Презентация "Культура. Виды культуры"

Подписи к слайдам:
Культура. Виды культуры.

Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Виды культуры

Массовая

Народная

Элитарная

Массовая культура
  • Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Несколько примеров

массовой культуры:

- футбол

- кино

- глянцевые журналы

- пирсинг

Позитивное влияние МК на духовную жизнь

Негативное влияние МК на духовную жизнь

  • Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире
  • • Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы

    • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени

    • Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке

    • Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству

  • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»
  • • Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере

    • Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)

    • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности

    • Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения

Объекты массовой культуры

Компьютерные видеоигры

Современные технологии

Различные спортивные секции

Развлекательные

интернет ресурсы

Народная культура
  • Для народной культуры характерны синкретические, недифференцированные формы взаимоотношения с миром, которые передаются в процессе непосредственной коммуникации. Ярче всего народная культура представлена фольклором, хотя далеко не исчерпывается им. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора. Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей; не известны изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Это позволяет говорить о народной этике, народных инструментах, народном спорте, народной медицине, народной педагогике и т.д. Народная культура передается из поколения в поколение, постоянно пополняясь, обогащаясь и модифицируясь.

Народная культура

Популярная

Фольклорная

Примеры русской народной культуры.
  • -Дымковская игрушка
  • -Оренбургский платок
  • -Изделия из уральского малахита
  • -Тульский самовар
  • -Шемогодская прорезная береста
  • -Хохломская роспись
  • -Палехские шкатулки
Дымковская игрушка
  • Яркая и нарядная дымковская игрушка стала символом Вятской земли. Это один из старейших русских промыслов, которым вятские мастера занимаются на протяжении вот уже 400 лет. Появление игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, когда из рук женщин слободы Дымково выходили глиняные свистульки в виде барашков, коняшек, козлов или уточек. 
  • В 30-е годы XX века появилось не только большое количество вариаций весенней игрушки на тему бытовых и сказочных сюжетов, но и было разработано много новых орнаментов и цветовых сочетаний. Каждая игрушка – уникальна и единственна, ведь она лепится и расписывается мастером каждый раз заново. При этом в мире аналогов этого глиняного чуда нет.
Оренбургский платок
  • Эта непревзойденная вещь вяжется из козьего пуха и хлопчатобумажных, шелковых или других нитей, которые составляют его основу. Вязать из пуха в Оренбурге начали еще в XVIII веке. За границей впервые Оренбургский пуховый платок был представлен в 1857 году на Парижской международной выставке. Красота и изящество покорили европейскую публику. 
  • Французы в XVIII-XIX веке десятками тысяч пудов импортировали оренбургский пух, который ставился выше кашмирского. Шаль, «паутинка» и палантин – три главные разновидного оренбургского платка. Главные критерии качества – платок должен проходить через кольцо и помещаться в гусином яйце. Лучшие «паутинки» сегодня вяжут в селах Шишма и Желтое Саракташского района.
Уральский малахит
  • Несмотря на то, что малахит добывают не только на Урале, этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари. Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовленные из малахита. К сожалению, сегодня на Урале почти не осталось истинных мастеров, способных творить шедевры, подобные вазам Гальберга и Штакеншнейдера, столеш­ницам Монферрана или малахитовым колоннам Брюллова.
Тульский самовар
  • В 60-е годы XVIII века оружейник Федор Лисицын решил организовать в Туле предприятие по выпуску кастрюль и «приборов для нагревания воды». Вскоре ни одна ярмарка не проходит без участия этого изделия тульских мастеров. По Оке «пузатые красавцы» разъезжались во всей России. Интересно, что цена на изделие определялась по его весу. Невзирая на разнообразие форм и оформления, любой самовар имел одинаковое устройство – стенки поддона, кувшин, кран, ручки. Нередко в изготовлении самовара участвовала вся семья – таким образом старшие мастера передавали свой опыт и умения младшим.
  • В 1829 году на петербургской выставке тульский самовар был удостоен малой серебряной медали. Сегодня тульские самовары не только непременный атрибут русского чаепития, но и подлинные произведения искусства, прославившие Тулу не только в родной стране, но и далеко за ее пределами.
Шемогодская прорезная береста
  • Необыкновенной теплотой наполнены изделия из бересты мастеров Вологодчины. Популярность бересты у наших предков не случайна – это очень легкий, долговечный и прочный материал. Из бересты изготавливали посуду, корзинки, туеса, короба, украшения, одежду и обувь. Наибольшую популярность получила шемогодская прорезная береста, получившая свое название от речки Шемоксы, что течет ниже Великого Устюга Вологодской губернии. Ажурность растительного орнамента, затейливо переплетенные стебли, цветы, листья и ягоды – это делает традиционный узор великоустюгского берестяного кружева неподражаемым
Хохломская роспись
  • Вероятно, хохломская роспись появилась в XVII веке в деревне Хохлома, на левом берегу Волги. Однако есть большие количество и других версий появления этого старинного народного промысла. Традиционные сочные ягоды рябины в золоченым листьях на черном фоне вряд ли могут оставить равнодушными. Позднее с растительным орнаментами было добавлено изображение птиц, рыб и зверей. Этот вид декоративной росписи применялся для оформления посуды и мебели. Чашки, миски, бочата, ну и, конечно, деревянные ложки – вот лишь малая часть ассортимента с хохломской росписью.
  • Хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за удивительную практичность. В такой посуде можно и окрошку подать и чай поднести, и не волноваться , что поблекнут краски или потрескается лак. Сегодня родиной хохломы считается нижегородский поселок Ковернино. Хохломская роспись – уникальное явление не только для России, но и для всего мирового искусства.
Палехские шкатулки
  • Небольшой городок в Ивановской области Палех с давних времен славился иконописным промыслом. Еще со времен татаро-монгольского ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать. В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу – Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами. В XX веке палехские мастера вынуждены изменить сюжетную направленность свои работ – сказки Пушкин, сценки из деревенского быта, революционные мотивы. В это время создается артель, которая переносит лаковую живопись на папье-маше. Изысканные работы палехских мастеров – портсигары и броши, коробочки и записные книжки, ларцы и знаменитые шкатулки – становятся известны во всем мире
Элитарная культура
  • Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Пабло Пикассо«Девочка с лодочкой»

Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Андрей Рублев «Троица»

  • В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке.
  • Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

На этом все!

Презентацию подготовила

учитель Фомичёва Л.Л.