Программа "Народно-сценический танец"

1
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
«НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
для детей от 9-14 лет
срок реализации: 6 лет
Авторы-составители:
Степанова О.В., педагог ДО,
Заводчикова Е.П, концертмейстер
Новоуральский городской округ
2019 год
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным,
художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной
жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный
танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует
драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные
образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям,
пространственным рисункам (построениям).
Программа «Народно-сценический танец» предполагает развитие личности ребенка
средствами народной хореографии. Народные танцы, как правило, более эмоциональные
помогают ребенку познать народную культуру, духовные истоки. Осваивая богатые
технические средства народного танца, ребенок добивается максимальной
выразительности всех частей тела. Народно-сценический класс соединяет необходимую
последовательность упражнений, которая помогает наметить характер будущих
постановок, определить их движение и ритмический рисунок. В обучение важно
знакомство с народной музыкой через слушание.
Развитие личности ребёнка.
Народно-сценический танец способствует развитию личности ребенка, формируя у
него чувство ритма и воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное
восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь
великолепным средством общения. Кроме этого, народный танец выполняет
воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и
благородство. Именно народный танец является одним из средств сохранения
национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно
относиться к культурному наследию. Изучение народно-сценического танца помогает
развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других
предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление,
способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды
искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в
отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие
ребёнка.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем:
Данная программа даёт возможность обучающимся самоопределиться через реализацию
творческих способностей, через создание собственного продукта (танец, танцевальная
композиция) и подразумевает равные партнёрские отношения между обучающимися и
педагогами;
- Комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление
их психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;
- Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности,
как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность,
ответственность за результат своей деятельности.
- Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у
учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и
товарищества. Обучающиеся знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой,
3
национальными особенностями не только русского народа, но и других народов
России.
Цель: Создать условия для развития личности ребенка, его гуманного отношения к
окружающему миру, формирования в нем эстетических идеалов на основе овладения
искусством народного танца.
При обучении детей народно-сценическому танцу ставятся следующие задачи:
Задачи:
Образовательные:
обеспечить усвоение практических умений и навыков при изучении
программного материала, изучить терминологию в народном танце;
изучить историю танцевальной культуры
Развивающие:
- развитие чувств ритма и музыкальности детей, их моторико-двигательной и
логической памяти;
развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
развитие коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних
качеств личности обучающихся путём приобщения их к культурному наследию
своей страны, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
развитие потребности в самораскрытии и самореализации;
развитие и формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в
выборе своего имиджа, подготовка воспитанников.
Воспитательные
воспитывать у обучающихся настойчивость и стремление преодолевать трудности,
возникающие перед ними в выполнении тех или иных упражнений;
воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся;
воспитание любви и уважения к народным традициям.
Особенности содержания:
Использовать данную программу нужно дифференцированно, с учетом возможности
учебной группы. Фундаментом в народно-сценическом танце является экзерсис, поэтому
обучение начинается именно с него. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их
выворотность, шаг и plie (приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений.
В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается
устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на
двух и на одной ноге. Классификация движений в экзерсисе у станка русского народного танца
повторяет таковую в экзерсисе у станка классического танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе
народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными элементами движений
Работа на середине зала - включает в себя некоторые элементы экзерсиса,
танцевальные движения будущих постановок, изучение дробей и дробных комбинаций.
Подготовка к вращению и вращение. Перемещение по залу движениями в разных характерах (по
прямой линии, по диагонали, по кругу). Этюдная работа на основе народно-сценических танцев
народов мира. В основе - русский танец.
Изучение предмета «Народно-сценический танец» начинается с 4 года обучения
основной программы.
Методика преподавания в своей основе опирается на школу профессионально –
хореографического обучения, но с учётом разных целей обучения, специфики студии, где
состав учащихся разнороден и по способностям, и по возрасту. Этим обусловлено особое
4
внимание к эффективности учебного процесса. Специфика обучения хореографии связана
с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для
ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с
творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога–
хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной деятельности ребёнка
через теоретическое знакомство с хореографическим искусством, театром, актёрским
мастерством. Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка,
которую слышат ребята на занятии и в постановочной практике.
Особое значение в работе с детьми и подростками приобретает воспитательная работа, в
том числе и посещение концертов, театров с целью повышения нравственной и
эстетической культуры ребёнка.
В практике изучения народно-сценического танца используются компьютерные
технологии:
- для детей, которые по какой-либо причине пропустили занятия, чтобы они смогли
дома выучить или закрепить упражнениянародного экзерсиса, этюды, элементы
танцевальных композиций;
- для родителей и детей - анкетирование, используя сайт ЦВР.
Особенности организации процесса: обучение народно-сценическому танцу
проводится по двум основным ступеням по три года обучения каждая ступень.
ПЕРВАЯ ступень-средняя, возраст детей 10-12 лет знакомство и изучение экзерсиса
народно-сценического танца, освоение репертуара, знакомство с историей развития танца,
с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями русского народа и
белорусского танца.
Этот этап обучения хореографии предполагает работу с детьми среднего школьного
возраста. Обучающиеся уже владеют определенным запасом танцевальной техники,
первоначальной координации движений, развито их внимание к восприятию нового
материала.
ВТОРАЯ ступень, старшая, возраст детей 13-15 лет - совершенствуя свои знания в
избранном жанре, дети активно усваивают репертуар. Этот этап обучения хореографии
предполагает специализированные занятия в избранном жанре хореографического
искусства народно-сценического танца. Изучение нового репертуара и
совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и развиваются
полученные навыки, идет интенсивное пополнение знаний. Наиболее сложной задачей на
третьей ступени обучения является постановочная работа. Репертуар коллектива
соответствует исполнительским возможностям и возрастным особенностям обучающихся.
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЕРВАЯ ступень, возраст детей 10-12 лет знакомство и изучение экзерсиса народно-
сценического танца, освоение репертуара, знакомство с историей развития танца, с
жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями русского народа и
белорусского танца.
Этот этап обучения хореографии предполагает работу с детьми среднего школьного
возраста. Обучающиеся уже владеют определенным запасом танцевальной техники,
первоначальной координации движений, развито их внимание к восприятию нового
материала.
На основе знаний, полученных на первом этапе знакомства с хореографией, педагог
развивает творческую фантазию обучающихся, дает задания по самостоятельной
подготовке небольших танцевальных комбинаций, знакомит их с основными элементами
актерского мастерства сценическим вниманием, воображением, понятием
«предлагаемые обстоятельства».
Цель программы для данного этапа обучения –приобщение ребёнка к искусству
хореографии через знакомство с историей народного танца, овладение техникой и
культурой исполнения танца.
Ожидаемый результат:готовность ребёнка к освоению программы старшей ступени,
способность самостоятельному исполнению упражнений у станка.на середине зала, и
сполнению танцевальных комбинаций.
Основные задачи:
развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
развитие танцевальных данных (гибкости, прыжка, шага, устойчивости и
координации), изучение более сложных танцевальных элементов и выстраивание в
комбинации.
развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной
выразительности;
воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Требования к уровню подготовки выпускника ступени по предмету народный танец:
Предметные результаты
Научатся:
- применять знания о народно-сценическом танце в практической деятельности;
- научатся самостоятельно, грамотно исполнять элементы экзерсиса народно-
сценического танца;
- научатся музыкальности, ритмичности, самостоятельно грамотно исполнять
комбинацию под музыку;
- научатся ориентироваться в пространстве, на сценических площадках и в классе.
Получат возможность научиться:
- работать самостоятельно на занятиях понародно-сценическому танцу, у станка и
на середине зала;
- чувствовать характер музыки;
- проявлять свои физические способности на занятиях народно-сценического танца.
Личностные результаты
- подростки получат возможность для формирования способности к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты
Научатся
- межличностным деловым отношениям,
- работать в группе совместно,
- научатся договариваться друг с другом во время групповой работы на занятиях и в
постановочном процессе.
6
Получат возможность научиться
- раскрывать индивидуальные особенности личности и обрести яркую
индивидуальность.
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми на занятиях понародно-сценическому
танцу и в постановочной работе
- применять знания и навыки народного сценического танца в постановочной
работе.
- способности ставить цели и строить жизненные планы
Особенности содержания и организации процесса.
Содержание занятий в данной программе включает в себя следующие этапы:
- подготовительный этап (на середине зала в разных рисунках)- изучение шагов,
ходов, проходок в русском характере.
- экзерсис у станка – большое место в экзерсисе занимают упражнения, которые,
помимо тренировки ног, помогают наиболее полному развитию тела танцовщика.
Ко всем движениям палки, начиная, с plie и до grands battements jete активно
присоединяется корпус, голова, руки. Не меньшее значение в системе тренировки
имеют упражнения для рук, плеч, спины и головы. Но вся работа в экзерсисе
должна быть направлена на развитие национального характера. Для этого в
экзерсис включаются отдельные элементы русского, белорусского, испанского и
других танцев.
- работа на середине зала - включает в себя некоторые элементы экзерсиса,
танцевальные движения будущих постановок ;изучение дробей и дробных
комбинаций, основные движения русского танца.
- подготовка к вращению и вращение
- перемещение по залу разными движениями
- этюдная работа – этюды включают в себя комбинации и композиции из репертуара
коллектива.
Учебный процесс организован в форме группы.
Формы подведения итогов по реализации программы: мониторинг «Качества ДО и
воспитания», открытые занятия для родителей группы и педагогов студии.
Методики выявления достижения результатов - Мониторинг «Качества ДО и
воспитания»; педагогическое наблюдение, методика выявления коммуникативных
склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
«Справочная книга школьного психолога»). Методика для изучения социализированности
личности учащегосяазработка профессора М. Рыжкова); тесты по хореографии,
диагностика физического развития детей, «Удовлетворенность» - анкетирование
родителей и детей.
7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Блок, раздел, тема
Количество часов *
1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.
Учебно-развивающий блок
1.
Введение.
1
1
1
2.
Движение по кругу и в линии
2
2
2
3.
Народный экзерсис.
21
21
21
4.
Изучение элементов народного танца на середине.
16
16
16
5.
Диагональ. Танцевальные движения
16
16
16
6.
Открытые занятия
2
2
2
7.
Входной мониторинг
2
2
2
8.
Социо-культурный блок
12
12
12
Итого
72
72
72
«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» - 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы для данного этапа обучения приобщение ребёнка к искусству
хореографии через знакомство с историей народного танца, создание условий для
развития творческих специальных способностей и освоения практических навыков.
исполнению танцевальных комбинаций.
Ожидаемый результат: готовность ребёнка к освоению программы 5 г.о.,
способность самостоятельному исполнению упражнений у станка и на середине зала,
способность исполнения танцевальных комбинаций.
Задачи:
- Постановка корпуса, ног, рук и головы на основе простейших движений народно-
сценического тренажа;
- Освоить первичные понятия и термины народного сценического танца;
- Развить навыки координации музыкальный слух и ритм;
- Выявить индивидуальные способности к народному танцу
- Воспитать танцевальность элементами художественной окраски движений;
- Воспитывать культуру, как сферу общения и поведения;
- Приобщить детей к культурным ценностям в области народной хореографии.
Требования к уровню подготовки.
Предметно-информационная теоретическая образованность:
знать порядок комбинаций в экзерсисе;
знать историю развития народного танца;
знать ритм музыки к каждому элементу;
иметь представление о постановочной работе.
Деятельность - практическая составляющая образованности:
уметь самостоятельно, грамотно исполнить элементы народного экзерсиса;
уметь считать ритм музыки;
уметь владеть своим телом, чувствовать своё тело;
ориентироваться на сценической площадке.
Особенности содержания. Из народного экзерсиса даются пока простейшие, основные
элементы, которые развивают осанку, мышцы ног, рук и координацию. Воспитанники
8
знакомятся с элементарными движениями народно-сценического танца. Воспитывается
культура исполнения движений.
В соответствии с данной программой на данной ступени рекомендуется следующая схема
проведения занятий:
1.Вводная часть(5 минут)
Беседы обистории развития танца, об национальных особенностях русского народа, его
красоте и выразительности, об национальных особенностях русского народа, об
обязательной согласованности движений, о значении музыки внародном танце, о
танцевальной форме, дисциплине, гигиене и задачах обучения.
II.Основная часть
- упражнения у палки – (25 минут);
- упражнения на середине зала – (30 минут);
- кросс передвижение в пространстве – (20 минут).
III. Заключительная часть (10 минут)
- Portsdebras для восстановления дыхания и приведение всех мышц в спокойное
состояние.
В начале и в конце занятия исполняется поклон на 2/4.
Перерыв в процессе занятий 10 минут
Учебный процесс организован в форме группы.
Формы подведения итогов по реализации программы: мониторинг «Качества ДО и
воспитания», открытые занятия для родителей группы и педагогов студии.
Методики выявления достижения результатов - журнал наблюдения за учеником,
анкетирование родителей, отчетный концерт для родителей по итогам творческой работы.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Вводное занятие.
- Знакомство с историей народного танца.
2.Движения по кругу и в линии.
- Поклоны. На месте без рук и с руками
- Поклоны с продвижением вперед и отходом назад
- Простой танцевальный шаг
- Шаги на п/п
- Тройной шаг
- Шаг с ударом
- Шаг с каблука с высоким коленом со сменой ног
- Тройной дробный шаг
- Бег с наклоном корпуса направо и заканчивать соскоком в 6 позицию, а затем
тоже в другую сторону.
3.Народный экзерсис.
- Раскрытие и закрытие руки 4т. 3/4
- D-p по не выворотной и выворотной позиции 1т. 4/4
- Gr. plie по невыворотной позиции 1т. 4/4
- B-t по III, V позиции в разных ритмах: 2т. 2/4
- перевод ноги на каблук, с полуприседанием на опорной ноге.
- Jete м/р 2т. 4/4
- с сокращением стопы
- с полуприседанием на опорной ноге
- изучение rond de jambe, rond de pied до положения в сторону 2т. 4/4, 1т. 4/4
- Подготовка к "веревочке" (лицом к палке) 2т. 2/4
9
- Дробная простая комбинация по 6 поз.
4.Изучение элементов народного танца на середине.
- Повороты и наклоны головы (на месте и с продвижением в сочетании с разными
движениями)
- Раскрывание и закрывание рук
- одной рукой, двумя руками
- поочередное раскрывание рук
- переводы рук в различные положения.
- Боковой шаг на всей стопе и на п/п по VI позиции
- "Змейка"
- "Гармошка"
- бег на месте и с продвижением вперед и назад
- Разучивание движения головы во время поворота
- Подготовка к дробям
- удар по VI позиции с plie и без plie в различных ритмах
- притопы с продвижением в сторону
- подготовка к ключу 1
го
вида
5. Диагональ. Танцевальные движения.
- Комбинация простых и тройных шагов
- Подскоки с продвижением вперед и на месте в повороте по четвертям
- Галоп со скользящим хлопком (в белорусском характере)
- Подскоки с наклонами (в белорусском характере)
- Прыжки с поджатыми ногами с продвижением вперед
- Шаг на одну ногу, закончить прыжком с поджатыми ногами
- Закончить занятие танцевальной комбинацией в русском характере или
фрагментом из репертуара коллектива.
6. Открытые занятия для родителей и педагогов.
Итоговое занятие.
7. Мониторинг
Мониторинг «Качества ДО и воспитания»:
- педагогическое наблюдение;
- методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на
основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного
психолога»);
- методика для изучения социализированности личности учащегосяазработка профессора
М.И. Рыжкова);
- тесты по хореографии,
- диагностика физического развития детей,
- «Удовлетворенность» анкетирование родителей и детей.
8. Социо-культурный блок
- организационный период
- комплектование групп
- организационное собрание
- инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД
- беседы:
- учебно-творческие занятия
- проведение совместных мероприятий
- посещение культурно - досуговых мероприятий.
10
«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» - 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данного этапа: приобщение ребёнка к искусству хореографии через
знакомство с историей народного танца, создание условий для развития творческих
специальных способностей и освоения практических навыков.
Ожидаемый результат: готовность устойчивость мотивации к познанию и
сформированность навыков основ народно-сценического танца.
Задачи:
- Дальнейшее освоение терминологии народно-сценического танца
- Дальнейшее освоение движений народно-сценического экзерсиса на основе
выработки мышечных ощущений;
- Воспитывать психофизическую культуру - выносливость, терпение и физическую
силу, координацию, гибкость позвоночника, мышечную память.
- Воспитывать ценностное отношение к себе, к другим людям, к искусству;
- Приобщить к культурным ценностям в области народной хореографии.
Требования к уровню подготовки:
Предметно-информационная теоретическая образованность:
- знать об национальных особенностях русского народного танца;
- знать порядок комбинаций в экзерсисе;
- знать ритм музыки к каждому элементу;
Деятельностно - практическая составляющая образованности:
- уметь самостоятельно, грамотно исполнить элементы экзерсиса народно-
сценического танца;
- уметь считать ритм музыки;
- уметь комментировать сделанное движение или элемент;
- уметь самостоятельно грамотно исполнить комбинацию под музыку
- ориентироваться на сценической площадке;
Особенности образовательного процесса (особенности содержания, методы и
приемы обучения).Использование КТ
- Программа «Народно-сценический танец» предполагает развитие личности ребенка
средствами народной хореографии. Красочные народные танцы, как правило, более
эмоциональные помогают ребенку познать народную культуру, духовные истоки.
Осваивая богатые технические средства народного танца, ребенок добивается
максимальной выразительности всех частей тела. Народно-сценический класс
соединяет необходимую последовательность упражнений для профессиональной
техники с творческой работой, которая помогает наметить характер будущих
постановок, определить их движение и ритмический рисунок. В обучение важно
знакомство с народной музыкой через слушание.
Порядок построения движений экзерсиса у станка:
- plie
- виды battements tendus (в развитии)
- battements jete (в развитии)
- ronds de jamber и ronds de pied (в развитии)
- подготовка к «веревочке», «веревочка»
- средний battements , pas tor tie
- дробная комбинация
- flice flac (в развитии)
- battements fondus
- developpes (в развитии)
- grands battements jete
- port de bra
- танцевальные комбинации в разных народных характерах
11
- При сочетании всех упражнений достигается необходимый разогрев различных
- групп мышц.
- По мере освоения того или иного движения можно, добавляя различные положения
рук, корпуса, головы, а также увеличивая темп музыкального сопровождения,
усложнить его и разнообразить ритмический рисунок движений, обращая
внимание на манеру и выразительность исполнения.
Учебный процесс организован в форме учебных групповых занятий.
Формы подведения итогов по реализации программы: мониторинг «Качества ДО и
воспитания», открытые занятия для родителей группы и педагогов студии.
Методики выявления достижения результатов - журнал наблюдения за учеником,
анкетирование родителей, отчетный концерт для родителей по итогам творческой работы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие. «Национальные особенности русского народного танца».
2. Движения по кругу.
Закрепление пройденного материала предыдущего года.
Русский лирический шаг вперед. Шаг с каблука с высоко поднятым коленом с
двойным притопом
3. Народный экзерсис.
- d-p и gr. pl. по не выворотной и выворотной позициям с руками b-t на носок,
каблук, носок по 5 позиции
- сd-p в исходной позиции
- d-p с переводом р.н. на каблук
- d-p с переводом р.н. на каблук и с возращением в позиции в plie.
- B-t с работой опорной пятки
- Jete в plie
- Подготовка к "веревочке" с разворотом бедра в закрытое положение и обратно
(одной рукой )
- "Веревочка" одинарная – (лицом к палке)
- Rond de jawber и rond de pied с доведением ноги назад
- Среднийb-t (подготовка к флик-фляку)
- Дробная комбинация
- "хромающая" дробь
- "двойная" дробь с подскоком
- "Молоточки" одинарные (лицом к палке)
- grandb-tjete с сокращенной стопой в сторону (лицом к палке)
4. Изучение элементов народного танца на середине
- Portdebra с наклоном корпуса
- "припадание" по V позиции
- "моталочка"
- "ковырялочка" на подскоках
- Различные сочетания движений с выносом ноги на каблук
- "ключ" 1 вид
- Прыжки с поджатыми ногами и поворотами
5. Диагональ. Танцевальные движения.
- Галоп по 2 раза с разворотом корпуса
- Характерные ходы и движения белорусского танца
- Знакомство с движениями прибалтийского танца
- Подскок в повороте на 360 градусов
12
- Этюдная работа на основе движений русского, белорусского или прибалтийского
танцев на выбор педагога.
6. Итоговое занятие. Открытые занятия для родителей и педагогов.
7. Мониторинг. Использование КТ
- Входной мониторинг - Удовлетворенность» - анкетирование родителей и детей.
- Текущий мониторинг:
- Мониторинг «Качества ДО и воспитания». Диагностика физического развития детей.
Тесты по хореографии. Методика выявления коммуникативных склонностей
учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная
книга школьного психолога»).
- Итоговый мониторинг:
- мониторинг «Качества ДО и воспитания». Диагностика физического развития детей.
Тесты по хореографии. Методика выявления коммуникативных склонностей
учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная
книга школьного психолога»).
8. Социо-культурный блок
- организационный период
- комплектование групп
- организационное собрание
- инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД
- беседы
- учебно-творческие занятия
- проведение совместных мероприятий
- участие в проектах ЦВР
- участие в фестивалях, конкурсах
- посещение заведений культуры
13
«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» - 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы для данного этапа обучения: создание условий для развития
художественно-творческих хореографических способностей и устойчивости освоения
практических навыков.
Ожидаемый результат: Сформированность устойчивости мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, к достижению роста исполнительского
мастерства и способность к участию в концертных программах и в конкурсных
программах разного уровня.
Задачи:
- формирование исполнительских навыков, рост исполнительского мастерства,
который выражается в синхронности исполнения, гармоничности и
эмоциональности самовыражения.
- развитие творческих способностей с помощью постановочной работы.
- воспитание ценностного отношения к себе, к другим людям, к искусству
Требования к уровню подготовки выпускника 2 ступени.
К концу обучения выпускник будет
Знать:
- Историю и национальные особенности русского народного танца,
хореографический ансамбль «Березка.
- Правила и порядок выполнения народно-сценического экзерсиса
- Способы сохранения и укрепления физического здоровья
Уметь:
- Применять полученные знания и навыки, развитые творческие специальные
способности: техничность исполнения, выразительность и эмоциональность
движения, свободное владение телом и пластичность, характер музыки,
собственную манеру исполнения, чувство стиля и т.д. в концертной деятельности,
конкурсах, фестивалях разного уровня
- Применять способы сохранения и укрепления физического здоровья в жизни
Владеть:
- Навыками психофизической культуры, необходимой танцору для развития
физической формы (развитие силы, выносливости, координации, мышечной
памяти и т.д.), обогащение эмоционально-чувственной сферы через чувство танца
и чувство себя в нём (умение сопереживать, выражать свои чувства и
контролировать их)
Получит опыт: ценностного отношения к себе, к другим людям, к искусству.
Особенности образовательного процесса: учебный процесс организован в групповой
форме.
Ребёнок в процессе обучения осваивает знания и навыки техники народно-сценического
танца, знакомится с историей и его системой.
Народный танец позволяет сформировать эстетические представления о тенденциях
мировой художественно-танцевальной культуры, сориентировать подрастающую
личность на образцы истинного танцевального искусства в выбранном жанре,
стимулировать развитие художественного вкуса. У детей координация движений уже
сформирована и имеется хорошая техническая и физическая подготовка.
14
Подростки, освоив хореографические умения и навыки, воспроизводят на практике
самостоятельно полученные знания и умения. Освоение плана зала, движение по
площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыки координации,
культура общения с партнерами, начальные навыки ансамблевого исполнения,
эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении стилевые особенности музыки,
разнообразие темпов и ритмов, формирование чистоты стиля и хорошей манеры
исполнения. Осваивают дальнейшую программу обучения движений.
Продолжают изучать постановку танцевальных композиций.
Выходят на более высокий уровень концертной деятельности, конкурсного
характера всероссийского и международного уровня по народному танцу.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие.
Хореографический ансамбль «Березка»
2. Движения по кругу.
- Русский лирический шаг вперед
- Шаг с каблука с высоким коленом с двойным притопом
- Перескоки с ноги на ногу по VI позиции с ударом (на месте и в продвижении)
3. Народный экзерсис.
- d-p и gr. pl. по не выворотной и выворотной позициям с руками –
- b-t - комбинация
- Jete - комбинация
- "Веревочка" одинарная – комбинация
- Rond de jawber и rond de pied с доведением ноги назад
- Русский выстукивающий- комбинация
- "двойная" дробь с подскоком
- "Молоточки" одинарные в комбинации
- grand b-t увеличеный
3. Изучение элементов народного танца на середине
- Port de bra с наклоном корпуса
- "припадание" по V позиции выстукивающее
- Различные сочетания движений с выносом ноги на каблук
- "ключ" 2 вид
- Прыжки с поджатыми ногами в повороте
4. Диагональ: вертушки, танцевальные движения
- Подскок в повороте на 360 градусов
- chaine"
- бег в повороте
- Этюдная работа на основе движений русского танца.
5. Итоговое занятие. Открытые занятия для родителей и педагогов.
6. Мониторинг.
Входной мониторинг - Удовлетворенность» - анкетирование родителей и детей.
Текущий мониторинг:
15
Мониторинг «Качества ДО и воспитания». Диагностика физического развития детей.
Тесты по хореографии. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга
школьного психолога»).
Итоговый мониторинг:
мониторинг «Качества ДО и воспитания». Диагностика физического развития детей.
Тесты по хореографии. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга
школьного психолога»).
7. Социо-культурный блок
- организационный период
- комплектование групп
- организационное собрание
- инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД
- беседы
- учебно-творческие занятия
- проведение совместных мероприятий
- участие в проектах ЦВР
- участие в фестивалях, конкурсах
- посещение заведений культуры.
16
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ «СТУДИИ ТАНЦА» 4 - 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВТОРАЯ ступень, возраст детей 13-15 лет - совершенствуя свои знания в избранном
жанре, дети активно усваивают репертуар. Этот этап обучения хореографии предполагает
изучение нового репертуара и совершенствование исполнительского мастерства.
Закрепляются и развиваются полученные навыки, идет интенсивное пополнение знаний.
Наиболее сложной задачей на третьей ступени обучения является постановочная работа.
Репертуар коллектива соответствует исполнительским возможностям и возрастным
особенностям обучающихся.
Цель программы для данного этапа обучения - создание условий для развития
творческих способностей и дарований.
Ожидаемый результат: готовность и способность ребёнка к культурному
самоопределению и творческому воплощению художественного образа средствами
народного танца.
Задачи:
- Сформировать представление об особенностях народного танца.
- Обучить умению анализировать средства выразительности для создания
художественного образа в танце, способности раскрывать внутреннее состояние и
духовный мир человека через формирование индивидуального стиля исполнения
- Развивать способность выражать в творческих работах своё отношение к
окружающему миру
Требования к уровню подготовки:
Предметно-информационная теоретическая образованность:
- знать ритм музыки к каждому упражнению в народном экзерсисе и в танце.
- -знать технику исполнения движений народного танца;
- -знать порядок исполнения движений в экзерсисе у станка и на середине;
- -владеть теорией актерского мастерства.
Деятельность - практическая составляющая образованности:
- уметь самостоятельно, грамотно и технично исполнить все элементы экзерсиса
народного танца;
- уметь считать ритм музыки и одновременно исполнять танцевальный элемент;
- уметь владеть своим телом, чувствовать своё тело;
- уметь чувствовать партнера по танцу (группу)
- уметь самостоятельно поставить танцевальный этюд;
- уметь владеть актерским мастерством;
- уметь импровизировать под музыку;
- ориентироваться на сценической площадке;
- четко выполнять хореографический рисунок;
- следовать хореографической лексике.
Особенности образовательного процесса (особенности содержания, методы и приемы
обучения).
Учебный процесс организован в форме групповых занятий.
Программа «Народно-сценический танец» предполагает развитие личности ребенка
средствами народной хореографии.
Содержание занятий включает в себя следующие этапы:
- введение
- Совершенствовование основных движений народно-сценического экзерсиса–вся
работа в экзерсисе направлена на продолжение изучения национального характера
народов мира и нашей страны.
17
- Изучение элементов народного танца на середине- изучение дробей и дробных
комбинаций. Усложненные.
- Диагональ: Вращения. Этюды.
Методики выявления достижения результатов:
- Мониторинг «Качества ДО и воспитания»,
- Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Составлена на
основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного
- психолога».
- Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработка профессора
- М.И. Рыжкова)
- Тесты по хореографии
- Диагностика физического развития детей
- Удовлетворенность» - анкетирование родителей и детей.
Формы подведения итогов по реализации программы:
- открытые занятия для родителей, педагогов студии,
- отчетный концерт для родителей по итогам творческой работы,
участие в городских фестивалях, конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Блок, раздел, тема
Количество часов *
4 г.о.
5 г.о.
6 г.о.
Учебно-развивающий блок
1.
Введение.
1
1
1
2.
Народный экзерсис.
21
21
21
3.
Изучение элементов народного танца на середине.
16
16
16
4.
Диагональ. Вращения. Этюды
16
16
16
5.
Открытые занятия
2
2
2
6.
Входной мониторинг
2
2
2
7.
Социо-культурный блок
12
12
12
Итого
72
72
72
18
«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» - 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы для данного этапа обучения - создать условия для развития
хореографических и творческих способностей детей средствами народно-сценического
танца
Задачи:
1. Развить силу стопы более сложными движениями и силу ног путем постепенного
увеличения количества пройденных движений;
2. Развить технику исполнения движений более быстрым темпом;
3. Выработать правильное и чистое исполнение движений народно-сценического танца;
4. Развивать силу и выносливость;
5. Воспитывать эстетические и нравственные отношения к окружающему миру
6. Поддерживать интерес к хореографическому искусству Потребность в творческом
самовыражении
Ожидаемый результат: готовность ребёнка к достижениям и способность к творческой
самореализации в композиционной деятельности по народно-сценическому танцу.
Предметно-информационная теоретическая образованность:
- понимать специфику и нюансы исполнения движений народного танца;
- знать основные профессии, связанные с народно-сценическими танцами;
- понимать и чувствовать национально-танцевальную музыку;
- воспитывать культуру танцора, сценическую культуру поведения.
Деятельность - практическая составляющая образованности:
- владеть основными движениями народно-сценического танца в комбинациях и
этюдах в заданном характере;
- исполнять движения в соответствие с темпом, ритмом и характером музыки
- запоминать и исполнять танцевальные комбинации и этюды
- быть дисциплинированными
- выступать с народно- сценическими номерами на мероприятиях разного
уровня.
Особенности образовательного процесса (особенности содержания, методы и приемы
обучения).
Программа «Народно-сценический танец» предполагает развитие личности ребенка
средствами народной хореографии. Яркие, красочные народные танцы, как правило, более
эмоциональные помогают ребенку познать народную культуру, духовные истоки.
Осваивая богатые технические средства народного танца, ребенок добивается
максимальной выразительности всех частей тела. Народно-сценический класс соединяет
необходимую последовательность упражнений для профессиональной техники с
творческой работой, которая помогает наметить характер будущих постановок,
определить их движение и ритмический рисунок. В обучение важно знакомство с
народной музыкой через слушание.
СОДЕРЖАНИЕ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие
- Беседа «Богатство русской хореографии».
2. Народный экзерсис.
- d-p и gr. pl. в сочетании с п/п и port de bra м/р 1т. 2/4
- B-t с работой опорной пятки с одинарным и двойным ударом 1т. 2/4
- b-t каблучное с "ковырялкой" в сторону 4т. 2/4
- jete с работой опорной пятки 1т. 2/4
- rond de jawber и rond de pied вplie 1т. 4/4, 2/4
- Подготовка к "веревочке" с разворотом бедра и опусканием р. н. в 6 позицию 1т. 2/4
19
- "Веревочка" одинарная с ударом –2 т. 2/4
- Дробная комбинация
- удары с переступанием
- удары в V, VI и в сочетании
- комбинация - соскоки на каблучки, п/п, каблучки и закончить соскоком в 6 п.
- 1 ключ в повороте к палке от палки
- Средний b-t (подготовка к движению флик - фляк) с разворотом бедра без удара, затем
- с ударом в конце движения 2т. 2/4
- Par tor tie одинарное, двойное 2т.2/4, 4 т. 2/4
- "Молоточки" – одинарные и двойные 1 т. 2/4
- Grandb- B-t в plie 1т. 2/4
- Танцевальные комбинации (в любом характере) на основе движений танца вводятся в
середине экзерсиса.
3. Изучение элементов народного танца на середине
- Port de bra в русском характере
- Дробность в продвижении
- "хромающая" дробь с продвижением вперед
- "двойная" дробь в сочетании с подскоками
- дробная "дорожка" с продвижением вперед и заключительным ударом
- "ключ" 2 вида
- Комбинация "веревочки"
- Припадание в повороте по четвертям.
- Тройной шаг: назад через п/п на всю стопу; с притопом с продвижением вперед и назад;
- Шаги на п/п с согнутой от колена ногой назад; припадание вправо и влево;
- "гармошка" вправо и влево.
4. Диагональ.Вращения. Этюды.
- "Моталочка" с "ковырялкой" в повороте
- "Подскоки" в повороте (темп увеличиваем)
- "Вертушка" на основе движений белорусского танца
- "Бег" в повороте – проучивание
- qrandb-t в plie с сокращенной стопой в комбинации с «ковырялкой» в повороте
- Прыжки с поджатыми ногами в повороте (1\2 поворота и полный поворот на 360
градусов.)
4 Итоговое занятие. Открытые занятия для родителей и педагогов.
5. Мониторинг
- Входной мониторинг - Удовлетворенность» - анкетирование родителей и детей.
- Текущий мониторинг: мониторинг
- «Качества ДО и воспитания». Диагностика физического развития детей. Тесты по
хореографии. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена
на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного
психолога»).
- Итоговый мониторинг: мониторинг «Качества ДО и воспитания».
Диагностика физического развития детей. Тесты по хореографии. Методика выявления
коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.
Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
6. Социо-культурный блок
- организационный период/ комплектование групп/ организационное собрание.
- инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД
- беседы
- проведение совместных мероприятий, участие в фестивалях,
- посещение заведений культуры.
20
«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» - 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы для данного этапа обучения - создание условий и развития творческих
способностей и дарований. Приобщение к социальным культурным ценностям.
Ожидаемый результат: готовность к культурному самоопределению
Задачи:
- совершенствовать основные движения народного танца, пройденных по программе
предыдущих годов.
- усложнять танцевальные комбинации и музыкальное сопровождение.
- развивать исполнительскую виртуозность и артистичность
- постановка класс - концерта.
Требования к уровню подготовки:
Предметно-информационная теоретическая образованность:
- знать «Ансамбль танца Игоря Моисеева».
- знать теорию основ народного танца
- знать технику исполнения движений народного танца;
- знать порядок исполнения движений в экзерсисе у станка и на середине;
- владеть теорией актерского мастерства.
Деятельность - практическая составляющая образованности:
- уметь самостоятельно, грамотно и технично исполнить все элементы народно-
сценического экзерсиса;
- уметь считать ритм музыки и одновременно исполнять танцевальный элемент;
- уметь владеть своим телом, чувствовать своё тело;
- уметь чувствовать партнера по танцу (группу)
- уметь владеть актерским мастерством;
- ориентироваться на сценической площадке;
- четко выполнять хореографический рисунок;
- следовать хореографической лексике.
Особенности образовательного процесса:
- Учащиеся, освоив теорию и практику седьмого года обучения (народный танец 5
года обучения), приступают к изучению более сложных элементов народно-
сценического танца.
- Дети выходят на более высокий уровень концертной деятельности, конкурсного
характера всероссийского и международного уровня по народному тан
СОДЕРЖАНИЕ 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие.
- Ансамбль Игоря Моисеева».
2. Народный экзерсис.
- d-p и gr. plie по всем позициям (введение различных положений рук и корпуса)
- b-t с работой опорной пятки с разворотом бедра, двойным ударом каблуком, п/п,
всей стопой
- b-t каблучное на 90 градусов
- jete c tomber в сочетании с двойным ударом
- rond de jawber rond de pied с работой опорной пятки
- flik-flak проучивание и в комбинации с дробями
- fondu проучивание и в комбинации с port de bra
- Дробь "трилистник"
- Танцевальные комбинации (в русском, гуцульском, румынском, белорусском
характерах)
- Developpe с работой опорной пятки
- Gr. b-t увеличенный
21
- Восточное port de bra
3. Изучение элементов народного танца на середине
- portdebra рук
- Комбинация "веревочка"
- простая и двойная с ударами, перетопами, в повороте;
- с "ковырялкой"
- Дробная комбинация
- с выбиванием ноги в сторону, вперед на каблук
- с проскоками
- с поворотами
- с переменным ходом с каблука
- "ключ" с переборами
- Русская комбинация на основе шагов, дробей, вращений
4. Диагональ. Вращения. Этюды
- Развитие всех вращений, выученных ранее.
- Этюдные работы или готовый номер из репертуара студии.
5. Итоговое занятие. Открытые занятия для родителей и педагогов.
6. Мониторинг
- Входной мониторинг - Удовлетворенность» - анкетирование родителей и детей.
- Текущий мониторинг: мониторинг
«Качества ДО и воспитания». Диагностика физического развития детей. Тесты по
хореографии. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга
школьного психолога»).
- Итоговый мониторинг: мониторинг «Качества ДО и воспитания».
Диагностика физического развития детей. Тесты по хореографии. Методика выявления
коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.
Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
7. Социо-культурный блок
- организационный период
- комплектование групп
- организационное собрание
- инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД
- беседы
- учебно-творческие занятия
- проведение совместных мероприятий
- участие в проектах ЦВР
- участие в фестивалях, конкурсах
- посещение заведений культуры
22
«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» - 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы для данного этапа обучения - создать условия для обеспечения
творческой самореализации ребенка в композиционной деятельности по народно-
сценическому танцу.
Ожидаемый результат: готовность ребёнка к достижениям и способность к творческой
самореализации в композиционной деятельности по народно-сценическому танцу.
Задачи:
Грамотное выполнение упражнений в усложненном музыкальном сопровождении;
Совершенствовование основных движений народно-сценического танца в
танцевальных комбинациях экзерсиса у станка и на середине зала;
Умение применять полученные знания и навыки, развитые творческие
специальные способности: техничность исполнения, выразительность и
эмоциональность движения, свободное владение телом и пластичность, характер
музыки, собственную манеру исполнения, виртуозность в концертной
деятельности, конкурсах, фестивалях разного уровня;
Уважительное отношение к культурным ценностям и к характерным особенностям
народной хореографии мира и своей страны.
Требования к уровню подготовки.
Предметно-информационная теоретическая образованность.
Знать культурные ценности и характерные особенностях народной хореографии мира и
своей страны.
Деятельность - практическая составляющая образованности:
- Применять полученные знания и навыки, развитые творческие специальные
способности: техничность исполнения, выразительность и эмоциональность движения,
свободное владение телом и пластичность, характер музыки, собственную манеру
исполнения, чувство стиля и т.д. в концертной деятельности, конкурсах, фестивалях
разного уровня
Владеть:
- Навыками грамотного и совершенного выполнения упражнений в усложненном
музыкальном сопровождении ив танцевальных комбинациях экзерсиса у станка и на
середине зала;
Получит опыт: ценностного отношения к себе, к другим людям, к искусству.
Особенности образовательного процесса:
Подростки, освоив хореографические умения и навыки, воспроизводят на практике
самостоятельно полученные знания и умения. Выходят на более высокий уровень
концертной деятельности, конкурсного характера всероссийского и международного
уровня по народному танцу.
СОДЕРЖАНИЕ 6 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие
- Беседа «Танцы народов мира».
2. Народный экзерсис.
- demi -plie и grand plie по всем позициям (введение port de bra с различными
положениями рук и корпуса)
23
- b-t с работой опорной пятки с разворотом бедра, двойным ударом каблуком, п/п, всей
стопой в комбинации с b-t каблучное на 90 градусов
- jete c tombes в сочетании с двойным ударом , jete в plie с работой опорной пятки
- ronds de jamber, ronds de pied с работой опорной пятки с разворотом стопы
- "Веревочка" двойная в сочетании с другими движениями
- дробная комбинация
- flick-flak
- fondus
- Танцевальные комбинации (в русском, гуцульском, белорусском характерах)
- Developpe на полупальцах в plie с сокращенной стопой
- Grand battements jetes
- Растяжка
3. Изучение элементов народного танца на середине.
- portdebra в русском или восточном характере
- Веревочка в повороте (на ¼, ½ повороте) простая и двойная с перетопами
- Самоварчик"
- Pas de bask" в русском характере, в украинском характере
- Комбинация дробей:
- "перекаты"
- "переборы"
- "Ключ" – 3 вида
- Русские комбинации на основе шагов, дробей, вращений
4. Диагональ. Вращения. Этюды.
- gr. b-t на 90 градусов и выше с "ковырялкой" в повороте
- "Вертушки" (усложняем)
- Бег в повороте (темп увеличиваем).
- Дробь в повороте (простая)
Комбинация в русском характере, этюдная работа в любом характере по желанию
педагога. Комбинации, этюды из репертуара студии
5. Итоговое занятие. Открытые занятия для родителей и педагогов.
6. Мониторинг
- Входной мониторинг - Удовлетворенность» - анкетирование родителей и детей.
- Текущий мониторинг: мониторинг
«Качества ДО и воспитания». Диагностика физического развития детей. Тесты по
хореографии. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена
на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного
психолога»).
- Итоговый мониторинг: мониторинг «Качества ДО и воспитания».
Диагностика физического развития детей. Тесты по хореографии. Методика выявления
коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.
Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
7. Социо-культурный блок
- организационный период
- комплектование групп
- организационное собрание
- инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД
- беседы
- проведение совместных мероприятий
- участие в фестивалях, конкурсах разного уровня
- посещение заведений культуры
24
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Площадь для занятий - деревянное половое покрытие, зеркала, станок.
Приборы и оборудование
- Магнитофон
- Компьютер
- Фортепиано
Костюмы: форма для работы на занятии (черный купальник, юбка, народные туфли)
Учебно-наглядные пособия
- Книги и журналы о хореографии
- Народно-сценический урок. Видеозапись (четыре мастер - класса)
- «Учите детей танцевать» Видеозапись
- «Конкурсные выступления хореографических коллективов на фестивалях и
конкурсах
Музыкальное оформление:
- Нотный материал для занятий народно-сценическим танцем.
Список литературы
1. А. Климов «Основы русского народного танца». М., 1994 год.
2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). М.:
ВЛАДОС, 2002 год. 209 стр.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды Автор: Издательство: Владос
год: 2004 г.
4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации
на середине зала). М.: ВЛАДОС, 2004 год. 207 стр.
5. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии DJVU. Издательство
Удмуртского университета, 1992 год.
6. Каминская Е.Ю. Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией.
2004 год.
7. Кужев И. Ильясович. Народный танец. Сохранение традиций. Методическая разработка
2012 год.
8. Климов А.А. «Основы русского народного танца» Издательство: Искусство год издания:
1981г.
9. Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб.пособие
под ред. М. : Гардарики, 2001.
10. Матвеев В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца.
Изд. С - П. 1999 год.
11. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1987.
12. Стуколкина М. Уроки характерного танца. Четыре экзерсиса. М.1972.
25
ПРИЛОЖЕНИЕ
(нотный материал)
26
27
28
29
30
31
32
33