
"Я, наконец, узнал, – сказал однажды сказал мой земляк Нюма из общаги на
Майдерихе, что в Дуйсбурге, – как определяют экономическое положение
государства. По обилию на улицах головных уборов! В журнале прочитал.
Есть чем голову народу покрыть – цветет страна".
Нюма все еще живет ощущением, что его шляпную мастерскую в центре
Самарканда ждет большое будущее. Но, при всем уважении к профи, его
утверждение я близко к сердцу не принял.
– Получается, – говорю, – что все 24 миллиона жителей из милого нашему с
ним сердцу Узбекистана – вполне зажиточный народ. Это при
среднемесячном уровне зарплаты, стипендии или пенсии в 15-20 евро. На
кепку не хватит, только на тюбетейку.
– Ну что ж, – не унывает Нюма. – Зато все головные уборы произошли от
тюбетейки. А что? Кепка – тюбетейка с козырьком. Шляпа – тюбетейка с
полями. Цилиндр – тюбетейка с полями и верхом, сохраняющим заданный
диаметр. Тюбетейка – всем шапкам голова.
Что тут рассусоливать? Почувствовал я, что просто обязан про тюбетейку
рассказать. И, конечно, показать ее во всей красе.
Узбекская тюбетейка справедливо считается одним из национальных
видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма.
Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого - середине
двадцатого веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в
народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и
в отдаленных кишлаках. Мастерство их изготовления, прошедшее
длительный путь развития народного творчества, окрашено глубоким
эмоциональным звучанием, любовью к орнаментальным фантазиям, высокой
художественной культурой.
Тюбетейки Узбекистана заслуженно пользуются известностью во всем мире.
Созданные искусными руками мастериц, они украшают экспозиции многих
музеев. Лучшие и наиболее полные собрания тюбетеек хранятся в Ташкенте
в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства
Узбекистана.
Тюбетейка украшает всех - и седины мудреца, и косы невесты.
Орнамент вышитых изделий складывался постепенно - от ритуальных
магических узоров до поэтических образов и отличается многообразием
формы и высоким уровнем стилизации.
Хорезмская тюбетейка (тахия), хотя и без вышивки, выглядит нарядно.
Отличительная черта хорезмских тюбетеек является их плоское дно и
широкая канва, украшенная косичкой. Простая и строгая тюбетейка для
мужчин, главным образом, изготовлялась из темного бархата. Тюбетейки для
мужчин и женщины имеют общую форму, правда, женские тюбетейки сшиты
из дорогих тканей и украшены мелкими деталями.
В 1920х годах тюбетейки отличались широким галуном по всей ширине
узкой опушки и с длинной каймой (около 14 см), пришитой сзади тюбетейки.
В 1930х годах их заменил более компактный стиль с коротким шёлковым
помпоном и маленьким талисманом из дерева, свисающим на шелковой нити
с узкой опушки над лбом. Хорезмские тюбетейки также украшаются рядом
серебряных монет.
В двадцатом веке были широко распространены однотонные тюбетейки из
темного бархата. Они были украшены маленькими стеклянными бусинами и
цветными медными монетами. Несмотря на использование бисера и
металлических бусин такие тюбетейки отражают простой художественный
стиль декоративно прикладного искусства Хорезма.
6.Татарская тюбетейка
Существовали два основных вида татарских тюбетеек – «такыя»
полусферической формы и «каляпуш» в форме усеченного конуса.
Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным
видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана
подшлемнику древнего воина.
Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX
века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые
тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или
серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со
вкусом расшитые парчовые тюбетейки. Более старинные тюбетейки первой
половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-
растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю
украшаемую поверхность убора. Со временем узор тюбетеек меняется. Ко
второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с
розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех
крупных букетиков, покрывающих весь круг. К концу XIX - началу XX века
крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными
букетиками.
7. Основные характеристики татарского традиционного головного
убора:
Материал: бархат, Форма: цилиндрическая, Высота: 99 мм, Диаметр:
индивидуален и зависит от размера головы конкретного татарина, Цвета:
черный и зеленый.
Бархат – это наилучший материал, который традиционно закрепился у
татарского народа для этих целей. Высота 99 мм: во-первых, каждый
миллиметр такой тюбетейки будет символизировать одно из 99 имен Аллаха.
Во-вторых, более низкая тюбетейка может вызвать дальнейшее развитие
комплекса неполноценности у современного татарина, а более высокая,
привести к гордыне.
Правила ношения двух видов традиционных форм татарских головных
уборов: повседневных и парадно-выходных.
Повседневные – это простые черные или зеленые тюбетейки, в то время как
парадно-выходные тюбетейки должны быть расшиты бисером, золотой
нитью или могут иметь другие украшения в соответствии с «Правилами по
украшению парадно-входных тюбетеек». Их можно надевать на Курбан-
байрам, в месяц Рамазан, на все государственные праздники Республики
Татарстан и в День народного единства. Тюбетейки голубого цвета с
кокардой имеют право носить мусульмане, прошедшие службу в Воздушно-
десантных войсках.
Необходимо придать особый статус тюбетейкам зеленого цвета. Право
носить такой головной убор, автоматически получают мухтасибы районов,
сразу после своего назначения. Они имеют право нашивать на них
изображения красных тюльпанов, олицетворяющих власть и могущество
Духовного управления мусульман РТ. Кроме того, гражданские лица из
числа татар, проходивших службу в Пограничный войсках ФСБ РФ
получают это право сразу после увольнения в запас, при наличии при себе
военного билета. Председатель ДУМ РТ своим распоряжением может
присвоить любому жителю РТ, а также иного региона РФ, гражданину
иностранного государства и лицу без гражданства, за особые заслуги по
продвижению традиционного татарского ислама почетное звание
«Заслуженный татарин РТ» с правом ношения тюбетейки зеленого цвета.
В обычные дни тюбетейка должна быть надвинута на переднюю часть
головы и плотно закрывать лоб. В праздничные дни можно разрешить носить
ее на затылке таким образом, чтобы выглядывал чуб.
Интересные факты
- Когда Дмитрий Медведев был президентом России, принял участие в
национальном празднике Сабантуй. Глава государства в сопровождении
Президента Татарстана Рустама Минниханова побывал в Березовой роще
(поселок Мирный, Казань). Здесь на центральном майдане развернулось
театрализованное представление «Сабантуй уеннары». В мероприятии были
задействованы творческие коллективы из Татарстана, субъектов Российской
Федерации.
В рамках Сабантуя были развернуты импровизированные «деревенские
избы», демонстрирующие быт, традиции, кухню татарского народа. В одном
из таких домов побывали Дмитрий Медведев и Рустам Минниханов – их
угостили традиционными национальными блюдами и подарили
традиционные татарские головные уборы - тюбетейки.
- Путин в татарской тюбетейке станцевал на Сабантуе в Казани
Президент России Владимир Путин исполнил в Казани национальный
татарский танец. Тем самым он дал знак к открытию Сабантуя - праздника
окончания весенних полевых работ.
Как почетный гость, впервые пришедший на Сабантуй, Путин должен был
обязательно сплясать. Что он и сделал после того, как ему на голову
надели традиционную татарскую тюбетейку.
Сопровождавшие Путина полномочный представитель президента в
Приволжком федеральном округе Сергей Кириенко и глава МЧС Сергей
Шойгу тоже надели тюбетейки.
- В городе Набережные Челны построили гостиницу, 24-х этажное
цилиндрическое задание, которое видно с любой точки в городе.
«Тюбетейкой» здание гостиницы назвали за окрас в цвета флага Татарстана
выступ на крыше, напоминающий тюбетейку.
- Зучетто (Zucchetto) - тюбетейка, которую носят прелаты с тринадцатого
столетия. Интересный факт - Папа Римский носит белую тюбетейку,
кардиналы - красную и епископы - фиолетовую, все остальные носят черный
зучетто.
- Англичане, оказывается, не только знакомы с нашим традиционным
национальным головным убором, но также использовали его в съёмках
одного из своих фильмов. Фильм "Пианино" новозеландского режиссера
Джейн Кэмпион (The Piano/ Jane Campion) был снят в 1993 году и повествует
о судьбе молодой женщины, лишенной голоса, но невероятно красиво
играющей на пианино. Дочь главной героини в двух моментах появляется в
узбекской тюбетейке. Сам фильм был награжден Оскаром в трех категориях.
В том числе получила его и маленькая героиня в тюбетейке, как лучшая
актриса второго плана.
- В этом году исполняется 40 лет знаменитому фильму Шакена Айманова
«Ангел в тюбетейке».
- Тюбетейка из репейника
И еще один интересный пример. Из обрезков какой-нибудь ткани вырежьте
четыре полоски шириной в один сантиметр, по размеру головы каждая. Одну
полоску вырежьте шириной в три сантиметра — для ободка. Сначала сшейте
ободок, а затем пришейте к нему накрест все четыре полоски. Наверху, в том
месте, где пересекаются полоски, закрепите их нитками. Затем наберите
цветов репейника разного цвета и на сделанный каркас насаживайте
репейник один возле другого. Следите за тем, чтобы между шариками
репейника не было просветов, чтобы не было видно ткани. Околыш облепите
репейником в два или три ряда.
Выводы: Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она должна быть у
каждого мужчины-татарина. Она связывает нас с нашей историей, богатыми
традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства,
дружелюбия, уважения к Богу.
В данном исследовании были изучены происхождение, основные виды
тюбетеек, орнамент на тюбетейках.
Обществознание - еще материалы к урокам:
- Внеклассное мероприятие "Викторина «Православные праздники»"
- Загадки для 5-6 класса
- Презентация "Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм"
- Классный час "Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм"
- Сценарий "22 июня - День Памяти и Скорби"
- Презентация "Демократия. Её основные ценности и признаки. Особенности демократии в современных обществах"