Разработка урока "Драматические образы в музыке" 8 класс

Класс: 8
Тема урока: Драматические образы в музыке.
Цели:
1.Познакомить с биографией Ф.Шуберта и его балладой «Лесной царь».
2.Учить определять характерные черты музыкального образа в связи с его
принадлежностью к драме и отражать это умение в размышлении о музыке.
3.Формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере
баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.
4. Развивать навыки вокально-хоровой деятельности.
Оборудование: - портрет Ф.Шуберта
- презентация
- картины: Н.Бурачик «Ревет и стонет Днепр широкий» и Ф.Васильев
«Мокрый луг».
Ход урока:
1. Введение.
Рассказ о Шуберте. Показ слайдов.
Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились
выдающиеся музыкальные способности. В семье Шуберта (как и вообще в немецкой
бюргерской среде) музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия
музыканта считалась недостаточно почетной.
Ф. Шуберт - первый великий композитор-романтик. Он поднял на невиданную до тех пор
высоту жанр песни. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку
песен в день (всего их более 600). Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью
песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека. Шуберта
зачаровывала поэзия И.В.Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого
композитора. На слова великого немецкого поэта Шуберт написал свыше 70 песен.
Сегодня мы послушаем одну из них. Сочинил он эту песню, когда ему было всего 18 лет.
Это баллада.
Беседа: Что же такое баллада?
Ответы учеников.
Вокальная баллада это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро -
драматический (выражающий столкновения, противоречия, конфликты). В нем
переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
2. Баллада «Лесной царь».
Наиграть вступление.
Беседа: что услышали и почувствовали в музыке вступления?
(тревогу, нарастание опасности в бешеной скачке, страх, ожидание чего-то жуткого).
Снова наиграть вступление, делая акцент на трех звуках: ре-си бемоль-соль, играя эти
звуки плавно, связно.
Дети сразу почувствуют, что исчезли настороженность и ожидание.
Сыграть все вступление.
-) появится ли что-то новое в ощущении образа?
-) усиливается тревога, напряжение, наверное, здесь рассказывается о чем-то страшном, а
повторяющиеся звуки в мелодии – это как бы изображение погони.
3. Слушание баллады на немецком языке.
Задание для слушания: определить, сколько здесь присутствует музыкальных образов.(4)
Беседа: как вы думаете, чем заканчивается рассказ?
-) произошло что-то страшное, быть может, даже смерть, как оборвалось что-то.
-) сколько было исполнителей?
-) два – певец и пианист.
-) сколько певцов?
-) в музыке слышно несколько действующих лиц, но певец был один.
Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта
в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он
прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое
короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был
исполнен и принят с восторгом».
4. Чтение баллады Гете «Лесной царь» в переводе поэта Жуковского. Это лучший ее
перевод на русский язык.
По мнению М.Цветаевой, главное различие перевода Жуковского и текста Гете состоит в
том, что у Жуковского лесной царь привиделся мальчику, а у Гете – явился на самом деле.
Поэтому баллада Гете реальнее, страшнее, достовернее. Шуберт, австрийский
композитор, читал ее по-немецки, поэтому передал всю страшную реальность истории
про лесного царя.
5. Слушание баллады на русском языке.
Задание: охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого
остаются неизменными?
После слушания – беседа по произведению.
(Рассказчик – взволнованный; отец встревоженный; сын – безумно испуганный,
задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – сладостно-
завлекательный).
У ребенка и отца – речь взволнованная, у царя – вкрадчивая, мягкая. Если у ребенка и
отца характер мелодии отрывистый, то у царя мелодия плавная и певучая, даже ритм
бешеной скачки который пронизывает балладу от начала и до конца, уступает место более
спокойно звучащим аккордам, благозвучным, нежным, убаюкивающим.
Контраст произведения, его драматургия и заключена в этом. Ласковость лесного царя
таит в себе самое страшное, непоправимое: зов к смерти, хотя его можно спутать (не зная)
с лирическим образом.
Где же находится кульминация произведения?
(В конце, когда останавливается движение и последняя фраза звучит как послесловие).
В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик
человеческой души.
Можно разучить с учащимися балладу и исполнить ее. Сказать, чтобы выразительно
получилось, нужно войти в образ этого персонажа, героя.
Беседа: Какая же природа вам представилась? Спокойная или бушующая? Рассматриваем
картины: Н.Бурачик «Ревет и стонет Днепр широкий» и Ф.Васильев «Мокрый луг».
-) Как вы думаете, на фоне какого из предлагаемых вам пейзажей могло проходить
действие баллады?
(Обычно дети указывают на картину Бурачика).
-) А теперь найдите пейзаж, на котором изображены спокойная ночь, белеющий над водой
туман и тихий, проснувшийся ветерок.
(Выбирают Васильева). Зачитать описание пейзажа из баллады: «Все спокойно в ночной
тишине, то ветлы седые стоят в стороне».
-) Вы, наверное, думаете, что плохо поняли текст. Мы не заметили деталей, так как поэт и
композитор создали образ, который захватил нас в процессе слушания, и мы не замечали
деталей. И картину мы выбрали ту, которая наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия
могла разыграться и в ясный день, вы верно почувствовали интонацию. Теперь
послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Осип Мандельштам:
Старинной песни мир, - коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
Поэт выбрал тот же пейзаж, который выбрали мы с вами.