Презентация "Смысл философских проблем" 10 класс
Подписи к слайдам:
Смысл философских проблем
- МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
- АВТОР: ЦЫГАНКОВА Н.С., УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МБОУ СОШ №49 Г. МУРМАНСКА
- Что я могу знать?
- Что я должен знать?
- На что я смею надеяться?
- Что такое человек?
- 1.Как возник, устроен мир и какова причина его развития?
- 2.Что такое природа, общество и человек?
- 3.Как можно познать природу, общество и человека?
- 1.Что первично – материя или сознание?
- 2.Познаваем ли мир?
- Философы, определяющие в основу мира природу, материю получили название материалисты
- Философы, объясняющие мир исходя из первичности духа, сознания - идеалисты
- это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.
- это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало
- основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель).
- материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм).
- Когда идея выносится за пределы человечества и существует где – то в пространстве в виде мировой идеи – это философская школа- объективный идеализм
- Когда идея зародилась внутри человека на уровне ощущений, ассоциаций – это субъективный идеализм
- Бытие — категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).
- В основе понятия «бытие» — убежденность человека, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.
- Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.
- — бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;
- — бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания;
- — бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.
- - между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений;
- — между единством мира и его многообразием в этом его единстве;
- — между независимостью существования мира от человека и включённостью человека в мир, его существованием как проявлением мира.
- 1. Монизм— это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.
- 2. Дуализм.Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).
- 3. Плюрализм — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).
- закон единства и борьбы противоположностей (показывает источник развития);
- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (показывает характер развития);
- закон отрицания отрицания (характеризует направленность и структуру развития).
- гласит: источником развития является борьба образующих единое целое и взаимодействующих противоположностей; борьба противоположностей ведет к противоречиям между ними; крайним обострением противоречия является конфликт.
- Противоположности— это такие свойства предметов (явлений, процессов), которые занимают предельные, крайние места (верх — низ, правое — левое, сухое — мокрое, горячее — холодное и т. д.)
- Диалектические противоположности — это противоположности (противоположные свойства, стороны, тенденции), которые находятся в непрерывном взаимодействии, — воздействуют друг на друга, одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, не могут существовать один без другого.
- Диалектическое противоречие — взаимодействие противоположных взаимоисключающих сторон (тенденций, предметов, явлений), которые находятся во внутреннем единстве (взаимопроникновении), выступая источником самодвижения и развития. Противоположности, из которых складывается противоречие, противостоят друг другу как положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона (момент) направлена на сохранение противоречивого целого (и совпадает с ним), а отрицательная на устранение.
- интенсивные количественные изменения, постепенно накапливаясь, превышая границу меры, путем скачка вызывают качественные изменения в объекте, создавая условия для новых количественных изменений.
- Качество — это устойчивая совокупностью существенных свойств объекта, то есть то, что делает эту вещь именно этой вещью.
- Количество — это определенность, выражающаяся в различиях внутри предметов одного и того же качества, это свойство объекта, изменение которого в определенных границах не нарушают качества. Количественные изменения могут быть интенсивными и экстенсивными. Первые приводят к коренным, качественным изменениям, а вторые — нет.
- Мера — это интервал количественных изменений, в пределах которых качество объекта неизменимо. Мера, как и другие категории диалектики, отражает универсальные связи бытия. Нет ни одного явления природной, социальной и духовной деятельности, которое не
- имело бы границ своего существования. Переход от меры к другой, от одного качества к другому осуществляется в форме скачка.
- Скачок — момент превращения одного качества в другое, интенсивных количественных изменений в качественные.
- развитие — это бесконечная цепь генетических (диалектических) отрицаний старого новым при сохранении в новом всего необходимого из предшествующих стадий развития.
- Гностики - мир познаваем
- Агностики – отрицают познаваемость мира
- Эссе на тему: «Познаваем ли мир?»
- Параграф 1(Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2007)
- http://www.grandars.ru/college/filosofiya/predmet-filosofii.html
- http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/01.php
- http://www.plam.ru/shpori/shpargalka_po_filosofii_otvety_na_yekzamenacionnye_bilety/p1.php
- Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2010
Обществознание - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Демократические выборы" 10 класс
- Презентация "Социальная стратификация. Социальная мобильность"
- Конспект урока "Международное гуманитарное право как источник праворегулирования" 9-11 класс
- Технологическая карта урока "Экономика семьи" 7 класс
- Презентация "Политическая элита и политическое лидерство"
- Методическая разработка открытого урока "Политическая элита и политическое лидерство" 2 класс