Методическая разработка тематического раздела "О России петь – что стремиться в храм"

Методическая разработка
тематического раздела
«О России петь что стремиться
в храм».
(по программе Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина)
3 класс
Выполнила – учитель музыки
МБОУ СОШ № 105
Автозаводского района
Фадеева Марина Георгиевна
г. Нижний Новгород
2013-2014 год
2
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи раздела
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики
восприятия и освоения учебного материала в
соответствии с возрастом
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
5. Обоснование используемых в образовательном
процессе по разделу программы образовательных
технологий, методов, форм организации деятельности
учащихся
6. Система знаний и система деятельности по разделу «О
России петь – что стремиться в храм»
7. Учебно-тематическое планирование по разделу
8. Разработка урока
9. Список используемой литературы
3
6
8
9
10
13
17
18
25
3
1.Пояснительная записка.
Моя работа посвящена методической разработке раздела «О России
петь – что стремиться в храм» учебной программы Е. Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина по музыке для 3-го класса в соответствии со
стандартами второго поколения.
Данный раздел программы разработан на основе авторской программы
«Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4
кл, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва: «Просвещение»
2011 год). При работе по данной программе предполагается использование
учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,
методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров,
методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке).
В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный
предмет «Музыка» отводится 34 часа з расчета 1 час в неделю).
Раздел «О России петь что стремиться в храм» является третьим в
учебном плане на который отводится 4 часа.
Семь подразделов по моей разработке делятся на уроки следующим
образом: I урок: « Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.»
IIурок: « Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя,
добрая моя, мама!».
IIIурок: «Вербное воскресенье. Вербочки».
IVурок: «Святые земли Русской».
Учащиеся должны почувствовать, что эти темы не только не отделены
друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и их общая
4
направленность дает возможность глубоко и искренне откликнуться на
произведения различных видов искусства.
Весь раздел нацелен на изучение многообразных взаимодействий
музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей,
психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и
предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем
различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать
духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой
художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его
душевное состояние.
Важной линией реализации темы «О России петь – что стремиться в
храм» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных
средств музыки, живописи, архитектуры и поэзии.
Актуальность.
Музыка – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет
каждому ученику воспринимать мир в его единстве и неповторимости.
5
Раздел «О России петь - что стремится в храм» в концепции духовно-
нравственного развития и воспитания ребенка способствует приобщению к
культурным истокам своей страны и позволяет открывать для себя
общечеловеческие ценности других культур по мере развития учебного и
образовательного процесса.
Межпредметные связи музыки, живописи и литературы формируют
потребность в расширении кругозора, прививают интерес к другим видам
искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Музыка
выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна
литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не
может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция различных
видов искусства помогает глубже развивать эстетические особенности детей,
позволит приобщить школьников к тайнам творческого процесса,
активизировать познавательную деятельность учащихся.
2. Цель и задачи раздела.
6
Цель раздела «О России петь – что стремится в храм»:
Постепенно и очень бережно ввести учащихся в художественные образы
духовной музыки.
Задачи раздела:
Познавательные:
1.Расширить представление о религиозных праздниках народов России и
традициях их воплощения, опираясь на духовно-нравственные темы и
сюжеты.
2.Расширить представление о религиозных праздниках других народов и
христианских обычаях.
Познакомить с классическими образцами духовной и светской музыки,
живописи, архитектуры разных стран.
4.Научить сравнению и анализу.
5ознакомить с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва,
величание), песнями, балладами на религиозные темы, живописными
полотнами, иконами, поэзией, традиционными праздниками народов
России и стран Западной Европы.
Развивающие:
1.Научить внимательно слушать музыкальные произведения и находить
соответствия сюжетам, эмоциональному строю и характеру картин, икон,
архитектуре и поэтическим строкам.
2.Правильно передавать чувства при пластическом интонировании
музыкальных фрагментов и песен.
3.Пользоваться «словарем эмоций» и выражать свои мысли и настроения
7
через рисунок.
4. Научить различать жанры вокальной и инструментальной музыки.
5.Научить воспринимать и усваивать знания, используя работу с
учебником; работать с творческой тетрадью; ориентироваться в
нотной записи; применять ИКТ- технологии на начальном уровне.
Воспитательные:
1.Формирование трепетных, нежных чувств к матери.
2.Формирование ценностных ориентиров в отношении
православной культуры своей Родины, историческому развитию и
принятию христианства на Руси.
3.Воспитывать толерантное отношение к культуре других стран и народов,
уважительно выражать свое мнение.
4.Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
5.Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе
восприятия музыки, живописи, литературы и архитектуры.
8
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и
освоения учебного материала в соответствии с возрастом
Восприятие и освоение учебного материала раздела программы
школьниками продолжается в третьем классе по мере накопления
музыкально-слуховых впечатлений, начиная со второго, по принципу
концентричности и в соответствии с возрастными особенностями детей 8-9
лет.
В 3 классе дети настроены очень эмоционально. Выявляется
потребность в разговоре о любви к матери, нежному и доброму отношению к
семейным и церковным праздникам, обычаям своей Родины. Живой и
непосредственный отклик ребенка становится очень ярким и
индивидуальным. Появляется собственное отношение к музыкальным
произведениям и проявляется определенный вкус и эмоциональный отклик.
Потребность в духовно-нравственных беседах в учебном процессе на
материале программы дает возможность решать воспитательные и
познавательные проблемы в комплексе.
Степень готовности учащихся к изучению раздела «О России петь –
что стремиться в храм»
Темы 3 класс
Темы, разделы (2 класс)
Радуйся, Мария! Богородице Дево,
радуся.
Великий колокольный звон. Звучащие
картины.
Древнейшая песнь материнства.
Тихая моя, нежная моя, мама!
Святые земли Русской.
Вербное воскресенье. Вербочки.
Александр Невский. Сергей
Радонежский.
Молитва. С Рождеством Христовым!
Святые земли Русской.
Рождество Христово.
9
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Знать:
1. Обращения к Богородице (Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна).
2. Иконы: « Богоматерь Владимирская» и «Вход Господень в
Иерусалим».
3. Картины В.Васнецова, Рафаэля, Петрова-Водкина, О.Ренуара.
4. Имена композиторов, воспевших образ Божией Матери.
5. Основные жанры духовной и светской музыки (молитва, величание,
баллада, песня).
6. Исторические данные о принятии на Руси Христианства.
Уметь:
1.Размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждение.
2.Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на
содержание услышанного произведения.
3.Выявлять общее и различное в разных жанрах искусства.
4.Находить соответствия в стилях самостоятельно и с помощью учителя.
5.Сопоставлять образное содержание музыкального произведения со
зрительными образами картин, икон, поэтическими строками.
6.Выявлять контраст, как основной прием развития произведения.
7.Определять средства выразительности, подчеркивающие характер
музыкального произведения.
8.Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации
основных тем, пластическом интонировании).
10
9.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки
и других видов искусства.
10.Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
рисунке, пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове,
изобразительной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: музыкального самообразования:
знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков
время, выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных
выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего
отношения к музыкальным явлениям действительности.
11
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу
программы образовательных технологий, методов, форм организации
деятельности учащихся
Содержание уроков музыки в разделе «О России петь что стремится в
храм» последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на
расширение художественного кругозора учащихся. Приоритетным
направлением содержания темы по-прежнему остается русская музыкальная
культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции,
современные музыкальные направления музыкального искусства формируют
у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным
истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры
в художественной картине мира.
Кроме обычных методов, используемых при изучении всех школьных
дисциплин, используются специальные методы музыкального образования, в
том числе и ИКТ.
Реализация данного раздела программы опирается на следующие
методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания
музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод погружения;
метод пластического интонирования;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод игры.
Для развития творчества учащихся используется не одна отдельно
взятая технология или подход, а совокупность нескольких методов и
приёмов, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать
учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся.
12
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации
раздела программы «О России петь – что стремится в храм» в 3 классе
предпочтительными формами организации учебного предмета считаю:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные,
коллективные.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
- путешествие
- игра
В качестве форм контроля могут использоваться:
творческие задания
анализ музыкальных произведений
рисунки
ответы на вопросы учебника
13
6. Система знаний и система деятельности по разделу «О России
петь – что стремиться в храм»
1 урок. «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся»
(Урок - погружение)
Система знаний
Система деятельности
Образы Богородицы, Девы Марии в
музыке, поэзии, изобразительном
искусстве. Интонация как способ
выражения отношения к музыкальному
образу. Выявление характера звучания
через понятия: лад, динамика, гармония.
Примеры живописных шедевров и
поэтических строк как дополняющее и
обогащающее представление об образе.
1.Познавательная деятельность:
беседа, работа над сравнением, анализ,
наблюдение, сопоставление.
2. Слушание музыки (Ф.Шуберт «Аве,
Мария», И.С.Бах «Прелюдия №1 до
мажор», С.Рахманинов «Богородице Дево,
радуйся»,
3.Вокализация (Фрагменты молитв)
5. Общеучебная деятельность: работа с
учебником, творческой тетрадью, диалог.
6.Самоорганизующая деятельность:
самоконтроль; самооценка.
Формы работы: фронтальная,
коллективная.
14
2 урок. «Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая
моя, мама!»
(Тематический урок)
Система знаний
Система деятельности
Икона Богоматери Владимирской –
величайшая святыня Руси.
1.Познавательная деятельность:
беседа, работа над сравнением, анализ,
наблюдение, дифференцированная работа.
2. Слушание музыки (С.Рахманинов
«Богородице Дево, радуйся; Тропарь иконе
Владимирской Божией Матери»
3.Вокализация (Тропарь, В.Гаврилин
«Мама» из вокально-инструментального
цикла «Земля»)
4. Рефлексия ( эмоциональный словарь)
7.Самоорганизующая деятельность:
самоконтроль; самооценка, домашнее
задание.
Формы работы: индивидуальная,
фронтальная, групповая.
15
3 урок. «Вербное воскресенье. Вербочки»
(Комбинированный урок)
Система знаний
Система деятельности
Двунадесятый праздник православной
церкви – Вербное воскресение,
особенности его воплощения в музыке
русских и зарубежных композиторов.
Знакомство с иконами и фресками с
изображением сюжета «Вход Иисуса
Христа в Иерусалим».
Верба –символ праздника.
1.Познавательная деятельность:
беседа, работа над сравнением, анализ,
наблюдение, сопоставление музыки и
жизненных ситуаций.
2. Слушание музыки Осанна. Хор из
оперы «Иисус Христос – суперзвезда»
3. Разучивание и пение Вербочки.
А.Гречанинов и Р. Глиэр
4. Инструментальное музицирование
(импровизация).
6. Творческая деятельность (рисунки)
7.Самоорганизующая деятельность:
самоконтроль; самооценка, домашнее
задание.
Формы работы: индивидуальная,
фронтальная, групповая.
16
4 урок. «Святые земли Русской»
(Комбинированный урок)
Система знаний
Система деятельности
Приобщение учащихся к духовно-
нравственным идеалам, ознакомление с
деяниями святых земли Русской –
княгини Ольги и князя Владимира,
приобщение к историческому
прошлому, воплощенному в музыке
религиозной традиции.
1.Познавательная деятельность:
беседа, работа над сравнением, анализ,
наблюдение,
дифференцированная работа.
2. Слушание музыки. (Величание князю
явладимиру и княгине Ольге)
4.Пение (Баллада о князе Владимире).
5. Импровизация (пластическое
интонирование на текст стихотворения
6.Самоорганизующая деятельность:
самоконтроль; самооценка, домашнее
задание.
Формы работы: индивидуальная,
фронтальная, групповая.
17
18
8. Разработка урока музыки
по программе «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
(с применением ИКТ).
Тема: «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся».
Цель: Научить обнаруживать сходство и различия русских и
западноевропейских произведений религиозного искусства, раскрывающих
образ Девы Марии (музыка, архитектура, живопись).
Задачи:
знакомство детей с образом Девы Марии,
духовно-нравственное развитие,
воспитание внимательного и думающего слушателя.
Оборудование:
- Презентация к уроку «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся».
- компьютер, ТВ, музыкальный центр, фортепиано, синтезатор.
Музыкальное оформление:
1. С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», из «Всенощного бдения»
2. Ф.Шуберт «Аве, Мария!»
3. И.С.Бах «Прелюдия №1 до мажор» из I тома «Хорошо темперированного
клавира»
19
Тип урока: урок-погружение
Формы: урок-диалог
Метод: художественной драматургии.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап
Вступление
-Здравствуйте дети!
-Звучит валдайский колокольчик,
настраивая на возвышенность темы.
-Давайте посмотрим, что изображено на
развороте учебника?
-Сегодня мы с вами в воображении тоже
побываем в храмах, чтобы понять: почему
люди так чтут это место и стремятся туда.
-Вход в класс
-Ученики раскрывают раздел
учебника «О России петь – что
стремится в храм».
-Отвечают:
-Церковь, люди идущие в храм.
II этап.
Разработка
темы
-Звучит «Прелюдия №1» И.С. Баха.
На экране алтарь католического храма.
-Давайте посмотрим на экран и в учебник и
попробуем определить: в каком храме мы
-Дети внимательно слушают музыку
и рассматривают изображения.
-Учащиеся дают различные ответы,
приходя к общему мнению:
-иностранный,
20
сейчас оказались? – православном или
католическом.
-Почему вы пришли к такому мнению?
-Я бы добавила: архитектура, стиль.
-А какая картина могла бы находиться в
таком храме?
На экране появляется картина.
Учитель читает-
Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя… (Данте)
-О ком эти чудесные поэтические строки,
как вы думаете?
-Догадайтесь или найдите в учебнике.
-Правильно, умницы.
-Рассмотрим изображение Девы Марии на
картине Рафаэля. Кто эта женщина с
ребенком на руках? Вы знаете?
-Хорошо! Молодцы!
-зарубежный,
-европейский,
-католический.
-Другой вид, постройка, окна…
Дети самостоятельно находят на
развороте учебника картину Рафаэля
«Сикстинская мадонна».
-Ответы учеников:
-О Марии, Мадонне.
-Учащиеся:
-Мать Иисуса Христа.
-Ребенок- младенец Иисус.
21
-Откуда явилась Мария? Как вы думаете?
-Куда направляет свои стопы?
-Куда устремила свой взор?
-Найдите слова, которые передают
настроение картины.
Посмотрите в «словарь эмоций».
-А теперь послушаем музыку молитвы
австрийского композитора Ф.Шуберта
«Аве, Мария!», что в переводе означает:
«Радуйся, Мария!».
-Совпали ли ваши сравнения с
впечатлением от услышанной музыки?
-Очень хорошо, замечательно!
-Пропоем начальную фразу молитвы
Шуберта, красиво интонируя и используя
наш любимый прием «музыкальный
карандаш».
-С небес.
-К нам, людям.
-На нас, в мир.
Дети пользуются «словарем
эмоций»:
-достоинство,
-красота,
-благородство,
-тишина.
Дети настроены на активное
слушание.
Возможно добавление эпитетов:
-радость,
-мир,
-спокойствие.
-Рука детей бессознательно должна
подчиниться музыке
(бессознательное слышание или
автоматическое слышание).
Учащиеся стараются выразительно
интонировать фразу.
22
III этап.
Разработка
темы:
-Учитель читает стихотворение А.Фета:
Ave, Maria лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей-
В тихом предстань сновидении ей!
Ave? Maria лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
-Перевернем страницу учебника.
-В каком храме мы оказались с вами
теперь?
На экране врата в православный храм.
-Какая икона могла бы оказаться в этом
храме?
-Правильно. Эта икона написана русским
художником В.Васнецовым (изображение
на экране). Божия Матерь служит
примером человеческого достоинства, она
-Активное слушание.
Возможно рисование в творческой
тетради.
-Ученики переворачивают страницу
и оказываются в продолжении темы
урока: «Богородице Дево, радуйся».
-Дети уверенно отвечают:
-в православном храме, мы там
были.
-Богоматерь с младенцем, мы видим
ее на странице учебника.
23
вся озарена божественным сиянием.
Вот уже две тысячи лет воспевается образ
Божией Матери. Богородице посвящают
свои творения художники, скульпторы,
поэты, композиторы. Недаром среди
многих обращений к богородице – Дева
Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть
обращение: Всепетая.
-Знаете ли вы: какой праздник отмечается
7 апреля?
-Умницы.
-Праздник Благовещения Пресвятой
Богородицы. В этот день архангел Гавриил,
посланный богом, принес Деве Марии
благую весть о том, что Она избрана между
женами и от Нее воплотится Сын Божий.
-Звучит «Богородице Дево, радуйся»
С.Рахманинова.
-А теперь пропоем первую фразу молитвы
С. Рахманинова, пользуясь нотной записью.
В каком темпе и характере должно быть
исполнение?
-Добавим распевности, поработаем над
интонацией и дыханием.
-Молодцы!
-Ответы учащихся разнятся:
-нет,
-праздник Богородицы,
-Благовещения.
-Активное слушание, рисование в
творческой тетради.
-Дети находят над нотной записью:
-покойно, не скоро.
24
IVэтап.
Обобщение.
Анализ.
-Некоторые молитвы у православных и
католиков одинаковы, но Шуберт написал
молитву на стихи Вальтера Скотта.
-Давайте вспомним начало каждой из
молитв.
-Есть ли сходство в интонациях?
-Каков характер звучания?
-Передает ли музыка благозвучие в
обращении к Богородице?
Воспользуемся «словарем эмоций».
-В конце урока давайте все вместе
прочитаем поэтические строки
А.С.Пушкина, обращенные к Пречистой
Деве Марии:
-Дети старательно передают
настроение возвышенности, стараясь
как можно чище исполнить
мелодию. Повторяется прием
«музыкальный карандаш».
-Ребята исполняют две фразы с
большой выразительностью и
чувством.
-Да, похожи.
-Нежность, певучесть.
-Да, очень хорошо.
25
Одной картины я желал быть вечный
зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как
с облаков,
Пречистая и наш Божественный
Спаситель-
Она с величием, Он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
-Ученики рассказывают о своем
эмоциональном состоянии.
-Стихотворение может быть
выучено заранее одним из учащихся.
Рефлексия. Домашнее задание.
Список используемой литературы.
1.Е.Д.Критская. Музыка: Учебник для учащихся 3 кл. нач. шк./ Е.Д.Критская,
Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. 8-е изд.- М.: Просвещение, 2012г. - 160с.: илл. -
ISBN 5-09-011597-4.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Творческая тетрадь к учебнику "Музыка": Для учащихся 3 классов
26
общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 88с.: ил. -
ISBN 5-09-011540-0.
3.Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка". 3 класс:
Пособие для учителя / Сост.: Е.Д.Критская и др.- М.: Просвещение, 2011. -
144 с. - ISBN 5-09-011547-8.
4.Рабочие программы. Музыка 1-4 классы. Пособие для учителей
образовательных учреждений. Составители: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина./ М.: Просвещение, 2011. - 65 с. - ISBN 978-5-09-024645-3.
5.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы:
Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Л.В. Золина.
- М.: Глобус, 2008. - 176 с. - (Современная школа). - Библиогр.: с. 174.- ISBN
978-5-9928-0041-8.
6. Е.Д.Критская. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы/
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М. :Просвещение,2012.-256 с.-
ISBN 978-5-09-019213-2.
7.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.: ноты. – -ка учителя музыки).
ISBN 5-691-00462-X.
8.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования,
сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие/Т.А.
Затямина.-3-е изд. - М.: Издательство « Глобус», 2010. – 170 с. – (Уроки
мастерства) – ISBN 978-5-91658-059-4.
27