Исследовательская работа "Мордовский национальный костюм как средство приобщения к мордовской культуре"

Исследовательская работа:
«Мордовский национальный костюм как средство
приобщения к мордовской культуре»
Автор: Моржакова Мария Ивановна
Педагог дополнительного образования
Центр эстетического воспитания детей
(национальной культуры) «Тяштеня»
Рузаевка 2018
Одним из важнейших направлений развития поликультурного
образовательного пространства является культурно-историческое наследие. В
МБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры)
«Тяштеня», в рамках занятий творческого объединения «Кудазор» мы
раскрываем этнокультурные традиции мордовского народа, через ознакомление
детей с национальной одеждой мордвы-мокша и мордвы-эрзя, с давних времен
до наших дней.
Из чего же создавался мордовский национальный костюм. Рассмотрим
изготовление тканей. Мордва с древнейших пор обращали внимание на дикую
коноплю. Это растение, дающее, подобно льну, и масло, и волокно. Конопля
первоначально использовалась именно для витья верёвок и лишь впоследствии
стала применяться для изготовления тканей. Обмолачивали и мочили коноплю
почти так же, как лён, но вот мялкой не мяли, а толкли в ступе пестом. Затем,
чесали железным гребнем, пока он не становился мягким и шелковистым.
После этого из него пряли нитки, а затем ткали. Небольшие ткацкие станки
были практически в каждой избе. Ткачеством занимались женщины в
свободное от работы в поле время. Суровое полотно отбеливали. Отбелке
часто повергались ещё нити до заправки их в ткацкий станок, а уж готовые
холсты обязательно. Для начала готовый холст или нити складывали в
обширный котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной
золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от
золы холст, влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали
водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Яркие лучи солнца великолепно
отбеливали ткань. Считалось также, что хорошо отбеливает ткани роса; для
этого холсты нередко оставляли расстеленными на всю летнюю ночь. На
беления тканей уходило целое лето. Иногда расстилали холсты и по сугробам
в ясный морозный день. И уже отбелив ткани, женщины принимались за шитье.
Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу
можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам
костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством,
передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить
костюм. В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-
мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в
зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие
черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах,
отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. Женская
праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов,
поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали
участие 2-3 помощницы. Туникообразная рубаха без воротника (панар) была
основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и
подпоясывали шерстяным поясом (каркс) с кисточками на концах. У мокшан
рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами (покст). Вместо каркса
эрзяне могли повязывать пулай - сложное набедренное украшение. Его
оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый
раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой
старости. В мокшанском костюме поясными
украшениями служили полотенца (кеска руцят), их надевали сразу по
нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус,
шелка, жетонов, меха. Поверх рубахи женщины надевали подобие платья
(кафтонь-крда), сарафан. Головные уборы мордовских женщин отражали их
возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами,
кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка,
шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса.
У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.
Позднее к одежде мокшанок добавился расшитый и украшенный передник и
павлопосадский платок. Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки
оборачивали белыми онучами, а мокшанки - белыми и черными. В праздники
модницы надевали сапоги. Особое место в убранстве мордовских женщин
играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок - нагрудники.
Главным украшением являлась брошь сюлгам.
Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских,
но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны -
понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого материала,
изготовленного из конопли, праздничные - из более тонкого льняного. Панар
всегда носили навыпуск и подпоясывали. Пояс (кушак или каркс) имел особое
значение в костюме. В древние времена пояс был отличительным знаком
воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали
дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.
На ногах мордовские мужчины носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с
онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот у мокшан, кемть у
эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на
голенище. Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком
отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является
вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Для
вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки
красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Для эрзянской
вышивки характерна большая декоративность и монументальность,
рельефность. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета
дополняются лишь зеленым и желтым. Мокшанская вышивка ажурнее,
сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче.
Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными
сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды.
На своих занятиях творческого объединения «Кудазор» мы приобщаем
детей к культуре и традициям нашего народа, знакомим со старинными
костюмами мордвы, а также с современным подходом к изготовлению
мордовского национального костюма.
В наше время новых технологий, уже не нужно использовать ручное
ткачество, для этого есть готовые ткани, ручную вышивку вытесняет готовая
тесьма, но неизменным остается подход к национальному костюму. Любой
костюм должен идти в ногу со временем. Национальный костюм любого
народа должен отличаться своей самобытностью и привлекать красотой. При
изготовлении мордовского костюма мы стараемся прививать трудолюбие,
любовь, и трепетное отношение к истокам народного творчества. Прикасаясь к
изделиям старины, мы пытаемся пробудить в детях чувство сопричастности к
духовной культуре своих предков. На занятиях творческого объединения, на
примере старинной мордовской одежды, дети учатся создавать современный
мордовский костюм, не отходя от традиций кроя, цветовой гаммы и
предназначения костюма.
В нашем Центре «Тяштеня» собрано много старинных костюмов разных
районов республики Мордовия. На основе собранного материала, мы создаем
современные костюмы, в которых дети выходят на сцену. Наши костюмы
пользуются большой популярностью не только в нашем регионе, но и за
пределами республики. В 2015 году на IV Международном фестивале
конкурсе детского и юношеского творчества «На творческом олимпе. Музыка»
в рамках международного проекта «Салют талантов» в городе Сочи наш
женский мокшанский костюм был признан лучшим.
Находясь в атмосфере национальных традиций, мы приобщаем учащихся к
истокам культуры и быта мордовского народа. Сохраняя связь поколений, и
гармонично развивая личность современного человека, создаем условия для
формирования этнотолерантности как нравственной основы личности
учащегося.
Литература:
1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы// Труды мордовской
этнографической экспедиции. -М., 1973г.
2. Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды средневековой мордвы
VII-XIвв.//Краткие сообщения института археологии АН СССР. –М., 1974г.
3. Балабаев Г.В., Нижегородцева А.Н. Мордовия. Народное Искусство.
Саранск. Мордовское книжное издательство.1984г.
4. Память. Мордовия. Энциклопедический справочник. Саранск:
Морд.книжн.изд-во, 1994г.
5. Мордовский народный костюм: альбом/авт-сост. Т.П. Прокина; пер. на англ.
Яз. Н.Н. Плеханкова; фот. Б.А. Тишулин.-Саранск: Мордов. кн. изд-во,
2007.-464с.
Интернет-источники:
1. http://www.dissercat.com/content/semantika-kartiny-mira-v-traditsionnom-
kostyume-mordvy
2. http://fb.ru/article/180302/mordovskie-natsionalnyie-kostyumyi-opisanie-foto
3. http://portal.do.mrsu.ru/info/arts/mordovia_suit.php?clear_cache=Y