Презентация "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий"

Подписи к слайдам:
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий
  • (1 ступень обучения)
Сегодня перед российской образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности,
  • Сегодня перед российской образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности,
  • способной к обучению на протяжении всей жизни. Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.
  • Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы
  • учитель не просто четко представлял, но и умел использовать образовательные технологии ,которые направлены на развитие такой личности.
Цель:
  • Наша цель - успешная социальная интеграция выпускника. Мы должны создать условия для того, чтобы реализовались творческие и познавательные задатки личности, чтобы наш ученик был снабжён теми ресурсами, которые позволят ему успешно войти в жизнь.
  • Тема моей работы «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий « ( 1 ступень обучения).
В своей работе мы сталкиваемся с такими противоречиями:
  • В своей работе мы сталкиваемся с такими противоречиями:
  • -Между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к чтению и литературе.
  • -между уменьшением количества часов по литературному чтению (4ч) и необходимостью воспитывать читателя в начальной школе.
  • -между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе. -между низкой техникой чтения по окончании начальной школы и
  • необходимостью сформировать у учащихся читательские навыки осознанного беглого чтения.
Проблема: нежелание учащихся читать книги, низкие показатели техники чтения.
  • Проблема: нежелание учащихся читать книги, низкие показатели техники чтения.
  • Цель : создать условия для формирования читательской компетенции младших школьников, совершенствовать навыки осознанного беглого чтения.
  • Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
  • -Замечать любые творческие проявления учеников.
  • -Создавать условия для развития творческих способностей на уроке.
  • -Привлечь учащихся к активной работе с помощью игровых технологий.
Ожидаемые результаты:
  • Ожидаемые результаты:
  • -положительная динамика техники чтения у 80% обучающихся.
  • -сформированность читательской компетенции младшего школьника.
  • -расширение кругозора ,интеллектуального и творческого развития детей.
  • -применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности.
  • -рост удовлетворённости результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.
Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. На уроках литературного чтения я провожу творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация. Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками: - Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета, для которой надо аргументировать; письмо, работа с тестами и др.) - Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя); - Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста. Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы, дальнейшее совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Для оптимизации деятельности учащихся творческие задания позволяют включить школьников в разные виды деятельности, например, в деятельность иллюстратора, актера, рассказчика. Главная задача учителя -пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текста. Игра –основная деятельность детей. Она является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. Творческие задания с применением игровых технологий- это собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, литературные игры, головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки .
  • Творческие задания с применением игровых технологий- это собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, литературные игры, головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки .
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор на уроках с использованием игровых технологий.
  • Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор на уроках с использованием игровых технологий.
  • Задания могут быть такими:
  • 1.Прочитай одно (по выбору) предложение – пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.
  • 2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль, в письменной форме ( от 5- 15 предложений) Текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста рассуждения.
Сочинение загадок .
  • Сочинение загадок .
  • Последовательность работы:
  • 1. Учитель демонстрирует любой предмет. Например: гвоздь, кубик, т.д.
  • 2. Предлагает назвать разные признаки, которыми обладает этот предмет.
  • Например: форма, размер, цвет, вещество и др.
  • 3. Просит придумать аналогии по указанным признакам. Например, гвоздь: по форме - как гриб; по размеру - как палец; по цвету - как уголь; по веществу - как машина; по назначению - как клей.
  • 4 Составляет загадку:
  • По форме - как гриб,
  • По размеру - как палец,
  • По цвету - как уголь,
  • По веществу - как машина,
  • По назначению - как клей. («Гвоздь»)
Работа с иллюстрацией к тексту.
  • Работа с иллюстрацией к тексту.
  • Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:
  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
  • школьники обмениваются рисунками;
  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту.
Интересную работу провожу по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.
  • Интересную работу провожу по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.
  • Делаем так:
  • – по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
  • – какие строки из текста вы соотнесете с ними;
  • – определите количество кадров.
  • Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов - 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.
Лепка и аппликация. Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу. Книжки-самоделки. Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе. В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя. Работа с кроссвордами. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Составление викторин. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей. Составление сказочных объявлений и телеграмм. Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс. Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм. Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам. Общее стихотворение”. Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения. Небылица за 10 минут” Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы: Кто это был (была)? Как выглядел (-а)? Куда пошел (шла)? Кого встретил (-а)? Что ему (ей) сказал? Что он (она) ответил (-а)? Что ему (ей) сделали? Какова была его (ее) реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль. Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ. В результате проделанной мною работы у детей повысилось качество знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, замечен рост учебной мотивации, благоприятным стал психологический климат в классе и крепкий дружный коллектив. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети стали более активными, чаще проявляют инициативу, у них появилась уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Данный материал может использоваться, как на уроках, так и внеклассной работе, КВНах, на занятиях внеурочной деятельноcти. Список литературы:   1. Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002г 2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001г 3. Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999. 4. Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000. 5. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения . - Чита, 2000г. 6. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 2005г с. 38-46. 7. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 2002.