Презентация "Книжная иллюстрация"

Подписи к слайдам:
Книжная иллюстрация подготовила: преподаватель МБУДО «ХШ» г. Благовещенска Кухтина Ольга Александровна Иллюстрация – это изображение, которое подтверждает текстовую информацию (т. е. пример, подтверждение). От лат. «illustrare» - освещать, объяснять, проливать свет. А само слово «illustratio» означает живое описание, наглядное изображение. Впервые иллюстрация появилась в летописях, когда изображалась война, как рисунок к тексту. А вот история детской иллюстрации насчитывает всего около 300 лет и сейчас считается самостоятельным видом искусства, также она является основой книжной графики. Иллюстрации придают книге жизнь и краски. Роль книжной иллюстрации В детстве все любят книги с картинками.
  • Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживают сюжет от одной иллюстрации к другой.
  • Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами, развивая ассоциативное восприятие и мышление.
  • Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей.
Иллюстратор – это человек-художник, который создает образ по написанному тексту или истории. Именно они создают тематические картинки в книгах и журналах. Красивые иллюстрации на сайтах – тоже их работа. Несколькими годами раннее художники-иллюстраторы в основном занимались своим трудом в ручную и им надо было владеть многими видами техник иллюстрации такими как лепка, оригами, аппликация, вышивка, коллаж, художественно-образная. Но сейчас в настоящее время очень широко используются компьютерные технологии и многие современные художники-иллюстраторы работают в графических редакторах – иллюстратор, корелдроу, фотошоп. На одну иллюстрацию у современных художников уходит порядка 10 часов. Виды и техники иллюстраций
  • Графическая иллюстрация. Выполнение рисунка в технике графики. Это может быть простой либо черный карандаш. Рисунок наносится в виде штрихов и пятен. Основным требованием графики является присутствие только одного цвета линий.
  • Ботаническая иллюстрация. Это картинка, являющаяся изображением описываемого объекта. Такие обычно применяют в школьных или университетских учебниках.
  • Техническая иллюстрация. Это всевозможные чертежи, которые являются обязательным сопровождением всей инженерной документации.
  • Иллюстрация особыми техниками. К ним относятся оригами, вышивка, лепка, аппликация, икебана и т.д.
Сфера применения иллюстрации
  • литература и пресса;
  • плакаты, постеры – полиграфия;
  • мультипликация – раскадровка;
  • интернет-баннеры, состоящие из иллюстраций;
  • рекламная продукция.
Известные художники-иллюстраторы   Мы по праву можем гордиться работами таких мастеров книжной графики, как
  • Ю. А. Васнецов,
  • Л. В. Владимирский,
  • В. В. Лебедев,
  • Е. И. Чарушин,
  • А. Ф. Пахомов,
  • В. М.Конашевич,
  • Т. А. Маврина и др.,
  • вошедшими в золотой фонд иллюстраций к  художественной литературе.
Список книг, иллюстрированных Ю. Васнецовым:
  • Чуковский К. И. Краденое солнце. Детские народные сказки.
  • 10 книжек для детей  Л. Токмаков,
  • Ладушки : стихи, песенки, потешки, сказки/, русские народные сказки.
  • Бианки В. «Карабаш», «Болото». 
  • Ершов П. Конек-горбунок. 
  • Толстой Л. Три медведя. 
  • Маршак С. Теремок. Английские народные сказки. 
  • Бианки В. Лис и мышонок. Радуга-дуга.
Одной из основных особенностей художественного метода Ю. Васнецова является неразрывная органическая связь с народным искусством, причём он сближает его с современным. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Его образы отмечены оптимизмом и жизнеутверждающей силой. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают особую выразительность именно потому, что художник придаёт им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности.

Ю. А. Васнецов

Ю. Васнецов имеет редкую способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, создаётся ощущение что иллюстрации рисовал не взрослый, а ребёнок. Один из излюбленных композиционных приёмов художника – повтор и перекличка мотивов. Эмоциональный строй иллюстрации организуется цветом, который играет особую роль. Он является для ребёнка как бы цветовой азбукой. В своих иллюстрациях художник смело и изобретательно использует цвет фона, он становится как бы средой, в которой происходит действие. Такой приём называют «принципом волшебного фонаря». Радостно и празднично освещая жёлтым, красным, синим или розовым «светом» забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя, используя близкий детям приём быстрой смены впечатлений. Мы видим иллюстрации в книге в основном по её формату, но мало кто из нас догадывается, что художник создает их на больших форматах или даже холстах, а потом только редактируют и помещают в книгу.