Открытый урок "Русские народные песни" 2 класс

Открытый урок на тему:
«Русские народные песни».
10.05.2017.
(Возраст детей - - 9 лет).
Участники: ансамбль «Соловушка» (свирель),
и ансамбль эстрадного пения «Бэби шлягер».
Руководители: Учитель музыки, педагог Д.О.
Синявская А.А.
Учитель ритмики, педагог Д.О. Горностаева Е.Г.
Цель: закрепить знания детей о русских народных песнях, их
жанрах.
Образовательные:
закрепление теоретических знаний учащихся о русских
народных песнях и их жанрах,
развитие дыхания,
развитие чувства ритма,
развитие правильного звукообразования: формирование
гласных, которые должны звучать прикрыто и округленно,
развитие музыкального слуха.
Развивающие:
развитее художественного вкуса,
обучение простейшим навыкам выразительного
исполнения,
воспитание интереса к музыкальным видам
деятельности,
расширение общего кругозора ребёнка.
Воспитательные:
формирование положительной психологической
установки на занятиях коллективов Д.О.
Коррекционные:
работать над преодолением импульсивности: не
умением сознательно управлять своим поведением, настроением во
время занятия.
формирование навыков коллективной деятельности.
Методы обучения: словесный (беседа), наглядный,
практический.
Форма обучения: групповая, с элементами индивидуальной
работы.
Тип занятия: комбинированный - применение ранее
полученных навыков и умений, ознакомление с новым материалом.
Виды музыкально–практической деятельности:
1. Восприятие музыки (слушание).
2. Распевание.
3. Упражнения дыхательной гимнастики.
4. Пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук.
5. Инструментальное музицирование на свирели и шумовых
инструментах.
6. Разучивание и вокальное исполнение русских народных
песен.
Деятельность учащихся: практическая работа.
Оборудование:
фортепиано, компьютер, свирели, шумовые и музыкальные
инструменты.
План занятия:
Организационный момент – 1 мин.
Подготовка к пению и игре на музыкальных инструментах
10 - 12 мин.
Основная часть – 20 мин.
Физминутка – 2 мин.
Рефлексия – 3 мин.
Итог6 40-45 минут.
Цель педагога - распахнуть перед детьми мир музыки,
дать почувствовать себя в нём не в гостях,
а создателем и творцом.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Вход в класс под музыку.
Пение приветствия «Добрый день» (исполняется по
звукам тонического трезвучия).
Добрый день!» - поёт учитель.
Добрый день!» - поют дети.
«Говорим каждый день.
Этими словами здороваемся с вами».
Две последние строки исполняются вместе учителем и детьми.
2. Подготовительная работа к пению.
Дыхательная гимнастика.
Учитель: ребята, в начале урока повторим упражнение, которое
мы выполняем для развития певческого дыхания. Вспомните, как
называется это упражнение, а кто может, покажите его.
Дети называют упражнения «Одуванчик».
Ученика, желающего показать упражнение, я называю по имени, т.
к. мой безмолвный жест, обращённый в сторону определённого
ребёнка, из-за плохого зрения ученик может не увидеть. Это
является специальным коррекционным приёмом работы.
Дети демонстрируют упражнение.
Учитель помогает ребёнку, словесно описывая выполняемое им
упражнение: представим, что у вас в руке одуванчик, который уже
отцвел. Он весь белый – в семенах, которые мы с вами должны
сохранить. Мы подносим его ко рту и делаем короткий, бесшумный
вдох так, чтобы нам в рот не попала ни одна пушинка одуванчика.
Выдох при пении должен быть таким же осторожным, как и вдох.
Помните о том, что ни одна пушинка одуванчика не должна
зашевелиться и тем более «улететь».
Вокальные упражнения – распевание.
Проводится в форме повторения ранее выученных попевок.
Распевание применяется для разогрева голосового аппарата,
активизации певческого дыхания, тренировки правильного
звуковедения и звукообразования.
Во время распевания я постоянно напоминаю детям о сознательной
работе по формированию навыка чистой интонации – унисона.
Для формирования необходимых качеств певческого звука
и внешнего вида певцов я акцентирую их внимание на правилах
певческой установки.
При пении стоя:
- голову держать прямо, стоять твёрдо на обеих ногах.
При пении сидя:
- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги.
-Следующее упражнение выполняется с целью правильного
открытия рта при пении.
Учитель: ребята, согните третий (средний) палец на правой руке
(показываю детям, как нужно правильно сделать это движение),
откройте рот и поставьте его косточку между зубами, слегка
касаясь зубами средней фаланги согнутого пальца.
Учитель: произнесение звуков в обычной речи и в пении различно.
В разговорной речи гласный звук «а» - открытый, звук «и» -
плоский, звук «е» - резкий. Произносим вслух эти гласные вместе с
детьми.
Учитель: в пении существует правило - все гласные следует
«округлять».
Учитель: «Представим, что у нас во рту горячая картошка, и мы не
можем закрыть рот, потому что можем обжечься». Демонстрирует
это упражнение детям.
- Практическая работа: при пении звука «а» ртом делаем форму
«о».
Исполним вокально-хоровое упражнение на трёх звуках (в
пределах б2») на слог «да».
Делаем короткий вдох и все вместе, одновременно начинаем петь
вокально – хоровое упражнение. Сопровождаю пение детей
движением своей руки, обозначая поступенное движение мелодии,
направленное вверх и вниз. Упражнение исполняется несколько
раз, начиная с примарного тона «си» малой октавы до ноты «ми» -
«фа» первой октавы.
Это упражнение исполняется на слог «да» и повторяется несколько
раз по полутонам вверх и вниз.
Учебная вокальная задача при исполнении следующей попевки «Я
иду наверх», «Я шагаю вниз»: округление гласных звуков «я», «а».
Перед исполнением этого же упражнения перед детьми ставится
ещё одна учебная задача: вспомнить, что при пении слова «вниз»
(с) следует протяжно исполнять гласный звук «и», согласный звук
«з» - «с» в конце слова следует произносить коротко и тихо.
Перед началом пения упражнения я вновь напоминаю детям
- о правильной певческой установке: постановке корпуса, шеи,
плеч, рук, ног,
- о необходимости взять короткое и бесшумное дыхание и удержать
его на протяжении всей певческой фразы.
Для того, чтобы проконтролировать правильность использования
дыхания, я предлагаю детям использовать такой наглядный
приём: держать ладонь руки перед собой точно напротив рта. Если
при пении движение воздуха ладонью не ощущается, то ребёнок
должен помнить и понимать, что во время пения он распределяет
дыхание правильно.
Учитель: Е.Г.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии
ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
-развивает психические процессы: внимание, память,
мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
Раз, два, три, четыре,
Чтобы пальчики размять,
Раз, два, три, четыре,
Надо пальцы посчитать.
Раз, два, три, четыре,
Повторяем мы опять.
Раз, два, три, четыре,
Будем музыку играть.
Пальчиковая игра «Капуста»
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед
собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим…(щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
3.Основная часть.
Учитель: А.А.
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам, над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша:
Учитель :Е.Г.
Они летят, веселые и грустные,
Не прерывая кружевную нить:
У русских песен
Бьется сердце русское
И от России их не отделить.
Учитель: А.А. какие жанры народных песен вы знаете?
Дети: плясовые, хороводные, шуточные, протяжные,
лирические, колыбельные, частушки.
Учитель: Е.Г. игра (повторение пройденного материала)
«Угадай русскую народную песню и ее жанр». Желающие
исполняют песню (не называя ее), а слушатель отгадывает ее
название и жанр.
Учитель: А.А. сейчас мы с вами послушаем русскую
народную песню «Ах, вы, сени мои сени».
Слушание русской народной песни «Ах вы, сени мои сени» в
исполнении оркестра народных инструментов.
Учитель: А.А. какой характер этой песни?
Дети: это - веселая, задорная, радостная. Плясовая песня!
Учитель: А.А. молодцы! А как вы догадались об этом?
Дети: она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво,
весело.
Учитель: Е.Г. звучание, каких инструментов вы услышали в
этой плясовой?
Дети: баян, домры, балалайки, шумовые инструменты и т. д.
Учитель: Е.Г. предлагаю ансамблю «Соловушка» исполнить
эту песню на свирелях, а ребята из ансамбля «Бэби-шлягер»
поддержат нас и исполнят сопровождение на шумовые
инструменты.
Цель состоит в развитии ритмических способностей детей.
Сначала репетиция с шумовым оркестром.
Исполнительский план:
1. Вступление из-за затакта.
2. Играем первый куплет первый голос, соблюдая фразировку
(3 музыкальные фразы).
3. Играем 2-ой голос, вторым куплетом.
4. Третий куплет - делимся на 2 голоса.
5. Сопровождение - шумовые инструменты вступают на
сильную долю.
(Дети исполняют русскую народную песню «Ах, вы, сени мои
сени».)
Учитель: А.А. мы слушали эту песню в исполнении оркестра
народных инструментов, исполнили ее сами. Предлагаю вам
разучить слова песни «Ах вы, сени, мои сени».
Разучиваем слова песни.
Алгоритм работы над песней «Ах, вы сени, мои сени».
- прослушивание песни в аудио записи,
- проведение беседы с целью выявления характера и настроения
песни для формирования эмоциональной отзывчивости детей на
музыку,
- вторичное прослушивание песни в живом исполнении учителя,
- разучивание этой песни.
Учитель: мы будем учить песню по строчкам (читаю текст песни).
Для того чтобы формировать навык произвольного запоминания,
дети повторяют текст без пения, чётко произнося слова.
Послушайте слова первой фразы:
«Ах, вы сени мои сени,
Сени новые мои».
Повторяем с учениками слова первой фразы.
Далее работаем над певческой интонацией (мелодией) этой фразы:
- работа над интонированием ч4 при движении мелодии вверх,
- работа над интонированием м3 при движении мелодии вниз,
- работа над вокально хоровыми навыком «округления» гласных
звуков «а», «я», «е», «и».
Для этого я:
- сопровождаю пение детей движением своей руки, обозначая
движение мелодии, направленное вверх и вниз.
- показываю голосом.
Учитель: теперь по взмаху моей руки бесшумно и быстро, не
поднимая плеч, берём дыхание, и начинаем петь.
Все вместе дети поют первую фразу.
Во время пения добиваемся сознательной работы детей над
вокально – хоровыми навыками: интонацией, унисоном, дыханием,
стараясь распределить его на всю певческую фразу.
Аналогично ведём работу над следующей фразой:
- учим слова песни,
- работаем над вокально – хоровыми навыками и интонацией.
«Сени новые кленовые, решетчатые».
- Теперь поём куплет полностью.
Перед началом пения я напоминаю детям
- о правильной певческой установке: постановке корпуса, шеи,
плеч, рук, ног,
- о необходимости взять дыхание и удержать его на протяжении
всей певческой фразы,
- тянем «округляем» гласные звуки.
По взмаху руки учителя дети бесшумно и быстро, не поднимая
плеч, берут дыхание, и начинают петь песню.
Для того, что бы лучше запомнить песню я предлагаю детям
различные способы исполнения этой песни: например, первые 2
строчки спеть девочкам, а вторые 2 строчки мальчикам и т.д. При
помощи такого приёма поочередного пения по группам мы
развиваем навык точного вступления, произвольную память.
Проблемный вопрос: как вы думаете, ребята, какое исполнение или
звучание лучше соответствует характеру куплета.
Ребята сравнивают исполнение фрагмента песен по группам.
Критерии оценки:
- певческая установка,
- правильно ли используется дыхание при пении,
- звуковедение (округляют ли гласные звуки),
- настроение и характер исполнения песни.
Дети исполняют песню.
3. Гимнастика для глаз. Физминутка.
Учитель: А.А. предлагаю вам вспомнить еще одну русскую
народную песню «Божья коровка».
Напоминаю вам,
- во время исполнения песни мы должны следить за
своей певческой установкой,
- брать дыхание перед каждой фразой,
- вступать вместе,
- петь протяжно гласные звуки следить за
звукообразованием.
- одновременно заканчивать пение по знаку руки
учителя.
- слушать друг друга, что бы звучал унисон в пении.
Дети поют песню «Божья коровка».
Учитель: Е.Г. Как вы думаете, в чем отличие этих двух песен
«Ах вы сени мои сени» и «Божья коровка» (звуковедение, темп).
К какому жанру относятся эти песни?
Учитель: Е.Г. я предлагаю всем, построится в круг. Разучим
движения под песню «Божья коровка».
Исполняется хороводная песня «Божья коровка» с
движениями.
Учитель: А.А. разделимся на два круга и исполним эту
песню каноном.
Кто может объяснить этот прием исполнения?
Дети: Все участники канона поют одну и ту же мелодию с
одним и тем же текстом, вступая поочерёдно.
Учитель: А.А. бобщаю знания учащихся) канон в переводе
с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный
канон песня, исполняемая особым образом. Все участники канона
поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая
поочерёдно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым.
Первая группа исполняет мелодию три раза, останавливаемся
на последнем звуку («тянем» его пока не допоет вторая группа).
Произведение заканчивается в унисон.
Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения
своего голоса. Мы помогаем на моментах вступления каждому
«кругу». Напоминаем ребятам, чтобы они слушали друг друга и
двигались «в такт музыки» соблюдая разученные движения.
Учитель: Е.Г. делимся на три круга. Принцип исполнения тот же.
5.Рефлексия.
Учитель: Е.Г. в течение учебного года мы познакомились
с многими русскими народными песнями. Давайте еще их
вспомним. Назовите песню и жанр, к которому она относится.
Дети: «Ах вы сени» - плясовая, «Во поле березка стояла» -
хороводная, «Как под горкой под горой» - шуточная, «Коровушка»
- протяжная лирическая и т. д.
Учитель: Е.Г. А по каким отличительным призракам мы их
определяем?
Дети: мелодия плясовых - задорная, веселая в быстром темпе;
хороводных — мягкая, напевная;
шуточных веселая, игривая; а колыбельных не громкая,
ласковая, протяжная.
Учитель:А.А. какие русские народные песни мы сегодня пели
на уроке?
Дети: сегодня на уроке мы исполняли «Ах вы сени», «Божья
коровка».
Учитель: А.А. к каким жанрам относятся эти песни?
Дети: «Ах вы сени» - плясовая песня, «Божья коровка» -
хороводная песня.
Учитель: А.А. в чем отличие этих песен?
Дети: песня «Ах вы сени мои сени» - плясовая. Это веселая,
задорная песня. Исполняется в быстром темпе. Звуковедение non
ltgatto.
Песня «Божья коровка» - хороводная. Это напевная,
протяжная песня. Темп умеренный. Звуковедение – legatto.
Мы работали над двух, трех голосием, используя принцип
канона.
Учитель: А.А.:
Все сегодня отличились,
Каждый, каждый молодец.
Учитель: Е.Г.
А теперь пора прощаться,
Уроку наступил конец.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Дети под музыку выходят из класса.