Конструкт урока "Фольклор в музыке русских композиторов" 5 класс
Предмет музыка
Класс 5
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов.
Цель урока: формирование умения определять единство связи музыки и литературы на примере русского фольклорного персонажа и его
музыкального изображения.
Планируемы результаты:
1. Предметные результаты:
-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра»,
-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения,
-Умение анализировать и использовать средства музыкальной выразительности при создании «сказочных картин»,
-Умение различать музыкальные инструменты по звучанию и изображению: челеста, флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
2. Метапредметные результаты:
-Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков,
синтез – составление целого из частей,
- Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства,
- Умение работать в группе, парах, команде (слушать и слышать, учитывать мнение друг друга).
3. Личностные результаты:
- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
- Умение уважительно относиться к мнению окружающих,
- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся,
- Умение входить в мир духовных ценностей музыкального искусства
Ожидаемые результаты урока:
1. Знать понятие «народное сказание», «симфоническая музыка», «программное произведение»
2. Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
3. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
4. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
5. Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы урока: Фронтальная, коллективная, групповая, работа в парах
Методы: методы стимулирования и мотивации учения; методы организации и осуществления учебных действий и операций (метод «Яркое
пятно»); методы контроля и самоконтроля; метод межпредметных связей; наглядный метод; словестный метод
Оборудование: учебник «Музыка 5 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская; м/м презентация, проектор; видеофильм «А.К.Лядов»,
видеофрагмент или аудиозапись симфонической картинки А.К.Лядова «Кикимора»; слова и фонограмма песни Е.Н.Птичкина «Сказки
гуляют по свету»; карточки с жанрами фольклора; портрет А.К.Лядова, иллюстрация народного сказания «Кикимора»; карточки для работы
в паре «Музыкальные средства выразительности»; смайлики «Мое настроение».
Врем
я
(мин)
Элементы
методической
структуры урока
Наглядный дидактический
материал (скриншоты
интерактивной доски, слайды
презентации, ссылки на
учебное видео, раздаточный
материал и т.д.)
Содержание
этапов занятия
УУД
Планирование
действий
педагогической
оценки
Скриншот/
слайд
Описание
скриншота/
слайда
Действия учителя
Действия учащихся
2
Мотивирование к
учебной
деятельности
(организационный
момент)
Цель:
включение
обучающихся в
деятельность на
личностно-
значимом уровне
Мотивация к
учебной
деятельности
(слайд 2)
Фронтальная работа
-Осознанное вхождение
учащегося в
пространство учебной
деятельности на уроке.
С этой целью на
данном этапе
организуется его
мотивирование к
учебной деятельности:
актуализируются
требования к нему со
стороны учебной
деятельности (надо)
создаются условия
для возникновения
внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность (хочу)
устанавливаются
тематические рамки
(могу)
-Опираясь на
оформление
классной доски к
уроку, мотивируют
себя к учебной
деятельности:
Мне надо…
Я хочу…
Я могу….
-Владение
умением
целеполагания на
уроке
-Формирование
уважительного и
доброжелательног
о отношения друг
другу
-Умение слышать
и слушать друг
друга
Самооценка
своих
возможностей
и
способностей.
Приёмы работы:
учитель в начале
урока высказывает
добрые пожелания
детям, предлагает
пожелать друг другу
удачи (хлопки в
ладони);
учитель предлагает
детям подумать, что
пригодится для
успешной работы,
дети высказываются
-Желают друг другу
удачи на уроке,
высказывают
пожелания
-Высказывают свои
мнения о успешной
работе на уроке
7
Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуальных
затруднений в
учебном действии.
Цель:
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия» нового
знания
Записаны
названия
карточек:
легенда,
сказка,
пословица,
былина,
предание,
веснянка
(обрядовая
песня),
частушка,
русская
народная
песня,
колядка
(обрядовая
песня),
колыбельная
(слайд 3-6)
Актуализация знаний о
музыке и литературе,
как двух видов
искусств.
Задание 1:
-Предлагается всем
подойти к столу, взять
любую карточку и
встать в общий круг.
Время 1 минута.
-Задайте уточняющий
вопрос!?
-Проверка
Задание 2:
-Прочитайте термины,
написанные у вас на
-Подходят к столу,
берут карточку на
выбор встают в
общий круг.
-Контролируют
время задания
-Задают уточняющий
вопрос, если задание
не понятно
-Показывают общий
круг, взявшись за
руки.
- Озвучивают свою
карточку всему
- Умение
различать общее и
различное между
жанрами
фольклора, их
отличие;
- Умение
осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта;
-Умение
анализировать
объекты с целью
выделения
признаков;
- Умение
внимательно
слушать учителя,
Самопроверка,
самоанализ
карточке.
-Объединитесь в
группы. Время 2
минуты.
-Задайте уточняющий
вопрос!?
-Проверка 1 группы:
первая группа
поднимите руки
что вас объединило в
группу?
-Проверка 2 группы:
вторая группа
поднимите руки
что вас объединило в
группу?
Задание 3:
-Задайте вопрос другой
команде об
особенностях вашего
вида искусства
-Задайте уточняющий
вопрос!?
классу.
-Объединяются в
группы.
-Контролируют
время задания
-Задают уточняющий
вопрос, если задание
не понятно
-Показывают общий
круг, взявшись за
руки.
-1 группа поднимает
руки, доказывает, что
их объединило в
группу
-2 группа поднимает
руки, доказывает, что
их объединило в
группу
-Задают уточняющий
вопрос, если задание
не понятно
-Задают вопросы
друг другу
Предполагаемые
вопросы:
-Назовите жанры
музыки
(литературы)?
-Назовите средства
музыкальной
(литературной)
строить понятные
для собеседника
высказывания,
принимать чужое
мнение.
Задание 4:
Каким жанром
народного творчества
можно объединить все
эти слова?
выразительности?
и.т.д.
-Находят общее
слово для этих видов
искусств
(Фольклор).
Объясняют свой
ответ
3
Постановка цели и
задач урока.
Цель:
прогнозирование
цели, задачи и
результата урока
Значение
слова
«фольклор»
(слайд 7)
Фрагмент
сказания о
Кикиморе И.
Сахарова
«Стучит,
гремит
Кикимора»
(слайд 8)
Метод «Яркое пятно»
Предлагается ответить
на вопросы:
-Что такое фольклор?
-Каких персонажей
волшебных русских
народных сказок вы
знаете?
-А вы всех назвали? А
есть еще какие-нибудь?
- Отгадайте, а кто это?
Рассказывает о
Кикиморе, не называя
ее (фрагмент сказания
о Кикиморе И.
Сахарова « Стучит,
гремит Кикимора)
-Как вы думаете,
русские композиторы
обращались к
фольклору в своих
произведениях?
-Дают определение
слову «фольклор».
-Приводят примеры
персонажей
волшебных русских
сказок.
-Дополняют ответ
-Слушают учителя и
угадывают персонаж.
-Высказывают свои
предположения на
проблемный вопрос.
-Приводят примеры
композиторов,
которые создали
свои произведения,
основываясь на
-Умение
определять и
формулировать
цель деятельности
на уроке (что?)
- Умение
проговаривать
последовательнос
ть действий на
уроке (как?)
- Умение
высказывать своё
предположение на
основе учебного
материала;
Словесная
оценка
Тема и цель
урока
(слайд 9)
-Как будет называться
тема урока?
Учитель:
-Фиксирует причины
неудач.
-Организует
обсуждение
затруднения (что мы
еще не знаем?)
-Подводит к постановке
учебной проблемы:
русские композиторы
обращались к
фольклору в своих
произведениях?
фольклор.
-Называют учебную
проблему,
формулируют цель
урока.
15
Открытие нового
знания
Цель:
Обеспечение
восприятия и
осмысления нового
знания об
инструментальной
музыке,
симфонической
миниатюре, а так
же о
взаимодействии
музыки с
литературой.
Изображение
Кикиморы
(слайд 10)
Описание
Кикиморы из
Большой
Советской
Энциклопеди
и
-Отечественные
композиторы в своём
творчестве постоянно
обращались к русскому
литературному
фольклору – сказкам,
преданиям, легендам.
- Про какого сказочного
героя пойдет речь сегодня
на уроке?
- Послушайте, как
описывают кикимору в
Большой Советской
Энциклопедии –
«кикимора, шишимора,
мара - злой дух, малютка
– невидимка женского
-Слушают учителя
-Называют сказочного
героя Кикимору.
-Слушают,
рассматривают
иллюстрации слайда
-Анализируют
настроение,
характер,
атмосферу,
выявляют
сходство и
различие образов
(опираясь на
ранее изученный
материал).
-Выделяют
существенную
информацию из
особенностей
музыки,
выдвигают свои
гипотезы и
обосновывают их.
Взаимооценка,
самооценка
Взаимодействи
е с учителем
во время
беседы,
осуществляемо
й во
фронтальном
(слайд 11-14)
Портрет
А.К.Лядова
(слайд 15)
Видеофильм
«А.К.Лядов»
(слайд 16)
Понятие
«программная
музыка»
(слайд 17)
Слушание. А.
К. Лядов
«Кикимора».
Народное
сказание для
оркестра.
Исполняет
пола, живущая в доме за
печкой, занимающаяся
прядением и тканием»
- Сегодня мы с вами
познакомимся с
симфонической
картинкой А.К. Лядова
«Кикимора».
-Посмотрите
видеофильм и
поделитесь новыми
знаниями друг с другом
- Учитель подводит
учащихся к пониманию
того, что
симфоническая
миниатюра – это
небольшое
инструментальное
«программное»
произведение, в основе
которого лежит
литературное
произведение. Выявить
единство
выразительности и
изобразительности в
создании музыкального
образа «Кикиморы»
1. Звучит вступление к
музыке А.Лядова
«Кикимора»
-Знакомятся с
композитором и его
произведением
-Просматривают
видеофильм.
-Делятся друг с другом
новыми знаниями о
композиторе и его
творчестве.
Отвечая на вопросы
учителя, рассуждают
и размышляют о том,
что общего в
литературной и
музыкальной
«Кикиморе»
-Слушают
аудиозапись А.Лядов
«Кикимора»
-Осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
-Слушают
собеседника,
высказывают свое
мнение,
взаимодействуют
путем
взаимопонимания.
режиме.
Академически
й
симфоническ
ий оркестр.
Дирижер – Е.
Светланов.
(слайд 18)
Понятие
«симфоничес
кая
миниатюра»
(слайд 19)
2.Учитель просит
выдвинуть
предположение об
образной сфере, в
котором написана эта
музыка.
3.Организует беседу,
выявляющую знания
учащихся о жанре
«симфоническая
миниатюра»
5
Первичное
закрепление.
Цель:
Закрепление
нового знания;
выявление
пробелов
первичного
осмысления
изученного
материала.
Физминутка
Показ слайда
-Откройте учебник на
стр.19 прочитайте
текст.
-Повторное слушание
музыки.
- Мы с вами
прослушали полностью
произведение, музыка
сразу рисует
Кикимору?
-Можно ли его
разделить на несколько
частей? Какой характер
у вступления?
- Как музыкальный
язык и форма
сочинения помогли
композитору
изобразить эти
-Учащиеся читают
отрывок И.Сахарова
в учебнике, затем
слушают музыку
А.Лядова.
-Нет
-Познают
особенности
музыкального языка.
-Сравнивают с
литературным
описанием
Кикиморы.
-Устанавливают
аналогии
особенностей
музыки русских
композиторов.
Делают выводы.
-Общаются и
взаимодействуют
в процессе
нахождения
общего и разного
в литературе и
музыке.
-Умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности,
включая сюда
Воспроизведен
ие знаний,
полученных на
уроке, и
оценивание
результатов
своей работы
(изображены
челеста и
английский
рожок).
(слайд 20-21)
Показ слайда
с
изображением
флейты и
гобоя.
(слайд 22)
сказочные события?
-Слушаем фрагмент,
где звучит челеста.
Что напоминает эта
часть музыки?
Почему? Докажите.
Какие вы видите
инструменты? Какой из
них солирует?
Знакомим с
инструментами
челестой и английским
рожком.
-Сразу музыка рисовала
Кикимору?
-А всегда ли музыка
звучит убаюкивающе?
Слушаем вторую часть
картины. Что вы здесь
слышите?
А какие инструменты
хорошо слышны?
А как заканчивается
произведение?
Почему?
-Скажите, все
изображенные
инструменты на
слайдах, звучат в каком
оркестре, посмотрите
на карточках?
-А крупное или
-Слушают фрагмент,
отвечают на вопросы
-Колыбельную. Кот-
баюн качает
колыбельку. Музыка
медленная,
спокойная, слышна
колыбельная песня,
слышен солирующий
инструмент.
-Один духовой
(солирующий), а
второй похож на
пианино.
- Нет.
-Кикимора
проснулась, ее
крики, визги.
-Духовые.
-Кикимора исчезает.
Музыка становится
очень тихой.
-В симфоническом
оркестре.
-Небольшое.
контроль в
сотрудничестве с
учителем и
сверстниками.
-Умение
формулировать
собственное
мнение
-Участие в
коллективном
обсуждении,
-Умение строить
сообщение в
устной форме,
устанавливать
аналогии
-Умение
выражать свои
мысли,
-Оориентация на
понимание успеха
в учебной
деятельности.
небольшое
произведение?
-А как называют
небольшое
произведение?
-Определите, в каком
же жанре написал
«Кикимору» А.Лядов?
-Найдите в учебнике,
что стало литературной
основой «Кикиморы».
-Вспомните, как
называется
литературная основа
инструментального
произведения.
-Так какое это
произведение?
-Какое открытие вы для
себя сегодня сделали?
-Появился бы жанр
«симфоническая
миниатюра», если бы
не было литературы?
-А нам интересно бы
было жить без сказок?
-Миниатюра.
-Симфоническая
миниатюра.
-Находят ответ
-Программа.
-Это произведение
программное
-Сказочного героя
можно изобразить не
только в литературе, но
и в музыке.
-Выявляют
неотъемлемую связь
музыки и
литературы.
- Нам нужны сказки.
3
Творческое
применение и
добывание знаний
в новой ситуации
Цель:
Музыкальные
средства
выразительно
сти
(слайд 23)
-Представьте, что вы
композиторы и вам
необходимо сочинить
музыкальное
произведение с
названием «Кикимора».
Работа в парах
-Заполняют таблицу,
используя
музыкальные
средства
выразительности
-Выделяют
существенную
информацию из
особенностей
музыки,
выдвигают свои
Самооценка
своих
возможностей
и
способностей.
Обучение
правилам
коллектив
ной деятельности;
развитие
монологической,
диалоговой речи.
-Какими
выразительными
средствами музыки вы
воспользуетесь?
Заполните таблицу.
Мелодия
Ритм
Лад
Темп
Динамика
Ритм
Мелодия
Ритм
Лад
Темп
Динамика
Ритм
гипотезы и
обосновывают их.
-Осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта.
-Слушают
собеседника,
высказывают свое
мнение,
взаимодействуют
путем
взаимопонимания.
-Умение работать
в паре.
6
Работа над
вокально
хоровыми
навыками
Цель:
исполнение песни
хором,
сотрудничество с
классом и
учителем
Слова песни
Е.Н. Птичкин
«Сказки
гуляют по
свету»
(слайд 24)
-Давайте разучим
песню Е.Н.Птичкина
«Сказки гуляют по
свету»
-Прежде, чем
исполнить песню,
подготовим наш
певческий аппарат.
(Упражнения на
дыхание, дикцию)
-При исполнении
обращаем внимание
на интонацию: у
девочек - более мягкое
звучание, у мальчиков-
более твердое.
-Выполняют
упражнения на
дыхание, дикцию.
-Знакомятся с песней
-Слушают и
разучивают песню
(групповая работа)
-Формирование
уважительного и
доброжелательног
о отношения друг
другу
-Умение слышать
и слушать друг
друга
Самооценка
результатов
деятельности
своей и класса
3
Итог урока
Цель: осознание
учащимися своей
учебной
деятельности на
уроке.
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
Вопросы
«Закончи
предложение»
(слайд 25)
Домашнее
задание
(слайд 26)
Вопросы:
1. С творчеством
какого композитора
вы познакомились
сегодня?
2. Какое произведение
А. Лядова вы узнали
и послушали?
3. Какой предстала
перед вами
Кикимора в этом
произведении?
4. Какую песню вы
сегодня разучили?
-Закончите
предложения
Сегодня я узнал, что
без фольклора…
Меня удивило…
Сегодняшние знания
я смогу применить….
Больше всего мне
понравилось…..
Я расскажу о Лядове
(кому?)…
Я понял, что
«симфоническая
миниатюра» - это….
Я узнал о
фольклоре….
Домашнее задание:
1.Выучить слова песни.
2. Нарисовать героя
русского фольклора
-Отвечают на
вопросы, дополняют
ответы
- Анализ своей
деятельности на
уроке по вопросам на
слайде
-Фиксируют
домашнее задание в
дневниках
-Умение точно
выражать свои
мысли по
заданной теме.
- Соотносят цель
и результаты,
степень их
соответствия
- Умение
поддержать
творческое
начинание своего
одноклассника
- Умение
применить свою
творческую
работу в жизни
Самооценка
результатов
деятельности
своей и класса.
«Кикимору»
1
Рефлексия
Цель:
самоанализ
обучающимися
своей деятельности
и её результатов
Смайлики
« Моё
настроение»
(слайд 27)
Предлагает один из
способов рефлексии.
-Проводят
рефлексию.
- Умение дать
оценку своей
работе
-Умение
оценивать своё
эмоциональное
настроение.
- Оценивание
качества своей
и общей
учебной
деятельности,
аргументируют
свою позицию
при оценивании
Литература:
1. Сергеева Г.П. Музыка: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват.
учреждений/ Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 20014.
2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие
для учителя. - М. :Просвещение, 2012.
3. Пособие для учителя /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.:
Просвещение, 2002.
4. Стандарт основного общего образования по образовательной области
«Искусство». Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта общего образования. (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 №
1089) от 31.01.2012 N 69;
5. Примерная программа основного общего образования по музыке.
Примерная образовательная программа для общеобразовательной школы
по искусству (музыка)
6. Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПБ.:
Издательский Дом «Литера», 2004.
7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М: 1998.
8. Музыкальный энциклопедический словарь
9. Энциклопедический словарь юного музыканта
10. Архипова Наталья Ивановна. Учитель музыки, высшая квалификационная
категория. ГБОУ Лицей 590 г. Санкт-Петербург (диагностическая работа,
КПК «Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в
деятельности образовательных учреждений», май 2015 г.)
11. Слова песни Е.Н. Птичкин «Сказки гуляют по свету»
12. Видеофильм «А.К.Лядов». Автор Г.В.Егорова, учитель МАОУ СОШ №5
г.Карпинск
13. Музыка: Программа 1-7 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
- М.: Просвещение, 2007.
ЭОР:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/7.htm#37
3. http://tosoarabovetheground.5bb.ru/viewtopic.php?id=122
4. http://muzofon.com
5. http://www.musvid.net/muscat
6. http://muzpuls.ru/blog/music_playing_systems/282.html
7. http://planetashkol.ru/uchenik/Blogs/Predmety/BlogEntryInfo.aspx?Id=0A0C54
E1-4420-4827-8741-AC2A925E6EFC
Приложение 1
Фрагмент сказания о Кикиморе И. Сахарова
«Стучит, гремит Кикимора»
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера
тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света
качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает
Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-
малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит,
гремит Кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до
полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу
пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной.
(Сказания русского народа. И.П. Сахаров)».
Приложение 2.
Рисунки Кикиморы
Приложение 3.
История создания
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных
симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение
этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы.
Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга»,
через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году —
«Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12
декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету,
без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да
крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно
рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от
предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком
почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в
каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки
заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой
колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька,
чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек,
а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до
вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела
света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу
шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Приложение 4.
Анализ музыкального материала
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание
струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое
движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем
начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает
простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка,
прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя.
А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно
передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto —
открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт.
Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное
движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие
динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы
задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом —
исчезновением сказочного образа.
Приложение 5.
Диагностическая работа по музыке для учащихся 5-х классов
Тема: Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит
Кикимора
Цель: Выявление умений работать с предложенным текстом, выполнять
задания в соответствии с поставленной задачей, анализировать музыкальное
произведение с помощью средств музыкальной выразительности, проявлять
творческий подход и воображение, связывать свои высказывания со своим
жизненным опытом и знаниями, полученными ранее, в том числе, по другим
предметам (литература).
Освоение предметных знаний:
Понимание особенностей русской народной музыкальной культуры.
Владение терминами «программная музыка, симфоническая миниатюра».
Умение по характерным признакам определять принадлежность
музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю —
народная, композиторская музыка
Универсальные учебные действия:
Размышление о музыкальном произведении, высказывание суждение об
основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Сравнение музыкальных и речевых интонаций, определение их сходства и
различий.
Умение находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки и других видов искусства.
Выявление особенностей взаимодействия музыки с другими видами
искусства.
Определение выразительных возможностей инструментов
симфонического оркестра в создании сказочных образов.
Рекомендация по проведению диагностической работы по музыке
Работа состоит из 14 заданий по тексту и 8 заданий по слушанию музыки
и рассчитана на 45 минут. Возможно проведение работы в два этапа:
1. Подготовительный - работа с текстом (в виде домашнего задания к
данному уроку)
2. Основной - анализ музыкального произведения: А. Лядов
симфоническая миниатюра «Кикимора» (на уроке)
Работа основана на материале учебника автора Сергеевой Г.П., Критская
Е. Д.
1-й этап работы (1-13 вопросы) включает в себя изучение предложенного
текста и ответы на вопросы по тексту; 2-й и 4-й вопросы включают в себя еще и
знания, полученные учащимися ранее;10 и 11 вопросы требуют
самостоятельного поиска информации; отвечая на 9-й, 12-й и 14-й вопросы,
нужно включить творческое воображение и фантазию.
2-й этап работы более сложный. Учащиеся должны попробовать
представить себя в роли композиторов, а также проанализировать музыкальное
произведение с помощью средств музыкальной выразите
Фамилия, имя_______________________________________________
I этап. Работа с текстом (учебник «Музыка» 5 кл.,стр.18-19)
Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к
русскому литературному фольклору - сказкам, легендам, преданиям.
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), ученик известного русского
композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько
симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной
фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба-Яга»,
сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».
Кикимора - это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в
народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное,
привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Литературной основой «Кикиморы» А. Лядова стало одно из сказаний
русского народа, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым.
Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
Живет, растет Кикимора у кудесника в горах. От утра до вечера тешит
Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают
Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает
Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-
малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит,
гремит Кикимора со вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядет
кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло
держит на уме Кикимора на весь люд честной.
1. Отметь + правильный ответ: Фольклор - это...
1
Творчество писателя
2
Народное знание, народная мудрость
3
Название произведения
2. Перечисли жанры литературного фольклора
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. А. К. Лядов был учеником композитора (обведи букву,
соответствующую правильному ответу)
а) М. И. Глинки
б) П. И. Чайковского
в) Н. А. Римского-Корсакова
4. Объясни понятия: «жанр - симфоническая миниатюра, программная
музыка»
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Найди лишний элемент в логической цепочке (зачеркни лишнее):
«Баба-Яга», «Леший», «Волшебное озеро», «Кикимора»
6. Кто такая Кикимора? Дай определение этому явлению
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
7.Что является литературной основой симфонической миниатюры
А. К. Лядова?
_____________________________________________________________________
8. Чем композитор предваряет партитуру своего произведения?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
9. Придумай свое название сказанию
_____________________________________________________________________
10. Найди в тексте слова, непонятные тебе, попытайся объяснить их
Слова
Объясни сам
Найди толкование
Сравни.
Что совпало?
Отметь+
11. По каким признаком можно понять, что это старинное народное
сказание? Найди в тексте примеры
Слова, вышедшие из употребления
Современное звучание этих слов или
частей речи
12. Подумай, на сколько частей можно разделить текст сказания?
Придумай название каждой части
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
13. Опиши Кикимору - какая она?
Внешний вид
Характер
14. Подумай и ответь, почему Кикимора держит зло на весь люд честной?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
II этап. Вопросы по слушанию симфонической миниатюры
А. К. Лядова «Кикимора» (Перед слушанием музыки)
Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот
сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу,
действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? (лад, темп, регистр,
динамика)
У Кудесника в горах
Кот-Баюн
Кикимора
2. Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?
Музыкальные образы
Тембры инструментов
У Кудесника в горах
Кот-Баюн
Кикимора
3. Опиши характер музыки, рисующий данные музыкальные образы,
впиши в таблицу. Прослушай симфоническую миниатюру и сравни свое видение
и видение композитора. Что совпало?
Музыкальные темы
Твое видение
(характер
музыки)
Видение
композитора
Что совпало?
Обозначь +
У Кудесника в горах
Кот-Баюн
Кикимора
4. На сколько частей можно разделить симфоническую картину? Дай
название частям
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Определи музыкальные образы начала произведения, проанализируй их
с помощью средств музыкальной выразительности
Средства
музыкальной
выразительности
1 муз. образ (кто
это?), вписать
______________
2 муз. образ (кто
это?), вписать
______________
3 муз. образ (что
это?), вписать
______________
Характер музыки
Лад
Темп
Динамика
Регистр
Тембр
6. Определи тембр музыкального инструмента, характеризующего образ
Кикиморы. Почему композитор озвучивает этот образ данным инструментом?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
7. Проанализируй музыкальный образ Кикиморы:
а) Как меняется образ Кикиморы в музыке, какой ее рисует композитор?
б) Какие чувства вызывает у тебя музыка, изображающая Кикимору?
Музыкальный портрет Кикиморы
Чувства, которые вызывает музыка
8. Как композитор завершает свое музыкальное сочинение? Что он хотел
сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Критерии оценивания
1 этап:
Оценка «5» - от 11 до 14 правильных ответов
Оценка «4» - от 7 до 11 правильных ответов
Оценка «3» - от 5 до 7 правильных ответов
2 этап:
Оценка «5» - от 6 до 8 правильных ответов
Оценка «4» - от 4 до 6 правильных ответов
Оценка «3» - от 2 до 4 правильных ответов
Дополнительные баллы назначаются за неординарный творческий подход,
воображение и фантазию.
Приложение 6.
Оценочный лист
Я оцениваю
Да «+»
Затрудняюсь «?»
Нет «-»
Я запомнил фамилию
композитора
Я запомнил новые термины
- симфоническая миниатюра
- народное сказание
- программное произведение
Я могу охарактеризовать
героя с помощью средств
музыкальной выразительности
Я могу сравнить
литературный и музыкальный
образ (найти общее и
различное)
Я согласен, что
симфонический оркестр
может изобразить
фольклорный персонаж
Приложение 7.
Текст песни «Евгений Николаевич Птичкин « Сказки гуляют по свету»
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит.
А жадность Кащея погубит...
Пусть зло на проделки хитро,
Но всё ж поьеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча-змея...
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной...
Пусть Зло на проделки хитро
Но всё ж побеждает добро