Конспект урока "Волшебная палочка" 2 класс

УРОК МУЗЫКИ
2 КЛАСС
5 КОНЦЕНТР «В музыкальном театре»
Тема урока «Волшебная палочка»
Программа «Музыка»
Е.Д.Критской, Г.А. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Выполнила:
Учитель музыки
высшей категории
МБОУ кадетской школы
Новодворская
Наталия
Васильевна
г. Волжский
2011г
ТЕХНОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Данный урок построен на принципах художественно образного мышления, как основы
развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и
искусства.
К этому уроку дети умеют определять настроение музыки,
размышлять о ней, давать словесную характеристику музыкальному произведению. Имеют
представление, из чего складывается музыкальное пространство: мелодия, интонация, темп,
регистр, динамика.
Узнают произведения Чайковского «Вальс», «Сладкая грёза», «Полька», «Марш деревянных
солдатиков» (Детский альбом)», «Па-де-де». Грига «Утро». Прокофьева «Утро», «Вечер»,
Тарантелла», «Шествие кузнечиков», «Прогулка», «Сказочка».
Содержательно – методическое обеспечение урока
направлено на решение проблемы концентра:
«Как научить понимать язык музыки?»
Проблема данного урока:
«Что может дирижерская палочка?»
Вид урока: «Введение в мир музыкального театра»
Тип урока: «Урок имитационного моделирования».
Проектируемый результат:
- через проблемную ситуацию вопрос: «Что может дирижерская палочка?» дети приходят к
выводу, что роль дирижера в создании музыкального спектакля очень важна и интересна.
-через исполнение и сравнение распевок, дети синтезируют и анализируют элементы
музыкальной речи:
-направление мелодии, регистр, графическое изображение в сопоставлении со звучанием и
движениями дирижерской палочки.
-определяют строение фраз, анализируют мелодии.
- исходя из литературного текста и дирижерского жеста, дети сочиняют элементарные
интонации.
-через слушание и сравнение музыкальных произведений, выделяют особенности
музыкальной речи, (Глинка «Марш Черномора,
Чайковский «Марш»)
Ведущие методы:
1.Метод контрастных сопоставлений
а) сравнение б ) вычленение
2.Метод имитационного моделирования
а) моделирование элементов музыкальной речи
б) элементарное музицирование.
3. Метод интонационно – содержательного постижения музыки, через приёмы:
а) пластическое интонирование
б) импровизация
Тема урока: «Волшебная палочка»
Цель урока:
Через создание ситуации творческого поиска научить детей синтезировать, сопоставлять
элементы музыкальной речи, выявлять главное в содержании музыкальных произведений,
понимать роль дирижера в создании музыкального спектакля.
Задачи:
1.Воспитательные: На основе прослушанных произведений
прививать интерес к творчеству композиторов – классиков
М. Глинки, П. Чайковского.
2.Развивающие: Развивать пластику и эмоциональный отклик на музыку. Выделить элементы
музыкальной речи, которые помогают понимать музыку
3. Образовательные: Уметь читать графическое изображение мелодии и дирижерский жест
учителя. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.
Место урока в системе обучения. Это урок музыки в рамках УМК Е.Д.Критской, Г.А.
Сергеевой, Т.С. Шмагиной по предмету «Музыка» 2 класс,
5 концентр «В музыкальном театре»
Дидактическое оборудование: магнитофон, фонохрестоматия 2 класс, нотная хрестоматия 2
класс, портрет М.Глинки, П. Чайковского.
Формы
работы
Задачи
Содержание
Музыкальный
материал
Ведущий метод
Результат
1.Восприятие
музыки
Через восприятие
двух разных по
содержанию и по
восприятию
произведений
подвести детей к
выводу о роли
дирижера в
музыкальном
спектакле.-
Через
активизацию
жизненного опыта
научить детей
понимать роль
дирижера в
музыкальном
спектакле.
1..«Марш» из
балета
«Щелкунчик».
П.Чайковского
2. «Марш
Черномора» из
оперы «Руслан
и Людмила»
.Глинка
Метод
контрастных
сопоставлений.
Вывод
учащихся о том,
что без
дирижера не
будет
музыкального
спектакля.
Формы
работы
Задачи
Содержание
Музыкальный
материал
Ведущий метод
Результат
2. Вокально-
хоровая работа
Познакомить
с «Песней- спор».
музыка .Гладкова.
слова В. Лугового
Разучивание
1-го. куплета
Знакомство с
песней, разбор и
разучивание 1-го
куплета.
1.Распевки:
2.. «Песня -
спор».
Музыка
Г. Гладкова.
слова
В. Лугового
3.Сочинение
песни.
Метод
имитационного
моделирования.
Определение
характера
песни, её
содержание,
исполнение.
Сочинение
песни.
«Бабочка»
ХОД УРОКА.
Музыкальное приветствие:
«Здравствуйте гости, доброе утро».
У. Дети, что нужно сделать перед исполнением песни?
Д. Спеть распевание.
У. Правильно. Сели удобно, прямо.
Распевка:
1. На чистоту унисона
«Андрей – воробей» - звук тянется как ниточка.
2. Упражнение на собирание и выравнивание звучания (1 \/)
«Как под горкой под горой» - показ руками.
«С этажа на этаж» - направление вверх, вниз.
3. На чистоту интонации.
«Кошкин дом» - скачки на 2х руках
У. Молодцы, вы очень старались, а теперь найдите эти попевки в графическом изображении. (
На доске графики)
Дети по одному определяют мелодии, поют, показывают направление движения интонации
У. Теперь я вам этой «волшебной» палочкой покажу одну из мелодий
в движении, определите, о какой из них идёт речь?
(Дети определяют интонацию)
У. На доске для вас нотами записано начало знакомой вам песенки.
Что это за песенка?
Д. «Бусинки»
У. Верно. Кто – нибудь сможет спеть мне записанную фразу, называя ноты?
Д. исполнение.
У. Встаньте, пожалуйста. Исполняем песню «Бусинки»
и в припеве на ладошках вы мне показываете, где живут нотки.
Исполнение песни «Бусинки»
(Перед исполнением учитель объясняет роль дирижера перед хором и просит одного из
учеников помочь продирижировать перед классом).
У. Вы очень старались. Неплохо спели.
Разучивание песни.
Сегодня мы разучиваем с вами новую песню «Песня - спор»
музыка Г..Гладкова. слова В. Лугового
(Учитель исполняет первый куплет)
У. О чем поётся в песне? Что она вам напоминает?
Д. О том, что нас окружает. Можно маршировать.
У. Определите, сколько фраз в ней?
Д. 4 фразы.
У. Есть ли повторяющиеся? Какие по счету?
Д. 1я, 2я.
У. Как движется мелодия? Покажите пальчиками.
Д. (Повторяют движение)
У. Споём на слог «ри».
Д. исполняют.
У. А теперь послушайте 3-ю фразу и прохлопайте её.
Д. хлопают.
У. Теперь поём как кукушки на слог «ку»
У. Хорошо. Повторяем за мной слова по фразам.
У. Исполняем.
Сочинение песни
У. Я приготовила для вас загадку.
Послушайте её и угадайте.
«Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился ввысь и улетел!»
Д. Бабочка.
У. Попробуем сочинить музыку к этим стихам.
Повторяем по фразам.
На каких словах мы меняем силу звука?
Обратите внимание на движение палочки.
Д. 1я, 2я – спокойно, (удивленно) возмущенно.
3я – удивлённо
4я – жалостно.
У. Теперь проговариваем стоя с движениями, интонациями.
Если попробуем потянуть гласные, получится песня.
У. Хорошо. Теперь добавим музыкальные инструменты.
Д. Спал цветок – (погремушки)
И вдруг проснулся – (ксилофон)
Больше спать не захотел – (колокольчики)
Шевельнулся, встрепенулся (колокольчики)
Взвился ввысь и улетел – (глиссандо по клавишам)
У. Очень хорошо: (Положили погремушки).
Мы с вами были исполнителями, дирижерами, композиторами.
А теперь наша дирижерская «волшебная» палочка переносит
нас в музыкальный театр.
Слушание музыки.
Звучит «Марш Черномора» Глинки.
У. Что это за музыкальное произведение?
Д. «Марш» из оперы «Руслан и Людмила»
У. Я приглашаю вас всех стать сейчас дирижерами оркестра.
Громкая музыка – размашистые движения.
Тихая музыка – очень экономно, осторожно.
Звучит оркестровое исполнение «Марша» Глинки
Дети ищут движения в соответствии с характером музыки.
У. Молодцы. Вы очень старались.
А теперь наша «волшебная» дирижерская палочка перенесёт
нас в ещё одну музыкальную сказку, на новогоднюю ёлку.
Звучит фрагмент «Марша» Чайковского из балета «Щелкунчик»
У. Что это за музыка?
Д. Марш.
У. Похож ли этот марш на только, что прозвучавший?
Д. Он более лёгкий, радостный, не злой как у Черномора.
У. Вы правы. Этот марш танцуют, я не оговорилась,
именно танцуют мальчики и девочки в балете Чайковского
Д. «Щелкунчик»
У. Если бы вы дирижировали, какой был бы у вас жест?
Д. Лёгкий, короткий.
У. Этот марш кто начинает? Мальчики или девочки?
Д. Мальчики.
У. Почему?
Д. Музыка в начале бодрая, чёткая, энергичная.
У. Под музыку шаг мальчики исполняют ладошками по коленям, носочками ног об пол сидя.
(Под музыку выполняют движения мальчики, стоя, легко на носочках).
У. Теперь трудное задание: послушайте ещё раз «Марш»
и поднимите руки, когда, по вашему мнению, должны
маршировать девочки.
Д. ответы.
У. Правильно. А девочки маршируют так же четко, бодро как мальчики?
Д. Нет. Легко, воздушно, полётно.
У. «Маршируем», если сидя подушечками пальцев по коленям, игриво, легко касаясь
носочками пола, если стоя – сначала выставляя носочек правой ноги, разводим руки в
стороны, затем левой ноги.
Д. выполняют.
У. Теперь, как в произведении, вы превращаетесь в маленьких танцоров: вступают мальчики,
девочки, мальчики, девочки
У. Вам понравилось принимать участие в спектакле?
Д. Конечно.
У. Как называется этот музыкальный спектакль?
Д. «Щелкунчик»
У. Это опера или балет?
Д. Балет.
У.Чем отличается балет от оперы?
Д. В опере поют, а в балете танцуют.
У. Как бы не отличались эти спектакли друг от друга, у них есть общее. И в опере и в балете
есть оркестр, которым руководит кто?
Д. Дирижер.
У. Может ли оркестр играть без дирижера?
Д. (ответы детей).
Вывод: Роль дирижера в театре (и не только в театре) очень важна, интересна.
А теперь давайте попрощаемся друг с другом до следующего урока
Д. Поют «До свидания».