Технологическая карта урока "Сказочные образы поэзии А. Пушкина в опере композитора Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане...»" 4 класс

Технологическая карта и ход урока «Сказочные образы поэзии А.
Пушкина в опере композитора Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане…» .
Урок актуализации знаний и умений. 4 класс. 1 четверть. Раздел «День, полный
событий».
Технологическая карта изучения темы
Тема урока
Сказочные образы поэзии А. Пушкина в опере композитора Н.А.
Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»
Цель урока
Показать разнообразие и красоту сказочных образов поэзии А.
Пушкина через музыку Н. Римского-Корсакова, через взаимосвязь
смежных видов искусств: музыки, литературы, изобразительного
искусства
Планируемый
результат
Предметные:
знать определения музыкальной живописи
знать сходство и различие музыкального, поэтического и
живописного образов на примере сказочных героев А. Пушкина
знать значение средств музыкальной выразительности в
раскрытии музыкального образа
уметь анализировать выразительные средства музыки в передаче
музыкального образа (инструментовка, тембр, регистр, мелодия,
динамика, темп)
уметь по нотной и графической записи определять особенности
содержания музыкального произведения
уметь анализировать 3-х частную музыкальную форму
произведения
Личностные:
формировать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
установка на наличие мотивации к бережному отношению к культурным
и духовным ценностям и традициям;
знание культурного наследия своего народа.
Метапредметные:
умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового
и стилевого анализа музыкальных произведений;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения
музыкальных произведений различных жанров и форм;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и
коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения
к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении
умение выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь
музыки с поэзией как различными способами художественного
познания мира, определять взаимодействие музыки с другими
видами искусства на основе осознания специфики языка каждого
из них; умение находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и поэзии.
Основные
понятия
Музыкальная живопись. Регистры. Тембры.
Диалог в музыке, графическое изображение мелодии, 3-х частная
форма музыкального произведения
Межпредметные
связи
Музыка, живопись, поэзия.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1. П. Чайковский «Осенняя песнь», вступление ко 2 действию оперы
«Сказка о царе Салтане», симфоническая картина « Три чуда».
2. Палехская шкатулка «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина
« Бочка по морю плывёт…», тематические рисунки художника-
оформителя, письмо А. Пушкина брату (во время ссылки в родовое
имение Михайловское).
Этапы проведения урока
Деятельность
учеников
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Планируемые результаты
Предметные
Личностные и
метапредметны
е
1.
Мотивирование к учебной деятельности
Цель: заинтересовать детей через определение
личной значимости, практической направленности,
социальной ситуации и т.д.
Входят в класс под
музыку к передаче « В
гостях у сказки».
Обращает внимание на
сказочность и
таинственность
прозвучавшей музыки,
привлекает внимание к
жанру сказки, как
наиболее любимому
детьми.
Л.Интерес к
предмету
Р.Саморегуляция
КУмение
слушать
2.
Формулирование темы урока, постановка цели
Цели: подведение детей к формулированию
конкретной, достижимой, понятной цели
Ученик в образе Пушкина
читает письмо,
написанное в ссылке в
Михайловском, своему
брату.
Слушают письмо,
отвечают на вопросы..
Рассматривают
Палехскую шкатулку
«Сказки Пушкина»,
пытаются определить
тему урока.
Подводит к теме урока
через письмо А. Пушкина.
Определяют главную
мысль письма «Что за
прелесть эти сказки1»
Определяют особенности
пьесы П. Чайковского «У
камелька» через
графическое изображение
мелодии и по нотной
записи. Композитор
«рисует» средствами
музыки атмосферу
сказочного вечера-
диалога между 2 людьми (
возможно, это няня
Пушкина рассказывает
ему ту самую сказку…)
Совместное
формулирование темы
Привлекает
внимание из
смежных
предметных
областей (поэзия,
живопись)
Узнавать формы
построения
музыки;
Анализировать
характер
движения мелодии
по нотной записи;
Изображать
мелодию
графически
ПУУД
(логические
операции)
урока «Сказочные образы
поэзии Пушкина в в опере
Римского-
Корсакова.»Сказка о царе
Салтане»
3.
Актуализация знаний и определение
затруднений в деятельности через создание
учебно-проблемной ситуации
Цель:воспроизведение учащимися знаний умений
и навыков, необходимых для «открытия» нового
знания, выход на задание, вызывающее
познавательное затруднение.
Отвечают на вопрос,
анализируют, сравнивают,
делают выводы о причине
затруднения.
Формулируют цель.
Какие средства
музыкальной
выразительности
использует композитор
для передачи
музыкального образа
Анализировать
средства
музыкальной
выразительности (
темп, тембр,
регистр,
инструментовка,
лад, мелодия)
ПУУД
(логические
действия,
постановки и
решения
проблем),
РУУД
(Целеполагани
е)
4.
Постановка учебной задачи
Цель:постановка конкретной задачи урока, которая
поможет разрешить возникшие затруднения,
составление плана работы.
Отвечают на вопросы,
выдвигают гипотезу,
составляют алгоритм.
Постановка учебной
задачи: выявление
особенностей развития
поэтического текста и
музыки; осознание
средств музыкальной
выразительности
фрагментов из оперы «
Сказка о царе
Салтане…»при
ориентации на нотную
запись; вслушивание в
тембры музыкальных
инструментов;
сравнительный анализ
зрительного ряда и
музыки.
Находить
ассоциативные связи
между образами
музыки, литературы
и изобразительного
искусства.
ПУУД:
Логические
Действия
постановки и
решения
проблем КУДД
5.
Изучение нового материала
Цели: выявление обучающимися новых знаний,
развитие умения находить ответы на проблемные
вопросы, подведение детей к самостоятельному
выводу способа действия с информацией
Работают по алгоритму
Определение
особенностей
музыкальных сказочных
образов оперы Римского
Корсакова через
интонационно образный
анализ музыки и
определение средств
музыкальной
выразительности.
Понятие музыкальной
Анализировать
средства
музыкальной
выразительности:
мелодию, ритм,
темп, динамику, лад
Понимать
Узнавать формы
построения музыки
РУУД, КУУД
ЛУУД
живописи.
6.
Закрепление нового материала
Цель: освоение способа действия с полученными
знаниями в практической деятельности
Предлагает
проблемные задания
для закрепления
материала
Передача характерных
особенностей
музыкальных
сказочных образов-
чудес через
пластическое
интонирование:
белочка, 33 богатыря,
царевна Лебедь.
Вокально- хоровая
работа по разучиванию
темы царевны Лебедь,
работа над образным
исполнением
Танцевальная
импровизация.
Понимать
жизненно-
образное
содержание
музыкальных
произведений
Развитие
вокально-хоровых
навыков.
7.
Контролирующее задание Цель: осознание
каждым обучающимся степени овладения
полученных знаний
Наводящими
вопросами помогает
установить связь м/д
ранее изуч, новым мат,
с заходом на буд
Работа учащихся в
группах по таблицам
ПУУД,
РУУД(планиро
вание,
прогнозирован
ие),ЛУУД
8.
Рефлексия учебной деятельности на уроке,
самооценка результатов обучения
Цели:соотнесение поставленных задач с
достигнутым результатом, фиксация нового знания,
постановка дальнейших целей
Организует рефлексию,
Подведение итогов, д/з.
Д/З Вспомните
произведения М.
Мусоргского, к которым
можно применить фразу:
это- музыкальная
живопись.
.
РУУД, ЛУУД,
КУУД
Цель урока:
Показать разнообразие и красоту сказочных образов поэзии А. Пушкина через музыку русского композитора- сказочника Н.А.
Римского-Корсакова, через взаимосвязи смежных видов искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства
Задачи урока:
ввести и освоить определение музыкальной живописи
показать многомерность и специфику различных видов искусства для создания сказочных образов поэзии А. Пушкина,
провести анализ выразительных средств музыки, поэзии и изобразительного искусства (темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация,
динамика, композиция, цветовая гамма), используемых для воплощения сказочных образов поэзии А. Пушкина.
Ход урока.
При входе учеников в класс звучит музыка из тепередачи « В гостях у сказки».
Учитель: какая музыка встретила Вас?
Ученики: добрая, волшебная, загадочная, таинственная, сказочная…Может быть, мы попадем сегодня в сказку?!
В класс входит ученик в образе А. Пушкина.
Учитель: Представьтесь, пожалуйста, кто Вы?
Ученик: Я - Александр Пушкин! И хочу зачитать письмо, которое я написал своему брату, находясь в ссылке в селе Михайловском.
ДОРОГОЙ БРАТ!
Знаешь ли ты мои занятия?
До обеда пишу записки, обедаю поздно….
После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки!
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
Учитель: Скажите, какая основная мысль этого письма?
Ученики: Пушкин восторгается сказками, он говорит: «Что за прелесть, эти сказки!»
Учитель: А какие сказки имел в виду Пушкин?
Ученики: Сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна, находясь вместе с ним в ссылке в Михайловском.
Учитель: Да, действительно, Пушкин восторгался няниными народными сказками. Давайте и мы с таким же восторгом произнесём слова
Пушкина, поднимая интонацию голоса вверх «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ, ЭТИ СКАЗКИ!» (Ученики дружно декламируют, работая над высокой
интонацией, выражающей восхищение. Ученик в образе Пушкина занимает место в классе ).
Учитель: Слушая сказки няни, Пушкин впоследствии их обрабатывал и сочинял целые сказочные поэмы. Поможет нам вспомнить героев
пушкинских сказочных поэм репродукция палехской шкатулки «Сказки Пушкина» на стр. учебника 48. ( Ученики рассматривают и
называют героев сказок).
Учитель: Долгими вечерами, Пушкин засиживался около камелька, слушая сказки Арины Родионовны. Услышать тихий неспешный
разговор-диалог поэта и няни нам поможет пьеса Чайковского «У камелька». На стр. 47 учебника мы увидим нотную запись
начала мелодии. Куда движется мелодия в первой двутактовой фразе?
Ученики: вверх. Если изобразить её графически, то это будет линия, устремлённая вверх (показывают рукой направление движения
мелодии).
Учитель: Что можно сказать про вторую двутактовую фразу мелодии ?
Ученики: Мелодия постепенно уходит вниз, в графическом изображении это будет нисходящая линия ( показывают рукой направление
движения мелодии).
Учитель: Правильно. Таким образом, композитор передаёт нам вопросо-ответные интонации музыкального диалога в 1 части. Вся
средняя часть- это развитие основной мелодии…Возможно, это няня рассказывает Александру ту самую сказку, о которой сегодня пойдёт
речь…
Слушание: П.Чайковский «У камелька».
После слушания произведения ансамбль учеников исполняет на металлофонах и шумовых музыкальных инструментах русскую народную
песню «Во саду ли , в огороде..»
Учитель: Вы узнали эту песню?
Ученики: Это русская народная песня « Во саду ли, в огороде..» О ней упоминал Пушкин в своей поэме «Сказке о царе Салтане»
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде
Учитель: Сказки Пушкина очень музыкальны, поэзия Пушкина очень мелодична, поэтому композиторы часто обращались к его творчеству.
Композитор сказочник Н. А. Римский- Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане…», где сохранил почти полностью весь сюжет
сказочной поэмы Пушкина. Именно сказочным образам поэзии Пушкина в опере Н. Римского- Корсакова будет посвящён наш урок.
В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица ,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Учитель: Стихи Пушкина точно и образно передают характер событий: сказочное состояние природы, настроение царицы…Также красочно
рисует морскую пучину и плывущую по ней бочку художник- сказочник И. Билибин.
Ученики: Холодные краски картины передают страшное недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия
Учитель: Сказочное чудо морской стихии передаёт Н.Римский-Корсаков во вступлении ко 2 действию. Как композитор сможет без слов и
красок передать блеск звёзд, бушующее море, горький плач царицы и находящегося в бочке ребёнка..Давайте послушаем вступление ко 2
действию оперы и подумаем, способна ли музыка также красочно и образно изобразить и картины природы, и состояние человека. Созвучна
ли музыка образам поэтического текста?
Слушание вступления ко 2 действию
Ученики: Эта музыка очень живописно изображает мерное движение волн, плывущую по волнам неуклюжую бочку, блеск звёзд. В музыке
мы слышим даже плач царицы и то, как чудесным образом « не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
Учитель: Что помогает композитору так точно приблизиться в музыке к поэтическому тексту и так живописно раскрыть образное
содержание поэтических строк Пушкина?
Ученики: Инструменты симфонического оркестра подчеркивают изобразительность музыкальных образов. Рокот волн — мелодия струнных,
то вздымается вверх, то снова падает. Мерцание, блеск звёзд — звуки флейты, арфы, челесты . Плывущая по волнам бочка — неуклюжая тема
струнных, как будто «ворочается».Стон и плач царицы — резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Постепенно море утихает.
Учитель: Только ли тембровое разнообразие инструментов симфонического оркестра помогает нарисовать картину сказочного происшествия?
Вспомните лепестки «Цветика-семицветика», какие еще средства выразительности помогают создать музыкальную живописную картину?
Ученики перечисляют основные средства выразительности (мелодия, тембр, регистр, динамика, ритм, лад ).
Учитель: «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам»…
Неужели и зто может нарисовать музыка?! Да. Светлая мелодия - тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к низкому
тембру валторн, словно ломается голос подростка, который превращается в юношу. Слушаешь музыку и представляешь полотна А. Васнецова, И.
Билибина, М. Врубеля, так ярко и убедительно передаёт композитор картины природы, что мы начинаем словно бы видеть их. Помогает ли музыка
почувствовать красоту пушкинских строк?
Музыкальная живопись - так мы можем сказать о музыке, когда она словно рисует живописную картину, где усилена изобразительность. Мы
продолжаем знакомиться с музыкальной живописью в симфонической картине «Три чуда»
Учитель. Есть в сказке А.Пушкина и в опере Н. Римского- Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. В опере у каждого чуда есть
своя музыкальная тема - яркая картинка, только написана она не красками, а звуками. Первое чудо вы уже назвали.
Ученики: Это белочка (рассматривают изобразительный ряд в учебнике на стр. 50).
Учитель: Какую песенку поёт белка « при честном народе»?
Ученики: это русская народная песня « Во саду ли , в огороде»
Учитель: Русские композиторы довольно часто используют в своих произведениях народные мелодии или мелодии, близкие народным. Посмотрите на
мелодию песни белочки, мелодия плавно движется то вверх, то вниз, кажется. Что это сама белочка движется по еловым веточкам. мы попробуем
напеть эту мелодию ..(ученики показывают направление движения мелодии в медленном темпе и одновременно поют её со словами)
Учитель: Второе чудо:
«В чешуе, как жар горя,
Ученики: Тридцать три богатыря»
Учитель: Посмотрите на нотную запись темы богатырей на стр.50. Какие особенности музыки вы заметили?
Ученики: Музыка записана в низком регистре (басовый ключ), в нижнем регистре ( басовом ключе) ноты делятся на группы из 5 звуков, и эти группы
нот всё время повторяются, как бы образуя волнообразное движение. Так композитор рисует волны и выходящих из моря богатырей.
Учитель: Какие ещё средства выразительности использует композитор для передачи образа богатырей?
Ученики : В нотном тексте стоит ff ( очень громкая динамика, фортиссимо), указание характера и темпа: быстро, взволнованно.
Учитель: Почему именно громкую динамику использует композитор?
Ученики: Богатыри высокие, большие, сильные, в тяжёлых доспехах.
Учитель: Третье чудо:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Ученики: Царевна Лебедь.
Учитель: Какие образные сравнения использует Пушкин?
Ученики: «свет божий затмевает», «землю освещает», «во лбу звезда горит»…торжественно и величественно предстаёт перед нами образ волшебницы-
царевны.
Учитель: А теперь рассмотрим картину М. Врубеля « Царевна Лебедь», какую цветовую гамму использует художник?
Ученики: На заднем плане картины — тёмное, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным небом. Только светлая полоска неба на
горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет надежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который завершает
все народные сказки. Огромные белоснежные крылья в вечернем сиянии излучают необыкновенный перламутровый свет, который придаёт картине
нежность, великолепие, добавляет ощущение волшебства. А белоснежные крылья символизируют чистоту и доброту героини.
Учитель: Как «рисует» нам царевну Лебедь Римский-Корсаков в своей опере? Рассмотрите нотный пример мелодии царевны( стр.51 уч.), какие
особенности в нотном тексте вы заметили?
Ученики: Мелодия состоит из распевов, что приближает ее к русским народным песням, половинные длительности в мелодии указывают на то, что она
всё время ласково и нежно обращается к царевичу, тема звучит P (тихо, пиано), состоит из коротких мотивов, что говорит о взволнованном и нежном
характере царевны.
Учитель: Давайте попробуем разучить мелодию царевны, используя плавное голосоведение, а в половинных длинных звуках, где царевна обращается к
царевичу, будем использовать мягкое округлое голосоведение.
Разучивание темы царевны.
Учитель: А сейчас я предлагаю послушать всю симфоническую картину : тему белочки можно послушать, слегка подыгрывая на треугольниках и
пританцовывая, выполняя русские движения; наши мальчики мужественно прошагают под звуки марша, изображая тяжелую поступь русских
богатырей. Издавна на Руси про красивую поступь девушки говорили: «Идёт, словно лебедь плывёт». А наши девочки возьмут платочки и попробуют
сочинить свой плавный красивый танец (танцевальная импровизация).
Слушание: симфоническая картина «Три чуда»
Учитель: Музыка помогает почувствовать красоту пушкинской сказки. Музыка ярко и убедительно передаёт настроение и чувства
сказочных героев, картин природы, так, что мы начинаем, словно бы , видеть эти картины. Сказка сама по себе очень музыкальна, но
благодаря музыке Н. А. Римского-Корсакова она стала ещё живописнее, её образы стали ещё ярче и красочнее. Я думаю, мы можем сказать,
что Римский-Корсаков- мастер музыкальной живописи.
Учитель: Вам предстоит сейчас довольно сложное задание: работа в группах по таблицам, обсудив ещё раз ,какие средства музыкальной
выразительности использует композитор для создания сказочных образов.
Средства музыкальной
выразительности
Белочка
Тридцать три богатыря
Царевна Лебедь
Инструментовка
Динамика
Темп
Регистр
Мелодия
Собственное дополнение и
мнение
Учитель: В конце урока я прошу вас поделиться своими впечатлениями и продолжить моё предложение:
1. На уроке я узнал, что….
2. На уроке меня удивило то, что
3. Больше всего мне запомнилось…
4. Я никогда не забуду, что…
Учитель: дома постарайтесь вспомнить, какие произведения М.Мусоргского, с которыми мы знакомились на уроках, можно назвать
музыкальной живописью.
СПАСИБО.