Конспект урока "Современное искусство: живопись и музыка" 5 класс

1
РАЗРАБОТКА УРОКА
по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(5-й год обучения)
предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Автор: Изуграфова Елена Николаевна, преподаватель теоретических
дисциплин Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской»
муниципального образования Динской район (МБУДО ДШИ ст.
Старомышастовской МО Динской район)
Тема урока: «Современное искусство: живопись и музыка
(на примере картины А.Л. Соснина "Посвящение С. Губайдулиной"
и пьесы С.А. Губайдулиной "Свет и тьма")»
Описание материала: существует мнение, что в настоящий момент
время для развития культуры неблагоприятно. Однако именно сегодня
рождаются подчас самые парадоксальные произведения, которые, с одной
стороны, возвращают нас в прошлое, с другой – помогают с наибольшей
полнотой разобраться в нашем прошлом, предвидя будущее. Что же касается
основных тенденций современного творчества, то единственная
характеристика, которая остается неизменной на протяжении ряда лет,
связана с констатацией следующего факта: современное искусство постоянно
меняет свой облик.
Точно так же современным детям непонятно: зачем, а самое главное
для чего слушать такую музыку, которая пугает своей необычностью.
Потому одна из главных задач педагога-музыканта видится в необходимости
научить ребенка спокойно воспринимать музыку современных направлений
и уметь понимать тот глубокий смысл, который был заложен композитором в
данное произведение.
Задачи: приучая себя и своих детей к современному искусству, мы
расширяем границы собственного мышления, пытаясь разобраться в
запечатленной на холсте художественной информации. При этом, критически
оценивая то или иное произведение, необходимо делать ставку на развитие
способности мыслить, закрепляемую посредством речи участников диалога.
Как правило, процесс обсуждения конкретной авторской работы вызывает
самые разные точки зрения, открывая для каждого из участников диалога
что-то новое.
Одним из способов приобщения детей к музыке, созданной «здесь и
сейчас», становится визуализации музыкального пространства. Речь идет о
попытке включить учащихся в диалог музыки и живописи. Именно опыт
визуализации музыки позволяет проблематизировать учебную ситуацию,
вовлекая школьников в творческую деятельность.
2
Цель урока: показать, как два совершенно разных вида искусства
каждый по-своему воплощают и передают сходное чувство.
Демонстрационный материал: презентация.
Методические приемы: беседа-диалог.
Ход урока
Преподаватель: Искусство открывает мир не всегда видимый глазу,
не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Оно обращено к
скрытой сущности вещей. А вы ведь уже знаете, что внешнее, поверхностное
суждение никогда не бывает самым главным. И когда мастер берет в руки
перо, кисть или лист нотной бумаги, то, возможно, в эту минуту ему
открывается некий сокровенный смысл, которым он спешит поделиться со
всеми людьми. И час его творчества становится часом открытия новой,
высшей реальности реальности не менее бесспорной, чем та, которую
создают земледельцы, ремесленники и производители машин. Это
реальность духа. Задумайся: слово дух родственно словам духовность,
одухотворенность. Почему возможно говорить о реальности духа?
Задание учащимся: дома самостоятельно найти определение слов
««реальность», «одухотворенность», «духовность».
Прошу обратить внимание на слайд:
«Свет и Тьма есть в каждом, немного того, немного другого»
А. Сапковский «Ведьмак»
«Тьма не прогонит тьму — только свет в силах это сделать.
Ненависть не прогонит ненависть — это под силу только любви»
Мартин Лютер Кинг
Вместо Предисловия
Не желай ты мне тьмы, не желай ты мне света.
Между ними лежит поиск смысла, ответа.
Нам внушили дуализм, что тьма – это зло.
И что свет нам несет только вечно добро.
Но подумай о том, если б день вечным был,
Мы б не знали про звезды, и наш разум застыл.
Не пустилась бы мысль в высокий полет.
Не услышали б мы мироздания нот.
Не увидели б мы бесконечность миров.
И вселенной не слышали б радостный зов.
Мы бы думали, что мы в мире одни.
3
Коль бы звезд мы не видели в небе, огни.
Дальний свет будет виден только из тьмы,
И без тьмы тот огонь не увидели б мы.
Будьте тьме благодарны, когда вышли на свет.
Все мы свет прославляем, но без тьмы света нет.
И к огню нас влечет только из темноты.
Если б свет был вокруг, куда бы шел ты?
Где бы ты здесь искал у жизни ответа?
А ответ нам дает лишь союз тьмы и света.
Ничего ты не видишь в полной лишь тьме,
Нестерпимый же свет приведет к слепоте.
И быть в чем-то одном – это тоже тюрьма.
И да здравствует свет, и да здравствует тьма!
(Ваис Тусупов, Улан-Удэ, Бурятия)
2. Александр Соснин (слайд с портретом художника)
Александр Леонидович Соснин родился 30 октября 1954 года в
деревне Красный Бор Курганской области. Трагически погиб в Сочи в 2006
году.
Соснин окончил художественно-графический факультет Кубанского
государственного университета. Жил в станице Тбилисской, Санкт-
Петербурге, Сочи. Много лет работал преподавателем в школе искусств
станицы Тбилисской. В выставках участвовал с 1995 года.
Александр Соснин в своем творчестве развивает традиции основных
направлений модернизма ХХ века. Язык абстрактного экспрессионизма,
фовизма, примитива позволяет художнику выражать свои чувства
непосредственно, не поверяя гармонию алгеброй. Художник погружает нас в
мир бессознательного чувств, эмоций, образов, которые спонтанно
возникают в его сознании. Живопись Соснина близка современной
классической музыке. Произведения А. Шнитке, Э. Денисова, С.
Губайдулиной, передающие драматическое состояние современного мира,
являются тем культурным контекстом, без которого вообще трудно понять
своеобразие современного искусства. Ряд работ художника посвящены
музыкальному наследию В. Цоя, А. Шнитке, С. Губайдулиной.
Слайд с изображением репродукции картины
А. Соснина «Посвящение С. Губайдулиной»
4
А. Соснин «Посвящение С. Губайдулиной»
Живопись кубанского мастера эмоциональна, но при этом имеет
знаковую природу. Пластическая метафора позволяет ему опосредовано, но
при этом предельно глубоко и искренне говорить о глобальных проблемах
современной эпохи. Для того чтобы рассказать о войне и страданиях людей,
совсем необязательно изображать плачущих матерей. Цвет является тем
языком, при помощи которого возможно передать печаль или радость,
страсть или состояние покоя. Цвет у Соснина концептуален и психологичен.
Он действует как музыка, поэзия, медитация, молитва. В нем есть настроение
и философия, чувство и мысль. Создавая свой образ мира, художник
вызывает у зрителей стремление к соучастию, к диалогу.
3. Что такое Свет и что же такое Тьма?
До того, как каждый из нас получит возможность увидеть свет, сделав
первый вздох, мы пребываем во тьме материнского чрева аналогично тому,
как последний выдох, сопровождаемый погружением во тьму, приведет нас в
лоно матери-Земли.
Свет и тьма - два антипода. Ещё Парменид сказал: «На свете всё полно:
и дневного света, и темной ночи» (слайд с портретом Парменида).
А.Б. Паскаль добавил: «Существует достаточно света для тех, кто хочет
видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет!» (слайд с портретом
Паскаля).
Но то, что преобладание света над тьмой существует, в этом уверяет
нас В. Раабе: «И если даже отнять у нас весь солнечный свет, то останется
5
еще лунный свет и чудные звезды и лампа в зимний вечер столько еще
прекрасного света на Земле!» (слайд с портретом Раабе).
Есть выражение: «луч света пробил тьму». И мы сразу представляем
темное пространство, которое рассекает этот луч в ночи. Это как моя ночная
улица: кругом тьма, хоть глаз коли и там все мрачно и даже дискомфортно -
туда не хочется идти, если даже очень нужно! Но вот горит на улице
единственный фонарь около соседского дома, и там уже стоят несколько
соседок, там повеселее и разговор у них клеится. Свет позволяет нам
воспринимать окружающее по-максимуму и способствует нашей
ориентировке в пространстве; тогда как тьма, наоборот, лишает нас этой
возможности. И в силу этого человек испытывает неприятные ощущения,
нервничает. Но человек поборол тьму, поскольку научился получать свет и
пользоваться им в самых разных областях, с той или иной слой. Это говорит
о том, что свет преобладает над силами тьмы. Только свет способствует
росту и развитию всего живого на Земле - уже одно это говорит о том, какая
несметная сила в нем заложена.
4. Существует ли темная сторона у музыки??? Если «ДА», то
КАКАЯ она …???
Жизнь - далеко неоднозначная и сложная штука!!!
Если бы вся она целиком и полностью состояла только из веселых,
жизнерадостных и радужных тонов!..
А потому в арсенале палитры красок любого гениального художника
(музыканта) наряду с остальными светлыми всегда присутствуют глубокие,
тяжелые, мрачные, темные краски, выражающие различные психологические
состояния переживаний души: напряженного ожидания, безумия
одиночества, отчаяния, скорби, глубокой трагедии, уязвленного
болезненного самолюбия, безнадежности, пугающей неизвестности,
сомнения, тревожности, катастрофы....страдания.. .
К примеру, Д. Шостакович. Музыка к кинофильму «Гамлет» Г.
Козинцева.
Прослушивание фрагмента музыки Д. Шостаковича к кинофильму
«Гамлет» Г. Козинцева
Скорбь и ощущение близости приближающейся смерти в музыке П.И.
Чайковского - Adagio из 6-й симфонии.
Прослушивание фрагмента Adagio
из 6-й симфонии П.И. Чайковского
Обреченность и безысходность в музыке И.С. Баха «Et incarnatus est»
из Высокой мессы.
6
Прослушивание фрагмента музыки И.С. Баха
«Et incarnatus est» из Высокой мессы
Наконец, в современной музыке диалог света и тьмы в самом
известном произведении для органа: София Губайдуллина «Свет и тьма»
(орган).
Все это - проникновение за грань темной стороны музыки в ее самых
тяжелых и мрачных красках.
5. София Губайдулина (слайд с портертом)
«Они ненавидели меня до того, как слышали мою музыку...»
С. Губайдулина
София Губайдулина - феномен женщины-композитора,
индивидуальность глобального творческого масштаба, философски
мыслящий музыкант. Ее имя продолжает знаковый для каждого
профессионального музыканта ряд - Альфред Шнитке, Эдисон Денисов...
Кстати, числам Губайдулина придает особое значение - ряд чисел
Фибоначчи она рассматривает как систему «природную» и использует для
формирования музыкального дыхания в произведении - тематизма.
Музыкальное творчество Губайдулиной сложно соотнести с каким-то
известным стилем. Авангардизм, структурализм, минимализм,
неофольклоризм, неоклассицизм - набор префиксов никак не задевает в
полной мере индивидуальность композитора. Ее композиторское мышление
сформировалось на универсальной культурной почве, синтезировало
западный и восточный пласты в единое пространство.
Как пишет Валентина Холопова, автор первой монографии о
композиторе, «есть точки в мировой географии, в которых неотвратимо
сходятся громадные культурные миры - Запад и Восток. В одной из таких
точек 24 октября 1931 года родилась композитор Софья Губайдулина». Ее
родина - город Чистополь, семья - русско-татарская. Дед был духовным
лицом и педагогом-просветителем, но родной язык Софии - русский.
Процесс глобализации не остановить - все в мире становится единым.
Для выдающихся композиторов XX века единым стали коммуникативные
связи «автор – исполнитель».
Музыка Губайдулиной, наряду с масштабностью и духовностью,
отличается, по мнению композитора Светланы Голыбиной, «трепетным
отношением к исполнителю».
Именно понятие «свобода» определяет сущность музыкального пути
Губайдулиной. Еще в советские времена она избрала позицию свободного
художника и находила средства к существованию, сочиняя музыку к
кинофильмам. Германия дала ей возможность быть абсолютно свободным
человеком, возможность «иметь свободную душу», как говорит София
7
Асгатовна. В 1991 году она получила немецкую стипендию, а потом
переселилась в собственный дом под Гамбургом, но сохранила российское
гражданство.
С Россией у Софии Губайдулиной сложные отношения. Последний раз
он была на родине в 2001 году, когда в Казани проходил Международный
фестиваль, посвященный 70-летию композитора. Губайдулиной вручили
приз «Тишина» («Silenzio») - как признание отечеством ее творчества.
Странно, тишина, молчание, пауза - именно так можно определить
официальное отношение «музыкальных кругов» к выдающему русскому
композитору, который востребован на Западе больше, чем в отечестве. В
Союзе московских композиторов вопрос о Губайдулиной вызвал
безразличную интонацию. В программе традиционного фестиваля
современной музыки «Московская осень» нет ни одного произведения
мастера.
Но в жизни, как и в музыке Софьи Губайдулиной, синтезировались
полюсы взаимного притяжения. Тишина - шум. Запад - Восток. Активность -
медитация. Свет - тьма. «Vivente - non vivente». Композитор называет это
«бинарная оппозиция». Одно из произведений Губайдулиной называется
«Свет и тьма». На мой взгляд, эта музыка перекликается с настроением
картины А. Соснина.
6. «Свет и тьма» Губайдулиной
Софья Губайдулина композитор-философ, мысль которого витает
между землей и небом, в безмерном духовном пространстве. Музыка Софии
Губайдулиной как и многих творцов ХХ века совершенно лишена
сентиментальности, чувствительности, она далека от повседневности и
чужда быту, и в то же время сочинения Губайдулиной преисполнены
естественной простоты, обращенной к первоосновам звучания: звуки
высокие и низкие, легкие и тяжелые, прозрачные и густые растекаются,
подпрыгивают, текут и скользят, дрожат и кружатся, вибрируют и мелькают
словно подражая жизни световых волн, электрического тока или
элементарных частиц. Внутренняя жизнь Природы и Вселенной, скрытая от
поверхностного взгляда, но открытая разуму, просыпается в музыке
Губайдулиной и превращается в звуковой документ.
Прослушивание пьесы С. Губайдулиной «Свет и тьма»
Пьеса «Свет и тьма» самим названием говорит об абстрактном и
всеобщем, и в то же время о конкретном и зримом. Как всегда в музыке
Губайдулиной, в пьесе разворачивается рассказ, сюжет, за которым
слушатель может следить. Два действующих лица свет, мерцающий и
вспыхивающий как звуковые змейки, и тьма, тяжелый и неподвижно-
гудящий звук – постоянно сопровождают друг друга.
8
Первая часть завершается скрежетанием, столкновением и остановкой
движения, означающими победу тьмы. Во второй части пьесы
зигзагообразные и хаотические мотивы Света «меняют тактику»: они
вытягиваются в стройную линию и овладевают поступательным движением
вверх, которое, в конце концов, побеждает тяжесть и темноту вселенского
«низа». Рождается гамма, символ божественного порядка, и проснувшийся
Логос, божественный Разум, завершает спор между светом и тьмой свет
воцаряется безраздельно.
Противостояние света и тьмы тема не только этой пьесы, но и всего
творчества Губайдулиной. Сама София Губайдулина говорила об этом так:
«В наше время мы не можем обойтись без сильнейшего контраста, без
сильнейшего противопоставления от светлого к темному, от дьявольского к
божественному. Такой контраст внутри нас самих, мы вынуждены
преодолевать его, это наша актуальность. Да, в жизни есть и плюс, и минус,
существует негативное и позитивное, темное и светлое, но между ними
должно быть найдено благостное равновесие, должна появиться
подвижность, должно возникнуть стремление к свету, которое дает
активность, и в то же время уверенность и постоянство».
«Да будет Свет!» - провозгласил Творец, и стал Свет. Пьеса «Свет и
тьма» превращает скупые строки Библии в переживание и опыт, в звуковое
богоявленье, утверждающее Разум и Мысль в роли главных животворящих
сил. Великий математик и философ XVII века Рене Декарт был прав,
утверждая: «Я мыслю, следовательно, существую» Для него как для
философа мысль и жизнь, освещенная ее сиянием, были нераздельны.