Конспект занятия "Работа над певческим дыханием" 1 класс

Тема занятия: «Работа над певческим дыханием».
Тема занятия: Работа над певческим дыханием.
Цель занятия: Развитие начальных хоровых навыков у детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Работать над вокально певческой постановкой, дыханием, артикуляцией, дикцией,
интонированием, выразительностью исполнения.
2. Освоить понятия легато, фраза, певческое дыхание.
Развивающие:
1. Развивать вокально хоровые умения и навыки.
Воспитательные:
1. Воспитать активность, эмоциональность, дисциплинированность.
2. Сформировать навык певческого дыхания.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы занятия.
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
4. Работа над произведением Карасёва «Падают листья»
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Ход занятия:
Что является той силой, которая приводит в действие голосовой аппарат?
Даёт нам возможность полноценно, звучно воспроизводить звуки?
Предположительные ответы.
Знаменитый в свое время педагог и исследователь в области теории и методологии
вокала Мануэль Гареева – сын (изобретатель ларингоскопа
1
гортанного зеркала) в
своем методическом труде «Полный трактат об искусстве пения», пишет: «Нельзя
сделаться искусным певцом, не овладев искусством управления дыханием».
Великий певец Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в
совершенстве контролем дыхания». «Искусство пения есть искусство дыхания».
И действительно, дыхание – это двигательная сила голоса.
Сегодня на уроке мы будем работать над постановкой певческого дыхания, дикцией ,
формированием певческого звука.
Предлагаю посмотреть как выглядит наш диафрагмальный аппарат.- см.Приложение 1.
Все эти органы участвуют в формировании певческого дыхания.
Дыхательная гимнастика.
Начнём занятия с приемов формирования певческого дыхания.
Для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно всегда
пользоваться носовым дыханием (выполняем упражнения).
1. Сделать 5-6 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно, закрывая
отдыхающую указательным пальцем.
2. Сделать вдох носом, на выходе протяжно тянуть звук БМ - БМ – БМ,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Для сохранения звучности голоса необходимо пользоваться дыханием. Приобрести этот
навык помогут следующие упражнения (выполняем упражнения).
1. Стоя или сидя вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его
заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота
подтягиваются. Повторить 5-6 раз.
2. Сделать несколько брюшно-носовых дыханий:
а) стоя, быстро втянуть мышцами живота и одновременно резко выдохнуть через
нос, вдох обычный 4-6 раз,
б) то же самое сидя.
Что нужно сделать для того, чтобы сформировать правильный звук?
Предположительные ответы.
Попробуйте без участия языка сказать «Добыл бобыль бобы»
Ничего не понятно.
А теперь попробуйте сказать то же самое без участия губ.
Опять ничего не понятно.
Какой можно сделать вывод?
Верхняя и нижние челюсти, рот, язык, зубы и др. органы задействованы в пении.
Предлагаю посмотреть из чего состоит наш артикуляционный аппарат.(демонстрация
пособия речевого аппарата) - см. Приложение 2.
Что на ваш взгляд является самым важным в пении?
Предположительные ответы ( Правильное певческое дыхание, дикция, чистота
интонации).
Верно, это всё важно.
А без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до
зрителей?
Без дикции и слов.
В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он
весь должен активно работать.
Стихотворение Н.Усатовой «Слово на ладошках», исполняется с движением.
Дети повторяют за педагогом.
Я найду слова везде (разводят руки в стороны)
И на небе, и в воде (поднимают руки вверх, опускают вниз)
На полу, на потолке (опускают руки вниз, поднимают вверх)
На носу и на руке (указательными пальчиками касаются носа, хлопают ладошкой по
руке)
А теперь перейдём к пению.
Прежде чем пропоёте первый звук, обратите внимание на артикуляцию, т.е. на то, как
«открывается рот»- красиво или некрасиво, в результате чего стихотворение
получается выразительным или не выразительным.
Чтобы расслабить мышцы лица, тела помогите себе руками:
А руки свободно опускаются сверху вниз,
О руки описывают круг,
Е кисти рук опускаются вниз.
И руки согнуты в локтевом суставе, кисти круглые двигаются навстречу друг к другу.
У руки вытягиваются вперед, кисти круглые.
Артикуляционная гимнастика:
А(Ш)А(Ш)-ударение на А , в последовательности Ш, С, Ф.
«страшная сказка» -У, УО, УОА, УОАЭ.
Очень важно в вокальном исполнительстве соблюдать правила. Например, вести фразу
на одном дыхании. Мягко и плавно, на легато.
Предлагаю исполнить на легато ряд распевок - скороговорок
( На дворе трава, на траве дрова; От топота копыт пыль по полю летит; Ой, люли, люли,
люли прилетели журавли).
Все наши знания применим в процессе разучивания песни Карасёва «Падают листья»
Оцените своё исполнение с точки зрения
1.чёткости дикции
2.правильности звукообразования
3.выразительности исполнения
4.напевности звучания
5.правильного дыхания
Исполняется песня
Дети дают свою оценку с демонстрацией песни.
Давайте подведём итоги:
Что является той силой, которая приводит в действие голосовой аппарат?
Что играет значимую роль в формировании певческого дыхания, звука, дикции?Для чего
необходимо правильно дышать при пении?
Варианты ответов
Дома перед зеркалом выразительно проговаривайте стихотворный текст песни
«Падают листья» и в процессе пения проанализировать правильное певческое дыхание.
Это и будет домашним заданием.
Занятие окончено.
Приложение 1
Приложение 2