Конспект урока "Знакомство с большими и малыми терциями" 1 класс
План – конспект открытого учебного занятия
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЗНАКОМСТВО С БОЛЬШИМИ И МАЛЫМИ ТЕРЦИЯМИ»
Ф.И.О. педагога Майорова Елена Борисовна
Название и направление деятельности коллектива МБОУ ДОД ЦРТДЮ
Творческое объединение «Сольфеджио»
Название образовательной программы модифицированная программа по сольфеджио
Место учебного занятия в программе (раздел, тема и др.) раздел №6, тема №4, урок № 27
Место проведения МБОУ СОШ №63
Время проведения 15.03.2013г
Краткая характеристика группы 2 класс музыкально-хоровых классов
МБОУ СОШ №63, 2 год обучения,
подгруппа «А» (- учащиеся с более яркими
музыкальными способностями)
Цель занятия Знакомство с б3 и м3, тоновый состав,
их мажорное и минорное звучание
Задачи ОБУЧАЮЩИЕ:
Научить сравнивать и воспринимать малую и большую терции
Научить интонировать малую и большую терции
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развить гармонический и мелодический слух
Приобрести навыки в творческой деятельности
Развить творческое воображение
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитать эмоциональную память
Воспитать слуховое внимание
Регламент занятия 1.5 академического часа, т.е 60 мин.
Оборудование фортепиано, карточки с изображением
животных, клавиатура
Этап учебного
занятия и его
задачи
Ход занятия
Деятельность
Педагога
Обучающихся
Приветствие-
пение звука «ЛЯ»
для слуховой и
эмоциональной
настройки и
проверка
посещаемости.
Здравствуйте, ребята! Кто помнит, как
звучит наша попевка – приветствие?,
кто нам споет звук «ЛЯ»?
Староста, кто отсутствует на уроке?
-Правильно спел звук
«ЛЯ»- ЛЁША.
Послушайте, как он
спел этот звук, и
спойте так же. …
- А теперь давайте
поприветствуем друг
друга, как это мы
делаем всегда.
Педагог записывает в
журнале
отсутствующих.
Дети повторяют
попевку- приветствие
за педагогом.
Староста называет
отсутствующих и
причину отсутствия.
Сообщение темы
урока.
Сегодня мы познакомимся с очень
интересными интервалами- Б3 и М3.
- Приготовьте,
пожалуйста, ваши
карточки с
изображением зверей.
Дети готовят карточки.
Повторение
интервалов.
Сначала мы повторим названия
- Сейчас я напомню
Дети поют вместе с
педагогом: «Прима,
интервалов.
Итак, интервал – это расстояние между
двумя звуками. Вы хорошо запомнили
сказку про интервалы, которую мы
узнали два урока назад. Скажите, какая
из картинок изображает интервал
терцию?
Да, терцию мы обозначили образом
котенка, потому что звучание терции
такое же приятное, благозвучное.
вам песенку- попевку
про интервалы.
(Педагог играет на ф-
но попевку про
интервалы.)
- А сейчас я сыграю
вам несколько терций
на ф-но, а затем - вальс
из балета«Щелкунчик»
П.И.Чайковского.
секунда, терция,
кварта, квинта, секста,
септима, октава.
Дети поднимают
карточку с
изображением
котенка.
Дети слушают.
Большая и малая
терции.
А).А сейчас я напомню вам хорошо
знакомую с детства шуточную песенку
про Чижыка-пыжика. Послушай те её.
Б).А теперь давайте споём её вместе.
А).Педагог поёт
песенку со словами и
сопровождением .
Б).Поёт вместе с
детьми.
А).Дети слушают.
Б).Дети поют песенку
вместе с педагогом.
В).Я попрошу вас подойти к
инструменту и подобрать эту песенку
на ф-но.
В).Приглашает детей к
ф-но и просит
желающего сыграть
эту песенку от «МИ»
В).Дети подходят к ф-
но и желающий
подбирает эту песенку
на клавишах.
Звучание большой
и малой терций.
А).Ребята, эта песенка начинается с
терции. В песенке это были звуки
«ДО» и «МИ». Сколько ступеней
охватывает интервал терция?
Вот поэтому она обозначается цифрой
«3»!- запомните это!
Б). А теперь я вас попрошу сыграть
терции от разных клавишей.
В). Вы, наверное, услышали, что
терции от разных клавишей звучат по-
разному: одни из них звучат радостно,
мажорно, а другие –печально,-
минорно.
Г). Запомните, что радостно звучащую
терцию мы будем обозначать-Б3, а
печально звучащую- М3.
А).Педагог просит
учащегося сыграть
звуки «ДО»-«МИ» из
песенки.
Б). Педагог просит
детей сыграть терции
от разных клавишей.
В). Педагог играет
большую и малую
терцию для сравнения.
Г). Педагог записывает
на доске- «Б3» и «М3».
А).Ученик играет два
звука- терцию.
Б). Учащиеся играют
терции от разных
клавишей.
В). Дети
вслушиваются.
Г). Учащиеся смотрят
и запоминают.
Тоновая величина
большой и малой
терций.
Сосчитайте, сколько тонов входит в
Б3…
Педагог играет на
инструменте сначала
Ученики считают и
называют: Б3=2 тонам,
М3= 1,5 тона.
А теперь- сколько тонов в М3…
терцию Б3-«ДО»-
«МИ», затем терцию
«РЕ»-«ФА».
Большая и малая
терции в
мелодическом
изложении.
А).Ребята, садитесь на места и
откройте №35 ваших учебников. Какая
тональность? Споём тоническое
трезвучие, а затем и сам номер нотами.
Б). Кто первым найдет в мелодии Б3?
В). А теперь задание: кто найдет
больше всех М3.
А).Учитель играет
тоническое трезвучие
для настройки.
Б).Проверяет
правильность
выполнения задания.
В). Проверяет
правильность
выполнения задания,
поощряет учащихся.
А).Называют
тональность поют
тоническое трезвучие,
находят звучание
первого звука и поют
номер нотами.
Б). Дети находят Б3.
В). Выполняют
задание.
Большая и малая
терции в
гармоническом
звучании.
Ребята, напомните, пожалуйста, ещё
раз звучание тонического трезвучия.
А ведь в нём тоже «спрятались»
терции! И не одна, а целых две!
Кто найдёт и назовёт (или споёт) эти
терции?
А какая из этих терций большая?
Записывает
тоническое трезвучие
нотами на доске.
Проверяет
правильность
выполнения задания.
Для проверки учитель
Учащиеся находят
поочередно две терции
и называют (поют их).
Дети называют
Да, ребята. Интересно получается: Б3
звучит мажорно, и с неё начинается
мажорное трезвучие!
А теперь я вам сыграю минорное
трезвучие. С какой терции начинается
оно?
И опять интересное наблюдение можно
сделать: М3 звучит минорно, и с неё
начинается минорное трезвучие!
играет Б3 на ф-но.
Иллюстрирует
звучание Б3 и
мажорного трезвучия
на ф-но.
Играет минорное
трезвучие и
записывает его на
доске.
Ещё раз иллюстрирует
звучание М3 и
минорного трезвучия
на ф-но.
нижний интервал- Б3.
Дети слушают и
запоминают.
Дети находят М3 и
называютеё.
Дети слушают и
запоминают.
Слуховой анализ.
А сейчас я предлагаю разделиться на 2
команды: одну команду назовём –
«Б3», а другую- «М3». Обеим
командам надо внимательно слушать
терции, которые я буду играть, но
Учитель играет терции
на ф-но вразнобой,
проверяет
правильность ответов,
поощряет отдельных
Дети определяют
звучание терций.
поднимать руку, только тогда, когда
звучит вша терция!
учеников и команда в
целом.
Музыкальный
диктант.
А). А сейчас я попрошу вас повторить
за мной песенку, в которой очень
много терций,- я специально нашла
такую для нашего урока.
Б). Спойте самый устойчивый звук-
тонику. Назовите тональность.
Определите первый звук., направление
мелодии… Как мелодия движется по
терциям?...
В). Размер и ритм в этой песенке
простые, - какие?...
Г). А теперь запишите эту мелодию от
начала до конца.
А). Поёт песенку со
словами (при
необходимости - поёт
2 раза).
Б). Проверяет
правильность ответов,
даёт настройку, по
мере необходимости
проигрывает диктант
ещё.
В). Проверяет
правильность ответов.
Г). Периодически
проигрывает мелодию
и контролирует запись
А). Слушают,
повторяют со словами.
Б). Поют
тонику,называют
тональность,
определяют первый
звук,- записывают его
в тетрадях. Ручными
знаками показывают
направление мелодии.
В). Определяют
размер, записывают
его в тетрадях.
Называют
длительности-
восьмушки.
Г). Записывают
мелодию.
учащихся…
Подбор на
инструменте.
А). Я попрошу сыграть эту песенку на
ф-но.
Б). А теперь самого смелого я попрошу
повторить игру нашей песенки в два
голоса : на каком расстоянии я играла
второй голос?
А). Учитель
одновременно с
учеником играет
второй голос на
терцию ниже.
Б). Проверяет
правильность ответов,
помогает учащемуся в
случае затруднения в
выполнении задания.
А). Учащийся играет
мелодию диктанта на
инструменте.
Б). Учащиеся
отвечают: «На
расстоянии терции».
Один из учеников
играет мелодию в 2
голоса.
Итог урока.
Домашнее задание.
Ребята, мы сегодня познакомились с Б3
и М3.Вы хорошо потрудились! И я
надеюсь, что вы легко справитесь с
домашним заданием к следующему
уроку: Найдете Б3 и М3 в №34
учебника «Сольфеджио», выполните
письменное задание по «Рабочей
тетради» Калининой-№… , и научитесь
хорошо играть нашу песенку на ф-но
на два голоса! Всем спасибо. До
свидания.
Записывает домашнее
задание на доске.
Выставляет в журнал
оценки.
Дети переписывают
домашнее задание с
доски. Подают
дневники для
выставления оценок.
Литература: учебник Ж.Металлиди, А. Перцовская «Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём» 2 класс
( С.-П., изд. «Композитор», 1997), Калинина Г.В. «Рабочая тетрадь. Сольфеджио»
2 класс,Н.М. Ладухин Сборник диктантов по сольфеджио для ДМШ- «Одноголосное сольфеджио»,
Чайковский П. И.- Вальс из балета «Щелкунчик»,
Т. Зебряк «Играем на уроках сольфеджио» (М. Музыка, 1993), учебник Барабошкиной
«Сольфеджио» 2 класс.
Приложение
№
ПАРАМЕТРЫ
1
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию; «-«
групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка «-«
групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета; «-«
организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником) «-«
групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; «+»
определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; «-«
2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
формулировка целей, учебных задач; «-«
выбор целей, учебных задач; «-«
выбор количества и уровня трудности заданий; «-»
выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности) «+»
рассмотрение разных вариантов ответов; «+»
оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся «-«
3
ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
выделение учащимися проблем, постановка задач; «-«
построение гипотез и планов их проверки; «-«
выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений; «-«
поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия); «-«
поиск способа решения (он не может быть задан); «-«
участие обучающихся в дискуссии «-«
4
РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ
использование ошибки для углубления знаний «-«
предоставление возможности ученику самому исправить ошибку «+»
провокация ошибки учителем «-«
предупреждение ошибки учителем «+»
исправление ошибки другими учащимися «+»
исправление ошибки учителем «+»
5
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА
помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося «-«
выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке «+»
уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей «+»
подбадривает неактивных, привлекает их к работе «+»
инструктирует, советует «-«
прибегает к внушению, убеждению учащихся «-«
6
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели; «-«
организует обсуждение критериев выполнения задания «+»
отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели «-«
проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания «-«
приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными
обучающегося «-«
организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно «+»
7
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ
осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач «-«
выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе; «+»
задания, в которых не срабатывает известный способ решения; «-«
задания «как научить другого решать такие задачи» «-«
прогностическая оценка учащимися своих возможностей; «+»
работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия). «-«
*
ГРУППОВАЯ РАБОТА
предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность «+»
учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.); «+»
учитель контролирует соблюдение групповых норм; «+»
учитель включается по запросу группы; «-«
учитель периодически проясняет ситуацию решения; «+»
проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе. «+»
*
ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ
вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; «+»
термины, непонятные слова и выражения объясняются; «+»
вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; «-«
существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ; «+»
выясняется место нового понятия в системе других понятий; «+»
ученики поощряются к объяснению понятий своими словами. «+»
Самоанализ
Группа «А» 2 класс, 2 год обучения, кол-во присутствующих – 12 чел., кол-во по списку-12 чел.
Тема урока «Интервалы. Большая м малая терции».
Тип урока и его структура: Комбинированный урок ,
Структура:
1.
Организационный момент
3 мин.
2.
Сообщение темы урока, цели и задач.
2 мин.
3.
Повторение пройденного материала и проверка усвоенных знаний.
5 мин.
4.
Первичное осмысление и применение изученного.
7 мин.
5.
Усвоение новых знаний.
20 мин.
6.
Закрепление материала, изученного на данном уроке.
Слуховой анализ.
8 мин.
7.
Письменное упражнение- запись музыкального диктанта.
15 мин.
8.
Закрепление материала,выполнение учащимися практического задания с целью выработки применения знаний.
8 мин
8.
Подведение итогов урока
2 мин.
9.
Сообщение домашнего задания и инструктаж.
5 мин.
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим? .) раздел №6, тема №4, урок № 27
(раздел программы по сольфеджио- 2 класс):
6
Интервалы.
6.1
Знакомство с интервалами.
6.2
Секунды.
6.3
Терции.
6.4
Кварты.
6.5
Квинты.
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы : В группе учатся половина 2а класса МОУ СОШ №63 с углубленным
изучением музыки, в Группе «А» - 12 более способных, перспективных в музыкальном обучении учеников. На уроке учащиеся активны,
поднимают руку, отвечают, к уроку домашние задания выполняют.
3. Какова триединая дидактическая цель урока : повторение интервалов, сообщение нового материала- «Большие и малые терции»,
Закрепление пройденного. .
Задачи
ОБУЧАЮЩИЕ:
Научить сравнивать и воспринимать малую и большую терции
Научить интонировать малую и большую терции
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развитие гармонического и мелодического слуха.
Приобретение навыков в творческой деятельности
Развитие творческого воображения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитание эмоциональной памяти
Воспитание слухового внимания
Задачи были спланированы и поставлены перед учениками оптимально. Считаю верным выбор структуры
комбинированного урока для изучения новой темы. Время, отведенное на каждый элемент урока может
немного колебаться, в зависимости от уровня группы. Содержание урока было разнообразным,
насыщенным…
Были использованы следующие методы обучения :при опросе- Словесные, практические, наглядно-слуховые,
при изучении нового материала- Словестные, практические, наглядно-слуховые, репродуктивные,
При закреплении- Словесные, практические, наглядно-слуховые, репродуктивные, творческие,
при обобщении изученного- Словесные, практические, наглядно-слуховые, репродуктивные, творческие
Учащиеся как правило, на таких уроках заинтересованы и успешно усваивают новый материал,- он для них
не сложен.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ,
основываясь на результатах обучения на уроке.
ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:Урок
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ: Индивидуально-групповая
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Словесные
Практические
Наглядно-слуховые
Репродуктивные
Творческие
ТЕХНОЛОГИЯ:
Коммуникативно-диалоговая
Главный этап урока- объяснение нового материала, т.е.Раздел- «БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ И МАЛАЯ ТЕРЦИЯ», где дети изучили этот
интервал и в мелодическом, и в гармоническом звучании, получили о нем слуховое представление, информацию о тоновом составе,
получили возможность практического построения на ф-но и нахождения их в нотном тексте.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие
этапы работали на главный этап.
. Время, отведенное на каждый элемент урока может
немного колебаться, в зависимости от уровня группы, но в целом, расчет времени, как показывает
практика, правильный. Все этапы урока между собой взаимосвязаны, и что особенно ценно: меняют
форму деятельности учащихся, что способствует постоянному переключению внимания и
меньшей утомляемости.
Все эпапы урока работают на основной: первый (-повторение)- готовит, три последних ( слуховой анализ,
диктант и подбор второго голоса)- закрепляют материал.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.
Урок не перегружен дидактическим материалом, и позволяет сосредоточиться учащимся на изучении и
освоении нового материала. Былы использованы:
Фортепиано
Картинки с изображением животных(ёжик, котик, петушок, уточка, зайка, собачка , жираф)
Портрет П.И. Чайковского
Рисунки детей с изображением животных
Клавиатура
Доска с нотными линейками
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?
На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний
учащихся?
Контроль осуществляется, практически, на всех этапах урока:
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ: Индивидуально- групповая
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Словесные
Практические
Наглядно-слуховые
Репродуктивные
Творческие
ТЕХНОЛОГИЯ:
Коммуникативно-диалоговая
8. Психологическая атмосфера на занятии
Позитивная, доброжелательная атмосфера, доверительный тон общения.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Дети, как правило, хорошо усваивают этот материал. Правильно составленный план повышает КПД урока.
10. Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?
Домашнее задание заключает в себе 3 задания на разные виды деятельности: спеть номер и найти Б3,
Выполнить письменное упражнение по пройденной теме, и подобрать на инструменте второй голос.
Задание разнообразно, по объему и сложности доступно и посильно для способных детей.
11. Наметить перспективы своей деятельности.
Просмотр аналогичных уроков у других преподавателей.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Зима - волшебница" 1 класс
- Конспект урока "Здравствуй, гостья зима!" 1 класс
- Конспект урока "Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
- Конспект урока "Ж. Бизе опера «Кармен»" 7 класс
- Конспект урока "Дружный хоровод" 1 класс
- Конспект урока "До свиданья, осень!" 1 класс