Открытый урок "Главные праздники в различных религиях"

Открытый урок
Основы мировых религий
Тема: « Главные праздники в различных религиях».
Постникова И.Н.
2015г.
Уроки №23-24
Тема. Главные праздники в различных религиях. (Слайд 1)
Цель. Узнать о праздниках в разных религиях.
Показать близость религиозных праздников в религиях разных вероисповеданий.
Задачи: 1. Повторить ранее изученный материал.
2. Сформировать знания учащихся по теме «Главные праздники в различных
религиях».
3. Познакомить с понятиями: Шаббат, Песах, Шавуот,Рош ха Шана, Йом Кипур,
Ханука, Пурим, Рождество Христово, Пасха, Крещение, Вознесение, Троица, Святки,
Курбан-байрам, Ураза-байрам, Дончод, Сагаалган.
4. Развивать умение анализировать, делать выводы, аргументировать свое мнение.
5. Развивать мышление и грамотную речь.
6. Формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий.
Оборудование и средства наглядности: мультимедийный проектор, компьютер,
интерактивная доска, презентация, учебник А.Л.Белов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др.
Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс.-Просвещения,2012,-80с.
Ход урока.
Актуализация знаний.
-Есть такая пословица «Гость в доме, радость в доме»,
-А по какой причине люди приходят в гости?
-Любите ли вы праздники?
-Какие эмоции возникают у вас при слове «праздник»? (Слайд 2)
-Что такое праздник? (Слайд 3)
Сегодня мы поговорим о праздниках, но в рамках нашего предмета.
-Кто знает, что такое религиозный праздник?
В мире существует очень много различных религий и все они имеют большое количество
своих религиозных праздников. У каждой религии свои ритуалы, традиции и обряды,
сопровождающиеся грандиозными празднествами.
Постановка проблемы.
Давайте поиграем в игру «Верители вы, что…»
1.В каждой религии свои праздники?
2.Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3.Сагааган – буддийский Новый год?
4.Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?
5.Курбан-байрам праздник жертвоприношения?
6.В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
7.Символ Пасхи - крашеные яйца?
-В каких вопросах вы не сомневаетесь? Почему?
-А какие вопросы вызвали затруднение? Почему?
Основные понятия урока.
Праздники разных религий: Шаббат, Песах, Шавуот,Рош ха Шана, Йом Кипур, Ханука,
Пурим, Рождество Христово, Пасха, Крещение, Вознесение, Троица, Святки, Курбан-
байрам, Ураза-байрам, Дончод, Сагаалган.
Рассказ учителя о главных праздниках (Слайды 4-21)
Иудейские праздники.
Израиль единственная страна мира, где жизнь вращается вокруг еврейского
календаря. Рабочие отпуска и школьные каникулы определяются еврейскими
праздниками и тем, что официальным днём отдыха в Израиле является суббота —
Шаббат. Тора рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. Ко
дню седьмому дело Творения оказалось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не
создавал. Так этот день и превратился в день покоя. По счастливому стечению
обстоятельств, он также и самый частый: происходит еженедельно.
Народ Израиля — первый в истории народ, который ввел обычай не работать
в седьмой день недели. Отдыхать от работы и работникам, и рабам евреев, и даже
домашним животным, принадлежащим евреям, запрещено работать в субботу.
Заповедь о Шаббате самая объемная и подробная из всех Десяти заповедей.
Помни, что суббота — священный день. Шесть дней работай, занимайся делами, а
седьмой день — суббота: он принадлежит Господу, твоему Богу. Работать в этот день
нельзя никому — ни тебе, ни сыну твоему, ни дочери, ни рабу твоему, ни рабыне, ни
твоему скоту, ни переселенцу, что живет в твоем городе. Ибо за шесть дней Господь
создал небо и землю, и море, и все, что их наполняет, а в седьмой день отдыхал. Поэтому
благословил Господь субботний день и сделал его священным.
Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах,
после чего последующие 24 часа отдаются для общения со Всевышним. Это является
еженедельным, установленным Им временем свидания для встречи с Его народом.
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и,
главное, горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и
держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся
изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные
еврейские блюда - чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и
от этого только становятся вкуснее.
Песах
Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на
15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник, первый и
последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. За пределами
Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два -
полноценные праздники.
Слово песах (пасха) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в
память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских
первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской
семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после
смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе
Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового
приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой
жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста
выпекался новый – маца.
Самым главным моментом Песаха является вечерняя трапеза – седер, который проводится
по определённым правилам и сопровождается молитвами и песнопениями. Седер
начинается после возвращения из синагоги, когда вся семья с гостями собираются вокруг
стола. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех
нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Во
время седера на стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три
больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха. Во время
седера читают повествование об Исходе и едят определенные блюда. Это пресный хлеб
маца; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень),
символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников,
орехов и вина – харосет: цвет которых напоминает глину, из которой евреи изготавливали
кирпичи, когда жили в египетском рабстве. Варёное яйцо – символ жизнестойкости
народа: чем больше испытаний ему приходится преодолеть, тем он крепче. Кроме этого,
яйцо считается символом скорби по разрушенному Иерусалимскому Храму. Ещё на стол
ставят солёную воду. Она олицетворяет слёзы, пролитые евреями в рабстве. В солёную
воду макают зелень – салат или сельдерей. Они напоминают об угнетении, так как растут
низко к земле. С другой стороны, свежая зелень это символ возрождения: как трава, хоть
её и топчут, прорастает вновь и вновь, так и еврейский народ, несмотря на все испытания,
много раз возрождался заново. На блюдо кладут куриное горлышко, обжаренное на огне.
Оно напоминает о пасхальной жертве. Во время седера нужно выпить четыре бокала вина
или виноградного сока. Каждый из бокалов означает шаг к избавлению. На седер
используется специальное блюдо кеаре: на него кладут блюда, которые никто не ест. Это
кусок жареной баранины, вкрутую сваренное яйцо, а также кусок любого овоща. Также
принято прятать кусочек мацы, чтобы дети его разыскивали. Расстаются хозяева и гости
со словами: «В будущем году – в Иерусалиме!»
Через 50 дней после Песаха наступает Шавуот (Пятидесятница)- праздник в память о
даровании Торы на Синае. Во время сорокалетнего странствования по Синайской
пустыне, евреи жили в шалашах, поэтому на следующий праздник Суккот они должны
построить шалаш – сукк и, по возможности, прожить в нем некоторое время.
В еврейском календаре еще существует ряд праздников и памятных дат: Рош ха-Шана
(Новый год), который празднуется в сентябре, Йом Кипур день искупления, когда
верующие раскаиваются в своих дурных поступках, соблюдают строгий пост, не
притрагиваются ни к еде, ни к питью. Считается, что человек в этот день должен не
только раскаяться в собственных грехах, но и простить ближним все нанесенные ему
обиды. Евреи верят, что в этот день Господь принимает решение о судьбах людей в новом
году.
Ханука - это освящение Храма. Оно произошло в 165 года до нашей эры, а началось оно в
тот день, когда среди холмов Иудеи, завоеванных греками, поднялись люди- Матитьягу
Маккаби и его сыновья, а также другие мужчины и женщины, которые сказали: мы будем
самими собой. Мы будем теми, кем мы родились. Мы совершенно не намерены подражать
и подчиняться другим только потому ,что эти другие многочисленны и вооружены. Мы
намерены прожить свою собственную, а не чужую жизнь, и прожить ее на своей земле. И
за это мы готовы умереть.
Ханука - это прежде всего детский праздник. В Хануку дети получают «ханукальные
деньги», малыши играют в специальный ханукальный волчок. Меня разнообразится
традиционными ханукальными картафельными оладьями – латкес. Для взрослых дни
Хануки – это рабочие дни, но у детей в это время каникулы. А перед каникулами в
садиках и в младших классах проводятся ханукальные утренники, на которых колонны
детей несут факелы сквозь символическую тьму, под слова песни: «Мы пришли развеять
мрак, мы несем огонь в рука , миллионы наших свеч могут зарево зажечь!»
Ханука – это праздник свечей, зажигаемых в честь произошедшего чуда, количество
которых увеличивается от одной в начале до восьми в последний вечер. И делают это во
множестве домов и квартир, в тот самый период, когда день наиболее короток, а ночи
долги. И дни начинают удлиняться, потому что свет зажигаемых людьми свечей разгоняет
тьму.
Праздник Пурим это настоящий карнавал по-еврейски. По традиции в этот день евреи
по всему миру переодеваются в праздничные одежды, веселятся и пьют так много, чтобы
не различить двух выражений.
Праздники Христианства.
Рождество Христово
Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех
людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался
его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и
они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария без мук
и страданий родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли кормушку
для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и
ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие рождение
Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.
В то время царём иудейским был Ирод. Ему было предсказано, что конец его
царствования придёт, когда родится миру Спаситель. Из какой-то восточной страны в
Иерусалим прибыли волхвы (мудрецы) и сообщили, что на востоке на небе появилась
новая звезда. Это говорило о рождении нового царя Иудейского. Ирод испугался, что у
него отнимут власть, и решил убить Младенца. Он послал волхвов в Вифлеем разузнать о
Нём. Звезда привела волхвов к дому Марии и Иосифа. Волхвы, увидев Мать и Младенца,
поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото, как царю; ладан, как Богу;
и смирну, как человеку, который должен умереть. Ангелы протрубили, чтобы волхвы не
возвращались к Ироду, потому что царь издал указ об избиении младенцев. Иосиф велел
Марии взять Младенца и отправиться в Египет. Иисусу угрожала смертельная опасность.
Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный
решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное
приказание истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола. Иосиф и его семья
бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.
Рождество великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в
России, его считают одним из главных семейных праздников.
В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные
богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь
небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые
задумывают христиане.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым
праздникам. Двунадесятые праздники двенадцать важнейших после Пасхи праздников
в православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
Рождество в нашу жизнь вернулось не так давно. Во времена Советского Союза об
этом празднике не принято было даже упоминать. Зато теперь это вполне официальный
праздник, выходной день.
Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки,
хождение со звездой, ряженые здесь мирно уживаются язычество и христианство.
Колядки от латинского слова «календы» название первого дня месяца у древних
римлян. Сейчас мало кто знает эти песни, но почему бы в весёлой, шутливой форме не
поздравить хотя бы соседей или близко живущих друзей. А они за поздравление угостят
тебя и твоих приятелей конфетами, пряниками, пирожками. В старину колядовщики пели:
«Ты нас будешь дарить мы тебя будем хвалить, а не будешь дарить мы тебя будем
корить. Коляда, коляда! Подавай пирога!» Колядовщики рядились медведями, стариками,
чертями, петрушками.
Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки
продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Святочные обряды со
временем превратились в рождественские. Святки упоминают ещё церковные уставы
VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака).
Историки религии говорят, что даже в IV веке греческие христиане веселились и
праздновали две недели после Рождества. Особое внимание уделялось тому, чтобы
радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключённых. В Византии стало
обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.
Упоминания о Святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у
Григория Нисского и Ефрема Сирина.
Со временем Святки окончательно стали периодом, когда народ славит Рождество
Христово. Кстати, сам обычай дарить подарки на Святках восходит своими корнями к
событиям Вифлеемской ночи, когда волхвы принесли в дар новорождённому Иисусу
золото, ладан и смирну.
Что делали христиане на Святки? Существовала традиция помогать бедным и немощным,
обмениваться подарками. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные угощения.
Молодёжь и дети занимались колядованием, или славлением, — наряжались и приходили
в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой. Они распевали
церковные песнопения — тропарь и кондак праздника, а также колядки — духовные
песенки, посвящённые Рождеству. Окончание святочного периода ознаменовывало
Крещение.
Крещение один из главных христианских праздников. Праздником Крещения
заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник
начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.
Крещенский сочельник- это строгий пост, приготовление перед большим
православным праздником, который называется Богоявление Господне.
Вся семья, как и перед рождеством собирается за столом, к которым подаются лишь
постные кушанья, из риса. Меда и изюма готовится кутья (сочиво).
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое
водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если
человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может
прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую
ночь.
Считается, что крещенская вода набирает особой силу и целебность. Крещенской
водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья в доме бьудет порядок и
покой. Праздник обычно сопровождается обрядом выпускания голубей,
символизирующего заканчивающиеся праздники, которые нужно выпустить на волю.
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при
Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог отец глаголал с небес о Сыне,
Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в
виде голубя».
Пасха праздник Светлого Христова Воскресения. Первую Пасху праздновали
древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта
под водительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление
еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха», по древнееврейски, означает
«исход», «избавление».
Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после
крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это
праздник победы над смертью.
Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя.
Во II веке время и значение праздника устанавливается в Христианской Церкви. И только
к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды
и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все оду
времена. Было установлено, что христианская Пасха это праздник Воскресения
Христова. Он празднуется отдельно от иудейской Пасхи в первое воскресенье после
полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха праздник
переходящий, исчисляемый на каждый год.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи. Праздник
Пасхи стал самым торжественным и получил название Великий день. Вся неделя,
предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной, неделей.
После Тайной Вечери Христос с учениками идёт в Гефсиманский сад и, оставив их,
один молится перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками,
предан суду и принял крестную смерть.
Об этом говорят последние дни Страстной недели: Великий Четверг духовное
очищение, принятие таинства; Страстная Пятница страдания Иисуса Христа,
погребение Его Тела; Великая Суббота — день печали и ожидания Воскресения Христова;
и, наконец,— Светлое Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням
Великой недели.
В Великий Четверг, который в народных традициях называют «чистым», Каждый
православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять участие в
таинстве. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой купанием в проруби,
реке, озере. В этот же день красили яйца к Пасхальному столу.
Яйцо в мировоззрении древних народов ещё задолго до Рождества Христова
символизировало Вселенную. Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей
природы. В христианстве яйцо приобрело новое значение. Обычай красить яйца
связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к
императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!». Император
усомнился в этом: «В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать
красным!» И в тот же момент белое яйцо стало алым.
Красное яйцо — символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая
жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует
радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте
Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. Весь вечер Великого Четверга и в
Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли пасхальные куличи, а затем
освящали их.
Весь народ торжественно готовился к Святому дню. Много добрых обычаев было к
нему приурочено. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно
обделённых судьбой, помогают снять с души грех. Так, в России было принято собирать
деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов
птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю.
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех
праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день
великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в
храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Затем люди идут
домой и садятся за праздничные столы. Как правило, это была семейная трапеза. На стол,
покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного
теста (ассоциируется с телом Господним , к которому должны причащаться верующие) и
пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную
субботу.
Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в
этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например,
человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год
будет удачным.
На пятидесятый день после воскресения Сына Божьего дух святой снизошел на учеников
его. После этого события они так же, как Христос могли учить, неся в мир единую
истинную веру. Праздник православной Троицы посвящен трем ипостасям отца
небесного, в которых он един, - богу Отцу, богу Сыну и Святому духу. Как говорится в
молитвенных словах: во имя Отца, Сына и Святого духа. Согласно писанию, после
сошествия духа к ученикам, они могли говорить на разных языках, чтобы донести Слово
людям. Люди стремятся посетить храм и украсить жилище свежими зелеными веточками.
Также украшали жилища тысячелетия назад, потому что Троица совпала с днем
получения Моисеем скрижалей на цветущей горе Синай.
Символом праздника является березка, это дерево считается «женским»,и потому девушки
стараются принарядить его, украсить и даже загадать около него желание, чтобы сбылось.
Просыпается береза весной одна из первых, радуя людей своей сочной зеленью.
Стало традицией украшать дома и даже храмы веточками этого дерева. Славяне считали
березу красивым деревцем, которое приносит счастье. Народом сложено немало преданий
и песен о белоствольных красавицах. Веточки березы - не менее важный атрибут Троицы,
чем скажем, елка на Новый год. Конечно, не во всех регионах можно отыскать это дерево,
поэтому не печальтесь, если в ваших широтах оно не произрастает. Можно заменить
березу на дуб, рябину или клен. Эти деревья также любимы, почитаемы.
Раскрываются цветы, земля преисполнена торжества и украшена сочной зеленью, так и
душа человеческая переполняется блаженством и расцветает от соприкосновения со
святым духом.
Мусульманские праздники.
Курбан-байрам праздник жертвоприношения ради Всевышнего Бога. Он празднуется в
память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына, но этого не
потребовалось. Это самый большой мусульманский праздник. Он завершает собою обряд
Хаджа – паломничества к святым Ислама.
Курбан- байрам – начинается праздник утром с ранней молитвы. Затем верующий
должен хорошенько вымыться, облачиться в чистую одежду и помазаться благовониями.
Но никакой еды. Пищу принимать запрещено.
После утренней молитвы, мусульмане отправляются домой или же собираются в
большие группы, дабы петь песни, восхваляя Аллаха. После оды Аллаху верующие
должны вернуться в мечети, или, как в случае, например, с Москвой, где желающие при
всем желании туда не поместятся, выходят на улицы города, образуя огромную толпу.
По завершении проповеди, верующие идут на кладбища, вспоминать ушедших и уже
после начинается обряд жертвоприношения. Интересно, что перед тем, как принести
животное в жертву, его хорошенько откармливают.
После того, как жертвоприношение на Курбан- байрам произошло, мусульмане
разделывают тушу специальным образом и раздают угощение. Без подарка в этот
мусульманский праздник не остается никто: жертвенное мясо получают бедняки и все
нуждающиеся в качестве подаяния, а лучший кусок окажется на столе и будет разделен
между самыми близкими и друзьями.
Ураза-байрам - называется малым мусульманским праздником (в отличие от великого
праздника Курбан-байрам).Отмечается в первый день месяца Шавваля. Этим днем
завершается священный месяц поста рамадан. В исламе месяц рамадан считается одним
из столпов веры.
У нас в стране этот праздник называется ураза. В течение целого месяца мусульмане в
дневное время суток не едят, не пьют, не вдыхают ароматы и дым, а также отказываются
от всяких удовольствий, чтобы думать только о Боге и богоугодных делах.
Ураза-байрам празднуется в течение трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно
провести без сна, в молитве к Аллаху. В Ураза-байрам установлены обязательные общие
молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых
площадках. Мусульмане надевают лучшую одежду, ходят в гости друг к другу с
подарками, готовят традиционные блюда. Устраивают ярмарки, показывают красочные
представления. Для молодежи и детей устраивают качели. Дома украшают гирляндами и
лентами. Накануне праздника раздают милостыню.
Праздники Буддизма.
Дончод-хурал, Весак, Сага Дава. Этот буддийский праздник отмечают в пятнадцатый
день четвертого лунного месяца, он выпадает на конец мая — начало июня григорианского
календаря. Индийское название этого месяца на санскрите — вишакха, пали весак
закрепилось и за этим праздником. Он посвящен трем самым главным событиям жизни
Будды Шакьямуни: его Рождению (Джаянти), Просветлению (Бодхи) и Уходу в Нирвану
(Паринирване). Между первым и последним событиями прошло 80 лет. Просветленным
Будда стал в 35 лет. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события
произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество. Дончод
считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время
во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и
шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые
символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов
(вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь
читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников
(даршаны).
Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение
всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды (Дхарме). С особой
тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных
работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.
После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам
монашеской общины и преподносят им подарки, чем свидетельствуют о своей верности
наставлению Будды — чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех
Драгоценностей. В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам
поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из
жизни Будды.
Сагаалган — Буддийский Новый год.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между
концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по
астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах
эти даты могут не совпадать. Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и
почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий
год.
За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен,
посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее
почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо), которая считается
покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен
(Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году. Для получения
благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра - либо
присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем,
кто не спит и обращается к ней за помощью, богиня окажет свое покровительство и
поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение всего дня и ночи проходят
торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель
поздравляет всех с наступившим новым годом. Дома накрывается праздничный стол, на
котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).
В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи.
Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может
продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц самое
благоприятное время для проведения очистительных обрядов. Перед наступлением
Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время
которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все
плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с
участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с
монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во
время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают
также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет
(торма). Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи
покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и
выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро
возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло
может вернуться вместе с ним). В дни Нового года совершается обряд запуска «коней
ветра удачи». Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия
человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву
или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на
ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и
болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также
символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым
существам.
Рефлексия.
1.Вернемся к нашей игре.
-На все ли вопросы вы нашли ответы?
-Давайте проверим ваши знания. (Слайд 22)
2.Назовите праздник по трем словосочетаниям.
Благодатный Огонь, омовение ног, Тайная вечеря. (Пасха.)
Священная Тора, гора Синай, молочные продукты.(Шавоут.)
Горькая зелень, пресные лепешки, Земля Обетованная. (Песах.)
Длится три дня, заколоть овцу или барана, новая одежда. (Курбан-байрам.)
Постятся монахи, сезон дождей, подслащенная вода. (Дончод.)
Мы открыли для себя целый мир религиозных праздников всех мировых религий.
Узнали, что во многом эти праздники похожи: посвящены одним и тем же событиям,
определившим историю народа и их религии. Все эти празднования учат добру, терпению,
памяти и уважению к делам и страданиям предков.
-На каких праздниках вам хотелось бы побывать? Почему?
Оценивание. Самооценка при помощи смайликов.
Домашнее задание.
Учебник стр.62-67
Поделиться с родителями полученными знаниями.
Нарисовать рисунок понравившегося праздника.
Использованная литература:
Учебник
1.А.Л.Белов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др.Основы мировых религиозных культур. 4-5
класс.-просвещения,2012,-80с.
Литература
1.Е.Ф.Теплова, Б.А.Малышева, Л.Г. Жукова, А.А. Ярлыкапов. Основы мировых
религиозных культур. Книга для учителя комплексного учебного курса «основы
религиозных культур и светской этики». В 2-х частях. ГАОУВПОМИОО Этосфера 2012
Москва, 103с.
Интернет-ресурсы:
1. http://festival.1september.ru/articles/641480/
2. http://www.calend.ru/holidays/0/0/182/
3. http://datki.net/christmas-europe/
4. http://callofzion.ru
5. http://family.booknik.ru
6. http://goodness.ucoz.ru
7. http://www.solnet.ee