Конспект урока "Русская духовная музыка" 6 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №293 Красносельского района г.С.Петербурга
Конспект урока по музыке в 6 классе
по теме «Русская духовная музыка.
Концертная стмфония « Фрески Софии Киевской»
на основе Программы «Музыка. 1-7классы»
авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Выполнила учитель музыки
высшей квалификационной категории
Фролова Татьяна Михайловна
г. Санкт-Петербург
2014г.
Тема урока: «Русская духовная музыка.Концертная симфония
«Фрески Софии Киевской»
Цель урока:
Расширить представление о прообразах и народных истоках музыки, раскрыть
взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
- Повторение ранее изученных фрагментов и знакомство с другими частями
Концертной симфонией «Фрески Софии Киевской»;
- Развивать навыки анализа музыкального произведения.
- Развивать вокально-хоровые навыки на основе материала канона «Пороша»
Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний)
Методы работы: объяснительный, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: муз. центр, аудиодиски, мультимедийный проектор, наборы
иллюстраций с изображением фресок.
Музыкальный материал:
М Березовский. «Не отвержи мене во время старости»;
В.Кикта. «Фрески Софии Киевской»: Орнамент; Групповой портрет дочерей
Ярослава Мудрого; Скоморохи; Борьба ряженых; Музыкант.
И.-С.Бах, ст.С.Есенина. «Пороша» (канон).
Образовательные технологии:
- Презентация на тему «В.Кикта. Концертная симфония для арфы с оркестром
«Фрески Софии Киевской»;
- Слушание фрагментов Концертной симфонии «Фрески СофииКиевской»
В.Кикта ;
- Работа с раздаточными иллюстрациями с изображением орнамента и фресок.
- Привлечение к процессу изложения учителем нового материала учащихся,
заранее готовивших чтение стихотворения А.Руденского на тему данного урока;
-Создание учащимися собственных фресок.
Предполаемые результаты
Метапредметные: знакомство с произведениями живописи и литературы.
Предметные: закрепление навыков слушания, анализа и сравнения муз.
произведений.
Межпредметные: установление художественно-интонационных связей
музыки и живописи.
Личностные:формирование чувства любви к русскому искусству.
План урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Повторение материала прошлого урока «Русская духовная музыка»
3.Работа по теме урока. а) История создания «Фресок»
б)Слушание муз. фрагментов, анализ, сравнение, определение средств муз.
выразительности.
в)Домашнее задание.
4. Заключительный раздел слушания: рефлексия.
5.Вокально-хоровая работа.
6.Итог урока. Выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Повторение пройденного материала
Беседа по вопросам:
- Когда в России зародился жанр духовной музыки, с какими историческим
событием он связан?
- Как называется жанр церковной музыки Древней Руси?
- С чем связаны перемены в русской духовной музыке в 17 веке? В чём отличие
и значение партесного пения от знаменного распева?
3. Работа по теме урока
Эвристическая беседа.
Значение творчества рус. композитора 18в. М.Березовского состоит в том ,
что в нём появился и развился жанр церковной музыки — духовный концерт.
Русская церковная музыка в это время становится частью храмового синтеза
искусств, воздействует на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой
храма, иконописи, обряда богослужения.
а) Сегодня на уроке мы продолжим говорить об образах рус. духовной музыки.
Мы продолжим начатое вами в 5 классе знакомство с муз. произведением
современного композитора, которое погружает нас в эпоху глубокой старины
и историческое событие, побудившее композитора на создание этого
произведения. Подсказкой вам будут строки стихотворения, которое я
предложила выучить (имя учащегося).
Учащийся читает заранее выученное стихотворение А.Руденского.
Началом встречи дорожа, ты — за угол, и вот
Собраньем древних горожан София предстаёт.
В крутом изгибе куполов
Плывёт варяжский струг,
Орнамент кровельных листов,
Как чешуя кольчуг.
Тысячекратное вчера, -
Здесь камни внятней книг,
И с трёх сторон прожектора
Подсвечивают их.
На фоне звучания стихотворения начинается презентация «В.Кикта.Концертная
симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». А также учащиеся
рассматривают набор плакатов с изображением фресок.
1.Слайд «Храм св. Софии в Киеве»
2.Слайд «Интерьеры храма и настенная роспись»
(Ответ учащихся)
Вспомните современного украинского композитора и название его
произведения, посвящённого этому историческому памятнику. (Ответ).
3.Слайд «Портрет В.Кикты»
Какое событие, в эпоху какого русского князя побудило появление этого
архитектурного шедевра? (Ответ).
4.Слайд «Портрет Ярослава Мудрого»
б) «Фрески Софии Киевской» - необычная симфония. Это своего рода большая
инструментальная былина, в которой повествуется о значительной странице в
истории русского государства, о духовном богатстве русского народа,
воплотившемся и в уникальном памятнике архитектуры, его живописных
фресках, и в народном искусстве Руси.
5.Слайд «Орнамент»
Слушание: В.Кикта. «Орнамент»(1)
Вспомните название прозвучавшего фрагмента (Ответ).
По словам композитора, «Орнамент» - самый значительный образ, это
ощущение старины и тех центральных событий, связанных с историей
Киевской Руси. В симфонии явно ощущается влияние жанра инструменталь-
ного концерта. Какой инструмент является солирующим и почему ? (Ответ)
По мнению композитора, арфа, инструмент «чистой красоты», приближает
слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучане
гуслей.
6.Слайд «Изображение гуслей, арфы, симфонического оркестра»
Пёструю картину музыкальных картин и образов, в которых раскрывается
единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она
звучит во «Фресках» нескольо раз. Послушайте неоднократно повторяющуюся
тему «Орнамент». Отметьте, какие изменения вносит композитор при повторе-
нии темы.
Слушание: В.Кикта. «Орнамент»(2)
(Ответы учащихся: меняется ритм, тембр, добавляется звучание других
инструментов — трубы, колоколов).
Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало
мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной
жизни: «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи»,
«Борьба ряженых», «Музыкант».
7. Слайд «Изображение фресок: «Групповой портрет дочерей Ярослава
Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых», «Музыкант».
В симфонии композитор создаёт яркие запоминающиеся образы: «Групповой
портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи», «Борьба ряженых»,
«Музыкант».
Слушание: В.Кикта. Портрет дочерей Ярослава Мудрого
8.Слайд «Фреска «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»
Ребята, проанализируйте музыку этой части и изображение на фреске, отвечая
на вопросы, записанные на доске. Определите средства художественного
воплощения образов в фресковой живописи и в музыке.
- Что представляет собой мелодическая линия? (Нисходящая, поступенная).
- Тембровая окраска (звучащие инструменты) (Арфа, скрипка).
- Приём исполнения мелодии (Тремоло).
- Колорит музыки и фрески (Мерцание, зыбкость).
- Форма музыки (Вариации).
-Композиция фрески (Повторное расположение частей).
- Какие средства музыкальной выразительности применены для развития муз.
образа? (Темп, динамика).
- Как происходит развитие художественной идеи? (Создание эффекта
приближения).
- Какой приём изложения использовал композитор при создании образов
движущихся девушек? (Приём изобразительности и выразительности).
В «Групповом портрете» - два плана звучания. Первый — нисходящие
мелодические попевки скрипок, тремоло которых создаёт трепетное, зыбкое,
изящное звучание. Второй — нисходящие, повторяющиеся интонации арфы,
которые звучат неопределённо, неясно, словно мерцающие свечи. Так компози-
тор рисует образы загадочных и утончённых девушек, дочерей князя, будущих
королев Франции, Норвегии и Венгрии.
9. Слайд «Фреска «Скоморохи».
Ребята, вспомните или угадайте название этой фрески. (Ответ).
Послушайте часть симфонии, которая называется «Скоморохи».
Слушание: В.Кикта. Скоморохи.
Проанализируйте музыку, отвечая на вопросы, записанные на доске:
- Почему композитор ввёл в симфонию, посвящённую Софийскому собору
образы народных весельчаков и балагуров — скоморохов? (Для создания
контраста образов в общей композиции симфонии).
- Каковы особенности муз. языка в этой части симфонии? (Эта часть
построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях).
- Имитацию звучания каких народных инструментов мы слышим в музыке
«Скоморохов»? (Подражание балалаечным, свирельным наигрышам, перезвону
бубенцов).
10.Слайд. «Изображение скоморохов, балалайки, свирели,бубенцов.
. Каковы приёмы изложения музыкального материала?
(Ответ:изобразительность и выразительность).
11.Слайд «Фреска «Борьба ряженых».
12.Слайд «Музыкант»
Образы народной жизни представлены в живописных фресках, которые
получили названия «Борьба ряженых» и «Музыкант».
Слушание и письменное анализирование музыкальных частей с аналогичными
названиями будет вашим домашним заданием. Запишите вопросы, по которым
будет строиться анализ музыки.
в) Домашнее задание:
Прослушать произведения. Записать в тетрадях размышления и сделать анализ
произведений. Какими приёмами композитор достигает развития образов?
- «Борьба ряженых»онтрастное изложение музыки);
- «Музыкант» (Варьирование главной темы )
- Создание рисунка с изображением придуманной самостоятельно фрески.
4.Заключительный раздела слушания: рефлексия.
- Какой из образов симфонии произвёл на вас особое впечатление и почему?
(Ответы).
- В чём современность музыкальных образов, созданных композитором в этом
сочинении? (Композитор В.Кикта, словно летописец, создал духовные образы
и образы народной жизни Древней Руси, насыщая их собственными
интонациями, понятными для нас,современников).
- Какое новое понятие вы усвоили на уроке? (Концертная симфония это
симфония для солирующего инструмента с оркестром).
5.Вокально-хоровая работа.
Вокальные упражнения для расширения диапазона голоса, для дыхания,
артикуляции.
Работа по формированию навыка пения каноном вокального произведения
«Пороша» (тема И.-С.Баха, ст. С.Есенина)
Анализ песни.
Беседа по вопросам:
- В каком характере исполняется песня?
- Почему стихи С.Есенина были положены на музыку И.-С.Баха?
- Почему для песни была выбрана форма канона?
6. Итог урока:
- Анализирование уровня активности учащихся на уроке.
- Выставление отметок
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 6 класс» авторов Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, на основе Программы узыка. 5 - 7 классы", авторы:
Е.Д.Критская, Г.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).
«Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для
учителя М., Просвещение, 200.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс», М.,
Просвещение, 2004г.
Фонохрестоматия для 6 класса 2 СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 201.
Творческая тетрадь "Музыка. 6 класс", М., Просвещение, 201.
Список научно-методической литературы.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина,
М.,Просвещение,1988г.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно –
правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана –
Граф»,2008г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной
О.А. выпуск 9,17.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,
2001г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред.
Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом
образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,
2002г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М.,
Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М.,
Просвещение, 1982г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в
школе», М., Академия, 2000г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-
8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.:
Глобус, 2008.- 176с
Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке",
М., Детская литература, 1972 г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение,
1989г.
Михеева Л.В. "Музыкальный словарь в рассказах", М., Советский
композитор, 1984 г.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,
М.,Владос,2003г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Сборник "Музыка и поэзия", автор-составитель Домнина Е.Н., Санкт-
Петербург, 2004 г.
Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения.
Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М.
Просвещение, 2009
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия
развития, 2006г.
Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект),
Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст,
2005г.
Финкельштейн Э.И. "Музыка о А до Я. Занимательное чтение с картинками
и фантазиями", Ленинград, Советский композитор, 1991 г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания»,
Санкт-Петербург, 2002г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр.
Кино., М., Аванта+, 2003 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия №293 Красносельского района г.С.-Петербурга
Конспект урока музыке в 3 классе
по теме «Вечная песнь материнства»
на основе Программы «Музыка. 1-7классы»
авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Выполнила учитель музыки
высшей квалификационной категории
Фролова Татьяна Михайловна
г.С.-Петербург
2014г.
Тема урока: «Древнейшая песнь материнства»
Цель урока:
Развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших
гуманистических ценностей — отношения к материнству средствами
искусства.
Задачи:
- Развивать музыкальное восприятия, память, творческий потенциал личности
в процессе изучения темы материнства;
- Формировать знания учащихся о церковной музыке;
- Выявлять интонационное сходство произведений духовного жанра;
- Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.
- Развивать вокально-хоровые навыки на основе материала песни В.Гаврилина
«Мама».
Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний).
Методы работы: объяснительный, репродуктивный, наглядный, практический.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиодиски; мультимедийный проектор;
Музыкальный материал:
Ф.Шуберт. Ave Maria; С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся; Тропарь
Владимирской иконе Божьей Матери; Ваврилин. Мама.
Образовательные технологии:
-Презентация на тему «Древнейшая песнь материнства»;
-Демонстрация репродукций картин Рафаэля «Сикстинская мадонна»,
В.Васнецова «Богоматерь с младенцем», иконы «Богоматерь Владимирская»;
- Привлечение к изложению учителем нового материала нескольких учащихся,
заранее подготовивших чтение стихов на тему данного урока.
Предполагаемые результаты:
Метапредметные: знакомство с мировыми шедеврами изобразительного
искусства.
Предметные: знакомство с мировыми шедеврами музыкального искусства;
Межпредметные: формирование художественно-музыкального вкуса,
творческого воображения, основанных на межпредметных связях музыки,
изобразительного искусства и литературы;
Личностные: формирование лучших душевных качеств доброты, любви к
близким.
План урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Работа по теме урока.
3. Заключительный раздел слушания. Рефлексия.
4. Домашнее задание.
5. Вокально-хоровая работа.
6. Итог урока.
Ход урока:
1. Оргаеизационный момент. Приветствие.
2.Работа по теме урока.
Тема сегодняшнего урока самая главная, великая и вечная тема во всех видах
искусства. Писатели, художники, композиторы во все времена воспевали
женщину-мать. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом близком, дорогом
человеке для каждого из нас — о маме, о материнстве. Давайте хором прочтём с
доски тему сегодняшнего урока: «Вечная песнь материнства».
Эпиграф к сегодняшнему уроку, а это будет стихотворение Сергея Острового,
прочтёт... (имя учащегося).
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребёнком на руках.
Начало презентации на тему «Вечная песнь материнства»
1.Слайд «Рафаэль. Сикстинская мадонна»
Великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти жил и писал свои
бессмертные полотна более 500 лет тому назад. Ребята, почему сегодня, как все
500 лет существования картины нас волнует образ матери, запечатлённой на
ней? (Ответы)
В основу содержания картины положена библейская легенда, которая
прославляет великую силу материнства. Пред Марией с младенцем на руках
склонились св.Варвара и св.Сикст. Картина предназначалась для убранства
капеллы св. Сикста в Риме, отсюдаи название картины.
Беседа по вопросам:
-Как изображена Мария;
-Как художник подчёркивает её святость и величие;
-Что выражает взгляд Марии;
(Ответы учащихся)
Давайте хором прочтём строки из учебника средневекового поэта Данте :
Она идёт, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя...
Композиторы всех стран и поколений также прославляли в своих творениях
Богородицу и младенцем на руках. Как должна звучать музыка, посвящённая
Деве Марии? (Ответы).
Одно из величайших музыкальных творений, раскрывающих образ Богородицы
это песня австрийского композитора 19 века Ф.Шуберта «Ave Maria”
2.Слайд. Портрет Ф.Шуберта; картина Рафаэля «Сикстинская мадонна»
Слушание: Ф.Шуберт. Ave Maria.
Песня прозвучала в исполнении юного итальянского певца Робертино Лоретти.
Латинская молитва, обращённая к матери Христа, начинается словами «Аve
Maria”, что означет «Славься, Мария!»
Что общего в этих двух произведениях — музыкальном и живописном?
(Ответы).
Какие муз. краски придают музыке Шуберта возвышенность, благородство,
а воспеваемому образу Матери — доброту и нежность? (Ответы).
3.Слайд. В.Васнецов. Богоматерь с младенцем.
К величайшему творению русских художников, воспевающих образ
Богородицы, относится картина В.Васнецова «Богоматерь с младенцем».
И подписью к картине могли бы служить стихи А.С.Пушкина, передавшего
в поэтическом творении своё восхищение творением живописным.
Учащимся предлагается хором прочесть строки А.С.Пушкина:
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель -
Она с величием, Он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и лучах...
Ребята, подумайте, в чём сходство двух картин, изображающих Богородицу,
написанных разными художниками в разные эпохи и в разных странах.
(Ответы)
4.Слайд «Икона Богоматери Владимирской»
Перед вами ещё один непревзойдённый шедевр. Является ли это изображение
картиной? (Ответ). Перед вами икона,- в переводе с греческого означает
«образ».
Изображение лица на иконе не несёт индивидуальных черт, а является образом.
Иконы пишутся по строго определённым канонам (правилам). Иконописцы,
изобажавшие Богородицу, передавали в лике её высокие духовные чувства
нежность материнства, сострадание за судьбу сына.
На Руси есть иконы с удивительными поэтическими названиями
Названия икон учащимся предлагается прочесть хором:«Утоли моя печали»,
«Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих
радость».
5.Слайд «Православные иконы Богородицы»
Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Она является
небесной заступницей города Москвы. Россию называют домом Богородицы.
В православных храмах звучат праздничные песнопения, тропари.
Послушайте, как звучит православный церковный «Тропарь Владимирской
иконе Божьей Матери».
Слушание: Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери»
Молитвы, как и иконы слагаются по строго определённым канонам (правилам).
Скажите, какие общие черты присущи этим двум произведениям церковного
искуссва? (Ответы: строгость, сдержанность, благостность,
просветлённость). Дополните свой эмоциональный словарь передающими
чувства словами из учебника.
Учащиеся читают поочерёдно: мир, радость, величие, достоинтво,
благородство, тишина, спокойствие, красота, простота.
Подобно песне «Ave Maria» Ф. Шуберта в западно-европейском музыкальном
искусстве, в русской музыке есть духовное произведение , написанное
выдающимся композитором 20-го века С.В.Рахманировым. Называется оно
«Всенощное бдение» и написано на тексты православных молитв.
«Всенощной» называется вечерняя церковная служба у православных христиан.
Эта композиция из 15-ти песнопений — один из мировых шедевров культовой
музыки. Музыка С.Рахманинова, что выросла из древнерусского искусства
знаменного пения и народного песнотворчества, прославляет как наивысшую
ценность стремление людей к добру, к единению, к всеобщему миру. Глубоко
поэтическая душа народа проявляется в пении без сопровождения, ибо живой
певческий голос способен передать самые тонкие движения души.
Одной из 15-ти частей «Всенощной» является песнопение «Богородице Дево,
радуйся».Среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица
Небесная, Мадонна — есть обращение: Всепетая.
6.Слайд «Портрет С.Рахманинова. Изображение церковного хора».
Слушание: С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся»
Анализирование музыки по вопросам:
- Ребята, как звучала молитва?; - Какие голоса, мужские или женские,
исполняли молитву?; - Созвучна ли музыка С.Рахманинова, написанная в духе
древнерусского знаменного распева с теми чувствами, которые вызывает
у нас икона?
(Ответы).
Молитву «Богородице Дево...» С.Рахманинова и православную икону
Владимирской Божьей Матери можно назвать единым целым, неделимым
произведением, «древнейшей песнью материнства», выражающим чувство
восхищения и поклонение самому дорогому и близкому каждому из нас
человеку — матери.
3.Заключительная часть слушания. Рефлексия.
Дать ответы на вопросы:
- С какими музыкальными, поэтическими произведениями и картинами
живописи вы познакомились сегодня на уроке?; - В чём интонационное
сходство этих произведений?; - Какие новые понятия вы узнали на
уроке?;(отличие иконы от картины; каноны: молитвенное песнопение) (Ответы
учащихся).
4.Домашнее задание:
Прослушать: Ф.Шуберт «Ave Maria», С.Рахманинов. «Богородице Дево,
радуйся»; Нарисовать портрет мамы.
5. Вокально-хоровая работа.
Вокальные упражнения для расширения диапазона голоса, для дыхания,
артикуляции.
Разучивание песни В.Гаврилина «Мама». Анализ песни.
Беседа по вопросам:
- В каком характере исполняется песня;
- Какиеслова в песне выражают характер музыки:
- Возможно ли исполнение песни с такими стихами петь отрывисто и в быстром
темпе? Почему?
- Какие динамические оттенки могли бы украсить исполнение песни?
6. Итог урока.
- Анализ уровня активности учащихся на уроке.
- Выставление отметок.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 3 класс» авторов Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной на основе Программы "Музыка. Начальная
школа", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (М., Просвещение,
2010).
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое
пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М.,
Просвещение, 2001г.
Фонохрестоматия для 3 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2012г.
Рабочая тетрадь "Музыка. 3 класс", М., Просвещение, 2012г.
Список научно-методической литературы.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной
О.А. выпуск 9,17.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,
2001г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом
образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,
2002г.
Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в
школе», М., Академия, 2000г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-
8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.:
Глобус, 2008.- 176с
Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке",
М., Детская литература, 1972 г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение,
1989г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания
младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Песенные сборники.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,
М.,Владос,2003г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,200.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Сиротина Т., "Музыкальная азбука", М., Музыка, 2004 г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия
развития, 2006г.
Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект),
Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
Ткачева Е.Е. "По главной улице с оркестром" (Учебно-методический
комплект), Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001 г.
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст,
2005г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 293 Красносельского района г.С.-Петербурга
Конспект урока по музыке в 6 классе
по теме «Джаз — искусство 20-го века»
на основе Программы «Музыка. 1-7классы»
авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Выполнила учитель музыки
высшей кваликационной категории
Фролова Татьяна Михайловна
г. Санкт-Петербург
2014г.
Тема урока: «Джаз — искусство 20-го века»
Цель урока:
Развитие музыкально-художественной культуры личности на основе изучения
муз. жанров других стран. Понимание значения джаза и его роли в мировой
муз. культуре 20 столетия.
Задачи:
- Развивать музыкальное восприятия, память, творческий потенциал личности
на материале музыки джаза;
- Формировать знания учащихся о характерных особенностях стилей и сред-
ствах выразительности джазовой музыки;
- Знать выдающихся джазовых исполнителей;
- Развивать вокально-хоровые навыки на материале песни М.Минкова «Старый
рояль».
Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний)
Методы работы: объяснительный, репродуктивный, наглядный, практический.
Формы работы: коллективная, групповая.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиодиски; мультимедийный проектор;
Музыкальный материал:
- «Господи, что за утро», «Вернёмся с Иисусом» (спиричуэлс)
- «Сегодня я пою блюз» (блюзовая композиция)
- Дж.Гершвин. «Любимый мой»
- «Караван» (Д.Эллингтон, Л.Утёсов)
- М.Минков. «Старый рояль»
Образовательные технологии:
-Презентация на тему «Джаз — искусство 20-го века»;
-Демонстрация портретов Л.Армстронга, Д.Эллингтона, Э.Фицджеральд,
Л.Утёсова, Дж.Гершвина; фотографий с изображением джаз-оркестра;
- Географическая карта США;
- Привлечение к изложению учителем нового материала нескольких учащихся,
заранее подготовивших роли историков джаза по теме данного урока.
- Использование муз.инструментов (маракасов).
Предполагаемые результаты:
Метапредметные: знакомство с историческими событиями Америки,
предшествующими появлению жанра джаза.
Предметные: формирование новых знаний о стилях джаза и их характерных
особенностях;
Межпредметные: формирование мировоззренческой ориентации, основанной
на межпредметных связях музыки и мировой истории;
Личностные: принятие и уважительное отношение к музыкальной культуре
других народов.
План урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Работа по теме урока.
3. Заключительный раздел слушания. Рефлексия.
4. Домашнее задание.
5. Вокально-хоровая работа.
6. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Работа по теме урока.
Учитель: На каждом уроке мы узнаём что-то новое. Сегодня вам предстоит
знакомство с жанром музыки, не оставляющим равнодушным ни одного
слушателя. Появление этого жанра совершило переворот в мире музыки,
захватило весь музыкальный мир и музыка его становится любимой всё новыми
поколениями слушателей. Этот жанр музыки называется джаз.
Для знакомства с джазом я пригласила на урок 3-х историков джаза, роль
которых сыграют ребята вашего класса (имена учащихся).
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут высказывания знаменитых джазовых
музыкантов.
Начало презентации «Джаз музыка 20-го века»
1.Слайд «Портрет Д.Эллингтона»
1 историк джаза: «Джаз — это наслаждение свободой самовыражения».
Дюк Эллингтон.
2 историк джаза: «Джаз — это музыка. Она пользуется теми же нотами,
которыми пользовался И.-С.Бах». Джорж Гершвин.
2.Слайд «Портрет Дж. Гершвина»
3 историк джаза: «Если вы, слушая музыку, не притоптываете ногой, вам
не понять, что такое джаз». Луи Армстронг.
3. Слайд «Портрет Луи Армстронга»
1 историк джаза: Перенесёмся в 20-е годы 20-го столетия. Тогда Новый свет и
Старый Свет (так в то время называли Америку и Европу) бурлили разговорами
о каком-то джазе. Какое странное название!
2 историк джаза: Кто он? - возмущались одни. Кто он? - восхищались другие.
3 историк джаза:Вы слышали, какой шум от него? И потом,-он же неуч, -
читать по нотам не умеет.
1 историк джаза: Он парень что надо! Притворяться не умеет. Говорит, что
чувствует и поинтереснее некоторых грамотеев.
Учитель: Все хотели знать, откуда взялась эта личность.
2 историк джаза: Родился он в Америке вначале 20-го века и с тех пор быстро
распостранился по всему миру. Это результат слияния некоторых форм
музыкального фольклора «чёрных» и популярной бытовой музыки «белых».
3 историк джаза: Попадая из Африки в Америку в качестве рабов, негры
привезли туда и свои обычаи. Музыка — одна из них.
1историк джаза: Музыка для африканцев носит, прежде всего, социальный
характер, имеет ритуальный смысл, служит выражением чувст.
2 историк джаза: Многие элементы, присущие негритянской муз. культуре,
отражаются в джазе.
Учитель: Так появился спиричуэлс — религиозные христианские гимны на
африканский манер. А также — блюз, что означает грусть, меланхолия.
Слушание: «Господи, что за утро», «Вернёмся с Иисусом» (спиричуэлс),
«Сегодня я пою блюз».
4.Слайд «Портрет поющей Эллы Фитцжеральд»
3 историк джаза: Мы говорим о том времени, когда спиричуэл и блюз были
пока только подступами к джазу.
1историк джаза: Джаз появился в Новом Орлеане, городе легенд. И одной
из легенд является джаз. (показ на карте США)
5.Слайд: «Новоорлеанские джазовые музыканты»
2 историк джаза: Отрывки из опер, фортепианных произведений европейских
композиторов, популярные песенки из водевилей — всё это было на слуху.
Вся эта музыка в соединении с негритянской культурой служила основой для
зарождения джаза.
Учитель: А какие инструменты исполняют джаз?
1 историк джаза: Корнет, тромбон, кларнет, флейта-пикколо, медные духовые,
контрабасы и, конечно, ударные инструменты.
6. Слайд «Инструменты джазового ансамбля»
Учитель: А что происходило дальше?
2 историк джаза: Запись первой грампластинки 26 февраля 1917г., тираж
составил 1млн. экземпляров. Ансамбль «Ориджинал Диксиленд джаз бенд»
стал знаменитым.
7. Слайд «Ансамбль «Ориджинал Диксиленд джаз бенд»
3 историк джаза: А через несколько лет у джаза была мировая слава. Джазовые
коллективы разъезжали по Америке и Европе. Поклонникам этого жанра
не было предела.
1историк джаза: Талантливые музыканты в разных странах не просто
подражали джазу, а исполняли музыку по-своему.
2 историк джаза: Джазу присуща импровизация. Джазовые музыканты
одновременно и авторы и исполнители. Сегодня джаз чрезвычайно
разнообразен. Он включает огромное количество стилей и направлений.
3 историк джаза: Соединение новоорлеанского и чикагского (показ на карте
США) стилей стали основой для появления диксиленда. От традиционного
стиля джаз прошёл путь через свинг к современному кулджазу, электроджазу
и джаз-року. Эта музыка находится в постоянном развитии. Известность приоб-
ретают лишь его отдельные формы: свинг в 30-годы, джаз-рок в 70-е годы
и ритм-энд-блюз в наши дни.
1 историк джаза: В классику мирового джаза вошли такие прославленные
имена, как Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Бенни Гудмен, Чарли Паркер,
Глен Миллер и другие.
8. Слайд «Фотографии Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд, Бенни Гудмена,
Чарли Паркера, Глена Миллера»
2историк джаза: В 20-х годах 20-го столетия джаз приобретает популярность
и в СССР. Начало ему положил В.Парнах в 1922г. С 1927г. набирает популяр-
ность джаз-оркестр А.Цфасмана. С 1929г. Ленинградцы слушают джаз-капеллу
Г. Ландсберга. Огромное значение для развития джаза в нашей стране имело
творчество А.Варламова, Н.Минха, Л.Утёсова.
9.Слайд «Фотографии: В.Парнах, А.Цфасман, Г. Ландсберг, А.Варламов,
Н.Минх, Л.Утёсов.»
Слушание: «Караван» ( Дюк Эллнгтон, Л.Утёсов)
3 историк джаза: В стиле джаза сочиняют многие композиторы: Дж.Гершвин,
К.Дебюсси, М.Равель, И.Стравинский, Р.Щедрин, А.Эшпай, А.Шнитке.
10. Слайд «Портреты композиторов: Дж.Гершвин, К.Дебюсси, М.Равель,
И.Стравинский, Р.Щедрин, А.Эшпай, А.Шнитке».
Слушание: Дж.Гершвин. Любимый мой.
3.Заключительный раздел слушания. Рефлексия
Учитель: Ребята, о чём вы узнали на уроке от историков джаза? (Ответы).
Джаз — уникальное, феноменальное явление в мировой музыкальной культуре.
Он представляет широкую панораму звуков и выражает мир чувств и эмоций.
Нужно уметь услышать их и насладиться.
4.Домашнее задание: Пополнение словаря муз. терминов. Записать в тетрадях
определения таких понятий как джаз, спиричуэлс, блюз, регтайм, диксиленд.
5.Вокально-хоровая работа.
Упражнения для расширения диапазона голоса, для дыхания и артикуляции.
Исполнение учителем песни М.Минкова «Старый рояль». Несколько учащихся
подыгрывают на маракасах
Анализ песни.
Беседа по вопросам:
- В каком стиле прозвучала песня?
- Какие средства музыки помогли определить стиль? (сбисчивый ритм, акцент
на слабую долю).
6. Итог урока.
Анализ уровня активности учащихся. Оценка знаний.
Выставление отметок.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 6 класс» авторов Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, на основе Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).
«Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для
учителя М., Просвещение, 200.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс», М.,
Просвещение, 2004г.
Фонохрестоматия для 6 класса 2 СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 201.
Творческая тетрадь "Музыка. 6 класс", М., Просвещение, 201.
Список научно-методической литературы.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина,
М.,Просвещение,1988г.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно –
правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана –
Граф»,2008г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной
О.А. выпуск 9,17.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,
2001г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред.
Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом
образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,
2002г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М.,
Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М.,
Просвещение, 1982г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в
школе», М., Академия, 2000г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-
8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.:
Глобус, 2008.- 176с
Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке",
М., Детская литература, 1972 г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение,
1989г.
Михеева Л.В. "Музыкальный словарь в рассказах", М., Советский
композитор, 1984 г.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,
кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,
М.,Владос,2003г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Сборник "Музыка и поэзия", автор-составитель Домнина Е.Н., Санкт-
Петербург, 2004 г.
Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения.
Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М.
Просвещение, 2009
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия
развития, 2006г.
Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект),
Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст,
2005г.
Финкельштейн Э.И. "Музыка о А до Я. Занимательное чтение с картинками
и фантазиями", Ленинград, Советский композитор, 1991 г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания»,
Санкт-Петербург, 2002г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр.
Кино., М., Аванта+, 2003 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 293 Красносельского района г.С.-Петербурга
Конпект урока по музыке в 1 классе
по теме «А музы не молчали»
на основе Программы «Музыка. 1-7классы»
авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Составила учитель музыки
высшей квалификационной категории
Фролова Татьяна Михайловна
г.Санкт-Петербург
2014
Тема урока: «А музы не молчали»
Цель урока:
- Развитие музыкально-художественной культуры личности на основе изучения
произведений патриотической тематики;
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за боевые подвиги русского
воинства и уважения к защитникам Отечества.
Задачи:
- Знакомство с произведениями различных видов искусства на тему
патриотизма;
- Развивать музыкальное восприятия, память, мышление, речь на основе
изучения произведений патриотической тематики;
- Развивать вокально-хоровые навыки на материале рус. нар. песни
«Солдатушки-бравы ребятушки» и песни А.Новикова «Учил Суворов».
Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний)
Методы работы: объяснительный, репродуктивный, наглядный, практический.
Формы работы: коллективная, групповая.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиодиски; мультимедийный проектор;
Музыкальный материал:
- А.Бородин. Симфония №2 («Богатырская»)
- Рус. нар. песня «Солдатушки-бравы ребятушки»
- А.Новиков. Учил Суворов
Образовательные технологии:
-Презентация на тему «Музы не молчали»;
- Привлечение к изложению учителем нового материала 4-х учащихся, заранее
подготовивших стихи по теме данного урока;
- Использование военных форменных головных уборов;
- Использование муз.инструментов (барабанов).
Предполагаемые результаты:
Метапредметные: знакомство с военными историческими событиями,
нашедших отражение в музыке, памятниках архитектуры и живописи;
Предметные: формирование новых знаний о музыке на тему патриотизма;
Межпредметные: формирование мировоззренческой ориентации, основанной
на межпредметных связях музыки, живописи, скульптуры и отечественной
истории;
Личностные: воспитание патриотического чувства, гордости за подвиги
русского воинства.
План урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Работа по теме урока.
3. Вокально-хоровая работа.
4. Музыкально — ритмическаяя игра «Лётчики-моряки-пехотинцы»
5. Рефлексия. Итог урока. Анализ уровня активности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Работа по теме урока.
Ребята, сегодня на уроке у нас появились храбрые бойцы Российской Армии.
Появились не случайно, потому что мы будем говорить о военном искусстве, о
том, как героизм и подвиги народа отразились в музыке и других произведениях
искусства.
1 учащийся (в шлеме лётчика):
Мой прадед тоже воевал,
Имеет он награды,
Страну он нашу защищал
Под пулемётным градом.
2 учащийся (в военной фуражке):
Он за тебя и за меня
На смерть шёл из окопа,
А когда кончилась война,
Освобождал Европу.
3 учащийся (в пилотке солдата):
Я прадедом своит горжусь,
Храню его награды,
Я в школе хорошо учусь,
Потом пойду в солдаты.
4 учащийся (в военной фуражке):
Служить я буду на границе
И защищать свою страну,
Чтоб прадед мог бы мной гордиться,
И я его не подведу!
Учитель: Из глубины времён дошло до нас выражение «Когда говорят пушки,
музы молчат». Ребята, как вы понимаете это выражение? (Ответы).
Но история знает много примеров, опровергающих это выражение. Во время
войн рождались бессмертные произведения искусств, прославляющих подвиги
героев и поднимающих дух воинов на новые свершения. Искусство всегда
откликалось на все военные события, происходящие в мире, поэтому родилось
другое выражение «Музы не молчали». И сегодня Муза, наша помощница
и спутница на уроках, приглашает нас познакомиться с произведениями
искусства, воспеювающими мужество и героизм русских воинов, защитников
Отечества.
Начало презентации «Музы не молчали».
1.Слайд «Паятник Суворову на Марсовом поле. Памятник Бородинскому
сражению».
Память и памятник — родственные слова. Память о полководцах, русских
воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог сохраняется
и в народных песнях, и в образах, созданных композиторами.
Подвиг русских былинных богатырей в своей симфонии №2 («Богатырской»)
прославил композитор 19 века А.П.Бородин, учёный-химик и композитор.
Творческое наследие композитора невелико, но является бесценным вкладом
в сокровищницу русского музыкального искусства. Симфония в переводе
с греческого означает «созвучие». Свою симфонию Бородин назвал
«Богатырской».
2.Слайд «В.Васнецов.Богатыри»
Слушание: А.Бородин. Симфония №2, 1ч
Беседа по вопросам:
- Почему композитор дал название симфонии «Богатырская»?;
- Каков характер музыки?;
- Что придаёт музыке мужественность, уверенность? (Ответы).
Все инструменты оркества играют одновременно, в унисон, что даёт ощущение
силы и мощи богатырей. Впечатление тяжёлой, уверенной поступи возникает
благодаря особому строю мелодии, «топтанию» её вокруг начального звука.
3. Слайд «Трубачи первой конной».
Ребята, перед вами замечательная картина художника, рассказывающая
о событиях гражданской войны, о музыкантах духового оркестра, музыка
которых было столь необходимой, что вдохновляла солдат, укрепляла их дух
и призывала к самоотверженным подвигам. Наверно именно эта картина
вдохновила современного композитора и исполнителя Сергея Никитина
на создание прославленной «Песни о маленьком трубаче».
Исполнение учителем «Песни о маленьком трубаче».
Анализирование песни. Беседа по вопросам:
- Какая песня по характеру?
- Напоминает ли мелодия песни призыв трубы и почему?
- Как приёмы исполнения должны быть в каждом из куплетов песни?
3. Вокально-хоровая работа
- Вокальные упражнения для развития навыков певческого дыхания,
артикуляции, расширения диапазона голоса.
4.Слайд. «В.Серов. Переход Суворова через Альпы»
О бессмертных подвигах великого русского полководца Александра
Васильевича Суворова созданы легенды.
Рождённые Суворовым афоризмы, составили книгу о науке побеждать,
и в наше время являются учебником для молодых бойцов.
А замечательный композитор советского периода нашей истории А.Новиков
написал песню, которая так н называется «Учил Суворов».
Разучивание песни А.Новикова «Учил Суворов»
Анализирование песни. Беседа по вопросам:
- Какая песня по характеру?
- Почему характер песни именно такой?
- Какие инструменты исполняют аккомпанемент песни?
Мы знаем о подвигах простых русских солдат, предводителем и вдохновителем
которых был Александр Суворов. О своём солдатском быте, о патриотическом
долге, о сражениях сочиняли песни крестьянские парни, призванные служить
в армии. До наших дней дошла песня «Солдатушки-бравы ребятушки».
5.Слайд «Солдаты армии Александра Суворова»
Разучивание песни «Солдатушки-бравы ребятушки».
руппа учащихся отбивает ритм песни на барабанах. Другая группа
имитирует игру на флейтах).
Анализирование песни. Беседа по вопросам:
- Какая песня по характеру?
- Какова роль повторов в песне?
- Почему песня исполняется в форме диалога?
- Могла бы песня исполняться в современной Российской Армии?
4. Музыкально-ритмическая игра
А теперь преставьте, что вы — бойцы Российской Армии. Поиграем
в музыкальную игру, где вы должны меняться ролями со сменой музыки. Будьте
внимательны.
Проведение музыкально-ритмической игры «Лётчики-моряки-пехотинцы».
Ребята, как выдумаете, а во время войны, во время отдыха могли бы бойцы
играть в игры, петь, плясать? (Ответы). Конечно, музыка и во время войны
во все времена была верным спутником солдат, придавала мужества и вселяла
веру в победу. Верно ли выражение «Когда говорят пушки, музы молчат»?
(Ответ).
Не молчите, Музы, если пушки злятся.
Если свищут пули, расселяя смерть.
В этот час, напротив, вы должны подняться
Над порочным миром и любовь воспеть.
5. Итог урока. Рефлексия.
Ответить на вопросы:
- О чём говорили на уроке?
- Что понравилось и запомнилось?
- Какова роль искусства в борьбе за мир?
Анализ уровня активности учащихся.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 1 класс» авторов Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной на основе Программы "Музыка. Начальная
школа", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (М., Просвещение,
2012).
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое
пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М.,
Просвещение, 2001г.
Фонохрестоматия для 1 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
Учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2012г.
Список научно-методической литературы.
Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения.
Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М.
Просвещение, 2009
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной
О.А. выпуск 9,17.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,
2001г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом
образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,
2002г.
Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М.,
Современник, 1999г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-
Петербург, 1997г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М.,
Просвещение, 1982г.
Детская музыкальная энциклопедия , М., Астрель АСТ, 2002 г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в
школе», М., Академия, 2000г.
Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке",
М., Детская литература, 1972 г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение,
1989г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
Михеева Л.В. "Музыкальный словарь в рассказах", М., Советский
композитор, 1984 г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/,
Волгоград, Корифей, 2006г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания
младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
Песенные сборники.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,
М.,Владос,2003г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Сборник "Музыка и поэзия", автор-составитель Домнина Е.Н., Санкт-
Петербург, 2004 г.
Сиротина Т., "Музыкальная азбука", М., Музыка, 2004 г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия
развития, 2006г.
Ткачева Е.Е. "Его величество театр" (Учебно-методический комплект),
Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006 г.
Ткачева Е.Е. "Музыкальный вернисаж" (Учебно-методический комплект),
Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004 г.
Ткачева Е.Е. "По главной улице с оркестром" (Учебно-методический
комплект), Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001 г.
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст,
2005г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 293 Красносельского района г.С.-Петербурга
Конпект урока по музыке в 4 классе
по теме «Что за прелесть эти сказки»
на основе Программы «Музыка. 1-7классы»
авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Составила учитель музыки
высшей квалификационной категории
Фролова Татьяна Михайловна
г.Санкт-Петербург
2014
Тема урока: Ччто за прелесть эти сказки».
Цель урока:
- Формировать способность восприятия музыки как искусства, выразительного
по своей природе;
- Формировать творческое мивоззрение на основе синтеза музыки
и литературы;
Задачи:
- Знакомство с музыкой оперы Римского-Корсакова на литературный сюжет
Пушкина;
- Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, память, мышление, речь
на основе изучения муз. фрагментов оперы;
- Развивать вокально-хоровые навыки на материале песен Е.Птичкина «Сказки
гуляют по свету».
Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний)
Методы работы: объяснительный, репродуктивный, наглядный, практический.
Формы работы: коллективная, групповая.
Оборудование: Музыкальный центр, аудиодиски; мультимедийный проектор;
Музыкальный материал:
- П.Чайковский. У камелька.
- Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Вступление к 2 действию;
- Вступление к 4 действи. «Три чуда»;
- Е.Птичкин. Сказки гуляют по свету.
Образовательные технологии:
-Презентация на тему «Что за прелесть эти сказки»;
- Привлечение к изложению учителем нового материала учащихся, заранее
подготовивших стихи А.С.Пушкина ;
- Репродукция картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь»;
- Игра на муз.инструментах (треугольниках, барабанах) при инсценировании
фрагментов оперы.
- «Игра в композитора» - для закрепления знаний средст выразительности.
Предполагаемые результаты:
Метапредметные: знакомство с литературным сюжетом оперы, поэзией
А.С.Пушкина, картиной изобразительного искусства;
Предметные: формирование новых знаний о музыке Римского-Корсакова,
о выразительных и изобразительных возможнлстях музыки;
Межпредметные: формирование мировоззренческой ориентации, основанной
на межпредметных связях музыки, литературы и живописи;
Личностные: воспитание чувства любви к русскому национальному искусству;
привитие понятия «гордость отечественного муз. искусства, литературы».
План урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Работа по теме урока.
3. Заключительный раздел слушания. Рефлексия.
4. Вокально-хоровая работа.
5. Итог урока. Анализ уровня активности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о поэзии А.С.Пушкина, которая
является литературной основой для песен, романсов и опер.
Звучит пьеса П.Чайковского «У камелька».
Начало призентации «Что за прелесть эти сказки»
1.Слайд «Пушкин за письменным столом»
В письмах к брату Пушкин писал: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу
записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что
за прелесть эти сказки . Каждая есть поэма».
Эти слова восхищения Пушкина и стали темой нашего урока. Мы вспомним
стихи поэта и познакомися с музыкой, которая в соединении с поэзией, стала
сказочной оперой.
Рассмотрим иллюстрации в учебнике на стр.48, - «Сказки Пушкина, Палех».
Беседа по вопросам:
- Какие строки Пушкина вы можете вспомнить, гляля на это изображение?
(Начало поэмы «Руслан и Людмила»).
- Нашёл ли образ героев воплощение в музыке? (Опера М.Глинки «Руслан и
Людмила».
- Назовите своих любимых героев сказок Пушкина (Ответы).
Многие сказки Пушкина навеяны рассказами его няни Ариной Родионовной.
2.Слайд «Домик Арины Родионовны, портрет Арины Родионовны»
«Наперсница волшебной старины
Друг вымыслов игривых и печальных..
Эти строки поэт посвятил няне и близкому другу Арине Родионовне.
В маленьком домике под завывание вьюги долгими зимними вечерами няня
рассказывала Пушкину сказки. Они начинались словами «В некотором царстве,
в некотором государстве...» Арина Родионовна была рядом с поэтом в трудные
минуты его жизни во время ссылки в селе Михайловском. Тогда и были
написаны лучшие произведения.
Пушкина называют великим сказочником в мире литературы. А в музыке
почётное звание музыкального сказочника носит замечательный композитор,
имя которого Николай Андреевич Римский-Корсаков.
3. Слайд «Портрет Н.А.Римского-Корсакова»
Вспомним его сочинения (Перечисления сказочных опер композитора).
Сам Римский-Корсаков говорил о себе: «Мой род — это сказки, былины
и непременно, русские».
4. Слайд «Иллюстрации к сказочным операм Римского-Корсакова».
В опере «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков сохранил сюжет Пушкина
полностью, ничего не изменяя. Он придумал удивительные муз. образы
и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаем, «видим»
сказочные картины. Композитор как бы нарисовал сказку, но музыкальными
красками. И вы убедитесь в этом, слушая музыку. В опере нет вступленияя. Нет
Увертюры. Перед каждой муз. картиной звучит фанфарный призыв труб, чтобы
привлечь внимание слушателей. Помогут вам вспомнить строки Пушкина
приглашённые сказочники, роли которых сыграют ребята вашего класса.
1 сказочник:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Так описал картину Пушкин. А теперь послушаем, как в музыке изображает эту
картину Римский-Корсаков.
4. Слайд «Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Бочка по морю плывёт»
Слушание: Вступление к 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане»
Удивительно, неужели музыка может нарисовать картину моря?
Беседа по вопросам:
- Тембры каких инструментов оркестра создают картину моря? (Ответы)
- Рокот волн, плывущая по волнам бочка — струнные инструменты;
- Мерцание и блеск звёзд — челеста;
- Мрачная туча — литавры, фаготы;
- Стон и плач царицы — струнные, флейта.
В каждой сказке есть чудеса. А сколько чудес в сказке о царе Салтане? Наши
сказочники напомнят нам пушкинские строки, описывающие каждое из чудес.
2 сказочник:
Не в саду, не в огороде,
А в кремле при всём народе
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.
3 сказочник:
В мире есть такое диво:
Море вспенится бурливо,
Заиграет в шумном беге
И окажется на бреге,
Чешуёй, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Молодые, удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
4 сказочник:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Давайте сочиним музыку для каждого из чудес. Какого характера должна быть
музыка, тембры каких инструментов должны изображать каждое из чудес?
Проведение «Игры в композитора». (Ответы детей).
5.Слайд. «Инструменты симфонического оркестра»; «Группы инструментов,
звучащих в «Теме Белочки», «Теме богатырей», «Теме Царевны-Лебедь».
Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки
композитора Римским-Корсаковым.
Слушание: Римский-Корсаков. Вступление к 4 действию «Три чуда».
6. Слайд «Белка песенки поёт...», «33 богатыря», «М.Врубель.Царевна Лебедь»
Анализ музыки. Беседа по вопросам:
- Какого склада и характера муз. тема Белочки? Богатырей? Царевны-Лебедь?
- Какие инструменты исполняют каждую из тем и почему они выбраны
композитором?
- Почему для характеристики образа Белочки композитор взял танцевальную
мелодию?
- Мелодия для характеристики Белочки написана композитором?
- Почему Римский-Корсаков вставил в оперу рус. нар. мелодию?
- Почему для характеристики богатырей композитор написал маршеобразную
тему?
- Почему тема Царевны-Лебедь песенного склада?
3. Заключительный раздел слушания. Рефлексия.
Итак, «Во саду ли, в огороде», тема Белочки имеет танцевальный характер и
испоняется флейтой и треугольником. Маршевая тема богатырей исполняется
духовыми инструментами, литаврами. Песенная тема Царевны-Лебедь
исполняется скрипками, арфой, гобоем.
Особенно глубоко поэтичен центральный образ оперы Царевны-Лебедь. Две
стороны её - фантастическая и реальная воплощены в контрастных типах
мелодии: первый инструментальная мелодия; второй мелодия с народно-
песенными интонациями. Как мастерски точно изобразил композитор
сказочных героев! Мы прослушали оркестровые эпизоды оперы, написанные
с замечательной изобразительной находчивостьюи композитора. Вывод:
Римский-Корсаков — композитор и музыкальный художник.
Дети отвечают на вопросы — что запомнилось и понравилось на уроке.
Домашнее задание: Записать в муз. словаре определение понятий: муз.
живопись, регистр, тембры.
4.Вокально-хоровая работа.
- Вокальные упражнения для расширения диапазона голоса, дыхания,
артикуляции.
- Разучивание песни Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету».
5. Итог урока.
Анализ степени активности учащихся. Выставление отметок.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 4 класс» авторов Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной на основе Программы "Музыка. Начальная
школа", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (М., Просвещение,
2011).
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое
пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М.,
Просвещение, 2001г.
Фонохрестоматия для 4 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2012г.
Рабочая тетрадь "Музыка. 4 класс", М., Просвещение, 2012г.
Список научно-методической литературы.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной
О.А. выпуск 9,17.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,
2001г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред.
Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом
образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,
2002г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М.,
Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М.,
Просвещение, 1982г.
Детская музыкальная энциклопедия "Музыка", М., Астрель АСТ, 2003 г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в
школе», М., Академия, 2000г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-
8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.:
Глобус, 2008.- 176с
Кабалевский Д.Б. "Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке",
М., Детская литература, 1972 г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение,
1989г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания
младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "В мире музыки", М., Музыка, 1999 г.
Песенные сборники.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе»,
М.,Владос,2003г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Сиротина Т., "Музыкальная азбука", М., Музыка, 2004 г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия
развития, 2006г.
Ткачева Е.Е. "По главной улице с оркестром" (Учебно-методический
комплект), Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001 г.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с
учебникоми «Музыка» 1-4 классы. М.,Просвещение. 2012
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр.
Кино., М., Аванта+, 2003 г.