Сборник подвижных игр для учащихся начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
«Гимназия»
Сборник подвижных игр для
учащихся начальных классов
Чернушка, 2021
Сборник подвижных игр для учащихся начальных
классов
Сборник составил Соломенников Д.А.
Оглавление
Введение ..................................................................................................... 4
Подвижные игры, направленные на развитие гибкости ............................. 5
Игра «Палку за спину» ............................................................................... 5
Игра «Волна» .............................................................................................. 6
Игра «Подтянулись, подросли» ................................................................ 7
Подвижные игры, направленные на развитие ловкости ............................ 8
Игра «Лови-бросай!» ................................................................................. 8
Игра «Удочка» ............................................................................................ 9
Игра «Ловишки» ....................................................................................... 10
Подвижные игры, направленные на развитие быстроты ......................... 11
Игра «Мышеловка» ................................................................................. 11
Игра «Команда быстроногих» ................................................................ 12
Игра «День и ночь» .................................................................................. 13
Подвижные игры, направленные на развитие выносливости .................. 14
Игра «Прыгуны» ....................................................................................... 14
Игра «Чай-чай, выручай!» ....................................................................... 15
Игра «Северный и южный ветер» .......................................................... 16
Подвижные игры, направленные на развитие силовых качеств .............. 17
Игра «Скакалки»....................................................................................... 17
Игра «У медведя во бору» ...................................................................... 18
Игра «Поезда» .......................................................................................... 19
4
Введение
Подвижные игры — один из способов физического
развития ребенка. Они позволяют снять физическую
усталость с мышц, достичь эмоционального
переключения с одного вида деятельности на другой.
Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они –
важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют
активную работу, мысли, способствуют расширению
кругозора, совершенствованию всех психических
процессов, формируют положительные нравственные
качества у детей.
В данный сборник включены подвижные игры,
которые можно использовать на спортивных занятиях,
спортивных переменках и на уроках физической
культуры в начальной школе, а так же при составлении
различных сценариев спортивных праздников в виде
конкурсов и эстафет.
5
Подвижные игры, направленные на развитие
гибкости
Игра «Палку за спину»
Инвентарь: гимнастическая палка
Ход игры: Команды строятся в колонны. Игроки стоят в полушаге
друг от друга. Первые номера держат перед собой за оба конца
гимнастическую палку. По общему сигналу игроки передают
палки сзади стоящим партнёрам. При этом игрок поднимает руки
вверх и (не отпуская концов палки и слегка прогибаясь) переводит
палку за спину. Руки остаются выпрямленными. Игрок, стоящий
сзади, принимает палку и таким же способом передаёт её дальше.
Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперёд (в
то время как все делают шаг назад) и, заняв место во главе
колонны, снова передаёт её по колонне назад. Игроку, стоящему
сзади, нельзя брать палку, если партнёр не пронёс её назад до
конца, и она находится за головой стоящего впереди партнёра.
Если игрок отпустил один конец палки или уронил её, это также
считается ошибкой. Побеждают игроки команды, закончившие
передачу не только быстрее других, но и с меньшим числом
ошибок.
Примечание: при проведении данной игры ведущий заранее
подготавливает оборудование и место проведения игры.
6
Игра «Волна»
Инвентарь: не требуется
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий. Остальные
игроки (не менее 10 человек) становятся в круг и берутся за руки.
Круг из игроков будет представлять собой море, а водящий —
«кораблик». Игроки начинают делать «волну», то есть, не
расцепляя рук, выполнять плавные волнообразные движения
руками. При этом они то поднимают, то опускают руки.
Выполнять эти движения надо произвольно: важно, чтобы
водящий не мог предугадать, где «волна» будет выше, а где ниже.
Задача водящего-«кораблика» — проскочить под «волной», то есть
быстро пробежать сквозь просвет между любыми двумя игроками
в тот момент, когда их руки будут подняты. Если ему это удается,
он занимает место в круге, а вместо него выбирают другого
водящего, если же нет, он повторяет попытку до тех пор, пока она
не станет удачной.
Примечание: игроки, изображающие море, не имеют права
убыстрять незаконченное движение специально для того, чтобы
поймать игрока.
7
Игра «Подтянулись, подросли»
Инвентарь: не требуется
Ход игры: количество игроков не ограничено. Ведущий объясняет
правила. Они просты: игроки должны декламировать вместе с
ведущим стихотворение, повторяя при этом его движения.
Ветер дует нам в лицо (Машем руками, повернутыми ладонями
внутрь, по направлению «к себе».)
И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо
и влево, руки при этом не напряжены.)
Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно
уменьшается.)
Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх,
приподнимаемся на цыпочки и тянемся изо всех сил.)
Примечание: соревновательного элемента в этой игре нет, но она
дает ученикам прекрасную возможность размяться. Игру можно
использовать в качестве физкультминутки во время урока.
8
Подвижные игры, направленные на развитие
ловкости
Игра «Лови-бросай!»
Инвентарь: мяч
Ход игры: на игровой площадке дети образуют круг, стоя на
расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит
ведущий, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит
его от них, произнося при этом рифмовку: «Лови, бросай, Упасть
не давай!..» Игру начинают с небольшого расстояния (радиус
круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до
2—2,5 м.
Примечание: при проведении игры ведущий произносит текст не
спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить
обратно мяч. Учитель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.
9
Игра «Удочка»
Инвентарь: веревка (скакалка)
Ход игры: Из общего числа играющих выбирается водящий.
Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м. Водящий
становится в центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с
привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает
веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на
высоте 5—10 см. Каждый из играющих должен подпрыгнуть и
пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим
мешочком, получает штрафное очко.
Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как
мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого
веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.
Примечание: необходимо регулировать скорость веревки. Не
крутить слишком быстро или медленно.
10
Игра «Ловишки»
Инвентарь: не требуется
Ход игры: на игровой площадке проводят две параллельные
линии на расстоянии 5—10 м. Играющие дети стоят у одной
линии. Между линиями — зона «ловишки». В начале игры роль
«ловишки» выполняет воспитатель, показывая, как нужно ловить.
Потом ловишкой становится кто-то из детей. Ведущий подает
сигнал: «Бежим!..» (это может быть свисток, хлопок в ладоши и т.
п.). После этого дети стремятся перебежать от одной линии до
другой, а «ловишка» в это время их ловит по одному, и пойманный
ребенок отходит в сторону. Он больше не принимает участия в
игре. Таким образом, игра продолжается несколько раз, до тех пор,
пока на игровой площадке останется один ребенок или «ловишка»
не переловит всех.
Примечание: существует еще несколько вариантов игры:
1)дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих
на игровой площадке есть свой «домик» (например, нарисованный
круг), в котором нельзя ловить;
2)можно оговорить, что нельзя ловить детей, успевших присесть
или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив
ее обеими руками. При смене положения — игра продолжается;
3)одним из вариантов является, что первый же пойманный
играющий ребенок становится «ловишкой», а «ловишка» входит в
число играющих детей.
11
Подвижные игры, направленные на развитие
быстроты
Игра «Мышеловка»
Инвентарь: не требуется
Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая
(примерно треть играющих) образует круг — мышеловку.
Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети,
изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по
кругу то влево, то вправо, приговаривая: «Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут
– вот напасть. Берегитесь же, плутовки. Доберемся мы до вас. Вот
поставим мышеловки, Переловим всех за раз!» По окончании
стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные
руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с
другой стороны. По сигналу ведущего: «Хлоп!» дети, стоящие по
кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута.
Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными.
Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается).
Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются
ролями, и игра возобновляется.
Примечание: во время игры учитель одновременно с детьми
проговаривает стихотворение.
12
Игра «Команда быстроногих»
Инвентарь: палка, обруч ( или нарисованный мелом круг)
Ход игры: Играющий делятся на две-три команды и строятся с
разных сторон площадки. Обозначается стартовая линия, на
которую становится по одному игроку от каждой команды. В 15-20
шагах от каждой команды обозначен кружок, в которой кладут
палочку. По команде ведущего «Марш!» игроки бегут к кружкам,
берут палочки и стучат ими три раза по полу, кладут палочки в
кружки и бегут обратно. Прибежавший первым приносит своей
команде одно очко, вторым - два очка и т.д. Выигрывает команда,
набравшая меньшее количество очков.
Примечание: количество ударов палки по полу можно менять,
также можно добавить дополнительные действия (оббежать круг
до/после ударов, перепрыгнуть через круг и т.д.)
13
Игра «День и ночь»
Инвентарь: не требуется
Ход игры: игра начинается с выбора водящего, который
отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День".
В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное
условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит
слово "Ночь". В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в
тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент
оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то
громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он
движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится
водящим, зависит от количества игроков). Самым "интересным"
является продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не
заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив
его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий
же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в
любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.
Примечание: движения детей должны быть разнообразны.
14
Подвижные игры, направленные на развитие
выносливости
Игра «Прыгуны»
Инвентарь: не требуется
Ход игры: все участники игры должны разделиться на две
команды. Каждая команда встаёт на противоположных сторонах
площадки. Нужно обозначить начало движения или линию старта
для каждой команды. Таким образом, получится, что линия старта
одной команды будет линией финиша для другой команды и
наоборот. Первые игроки каждой из команд выполняют прыжок с
места толчком двух ног. После прыжка первого игрока по пяткам
отмечается результат его прыжка. Второй участник выходит к
линии, оставленной первым игроком, и так же выполняет прыжок
с места с отметкой приземления, затем прыгает третий и так далее
до последнего играющего. Если последнему игроку удалось
перепрыгнуть через финишную линию, его команда побеждает в
этой игре-эстафете.
Примечание: можно организовать 4–5 команд (или соревнование
между мальчиками и девочками).
15
Игра «Чай-чай, выручай!»
Инвентарь: не требуется
Ход игры: среди играющих с помощью считалочки выбирается
водящий. Водящий остаётся в центре игровой площадки, а
остальные игроки разбегаются в разные стороны. Водящий
догоняет играющих и осаливает их. Осаленные игроки
останавливаются на том месте, где были осалены, раскидывают в
стороны руки и произносят «чай – чай, выручай». Игроки, которых
не поймали могут «выручить» пойманных, дотронувшись до них
рукой. Задача водящего поймать как можно больше игроков и не
подпустить остальных к уже пойманным. Игра требует от детей
колоссальной выносливости.
Примечание: игра требует от детей большой выносливости.
Нужно контролировать время игры (7-10 минут). При игре в
помещении не стоит собирать большое количество игроков.
16
Игра «Северный и южный ветер»
Инвентарь: синяя и красная ленточки для водящих
Ход игры: Среди играющих выбирается два водящих (скорее
всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он
северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный
ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает»
их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер,
должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот
размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до
кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по
площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше
игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.
Примечание: при большом количестве игроков количество
«ветров» можно увеличить.
17
Подвижные игры, направленные на развитие
силовых качеств
Игра «Скакалки»
Инвентарь: скакалка
Ход игры: игры со скакалкой могут быть очень разнообразными.
Например: «Кто быстрее» (перегонки) – дети прыгают через
скакалку, продвигаясь вперед до условленного места. «Кто
дольше» – дети прыгают через скакалку на месте, пока не делают
ошибку. «Кто как умеет» – каждый играющий придумывает свои
движения. Для того, чтобы дети могли играть в подобные игры, их
надо научить хорошо прыгать через скакалку, постепенно
усложняя задание.
Примечание: игры со скакалкой могут быть очень
разнообразными. Эта подвижная игра отличается большим
количеством вариантов ее проведения.
18
Игра «У медведя во бору»
Инвентарь: обозначение берлоги (стул, обруч и т.д.)
Ход игры: перед началом игры нужно создать «берлогу»
медведю. Это может быть стул, обруч, меловой круг на площадке –
все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге.
Он там спит. 19 остальные играющие отправляются в лес по ягоды.
Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку,
постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети
произносят такие слова: У медведя во бору Грибы ягоды беру А
медведь не спит И на нас рычит! После слова «рычит», медведь
«просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал
– тот становится медведем и игра повторяется. Можно разметить
«домик» для детей – черта на площадке, попав за которую ребята
находятся в безопасности – там «медведь» не имеет права их
ловить.
Примечание: Зачастую дети очень хотят стать «медведями» и
стараются сами попасться. От этого игра теряет свою прелесть и
динамичность. Тогда можно немного изменить правила –
пойманный «медведем» ребенок отправляется в «берлогу» и не
принимает участия в игре. После того как в «берлоге наберется 3-4
пленника, считалкой выбирают нового медведя, и игра начинается
заново
19
Игра «Поезда»
Инвентарь: ориентир стойки (любой предмет среднего размера)
Ход игры: Две равные команды выстраиваются в колонну по
одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв за пояс.
Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов.
Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив
соревнующихся команд на расстоянии 7-10 метров (расстояние
можно менять в зависимости от площадки) ставят стойку или
другой предмет. По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до
стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда,
игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и
раньше пересекли стартовую черту всей колонной.
Примечание: можно условиться, что игроки присоединяются друг
к другу по очереди, т. е. сначала стойку обегает первый номер,
затем к нему присоединяется второй (и обегают вдвоем), далее -
третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует
выносливости, при ее повторении игроки в колоннах
располагаются в обратном порядке. Для ребят младшего
школьного возраста можно проводить оба варианта игры,
условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за
руки.
Начальная школа - еще материалы к урокам:
- Самостоятельная работа по литературному чтению "Г.Х. Андерсен «Русалочка»" 4 класс УМК «Школа России»
- Презентация "Виды писем. Написание адреса на конверте"
- Технологическая карта урока "Речевая ситуация «АЛЛО, АЛЛО»" 2 класс
- Классный час "Герои Отечества" 1 класс
- План работы воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся 2-3 класс
- Читательский дневник для начальной школы