Презентация "История создания романа «Герой нашего времени». Особенности жанра" 9 класс

Подписи к слайдам:
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой, познакомитесь с проблематикой и таким понятием как «лишний человек».
  • На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой, познакомитесь с проблематикой и таким понятием как «лишний человек».
Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе (1837 – 1840).
  • Произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым русским социально-психологическим и философским романом в прозе (1837 – 1840).
  • Этот роман – новый взгляд на человеческую природу, характер, связь социально-психологического, физического и духовного.
  • Проблематика «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.
Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания в России.
  • Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания в России.
  • Наиболее точно определил особенности этого типа А.И.Герцен: «Печальный тип лишнего человека… является тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах». «Лишними» эти герои стали потому, что определили свое поколение в интеллектуальном развитии, став личностью « в условиях обезличенной действительности наколаевской России», что было одним «из самых трагических положений в мире». В Печорине – есть трагедия сложившейся личности.
Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий. Мы знакомимся с центральным героем, слушая рассказ о нем Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.
  • Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий. Мы знакомимся с центральным героем, слушая рассказ о нем Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Затем видим портрет героя описанный странствующим офицером. И только потом читаем дневник самого Печорина.
  • Последовательность глав в романе
  • Хронологическая последовательность
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч».
  • Предисловие к «Журналу Печорина».
  • «Тамань».
  • «Княжна Мэри».
  • «Фаталист».
  • «Тамань».
  • «Княжна Мэри».
  • «Бэла».
  • «Фаталист».
  • «Максим Максимыч».
  • Предисловие к «Журналу Печорина».
  • Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
  • 1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани.
  • 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.
  • 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.
  • 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.
  • 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.
  • 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
  • От хронологической последовательности автор отказался.
  • Рисунок М.Ю.Лермонтова
  • Автор работы:
  • учитель русского языка и литературы
  • Алексеева Татьяна Николаевна.