Методическая разработка "Проблемы певческого воспитания в дошкольном возрасте"

Методическая разработка
Тема: «Проблемы певческого воспитания
в дошкольном возрасте».
Выполнила: Преображенская Т.В.
Преподаватель МБОУ ДОД ХШМиЮ
г. Конаково Тверской обл.
- 2 -
Содержание
1. Введение .... 3
2. Концепция деятельности .... 3
3 Система работы ..... 7
4 Предъявление опыта деятельности ..... 11
5. Теоретическая база .... 11
6. Выводы .... 12
- 3 -
1.ВВЕДЕНИЕ
Пение вообще и хоровое - в особенности является важнейшей основой
для развития «музыкально – слуховых представлений», которые
обусловливают развитие всех музыкальных способностей.
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и
певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в
подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение
голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в
пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!
Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а
плохую координацию слуха и голоса, то есть неправильное
голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому
развитию музыкального слуха. Если ребенок не проявляет ярких музыкальных
способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения
его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные
занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят
пользу! Состояние всех областей современной системы образования и
воспитания побуждает педагогов самых разных специальностей вести поиск
новых методов, новых подходов и концепций обучения. Не является
исключением и все, что связано с голосом: профессиональный вокал, хоровая
работа в самодеятельности, сценическая речь, вокально-хоровое обучение
детей.
Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный
безусловный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования ценных,
условно рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В
этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат. Воспитание
вокально-хоровых навыков требует от детей постоянного внимания, а значит
интереса и трудолюбия.
2.Концепция деятельности
Гипотеза
Я предполагаю, что уже в дошкольном возрасте в результате
целенаправленной работы у ребенка могут быть правильно сформированы
слух, речь, голосовые данные, вокально-хоровые навыки. Современные
методики, подготовленные педагоги в области вокала, помогут правильно
организовать работу по постановке голоса в дошкольных учреждениях, когда
голос, как и все развивающие навыки, должен быть сформирован у детей к
семи годам.
Для этого нужно:
- определить интересы детей и значение пения в развитии эстетических,
нравственных, личностных качеств;
- определить физиологические особенности и особенности деятельности
каждого ребенка;
- 4 -
- создать эмоционально – развивающую среду;
- разработать систему и этапность формирования голоса по принципу «от
простого к сложному»;
- определить и выбрать тот музыкальный материал, который доступен ребенку
на данном этапе обучения.
Ключевая проблема состоит в том, что занятия с детьми по пению в
большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой
интонирования мелодии голосом. Родители же больше внимания отводят
развитию речи детей, не понимая определенной связи между этими
проблемами.
Актуальность
Вокальная, в том числе и хоровая музыка представляют собой синтез
музыки и речи. Отмеченные ранние проблемы певческого воспитания
дошкольников говорят о необходимости специальных занятий с детьми
дошкольного возраста, связанных с постановкой певческого голоса, о влиянии
этих занятий на здоровье ребенка, на его общее музыкальное развитие. Работа
над формированием певческо-голосового аппарата, создание методической
базы и выбор исполнительского репертуара, художественное воплощение его в
пении, необходимая работа по культуре речи всё это объективные условия
для накопления новых знаний, формирования высокого уровня развития
умственных способностей, развития художественного и музыкального вкуса и
духовно нравственного воспитания детей. Для воплощения работы
используются следующие цели и задачи:
Главная цель моей работы повысить уровень преподавания
вокально-музыкального воспитания, чтобы к семи годам новому этапу своей
жизни дети подошли с подготовленным голосообразованием, хорошим
музыкальным слухом и заложенными основами художественно эстетического
вкуса.
Конкретная цель моей работы
Создать атмосферу для раскрытия творческого потенциала детей.
Развивать интерес к различным способам и этапам развития голоса (в том
числе и игровым);
Развивать музыкальный слух, дыхательную систему ребенка,
оказывающую влияние на оздоровление организма;
Развивать привычку к длительному сосредоточению внимания.
Вызвать чувство эстетического удовольствия при пении;
Исполнять песни на должном художественном уровне.
Стремясь реализовать основную цель, я поставила перед собой следующие
задачи:
1.Изучить все существующие на сегодняшний день методические разработки в
области развития и охраны детского голоса.
- 5 -
2.Исправлять голосообразование детей для более быстрого развития
музыкального слуха;
3.Дать возможность детям исследовать и изучать на практике возможности
своего голосового аппарата.
4.Сформировать в сознании детей представление о неразрывной связи звука
(музыки) и движения.
5.Добиваться свободного, ненапряженного мягкого звукоизвлечения.
6.Привлечь родителей к формированию у детей интереса к музицированию,
эмоциональной отзывчивости, и овладению природным музыкальным
инструментом – голосом.
В своей работе я учитываю следующие педагогические принципы:
1. Принцип перспективности в основе его последовательность и
фундаментальность, через интерес и игру очень бережно формировать детский
певческий аппарат.
2. Принцип саморегуляции голособразующей системы: создание оптимальных
условий функционирования природной автоматики через точные действия
управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений
голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.
3. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций,
вызывающие оптимизацию деятельности всей системы в направлении
биологической целесообразности и энергетической экономичности.
4. Принцип наблюдаемости – визуальный и осязательный.
5. Принцип самоимитации - повторение не чужого звука, воспринимаемого
только слухом, а своего со всем комплексом вокально-телесных ощущений.
Формируемые УУД:
Личностные
На занятии внутри коллектива дети учатся:
оценивать жизненные ситуации, обсуждать музыкальные произведения;
называть и объяснять свои чувства и ощущения в процессе созерцания,
рассуждения о произведениях, разучиваемых на уроке;
в предложенной ситуации, обращаясь к своему опыту, правилам поведения в
творческом коллективе, мальчики отмечают конкретные поступки, как
хорошие и плохие, с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, тем
самым формируя своё отношение к поступкам.
Коммуникативные
Дети разумно откликаются на мою позицию слушать и понимать других,
совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке.
В исполнительской деятельности мальчики умело пользуются дыхательными
упражнениями, упражнениями для развития голоса и слуха, дикции,
средствами исполнительской выразительности, реализацией творческого
замысла, в исполнении песен различных жанров.
- 6 -
Познавательные
Мальчики имеют представление о таких понятиях, как - сцена,
эстетический вкус, эстетический идеал, мера, тождество, гармония,
соотношение - часть и целое, канон.
С моей помощью дети планируют познавательно-поисковую музыкальную
деятельность, анализируют свою творческую деятельность, ориентируются в
своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывают новые
знания (находят ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию
полученную на занятиях), осуществляют контроль качества результатов
собственного исполнения.
Регулятивные
Используя технологию продуктивной музыкально-творческой
деятельности, мы с мальчиками учимся формулировать ту или иную цель,
проговаривать последовательность действий в интонационных упражнениях,
дыхательной гимнастике, при исполнении канона и произведения Дж.
Гершвина «Хлопай в такт»; давать эмоциональную оценку деятельности всего
коллектива на занятии используя технологию оценки успехов.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
Подбор системы и методов развития голоса и слуха, а также песенного
репертуара.
Планирование учебно-методической деятельности по хоровому
музицированию.
Оздоровление связочно-голосового аппарата детей, снижение заболеваемости.
Активное участие детей в сольном, хоровом, концертном исполнении.
Ожидаемые результаты:
у детей появится интерес к музыкальной культуре и к хоровому пению;
мальчики приобретут необходимые знания о культуре русского народа;
разовьётся музыкальный слух и умение владения голосом;
разовьётся умение работать в коллективе.
Способы оценки результатов.
Анализ диагностики голосовых данных детей.
Наблюдение за развитием артикуляции, голоса и слуха.
Анализ эстетической, познавательной и функции общения.
Анализ планирования.
Анализ формирования личностных качеств ребенка.
Проведение концертов, мероприятий с родителями, специалистами.
- 7 -
3.СИСТЕМА РАБОТЫ
Свою деятельность я строю с использованием различных музыкальных
методик ведущих педагогов музыкантов. Певческий аппарат есть дыхательный
аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью
и пластичностью, богатой нервной организацией. Поэтому для меня, как для
педагога проблема развития голоса очень значима.
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с
проблемой правильной диагностики и развития голосового аппарата. Я
стараюсь перенять полезный опыт и в этом направлении для достижения
лучшего результата в своей работе.
Я решила начать с диагностики детей и родителей, так как знания в
формировании русского музыкального наследия, музыкальных традиций,
народной и академической манеры исполнения необходимы для формирования
любви к музыке, к хоровому пению и исполнительству.
Опираясь на результаты диагностики, провела анкетирование родителей.
В результате чего, оказалось, что они плохо знают музыкальную историю
нашего народа, не говоря о западной классической музыке, не знают о развитии
хорового искусства в нашей стране и за рубежом.
Родители редко вовремя заботятся о развитии музыкальности. И даже
наиболее внимательные и состоятельные из них не могут дать своим детям при
самом тщательном обучении музыке, коллективное воспитание, являющейся
огромной помощью на начальном этапе музицирования.
Пение не только должно доставлять поющему ребенку удовольствие, но
так же и развивать его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с
сердечно-сосудистой системой. Следовательно, ребенок невольно занимается
дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Хорошее пение как
искусство является результатом продолжительной работы. Правильно
составленное планирование по развитию голосовых данных детей,
использование артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетических
упражнений, с голосовыми сигналами доречевой коммуникации помогают
правильно организовать процесс воспитания и обучения.
Для ребенка дошкольника характерны кратковременность интересов,
неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому темп моих занятий высок,
но я неоднократно, из урока в урок, возвращаюсь к одним и тем же
упражнениям, что способствует развитию у детей внимания и длительному
сохранению интереса к предлагаемому мной материалу.
Поскольку ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте игра, я
использую много игровых приемов, которые важны как для повышения
познавательной активности, так и для создания эмоциональной атмосферы.
Большой интерес у детей вызывают игры, построенные на
артикуляционной гимнастике и интонационно-фонетических упражнениях. Это
позволяет, развивая слух, пользоваться различными тембрами своего голоса и
укреплять мышцы лица и языка.
Особую роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В
зависимости от возраста дыхание видоизменяется, но в любом возрасте оно
- 8 -
должно быть естественное, глубокое и ровное. Момент образования звука это
атака. Атака бывает трех видов: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая
атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая
атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий.
Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью.
В своей практике работы с голосом и хорового рения я добиваюсь у детей
смыкания связок, используя мягкую и твердую атаку, но своеобразной
проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхание. В этом
случае ребенок сам контролирует свое дыхание, следит за дыханием
товарищей, без толчка заканчивает пение, и вновь берет дыхание, повторяя тот
же звук.
Очень эмоционально дети реагируют на правильно подобранный мною
музыкальный материал. Это яркие, характерные произведения,
соответствующие возрасту и музыкальным возможностям детей на данных
этапах. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их
использования в речи или в пении. В этом отношении правильное и понятное
для детей исполнение педагогом имеет огромное значение. Особенно для детей
с плохо выраженной интонацией и для детей с так называемым
«немузыкальным» слухом «гудошников». Если диагностировать ребенка
верно, и понять, что в основе такого звучания лежит проблема слуха, то,
помогая ребенку справиться с его проблемой эмоционально и физиологически,
можно развить его слух и музыкальность. Все дети способны чисто
интонировать, но для каждого время овладевания техникой постановки голоса
различно.
В условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие условия
для развития голосов всех видов. По-видимому, и при коллективном обучении
пению целесообразнее будет использовать все виды регистрового звучания.
Задача развития детского голоса при коллективном обучении пению
усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботится и о
хоровых, которые формируются параллельно с первыми и оказывают влияние
друг на друга.
Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу
дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в различном
возрасте с учетом индивидуальных особенностей.
Основные направления работы в хоровом классе
1. Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и
стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами,
удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером
сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов.
Использование дикционных упражнений, скороговорок.
- 9 -
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают
хормейстеру выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого
пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны
детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно
интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности
музыкального произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении.
Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам
цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень
музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто
поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей,
следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя.
Одна из основных задач-петь активно и индивидуально, с сопровождением и
без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы
на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capella способствует
формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания
дирижерского жеста(указания дирижера: внимание, дыхание, начало,
окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и
динамических изменений.
6.Работа над исполнением хорового произведения.
Хормейстер должен раскрыть художественный образ произведения, его
настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни
детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса.
Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку
осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению,
соответствующее настроение.
Оптимальное звучание в хоре:
- выявленные тембры хоровых партий;
- нефорсированное пение;
- «теплые», «льющиеся» голоса;
- свободное владение певческим диапазоном;
- владение амплитудой динамических оттенков;
- 10 -
Формы реализации задач хорового класса
- коллективное пение
- индивидуальная работа
- сводные репетиции
- концертные выступления
- просветительская деятельность
- участие в творческих конкурсах
Основные направления в подборе репертуара
- классическая музыка;
- народная музыка;
- духовная музыка;
- произведения современных авторов;
Примерные вокальные упражнения
1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;
2. Имитационные упражнения «крик» чаек, «страшная сказка», «скрип»т.д…
3. Дикционные упражнения.
4. Упражнение на плавное соединение звуков.
Все упражнения на занятиях в классе должны выполняться в игровой,
свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.
Примерный репертуар
1.Попевки:
«Барабан», «Самолет», «Труба», «Конь», «Бобик», «Корова», «Здравствуйте»,
«Осенние листочки», «На велосипеде», «Дудочка».
2.Песни
Рус. н. п. «Как у наших у ворот»
Е. Адлер «На мельнице жил кот»
С. Соснин П. Синявский «Весёлый перепляс»
В. Кикта П. Барто «Рябчик»
А.Кудряшов «Мячик»
И.Цеслюкевич «Рождественская песенка»
Ю. Блинов А. Гурин «Добрый лес»
Н. Махновская «Зимняя песенка»
- 11 -
4. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мои воспитанники принимает активное участие в творческой жизни школы,
тематических концертах города и района. Неоднократно становился
дипломантом фестиваля «Весенние соловушки» в г. Дубна.
2002г. и 2010г. младший хор становился лауреатом ll степени областного
конкурса академических коллективов и вокальных ансамблей детских школ
искусств «Музыка на рубеже веков» г. Тверь
В 2011г. Хор стал лауреатом регионального конкурса «Зажги свою звезду».
В 2012г. Стал дипломантом регионального конкурса «Конаковские огни».
В 2010г. и в 2012 младший хор принимал участие в международных
фестивалях «Волжский хоровой собор» в г. Конаково.
В 2013г. диплом лауреата фестиваля l Открытого фестиваль конкурса
вокально-хорового исполнительства в МГПУ г. Москва.
2014г диплом Лауреата I степени .на III открытом музыкальном детско-
юношеском фестивале-конкурсе «Весна идёт! Весне дорогу хор
первоклассников Тверь.
2014г.диплом Лауреата II степени на областном конкурсе хоровых коллективов
«Между двух столиц» младший хор Тверь
2014г. диплом Лауреата I степени на VI районном фестивале-конкурсе юных
талантов «Зажги свою звезду» хор первоклассников Конаково 2014г.
5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил ещё
А.Е.Варламов, замечательный композитор и педагог, один из
основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка
учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос
приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей
(И.И.Левидова, В.А.Багадурова, Е.А.Аркина, Е.И.Алмазова и др.),
посвященных детскому певческому голосу. Ученые считали, что правильное
развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка
любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок,
которые должны быть здоровы.
О необходимости проведения специальной работы по постановке
певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги
практики Н.А.Метлов, Е.С.Маркова, Е.П.Иова, Е.М.Дубянская,
Р.Краснобродская и др., предполагая очень интересные приемы,
способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания,
чистоты интонирования, дикции.
Проблему развития детского голоса исследовали многие педагоги и
ведущие музыканты мира. Последние разработки и достижения в вокальной
педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского
голоса.
- 12 -
Неоднократно проблему постановки детского певческого голоса на
страницах журнала «Музыкальный руководитель» поднимала К.В.Тарасова
ведущий специалист по музыкальному образованию дошкольников, доктор
психологических наук.
Книга Г.П.Стуловой «Хоровой класс» даёт современное научное
обоснование и рекомендации для вокально-хоровой работы с детьми любого
возраста.
Известный музыкант хормейстер, руководитель концертных хоров
девочек и мальчиков, организатор муниципальной вокально-хоровой школы
«Мечта», заслуженный работник культуры России В.А.Шереметьев более
тридцати лет работает с хоровыми коллективами. Огромный опыт работы с
детьми разных возрастов привел автора к желанию поделиться накопленными
знаниями и методами работы по певческо хоровому воспитанию детей.
Результатом явилась книга «Пение и воспитание детей в хоре», получившая
широкое признание в среде педагогов хормейстеров разных городов России.
«Хоровое пение в детском саду» - вторая книга В.А.Шереметьева.
Д.Е.Огороднов является одним из основателей и методическим лидером
особого направления детского вокально-музыкального воспитания. «Дети,
воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально,
эмоционально переживают музыку, процесс интонирования». Таково мнение
известного ученого исследователя В.В.Емельянова.
Продолжая традиции Д.Е.Огороднова, В.В.Емельянов создал «фонопедический
метод развития голоса», который получил широкое распространение.
«Фонопедия» - комплекс педагогических воздействий, направленных на
постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата
гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же
коррекцию самой личности обучающегося.
6.ВЫВОДЫ
Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной
деятельности. По ходу обучения дети получают элементарные сведения о
музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания
текста песен знакомятся с основными терминами, определяющими характер
произведения, темп, динамику. Исполнение упражнений или вокальных
приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма
звукообразования и целесообразности их использования.
Используя современные методики ведущих специалистов и свой
практический опыт, я правильно спланировала и организовала работу по
постановке голоса и слуха детей дошкольного возраста.
Мои воспитанники открывают для себя возможности своего певческого
аппарата, что вызывает у них чувство удовольствия и собственной значимости
своего голоса. Родители же, наблюдая за развитием детских голосов, пришли к
выводу, что их дети стали более музыкально образованнее, духовно богаче;
увидели, как расширился певческий диапазон голосовых возможностей их
- 13 -
ребенка; отметили уменьшение заболеваемости верхних дыхательных путей
детей.
Литература
При разработке рабочей программы использовалась следующая литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации.
М.: Просвещение, 2010.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России. - М.: Просвещение, 2010.
3.В. Шацкая. Детский голос. – М., 1970
4.В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг.- С- П., 1997
5.Г. Стулова. Развитие дет. голоса в процессе обучения пению. М., 1992
6.Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва., 1996
7.Л.Дуганова, Л. Алдаков. Поет детская хоровая студия «Веснянка» -М.,2002
8.В. Попов. Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для
инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШХ.- М., 1988
9.Г.Струве. Хоровой класс.- М., 1986
- 14 -
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
3-й цикл развития показателей певческого голосообразования.
Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова.
1. Греть руки дыханием.
2. Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – «h»
3. [Ǎ] h [Ǎ] h [Ǎ] h [Ǎ] h [Ǎ]
4. [Ǎ] h [Ǎ] А [Ǎ] h [Ǎ] А [Ǎ]
5. «Волна»:
х х х А х х х А х х х А х х х
6. «От шёпота до крика»:
Раз, два, три, четыре, пять, шесть,
(шёпот) (тихий голос) (средний голос)
Семь, восемь, девять, десять!!!
(громкий голос) (очень громко) рикнуть)
7. «Крик»
Раз - … десять! [A] А! [A] А! [A] А!!!
8. «Крик – вой»
[Ǎ] А !!!
9. «Волна с воем»
х х х А х х х А х х х А х х х
10. «Крик – вой – визг»
[Ǎ] А
11. «Волна с криком чайки»
х х х А х х х А х х х А
- 15 -
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1 –ый цикл развития показателей певческого голосообразования.
Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова.
Все упражнения излагаются словесными заданиями.
1.«Почистим зубки»
Языком проводим по верхним, а затем по нижним зубам.
2. «Сосем конфету»
Языком упираемся в щёку, напрягая мышцы языка.
3. «Гладим нёбо»
Языком проводим от верхних зубов к маленькому язычку и назад.
4. «Помашем язычком»
Высунув язык, поднимаем кончик верх и опускаем вниз.
5. «Слизываем варенье»
Кончиком языка достаем выше верхней губы, как бы слизывая варенье,
так же выполняем вниз, как можно дальше вытягивая язык.
6. «Пожуем язычок»
Зубами прожевываем язык от кончика до основания.
7. «Трубочка или блинчик»
Сложить язычок в трубочку и, удерживая его в таком положении,
медленно выдвигать наружу
8. «Ключик»
Поворачиваем язычок на правый и левый бок, удерживая его во рту.
9. «Замочек»
Мягко и спокойно открываем рот, полностью опуская подбородок.
10. «Доктор Айболит»
Показать горло, опуская корень языка вниз.
11. «Корова»
Напрягая губы, выполняем круговые движения.
- 16 -
ИНТОНАЦИОННО – ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
2 й цикл развития показателей певческого голосообразования.
Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова.
1.[Ǎ]Ш.[Ǎ]Ш.[Ǎ]Ш.[Ǎ]Ш.[Ǎ]Ш и т.д. в последовательности:
Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.
2. «Страшная сказка»: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО,
ЫЭАОУ.
3. «Вопросы – ответы»:
4. «Канючим» хххА, хххАО, хххАОУ, хххА, хххАЭ. хххАЭЫ. хххАОУ
хххАЭЫ
5. «Бронтозаврик»
У, УО, УОА, УОАЭ,
УОАЭЫххх, Ы, ЫЭ, ЫЭА,
ЫЭАО, ЫЭАОУххх.
6. «Вопросы – ответы с согласными»
У ШУ У ШО У – ША У ШЭ У- ШЫ
У СУ У – СО У – СА У СЭ У - СЫ
У ФУ У – ФО У ФА У ФЭ У - ФЫ
У - КУ У КО У - КА У –КЭ У - КЫ
У ТУ У – ТО У ТА У – ТЭ У - ТЫ
У ПУ У – ПО У ПА У – ПЭ У - ПЫ