Открытый урок "Песня, танец, марш перерастают в песенную, танцевальную и маршевую музыку" 3 класс

Открытый урок
в 3 классе по теме
Песня, танец, марш перерастают в песенную,
танцевальную и маршевую музыку
(Обобщающий)
Разработала и провела:
учитель музыки Смирнова Е. В
Песня, танец, марш перерастают в песенную, танцевальную и маршевую музыку
(Обобщающий)
Цель: проверить уровень знаний учащихся за 1 четверть по теме « Песня, танец, марш перерастают в
песенную, танцевальную и маршевую музыку»
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков;
углубить знания учащихся в понимании значений понятий «песенность»,
«танцевальность», «маршевость»;
уметь сопоставлять музыку разных авторов, различных жанров;
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней, желание слушать
и исполнять музыку.
воспитание позитивного отношения к искусству.
Развивающие:
Развивать художественные, музыкальные и эстетические вкусы.
познакомить учащихся с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков;
углубить знания учащихся в понимании значений понятий «песенность», «танцевальность»,
«маршевость»;
уметь сопоставлять музыку разных авторов, различных жанров;
Вход.
У. Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Они пришли посмотреть, чему вы научились на
уроках музыки. Давайте поздороваемся с гостями вот так:
- Гости дорогие, здравствуйте. ( Наигрываю мелодию) Поворачиваемся к гостям и здороваемся.
Учитель: Передо мной чудесный класс,
Я очень рада видеть вас.
Начнем урок.
Ответ учеников:
Мы тоже рады видеть вас
Веселый класс, поющий класс
Начнем урок.
У- Садитесь. Мир музыки очень разнообразный и, конечно же на наших уроках звучала самая разная
музыка: от песен до мелодий из опер, балетов, симфоний. В этих произведениях мы учились слышать
и находить что то близкое к песне, танцу и маршу, а впоследствии сделали вывод: что из песни,
танца и марша выросли очень важных и ценных качества, которые играют в музыке огромную роль и
эти качества мы всегда слышим и чувствуем.
- Какие же это важные качества музыки?
Д - Песенность, танцевальность и маршевость.
У. - Наш урок обобщающий, поэтому мы еще раз вспомним музыкальные произведения, которые
звучали на уроках, споем знакомые песни, вспомним композиторов, которые подарили нам чудесную
музыку. Каждый из вас проверит себя, насколько вы стали грамотней.
- Сейчас я вам наиграю мелодии, а вы вспомните, в каком произведении они звучали?
( «НОЧЬ», «ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ», «ВЫХОД ЦАРЯ» фрагменты из балета «Конек Горбунок»)
Д .- Это музыка из балета «Конек – Горбунок»
Слайд № 2
У. - Как прозвучал первый фрагмент?
Д. - Плавно, певуче, будто поет, хотя в ней нет слов.
У - Значит, она какая?
Д Песенная. Композитор рисует картину ночи.
У - А второй?
Д Игриво, быстро, мы чувствуем здесь танцевальные ритмы. Она танцевальная, это золотые рыбки
ищут кольцо принцессы.
У Ну, а что мы слышим в третьем фрагменте?
Д Неторопливые, неуверенные шаги царя Гороха.
У Значит, эта музыка какая? (хором отвечают – Маршевая)
Кто же композитор, который написал этот балет?
- Родион Константинович Щедрин
Слайд № 3
Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого композитора, с его музыкой мы еще не раз встретимся на
наших уроках.
А теперь, сядьте поудобней, для вас я приготовила маленький сюрприз, может, вы услышите что- то
знакомое? ( Звучит «Утро» Э. Грига)
Слайд № 4
Вы узнали эту музыку?
Д- «Утро в лесу» Э. Грига
У- А что – то новое вы услышали в ней?
Д- Да, разные звуки: пение птиц, журчание ручейка, пение кукушки.
У- А какой инструмент придал музыке сказочный характер?
Д. – Колокольчики.
У.- А какой тип музыки? (Песенный)
У Правильно, эту мелодию так и хочется пропеть. Давайте мы пропоем эту мелодию на звуки
А- О-У-А . (идет распевание мелодии «Утра»).
У - Ну, а эту мелодию вы без труда определите. (Играю «Арагонскую хоту»)
Что такое хота?
Д - Это испанский танец.
У - Назовите композитора, который сочинил эту музыку?
Д - М.И. Глинка
Слайд № 5
У Что придает музыке этого танца такой задор и легкость?
Д Акценты.
У Вспомните, что такое акцент? ( Это ударный звук в музыке)
Мне очень хочется исполнить этот танец, но что за танец без испанских инструментов?
Слайд № 6
Назовите мне эти инструменты? (Кастаньеты и тамбурин).
И вновь у меня для вас сюрприз. Посмотрите, вот так выглядят настоящие кастаньеты (показываю
инструмент) и обещаю, что каждый желающий на следующем уроке может поиграть на них. А пока на
кастаньетах буду играть я, на тамбурине (бубне) Даша Иванова, а вы будете отмечать акценты
хлопками. Попросим гостей, чтоб нам помогли. ( Исполнение)
У Спасибо. Взяв за основу мелодию этого танца, М. И. Глинка создал яркую нарядную
симфоническую музыку, которая звучит в концертных залах.
Слайд № 7
Теперь это уже не танец, она превратилась в какую музыку? ( Слушание « Арагонской хоты»)
Д. – Танцевальную.
У. Черты песенности, танцевальности и маршевости мы встречаем не только в оркестровой или
инструментальной музыке, но и в вокальной. Что значит вокальная музыка?
Д. – Это музыка, предназначенная для пения.
У. – Вспомните песню, пронизанную танцевальными ритмами?
Д. – «Карлсон».
Слайд № 8, 9, 10, 11.
(Исполнение песни).
У. Как это здорово улететь вместе с Карлсоном в страну, где нет горя и болезней. Но это
невозможно, хотя верить надеяться и стремиться к лучшему надо всегда. Кто рассказывал нам об этом
в своей музыке?
Д. - Л. Бетховен
Слайд №12
(Наиграть мелодию из 5 симфонии). Какими ритмами пронизана эта музыка?
Д. – Ритмами марша.
У. – Какой тип музыки?
Д. – Маршевый.
У. – Вспомните песню, пронизанную тоже маршевыми ритмами?
Д. – «Песня о веселом ветре» (Исполнение песни)
У. А теперь проверим себя. ( Звучит разная музыка, учащиеся определяют тип)
Слайды № 13, 14.
У. Обобщение: сегодня на уроке, мне кажется, мы все подружились и спелись: ваши голоса слились
в единый хор, наши гости подпевали нам, разве это не здорово? Ведь дружба это прекрасно! Закончим
урок песней «Шире круг».
Спасибо за работу.