Учебно-методическое пособие для родителей начинающих пианистов в условиях дистанционного обучения

1
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Красносельского района
Учебно-методическое пособие
для родителей начинающих пианистов
в условиях дистанционного обучения
подготовила
Лосева Людмила Николаевна
преподаватель фортепиано
Санкт - Петербург
2021
2
Оглавление:
Пояснительная записка 3
I. Игра по нотам. Главные правила работы над пьесой 4
II. Метроритм. Счёт и Ритмослоги. Длительность звука 5-7
III. Гимнастика для постановки руки 8-10
IV. Пятипальцевая позиция. Интервалы 11-13
V. Мелодические рисунки 13
VI. Ноты скрипичного и басового ключа 14-15
VII. Знаки альтерации 16
VIII. Различные обозначения в музыке 17
IX. Знаки сокращённого письма 18
X. Словарь 19-20
1. Динамические оттенки 19
2. Штрихи 20
XI. Формирование музыкального мышления Фризировка 21-22
1. Мотив и его структура 21
2. Интонационная вершина мотива 21
3. Фразировка 22
XII. Лад. Мажор и минор 22
XIII. Литература 23
XIV. Интернет ресурсы 23
3
Пояснительная записка
Пособие создано для родителей первоклассников моего класса в условиях
дистанционного обучения, в связи с пандемией коронавируса COVID - 19.
Все преподаватели знают, как важна помощь родителей для детей первого
года обучения. Если раньше родители, присутствуя на уроке, могли
«копировать» методику и задачи учебного процесса, задавать вопросы
преподавателю, на практике осваивать нотную грамоту, метроритм,
постановочные задачи, то теперь отсутствие родителей на уроках
ограничивает их личный контакт с педагогом, возможность разъяснений и
методической помощи с его стороны.
Чтобы как-то компенсировать негативные последствия всех указанных
факторов и помочь родителям в музыкальном самообразовании, пришлось
искать новые формы взаимодействия, одной из которых и стало данное
учебно-методическое пособие.
Пособие предназначено для непрофессионалов и намеренно написано
доступным языком, с упрощённой терминологией. Кроме того, сделана
попытка сделать материал максимально наглядным, удобным для
практического применения, как родителями, так и детьми.
Надеюсь, что и после снятия ограничений, это учебно-методическое
пособие будет полезно для развития новой для нас формы обучения - online.
Уважаемые родители, используя пособие, занимайтесь, соблюдая правила и
методику занятий. Объём знаний и требования будут нарастать - такой закон
любого образовательного процесса. Знания и навыки закладываются по
накопительному принципу. «Выпадающее», не освоенное знание, может
разрушать уже достигнутые результаты. Заниматься необходимо ежедневно
45 - 60 минут в 2-3 приёма, продолжительностью не более 20 минут. Все
задания выполнять несколько раз подряд для отработки координация и
автоматизма движений.
4
Руководство для родителей начинающих пианистов
I. Игра по нотам. Главные правила работы над пьесой
1. Отрабатывать пьесу отрывками (кусочками), постепенно соединяя их
между собой.
Отрывок из 2-х тактов - мотив (аналогия со словом в речи)
Отрывок из 4-х тактов - фраза (из фраз строится пьеса).
Обращать внимание на повторы и несовпадения.
2. Отрабатывать фразы (кусочки) поочерёдно:
правой рукой 2-3 раза - левой рукой 2-3 раза - вместе руками 2-3 раза
Добиваться уверенной игры: с точным счётом, пальцами, штрихами, без
ошибок и остановок.
3. Метроритм
Метр - ровный счёт («шаг», «пульс»).
Метр исполняют ноги под счёт («ножки топают» - стучать носками ног)
Ритм - рисунок разных длительностей.
Ритм исполняют руки хлопками под ритмослоги («ручки хлопают»).
Метр и ритм взаимосвязаны, поэтому упражнения исполняются
одновременно ногами и руками («топаем-хлопаем»).
4. Четыре способа исполнения пьесы: с ритмослогами, со счётом, с
названием нот, со словами. Вначале пьесу простучать «топаем-хлопаем» с
ритмослогами и со счётом, а только затем играть по нотам.
5. Смотреть и думать на одну ноту (счёт) вперёд.
6. Следить за посадкой, осанкой и точностью игровых движений.
Постановка руки - важнейшая задача на начальном этапе обучения. От
точности постановки руки зависит дальнейший успех обучения ребёнка.
Сравнения:
- спина прямая, ноги упираются в пол или в подставке;
- рука располагается параллельно клавиатуре, «локоть - помощник» не висит;
- «пальцы растут из локтя»;
- 1-й палец - «кольцо», 5-й палец - «гвоздик»;
- между звуками рука лёгкая - «отдыхает» (цепко держится кончиком за дно
клавиши, собирает пальцы в свод);
- рука ровная: запястье не опускается («яма») и не поднимается («горб
верблюда»).
5
II. Метроритм. Счёт и Ритмослоги. Длительность звука
Целая нота (ритмослог та-а-а-а) 4 счёта - «шага».
1 целая нота = 2-м половинным нотам = 4-м четвертным нотам.
Половинная нота (ритмослог та-а) - хлопок ладонями с поворотом.
2 счёта - 2 «шага»- «остановка» 1 половинная нота = 2-м четвертным нотам
Четвертная нота (ритмослог та) чёт - 1 «шаг»
Восьмая нота (ритмослог ти) ½ четвертной ноты - «маленький шаг ребёнка»
1 четвертная нота = 2-м восьмым нотам (та:ти-ти)
Шестнадцатая нота = ½ восьмой ноты (ти:ти-ри), 1/4 четвертной ноты
(та:ти-ри, ти-ри) «бег».
1 восьмая нота = 2-м шестнадцатым (ти-ри),
1 четвертная нота = 4-м шестнадцатым (ти-ри, ти-ри).
6
7
Длительность с точкой
8
III. Гимнастика для постановки руки
1. Названия пальцев, зеркальная нумерация пальцев
- Стихи «Пять братцев» из сборника Л.Хереско «Музыкальные картинки»
Знать название пальцев, уметь находить их по номеру (счёт от большого
пальца к мезинцу)
- «Палец - кукловод» Ощущение «целого», без сгибов в фалангах, пальца,
делающего «поклон» внутрь ладони. «Поклон» с натяжением сухожилий, но
неглубокий - иначе фаланги от натяжения будут сгибаться.
- Зовём пальцы на «поклон» по их номеру(1-2-3-4-5) по порядку и
вперемешку (2-5-1-3-4).
2. Напряжение и расслабление мышц рук шеи, всего корпуса
- «Домик» Выполняется стоя, руки вверх, все мышцы напряжены.
Постепенно «рушится домик» расслабляются мышцы и падают (повисают)
части руки (кисти - предплечья - плечо руки), а затем и весь корпус с руками,
шеей и головой.
3. Опора (перенос веса)
- «Медведь» Опора с ноги на ногу.
- «Ножки - ладошки» (опора о стенку стоя). Поочередно ощущать тяжесть
то в стопах ног, то в ладонях. Кисти рук - мягкие «лапки», запястье и локоть -
«пружинки» (разжимается - выталкивает).
- «Коромысло» Плечо руки асть руки от плечевого сустава до локтя) -
«коромысло», предплечье и кисть - висящие «вёдра».
- «Ой- да, ух!» (опора о крышку
пианино стоя или сидя). На
«коромысле» (плечо руки) висят
«вёдра» (предплечья и кисти) над
крышкой инструмента. Поставить
плавно с весом «тяжёлые, полные
воды вёдра» на ладошки, без хлопка и
падения (не разлить, не расплескать
воду). «Держим» руку над крышкой
(говорим «ой-да»), «не держим» руку
(говорим «ух»), и она расслабляясь
опускается, перенося свой вес на
крышку. Ключевые слова: «держим -
не держим». Исполнять двумя руками
и со сменой рук.
9
4. Пальцы и свод ладони
- «День-ночь» Раскрыть и закрыть ладонь - «бутон цветка».
- «Одуванчик» Собрать пальцы в «бутон». Дунуть и резко раскрыть ладонь
(«разлетелись»).
- «Встретились братцы» По очереди соединять пальцы с первым
большим пальцем. Пальцы «целые» , без сгибов в суставах («солдатики с
прямой спиной»). Уметь находить палец по номеру.
5. Упражнения для кончиков пальцев
- «Обезьянки» Повесить руку за кончик пальца (шведская стенка, высокая
полка, верхняя или нижняя крышка пианино и т.п.). Рука висит свободно,
кончик (последняя фаланга пальца) ощущает вес всей руки до плеча.
- «Здороваются кончики» Сцепить и расцепить кончики одинаковых
пальцев двух рук («поздороваться»). Или представить, что это «сцепка
вагонов поезда».
- «Колечки» Сомкнуть в «колечко» 1-й палец поочередно со всеми пальцами.
(подушечки близко к ногтю, сустав последней фаланги пальца не
прогибается).
- «Шар» Сомкнуть подушечки (сустав последней фаланги пальца не
прогибается) поочередно одинаковые пальцы двух рук (первый с первым,
второй со вторым и т.д.), постепенно выстраивая «Шар».
6. Упражнения для свода ладони. Манипуляции с шариком или клубком
- Хлопки ладонью и кулачком о крышку пианино (локоть, предплечье и
ладонь лежат на крышке, ребёнок сидит боком к инструменту)
- Взять шарик или клубок по размеру ладони, «наполнив» им свод. Сделать
разминающее движение всеми пальцами, слегка похлопать ладонью с
шариком крышке стола или инструмента.
- «Эстафета» - взять шарик, сделать разминающее движение всеми
пальцами, а затем держать шарик только одним пальцем, передовая его, как
эстафету, следующему пальцу. Шарик обращён к полу, и в случае отсутствия
цепкости в кончике, выпадает из руки. Участвуют в работе, как крупные
мышцы ладони, так и фаланговые мышцы пальцев.
- Упражнение «Дуги»накрышке с шариком в ладони
- «Я качаю» Взять шарик в ладонь, перекатываться боковым движением то к
1-му, то к 5-му пальцу (поворот от себя и к себе) на крышке инструмента.
7. Упражнения для укрепления пальцев , ощущения цельности пальца и
всей руки («пальцы растут из локтя»)
- «Бокс пальцами» «Боксируем» рукой с кулачком от себя в мягкую
поверхность. 1-й вариант: в положении сидя или стоя, с опорой в ноги, спина
прямая «боксируем» в подушечку, лежащую на закрытой крышке пианино.
10
2-й вариант: «боксируем» в спинку стула желательно на уровне роста и т.п.
Затем «раскрываем» кулачок - широкая ладонь, пальцы «веером». Начинаем
«боксировать» поочередно правой и левой рукой одинаковыми пальцами
(второй со вторым пальцем, третий с третьим и т.д.). Крепкие (не
прогибаются в фалангах) «длинные» - единое целое со всей рукой («растут»
из локтя, из плеча, из лопатки - удлиняем руку). При соприкосновении с
поверхностью чувствовать опору.
- «Отвёртка» Положение руки такое же, как в «Боксе пальцами»: палец -
единое целое со всей рукой («растёт» из локтя»), широкая ладонь - пальцы
«веером».
Отличия:
- Первая рука в позе: «желание ответить на вопрос в школе», а вторая
параллельно корпусу и перпендикулярно к первой руке.
- Вторая рука упирается пальцем в середину ладони первой («наконечник
отвертки») и вращающимся движением (поворот от себя и к себе «вокруг
своей оси») «ввинчивает» воображаемый шуруп (пальцы «железные», не
прогибаются в фалангах). Затем положение рук поменять.
8. Поворот руки «вокруг своей оси»
- «Катающаяся пятёрочка»
Совмещает в себе упражнения: «Я качаю», «Отвёртка», «Эстафета»
- «Я качаю» - взять шарик в ладонь, перекатываться боковым движением то
1-му, то к 5-му пальцу (поворот от себя и к себе) на крышке инструмента
- Рука продолжает лежать на шаре, но пальцы дотягиваются цепкими
кончиками до крышки инструмента, и при «перекате» от себя или к себе,
передают «Эстафету» от 1-го к 5-му пальцу, и наоборот.
- Убрать шар и повторить «Эстафету» на клавиатуре в пятипальцевой
позиции, сохраняя предыдущие ощущения, форму свода, и движение руки.
Пальцы «растут из локтя», «перекатывающее» движение руки «вокруг
своей оси» и упругая форма свода, помогают легко, цепко и бегло играть
пальцам, без излишнего «нажима».
Гимнастика по сборнику E.Забурдяева, Н.Перунова «Посвящение Карлу
Орфу Детская тетрадь»:
- стр.3 №1«Дым»
- стр.4, №3 «Скок, скок, скок»
- стр.5 №5 «Мошки»
- стр.9 №15 «Я качаю»
- стр.9 №16 «Краб»
11
IV. Пятипальцевая позиция. Интервалы
1. Интервал - два звука взятых одновременно или последовательно.
Понятие об интервале мелодическом и гармоническом.
а). Интервалы мелодические (звуки исполняются последовательно)
б). Интервалы гармонические (звуки исполняются одновременно)
2. Квинта - интервал из 5-ти ступеней - основа пятипальцевой позиции.
- Построение квинты. Раскладываем 5 пальцев ладони по клавишам
подряд, тем самым определяя квинту 1-5 пальцем, и звукоряд её
заполняющий.
- Постановка руки для исполнения квинты.
- Используя формулу Ф.Шопена: Правая рука - квинта вверх от ми (ми, фа-
диез, соль-диез, ля-диез, си); левая рука - квинта вниз от до (до, си-бемоль,
ля-бемоль, соль-бемоль, фа).
Взять три чёрных клавиши одновременно 2-3-4 пальцами, затем плавно
перейти на белые клавиши 1 и 5 пальцами в гармоническую квинту.
12
- Мышечное и осязательное ощущение пятипальцевой позиции.
- Обратить внимание на правильное положение руки на клавиатуре: 1-й
палец располагается ближе к краю клавиши, а 5-й - около чёрной клавиши
(«наискосок»).
3. Упражнение «Пятёрочка» (квинта правой рукой до-соль вверх, квинта
левой рукой до-фа вниз)
- «Пятёрочка - звукоряд» - поступенное движение по звукам (мелодические
секунды), соседнюю клавишу играет соседний палец.
- «Пятёрочка - трезвучие» - движение через звук (мелодические терции),
пропускаем палец на пропущенной клавише (через звук - через палец).
- транспонирование упражнения «Пятёрочка» (звукоряд и трезвучие) от
всех белых клавиш, при этом используя по слуху чёрные клавиши в нужных
местах (подбор мажорного звукоряда).
- «Пятёрочка - гармонические интервалы»
- Построение и исполнение гармонической квинты от всех белых клавиш.
- Знать названия интервалов и количество ступеней, на которых они
строятся (прима-тупень, секунда-2, терция-3, кварта-4, квинта-5).
- Исполнение гармонических интервалов, «заполняющих» квинту (секунда,
терция, кварта). Пропускаем столько пальцев, сколько пропущено клавиш.
Интервалы название количество ступеней
Цифра обозначает количество ступеней.
13
Задания на закрепление пятипальцевой позиции:
- Построение и исполнение гармонической квинты от всех белых клавиш
вверх и вниз.
- Упражнение «Пятёрочка - звукоряд» транспонировать от всех белых
клавиш (подбор мажорного звукоряда).
- Упражнение «Пятёрочка - гармонические интервалы», называя
(проговаривая) интервалы при их исполнении (прима-1ступень, секунда-2,
терция-3, кварта-4, квинта-5). Знать аппликатурные правила.
- Знать аппликатурные правила пятипальцевой позиции: соседнюю клавишу
играет соседний палец, пропускаем палец на пропущенной клавише.
- Задания на «слепое ориентирование»:
Клавиатура закрыта от глаз (крышкой, нотами и т.п.).
- Найти ощупью нужную белую клавишу ориентируясь на группу чёрных
клавиш, назвать звук.
- Найти ощупью нужную белую клавишу ориентируясь на группу чёрных
клавиш, назвать звук, придумать короткую мелодию, используя
мелодические рисунки: поступенное движение вверх и вниз, движение через
звук, повторение звука, опевание.
V. Мелодические рисунки
14
VI. Ноты скрипичного и басового ключа
15
Написание нот на нотном стане
Ноты на линейках располагаются через звук (пропускается нота между
линейками). Ноты между линейками располагаются также через звук
(пропускается нота на линейке).
Учить ноты вместе с игрой на инструменте, проговаривая название
ноты и её расположение (на какой линейке или между какими линейками).
Запоминание нот не механическое, а со связью их расположения на
клавиатуре.
16
VII. Знаки альтерации
Повышение - чёрная клавиша
направо
верхний регистр « на небо»)
Понижение - чёрная клавиша
налево
(в внизкий регистр «в море»)
17
VIII. Различные обозначения в музыке
18
IX. Знаки сокращённого письма
19
X. Словарь
1. Динамические оттенки
20
21
XI. Формирование музыкального мышления. Фразировка
1. Мотив и его структура
Мотив похож на «слово» (по аналогии с речью)
2. Интонационная вершина мотива (аналогия с ударным слогом в
слове).
Чтобы выделить интонационную вершину: от начала мотива постепенно
усиливают звук к вершине (крещендо), а после неё, наоборот, затихают к
концу мотива (диминуэндо). Последний звук мотива играется тише.
Попробуйте изменить
ударение в знакомых для
ребенка словах на
неправильное - сразу
станет понятно значение
вершины мотива («ударного слога»), кроме того это весёлая игра.
22
Учимся постепенно усиливать и уменьшать силу звука.
Примеры для сравнения:
- На вершину горки забираться трудно, а с горки ноги бегут сами легко.
- Рука то «толстеет», то «худеет».
- Кончики пальцев то крепче, то слабее «здороваются» с дном клавиши.
- Праздничный оркестр идёт по улице: сначала далеко (тихо), затем подходит
к нам (крещендо), и опять уходит вдаль (диминуэндо). Музыкальная
перспектива: далеко (тихо) – близко (громко).
Задания: Сборник О.Геталова, И.Визная «В музыки с радостью»: 22, 23,
26, 27, 28, 29, 39. Определить и отметить карандашом начало и конец мотива,
его вершину (слово интонационная за сложностью можно опустить).
3. Фразировка
Фраза состоит из 2х-3х мотивов - «слов» (аналогия с речью)
XII. Лад. Мажор и минор
23
XIII. Литература:
1. О.Геталова «В музыку с радостью» для детей 4-6 лет - СПб: «Композитор -
Санкт - Петербург», 2009.
2. О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью» - СПб: «Композитор - Санкт
- Петербург», 2008.
3. И.Королькова «Крохе - музыканту» Нотная азбука для самых маленьких.
Часть 1, 2 - Ростов / на Дону: «Феникс», 2016.
4. И.Королькова «Я буду пианистом» Часть 1. - Ростов / на Дону: «Феникс»,
2012.
5. E.Забурдяева, Н.Перунова «Посвящение Карлу Орфу Детская тетрадь».
Учебное пособие по элементарному музицированию на фортепиано Выпуск 4
- СПб: «Невская нота», 2010.
6. И.Лещинская, В.Пороцкий «Малыш за роялем». - М.: «Советский
композитор», 1992.
6. Л.Хереско «Музыкальные картинки». - «Советский композитор», 1983.
XIV. Интернет ресурсы:
1. Сайт muz-teoretik.ru Теория музыки для всех — просто и доступно!
https://muz-teoretik.ru/karta-sajta/
2. Яндекс - картинки Нотная грамота для начинающих
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%
BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%
BE%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BD%
D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%
B8%D1%85&stype=image&lr=2&source=wizD0%BD%D0%B0%D1%8E%
D1%89%D0%B8%D1%85&stype=image&lr=2&source=wiz