Статья из опыта работы "Духовная музыка в вокально-хоровой деятельности обучающихся"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 134 «Дарование»
города Волгограда
Духовная музыка в вокально-хоровой деятельности
обучающихся
(из опыта работы)
подготовила
педагог дополнительного образования
и учитель музыки
Дудина Светлана Геннадьевна
г. Волгоград
2015
Содержание:
Введение: Духовная музыка в жизни человека.
1. Духовная музыка в вокально-хоровой деятельности.
2. Особенности вокально-хоровой работы в песнопениях.
Заключение.
Приложение (видео)
Список литературы.
"Высокая духовная музыка могла бы быть той свечой, которая не
погаснет во тьме". Зажечь в душе ребенка свечу доброты и любви, которую
несет в себе духовная музыка, - задача нелегкая.
Духовная музыка - особый мир образов и звуков, она словно излучает свет,
вызывая благодатные чувства, воспитывая в человеке лучшие качества: любовь к
окружающему миру, любовь к Отечеству, благочестие, терпимость, доброту и
милосердие. Сколько поколений воспитывало, укрепляла и напутствовала в жизнь
такая музыка!
Конечно, моя задача постепенно ненавязчиво приобщать моих
воспитанников к духовной музыке, с помощью вокально-хоровой деятельности.
Цель работы:
1.Поднять духовную культуру пения в синтезе духовно-нравственного и
музыкального воспитания.
2. Воспитать музыкальный вкус учащихся на (лучших образцах) русской
духовной музыки.
3. Приобщение к духовной музыке через вокально-хоровое пение.
Ведь именно духовная музыка поистине является исконно русской духовной
музыкой, а, значит, сердцем русского народа!
Акцент в своей работе я ставлю на внеурочную деятельность учащихся,
которая рассчитана на разный возраст школьника.
Школьный возраст сензитивен к усвоению духовно-нравственных ценностей
благодаря психологическим особенностям детей: повышенная эмоциональность,
открытость, отзывчивость на доброту, внимание; формирование личностной
рефлексии, которая предполагает осознанность своих взаимоотношений с
окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к
духовным ценностям, проявление сочувствия; проявление интереса к различным
видам коллективной деятельности. Упускать эти возможности является не только
не разумным, но и опасным для ученика и всего общества. Ученым педагогам,
учителям и всем заинтересованным людям предстоит еще большая работа по
углублению и совершенствованию системы духовно-нравственного образования.
Занятия в вокальном кружке «Звонкая капель» пробуждают у ребят самого
младшего возраста интерес к вокальному искусству, что дает возможность,
основываясь на симпатиях ребенка, развитию его вокальных способностей,
самореализоваться в творчестве и развивать его музыкальную культуру, как часть
духовной культуры.
не волшебник, я только учусь!" - сказал маленький пан Золушке. Творя,
каждый ребенок превращается в маленького волшебника, и учится творить чудо
видеть то прекрасное, которое нельзя потрогать, а только можно чувствовать и
совершенствовать в себе).
Моя работа в вокальном кружке направлена на художественно-эстетическое
воспитание ребенка, обогащение его духовного мира.
Так как вокальное пение способствует привитию общечеловеческих
ценностей, развитию эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания
прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания
прекрасного в искусстве и жизни, развивает художественный вкус детей,
расширяет и обогащает их музыкальный уровень и конечно направлено на
духовное развитие личности ребенка.
И большую роль в этом непосредственно играет духовная музыка.
Знаменитый русский композитор, регент С.Трубачёв охарактеризовал
явление духовной музыки так: «Исцеляющая сила песнопений – в воздействии
слова и напева мысль заключена в слове, слово в напеве, напев раскрывает
значение слова, заключённую в нём мысль, идею…. Воспринимая напев, мы
воспринимаем слова, рождающие напев».
В вокально-хоровой работе каждое разучиваемое песнопение, считаю
необходимо объяснять с точки зрения содержания канонического текста.
Растолковывать названия песнопений (Тропарь, Величание, Кондак, Колядки).
Вместе с детьми поговорить о характере музыки, о том, какое впечатление она
произвела, какие вызвала мысли, чувства. Необходимо найти «ход», который помог
бы ребёнку войти в ситуацию звучания духовной музыки. Можно вспомнить
какие-либо бытовые, жизненные ситуации, исторические события.
Разучивание строится по следующим этапам:
1. краткое вступительное слово педагога;
2. исполнение учителем, прослушивание;
3. беседа с детьми о песнопение;
4. чтение поэтического, канонического текста;
5. разучивание начиная со среднего голоса, разбивая на фразы, колена.
В вокально-хоровой работе при разучивание Рождественских
песнопений и колядок наиболее целесообразным я считаю такие методы как: на
слайде….
1. словесные (рассказ, беседа);
2. наглядные (иллюстрация, демонстрация);
3. разъяснение;
4. метод погружения;
5. практические (упражнения);
6. репродуктивные и проблемно-поисковвые;
7. методы самостоятельной работы и работы под руководством
преподавателя;
8. методы устного контроля и самоконтроля.
Работая над строем применяю следующие методические приемы:
1. пение с закрытым ртом;
2. пение на слог;
3. пение без сопровождения.
В.Г. Соколов говорил, что спеть песню значит исполнить ее сознательно,
активно, красиво и убедительно для слушателя. А исполнение духовных
песнопений должно быть еще более осознанным и проникновенным….
И так постепенно, в зависимости от сложности, впевается, духовное
песнопение чтобы не просто петь чисто правильно со словами, а с пониманием и
душой!
И участие в таких мероприятиях как конкурсы «Духовное пение»,
школьные Рождественские и Пасхальные праздники, концерт и помощь детям, от
которых отказались детей сирот, и конечно фестиваль «Рождественский хоровой
собор» который не просто познакомил ребят с праздником Рождество Христово
его истории, особенностями, символами, а объединил всех участников и дал
почувствовать, что все здесь равны и едины, отложило огромное впечатление в
сердцах у учащихся.
Самое главное в моей работе, что ребята раскрывают свой внутренний
потенциал через творчество, вокальное искусство. И это здорово понимать, что все
в наших руках, и главное для педагога это то, что следует «зацепить» в душе
ребенка что-то такое стратегическое и возвышенное, что-то такое, с чем сам
ребенок будет интуитивно согласен без этого мне не жить!
Музыка есть величайшее искусство, которое возвышает, облагораживает
душу, развивает в ней бесконечный, внутренний мир»
В. Г. Белинский
Список литературы
Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. (В мире мудрых мыслей). – М., 2000.
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим
доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования,
сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А.
Затямина. 3-е изд. М.: Изд-во «Глобус», 2010. 170с. (Уроки
мастерства).
Интернет ресурсы.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2 - е изд. Испр.
и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 206с.
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Осеннева М., Самарин В. Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом: Учебное пособие. М.: Академа, 2005.
Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические
очерки: Избранное. М., 1980.
Самин Д.К. Сто великих композиторов - М., Вече, 2000.-210с.