Классный час "В бой идут одни старики – фильм о людях на войне"

В бой идут одни старики – фильм о людях на войне
«В бой идут одни старики», снятый через 30 лет после Победы, с актерами
послевоенного поколения (войны хлебнул только бесподобный А.Смирнов
(Макарыч)), был и до сих пор остается одним из любимейших фильмов о
Великой Отечественной войне как для ветеранов, так и для их детей, внуков
и даже правнуков. Самому фильму уже больше 30 лет, за окном 21 век, а на
форумах в Интернете им восхищаются совсем молодые зрители...
В основу сценария (Л.Быков, Е.Оноприенко, А.Салуцкий) легли
воспоминания прославленных летчиков Советского Союза, подлинные
события времен Великой Отечественной.
Фильм - о войне. Точнее, о людях на войне. Просто о людях, о многих и
разных. Их свела война, стала их общей судьбой. Герои фильма - юные
летчики, со школьной скамьи шагнувшие в огонь. Двадцатилетние
лейтенанты военных выпусков, в летной школе обучавшиеся по ускоренной
программе. Уже в боевой эскадрилье их доучивали «старики», которым
самим было едва за 20. И вскоре новобранцы уже летели в бой наравне с
ними.
Сюжет, которого словно и нет, развивается вокруг героя Л.Быкова, Алексея
Титаренко. Но здесь еще целое созвездие актеров и персонажей:
С.Подгорный (Смуглянка), любимец публики С.Иванов (Кузнечик),
дебютировавшая в кино Е.Симонова (Маша), О.Матешко (Зоя), А.Смирнов
(Макарыч), В.Талашко - (Скворцов) и др. Актерский состав подобран очень
тщательно.
Композиция фильма - несколько историй, серия разнохарактерных эпизодов,
соединенных замыслом автора, а не интригой. Интриги здесь никакой нет,
однако фильм смотрится на одном дыхании. Командир второй, поющей,
эскадрильи, за любовь к музыке прозванный Маэстро, летает на самолете с
нотным станом на борту, будто в противовес «мессерам», размалеванным
крестами и драконами. На земле с однополчанами разучивает песни.
Прибывшее пополнение «прощупывает» на предмет владения музыкальными
инструментами: «Пилотом можешь ты не быть - научим, но музыкантом
быть обязан». Летает на самые опасные и ответственные задания, не бережет
себя, но бережет «желторотиков». Хитро помогает другу справиться с
паническим страхом воздушного боя... Кузнечик, поначалу не уступающий
Маэстро лишь в остроумии, на наших глазах из желторотого тонкошеего
цыпленка вырастает в «старика». Ромео и Маша влюбляются друг в друга и
собираются пожениться. Трогательный механик Макарыч, стоя на краю
взлетного поля, как верный Санчо, ждет своего дона Титаренко из каждого
вылета...
Стиль фильма естественный и свободный, «камерный», даже будничный. Но
именно эта нейтральность допускает резкие и неожиданные эмоциональные
перепады. В сущности, этот прием очень оправдан. В военную жизнь подвиг
входит часто буднично, становясь нормой поведения человека. Без внешнего
наигрыша, без ложной патетики персонажи «Стариков» совершают
героические поступки.
Важная составляющая фильма - музыка (композитор - В.Шевченко), песни
военных лет. Обилие музыки (почти десяток популярных мелодий и песен
того времени) - это условность, но вполне уместная, органичная.
Стилистический прием, как и черно-белая пленка, создающий атмосферу
фильмов 40-х годов:в них часто звучали песни, и это не выглядело
«вставным» номером. Эпизод гибели Сергея Скворцова, когда звуковым
фоном изображения выбрана украинская народная песня, - блестящий
образец эмоционального воздействия на зрителя. А «Смуглянка», ставшая
гимном летчиков, рефреном и визитной карточкой фильма, «пробирает» до
сих пор.
О режиссерском методе Л.Быкова, о том насколько он сложился судить
сложно: Леонид Федорович успел снять не так уж много фильмов, и не все
они были равноценны. В бой идут одни старики» - безусловно, его актерская
и режиссерская удача. Недаром в свое время фильм был лидером проката,
входил в пятерку популярнейших картин о войне.
Полученные им награды говорят сами за себя: Государственная премия
УССР им. Т.Шевченко (1977), Серебряная медаль им. А.Довженко (1974),
Первая премия за лучшую мужскую роль (Л.Быков) (1974), Специальный
приз жюри МКФ в Карловых Варах (1974), Главная премия МКФ «Фильмы
за свободу» в Сопотце (Югославия)(1974), Главная премия Третьего МКФ
фильмов о свободе и революции в Сопоте (Польша)(1974).
Людмила Сысоева