Конспект урока "Опера: история создания жанра" 5 класс

Чеховская Елена Николаевна
МБУДО ДМШ № 15 г.Новосибирска
(преподаватель)
Опера: история создания жанра
1. Термин «опера»
Опера переводе с итальянского труд, сочинение) - это
синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии
различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию (балет),
изобразительное искусство (декорации, костюмы).
Термин «опера» закрепился не сразу. Первые оперы возникли на
рубеже XVI-XVII вв. и назывались музыкальными сочинениями (opera in
musica), «драмами на музыке» (drama per musica) или «пьесами на музыке»
(comedia in musica). Определения эти были неустойчивыми, ибо и сам жанр
на первых порах еще не получил определенной структуры. Одно из первых
подлинно великих оперных произведений «Орфей» (1606) К. Монтеверди, -
было названо автором «сказкой на музыке». В других европейских странах
также существовали разные определения нового жанра: во Франции
«лирическая трагедия», в Германии и Австрии «зингшпиль», в Испании
«тонадилья» и «сарсуэла». В России в XVIII веке оперные произведения
иногда назывались «драма с голосом».
2. Возникновение и развитие оперы
Развитие оперы тесно связано с историей культуры человеческого
общества. Она отражала острые проблемы современности социальное
неравенство, борьбу за национальную независимость, патриотизм.
Опера как особый вид искусства возникла в
конце XVI в. в Италии под воздействием гуманистических
идей эпохи итальянского Возрождения.
Первой считают оперу композитора Я. Пери «Эвридика»,
поставленную 6 октября 1600 г. во флорентийском дворце
Питти. Пери переложил на музыку то, что создал
поэт Оттавио Ринуччини.
С итальянской национальной культурой связано происхождение и
развитие различных типов оперы.
Это опера-сериа (серьезная опера), написанная на героико-мифологический
или легендарно-исторический сюжет с преобладанием сольных номеров, без
хора и балета. Классические образцы подобной оперы создал А. Скарлатти.
Жанр оперы-буффа (комической оперы) возник в XVIII в. на основе
реалистических комедий и народно-песенного творчества как вид
демократического искусства. Опера-буффа значительно обогатила вокальные
формы в операх, появились различные типы арий и ансамблей, речитатив,
развернутые финалы. Создателем этого жанра был Дж. Б. Перголези
(«Служанка-госпожа»,1733).
С развитием немецкого национального
музыкального театра связана немецкая
комическая опера зингшпиль, в которой пение
и танцы чередуются с разговорными диалогами.
Венский зингшпиль отличался сложностью
музыкальных форм. Классический образец
зингшпиля опера В. А. Моцарта «Похищение
из сераля» (1782).
Французский музыкальный театр подарил миру в конце 20-х гг. XIX в. так
называемую «большую оперу» монументальную красочную, сочетающую
исторический сюжет, пафос, драматизм с внешней декоративностью и
сценическими эффектами. Две традиционные ветви французской оперы
лирическая комедия и комическая опера были проникнуты идеями борьбы
с тиранией, преданности высокому долгу, идеями Великой французской
революции 1789—1794 гг. Для французского театра в это время характерен
жанр «опера-балет», где балетные сцены равноценны вокальным.
В русской музыке примером такого спектакля является «Млада» Н. А.
Римского-Корсакова (1892). Большое влияние на развитие оперного
искусства оказало творчество Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини.
3. Опера в России
Первые оперы в России появились в 70-х гг. XVIII в. под влиянием идей,
выражавшихся в стремлении правдиво изобразить народную жизнь. Оперы
представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами, в музыке
использовались в значительной степени бытовые интонации, народные
песни. Это оперы «Мельник колдун, обманщик и сват» М. М.
Соколовского, «Санкт-петербургский гостиный двор» М. А. Матинского и В.
А. Пашкевича, «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина,
«Скупой», «Несчастье от кареты» Пашкевича, «Сокол» Д.
С.Бортнянского и др.
С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой
классический период. Основоположник русской оперной
классики М. И. Глинка создал народно-патриотическую
оперу «Иван Сусанин» (1836) и сказочно-эпическую
«Руслан и Людмила» (1842),положив тем самым начало
двум важнейшим направлениям русского музыкального театра: исторической
опере и волшебно-эпической. А. С. Даргомыжский создал первую в России
социально-бытовую оперу «Русалка» (1855).
Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъем русской оперы, который был
связан с творчеством композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского,
перу которого принадлежат 10 опер.
4. Опера в XX веке
Жизненность оперы в XX веке подтвердили произведения Дж.
Пуччини, Р.Штрауса, Л.Яначека, К.Дебюсси, П.Хиндемита, С.Прокофьева,
Д.Шостаковича, Р.Щедрина и многих других композиторов. Синтез
классического жанра и рок-музыки рождает новую разновидность рок-
оперу. Не может устареть жанр, в котором отражены проблемы, волнующие
человечество, жанр, в котором сливаются музыка, поэтическое слово,
сценическое действие, - жанр, обращенный к разуму и душе человека.