Новые возможности в условиях дистанционной работы в классе фортепиано

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ
РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Косарева Татьяна Владимировна,
преподаватель фортепиано,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Дистанционное обучение – новый способ обучения, до недавнего времени
казавшийся нереальным в музыкальном образовании, а теперь достаточно
прочно вошедший в нашу жизнь и практику. Такой формат появился в сфере
дистанционного обучения и стал его продолжением с развитием цифровых
технологий. Благодаря цифровым технологиям процесс обучения может не
останавливаться, хотя особой ценностью обучения музыкального искусства
всегда считалось живое общение педагога и ребенка как единственно
действенная «технология» обучения.
В детских школах искусств дистанционные технологии в должном
качестве и в целях обеспечения учебного процесса никогда не применялись. К
сожалению, ни одна обучающая интернет-платформа не готова к тем задачам,
которые приходится решать на уроке по специальности, и поэтому обучение
игре на музыкальном инструменте-онлайн, оказывается весьма ограниченным.
Но есть некоторые виды работ, которые можно выполнять дистанционно, имея
видео- уроки и памятки от преподавателя.
Предметом исследования в данной статье является обобщение личного
опыта работы в проведении онлайн-уроков и выполнении домашних заданий
обучающимися по специальности «Фортепиано».
Дистанционное обучение в Детской школе искусств представляет собой
сотрудничество преподавателя и обучающегося путем применения
современных и доступных средств связи. В основе таких уроков могут лежать
видео-инструкции преподавателя, где описываются небольшие задания с
дальнейшими видеоотчетами обучающихся. Важная часть работы в реализации
предпрофессиональных программ является развитие навыков чтения нот с
листа. На данный вид работы очень часто не хватает времени на уроке. Опыт
показал, что с детьми, которые плохо читают ноты и соответственно не умеют
самостоятельно работать с текстом, очень сложно работать дистанционно.
Приходится много времени тратить, выясняя, о каком месте в тексте идет речь.
Знать в тексте «где я нахожусь», бывает очень сложно. Чтение с листа нот для
фортепиано - это очень сложная задача: видеть ноты правой и левой рук,
уловить ритмический рисунок, движение мелодической и гармонической
линии. Для того чтобы быстрее сориентироваться в произведении, можно
попросить обучающегося пронумеровать все такты, а также можно выяснить,
какую нагрузку и задачу несет каждая рука.
Самостоятельная работа с текстом у старшеклассников развивает навык
чтения с листа. Пронумеровав такты, сразу можно увидеть схему построения
формы произведения: темы, разделы, переходы от раздела к разделу,
кульминации, такты повторения. Пока ученик разберет все составляющие
произведения и сделает видеозапись, которая удовлетворит его собственные
потребности, он уже проведет огромную работу над качеством игры. Так как я
прошу выполнить основную работу, связанную с разбором текста и не ставлю
более глобальных задач, то старшеклассники справляются с домашним
заданием, ясно понимая сложность задачи и ее решения.
Наибольшую сложность в условиях дистанционного обучения вызывала
работа с детьми младшего школьного возраста. Для младших классов пришлось
упростить некоторые задачи и прибегнуть к помощи родителей. В данной
ситуации пришлось записывать видеоуроки для детей и их родителей. Каждый
видеоролик содержал информацию по работе с нотным текстом, то есть умение
«видеть» нотки и тренировать внимание. В результате появилась вот такая
памятка:
1) Смотрим, с какой ноты «все» начинается и в каком направлении
движутся нотки. Играем, затем играем и поем. Песенка может быть
простая «По ступенькам вверх, по ступенькам вниз» или «Киска, где
была? Молочко пила». Движение по 5 ступеням вверх и затем в обратном
направлении.
2) Выбираем песенки с нотами на линейках и между линейками. Важно
выстроить логику с ребенком и перенести её на клавиши. Играем, затем
поем с названием нот или текста: «Дождик, дождик, кап да кап. Ты не
капай долго так». Песенка строится на 1 и 2 линейках.
3) Задание по ритмам отдельное. Ритм, который может прохлопать ребенок,
должен быть чуть сложнее.
4) Вижу и играю одноголосие знакомых мелодий. Репертуар даже
небольших пьес должен увеличиваться с каждым уроком.
5) Играть от разных клавиш знакомые мелодии.
6) Понимать то, что играет. Видеть группу нот (3-4 ноты), движение вверх,
вниз, через ноту.
Такая работа требует от родителей терпения, времени и творческой
фантазии. Тесный контакт с родителями и достигнутые успехи доставляют
удовольствие как семье, так и преподавателю.
У дистанционной формы обучения есть свои плюсы. У обучающихся
старших классов появилась возможность более качественной организации
творческой деятельности. Появилось желание в достижении результата
самостоятельно. Кроме того, дистанционная форма обучения помогает
самоорганизации в занятиях, воспитывает умение правильно спланировать
учебный день.
Дистанционное обучение в фортепианном классе не может носить
постоянный характер, но может стать временным решением проблем обучения
в период болезни обучающегося или карантина.
Таким образом, проанализировав этапы работы обучения в
дистанционном формате, можно сказать, что данная форма в определенных
условиях может успешно стать временной заменой традиционного очного
формата обучения. При всех имеющихся недостатках дистанционное обучение
поможет не прерывать учебный процесс, поддержать у обучающегося интерес и
мотивацию к занятиям музыкой.
Литература
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность,
технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999.
2. Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы I
Региональной научно-практической конференции. – Спб.: 2016.
3. Высочина Т.А., Желудкова Л.И., Дистанционное образование как
инновационная форма обучения – Челябинск.: Два комсомольца, 2013.