Работа педагога над мотивацией детей младшего возраста к занятиям хореографией

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс» Приморского района города Санкт-Петербурга
«Работа педагога над мотивацией детей младшего возраста к занятиям
хореографией»
Подготовила
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Голодцова Янина Игоревна
Санкт-Петербург
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ........................................................... 4
1.1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ................................................................................ 4
1.2 МОТИВАЦИЯ, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ........................ 5
1.3 ХОРЕОГРАФИЯ, КАК ВИД ИСКУССТВА ............................................................................. 6
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ТВОРЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ГБУ ДО ЦИ «ЭДЕЛЬВЕЙС» ............ 7
2.2 КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, КАК ОДНА ИЗ ВИДОВ МОТИВАЦИИ ........ 9
2.3 КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..................................................... 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ............ 13
ВВЕДЕНИЕ
Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-
творческих способностей, танец занимает особое место в связи с тем, что помимо
духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической
сферы и сферы общения.
Занятия танцами способствуют эстетическому развитию, расширению общего
кругозора, формированию музыкального слуха, развивают память. Программа позволяет
педагогу в каждом ребенке обнаружить и развить творческие способности. Групповые
занятия позволяют расширить диапазон общения детей между собой и с взрослыми.
Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие
творческой деятельности хореографического коллектива.
Актуальность дипломной работы заключается в следующем: в современном мире
традиционный формат дополнительного образования предполагает, что ребенок
добровольно и регулярно должен приходить на занятия. Хореография – это в первую
очередь труд, который должен быть в удовольствие.
Однако одной из основных проблем в настоящее время является то, что
большинство детей не замотивированы к занятиям в целом, к искусству. Многие
предпочтут занятиям прогулки, игры в компьютер, просмотр телевизора и т.п. Прежде
всего: занятия хореографией это желание родителей, чтобы их ребёнок танцевал. Моя
задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для
ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок
занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной
мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.
Целью данной работа является формирование устойчивого интереса у детей к
занятиям хореографией, а также приобщение детей к Мировому культурному наследию.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие «мотивация».
2.Определить особенности мотивации к занятиям учеников в объединении
хореографической направленности.
3.Выявить методы по повышению мотивации к занятиям у детей.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к хореографической
деятельности в ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс».
Предметисследования: психологические особенности мотивации учеников на
занятиях в объединении хореографической направленности.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам. В ней рассмотрены возрастные
особенности детей, а также что такое мотивация в педагогической деятельности и зачем
она нужна.
Вторая глава раскрывает деятельность ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»: какие
современные педагогические технологии используются для установления и поднятия
мотивации у детей, важность концертной и культурно-образовательной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между
физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их
деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Для продуктивных и успешных занятий необходимо знать и понимать возрастные и
индивидуальные особенности детей. В связи с этим, при поступлении в ГБУ ДО ЦИ
«Эдельвейс» детей в первую очередь делят на группы по возрастным особенностям.
Впоследствии, изучив творческие способности каждого ребенка, педагог может
произвести перевод ребенка из одной группы в другую, если его психологическое
состояние не противоречит его творческим и физическим возможностям. Таким образом,
выделяются следующие возрастные группы:
1) Дети от 3,5 лет до 5 лет;
2) Дети от 5 лет до 6 лет;
3) Дети от 6 лет до 7 лет;
4) Дети от 7 лет до 9 лет;
5) Дети от 9 лет до 11 лет и т.д.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их
памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному
изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется
индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных
занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные и творческие
способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении,
развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной
сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной
раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание
характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной
деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных
черт и качеств.
В своей работе я рассматриваю детей младшего школьного возраста, т.е. детей от 7
лет до 11 лет.
В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного
мозга. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения
и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют
доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим
требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не
понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии
детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому
время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30
минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста
отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная
эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие
движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую
сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В
этом возраста надо уделять особое внимание формированию осанки, умению
ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте
преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание
окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным
воздействиям эстетического характера.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого
ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и
воспитания. В работе педагога любой направленности нельзя не учитывать возрастные
особенности детей. С психологической точки зрения именно младшая школа является
благоприятным периодом для развития физических и творческих способностей. Дети
любознательны, у них огромное желание все познать и огромное желание себя показать.
1.2 МОТИВАЦИЯ, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Развитие ребенка – это выдвижение на первый план процесса его становления, как
субъекта разнообразных видов и форм деятельности.
Многие родители приводят детей в хореографический коллектив по своему
собственному желанию. Одна из задач педагога - сделать так, чтобы в дальнейшем
занятия хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает,
что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в
формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности.
Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в
ней.
Мотив - это осознанное побуждение, осознанная потребность. Потребности
являются источником активности человека, а мотив выражает направление его
активности. Слово "мотив" (французское "motif") означает "двигаю". В психологии
термин "мотив" означает осознанное побуждение человека к деятельности. Мотивы
связаны также с целями, которые человек ставит. Цель - это осознанный образ
предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных
задач педагога. Творческая активность личности – это её способность инициативно и
самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в
основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и
умения из одной области в другую. Чтобы сформировать творческую активность на
занятиях по хореографии, надо использовать такие современные образовательные
технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии,
дифференцированный подход к обучению. Можно формально сообщать обучающемуся
знания, и он их усвоит, правда не очень охотно и эффективно, а можно преподавать
творчески, сообщать знания в их развитии и движении. Использование педагогических
приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в
решении данной проблемы.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности
влияют следующие педагогические факторы:
1) содержание учебного материала;
2) организация учебной деятельности;
3) стиль педагогической деятельности;
4) анализ сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и
только затем с общими нормами.
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в
системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией,
несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой
обучения.
В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого
познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые
связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним
относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и
в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана
с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это потребность
ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика
повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе
доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для
успешного обучения.
Нельзя забывать, что хореография, музыка, рукоделие и т.п. – это творческая
деятельность. «Главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит
стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности.» (Карл Роджерс).
Таким образом, большое значение имеют разнообразные формы и методы
стимулирования мотивации учеников. Известно, что под стимулированием в обучении
понимается побуждение учеников к активной учебной деятельности. Стимулирование
связано с непосредственными действиями педагога, который сознательно влияет на
учеников, вызывая у них определенные мотивы учения.
1.3 ХОРЕОГРАФИЯ, КАК ВИД ИСКУССТВА
«Танец - единственное искусство‚ материалом для которого служим мы сами.» (Тед
Шон).
Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и
γράφω — пишу) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. [12]
Эстетическое воспитание детей, построенное на интегрировано–гуманитарной
основе, позволяет формировать духовно-нравственную культуру личности в процессе
познавательной деятельности, поскольку эстетическая культура – это часть общей
культуры личности, выражающая её способность воспринимать и преобразовывать
действительность по законам и нормам красоты, совершенства и гармонии.
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает
личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь
по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием
духовно-нравственным, умственным, трудовым и физическим.
Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный
закономерностям развития культуры общества. Творческая деятельность, виды которой
бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких
слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои
способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает
ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная
творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и
пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и, конечно, танцы.
Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его
жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической,
художественной.
Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-
художественной форме.
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые,
охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных
инструментах и пением, но и танцами.
Специфической особенностью искусства хореографии является ее
непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ
во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение. Танец нужен
людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. В танце отражается жизнь
людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Хореография нужна
людям как вид искусства, создающий красоту очень своеобразными выразительными
средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и
слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и
праздниках, в горе и радости. Музыкально-пластические образы танца всегда
эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику
танца, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого
национального искусства.
Являясь ярким выразительным воплощением ментальных особенностей,
национального мировоззрения, философских, религиозных, нравственных, эстетических
взглядов, господствующих в тот или иной исторический период, хореографическое
искусство оказывало влияние на духовный мир человека и его взаимоотношения в
обществе, нравственной позиции, положительного отношения к лучшим национальным
традициям и общечеловеческим ценностям. Танец имеет огромное значение как средство
воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и
различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в
которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство
требовательности, принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется
характер и духовные качества личности. Танец развивают эмоциональную сферу ребенка.
Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то танцевальное искусство
вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями
объективного мира. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Итак, хореография – важный элемент культуры, она должна изучаться в
общеобразовательной школе как предмет образовательной области. Танец, в отличие от
других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей
и даже повышает общую успеваемость. Хотелось бы, чтобы хореография в
образовательных учреждениях была представлена в следующих видах: уроки ритмики,
хореографический кружок, специальные классы или классы с хореографическим уклоном.
К сожалению, у нас в стране сегодня нет четкой позиции государства по отношению к
предметам художественно-эстетического цикла. С одной стороны, эти дисциплины
включены в стандарт общего образования, с другой, существует тенденция к сокращению
часов. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его
гармоничного, нравственно-духовного и физического развития.
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ГБУ ДО
ЦИ «ЭДЕЛЬВЕЙС»
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных
задач педагога. Творческая активность личности – это её способность инициативно и
самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в
основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и
умения из одной области в другую. Чтобы сформировать творческую активность на
занятиях по хореографии, надо использовать такие современные образовательные
технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии,
дифференцированный подход к обучению. Можно формально сообщать ребенку знания, и
он их усвоит, правда не очень охотно и эффективно, а можно преподавать творчески,
сообщать знания в их развитии и движении.
Занятия по хореографии не перестают быть актуальными, так как и взрослые и дети
удовлетворяют в танце свои потребности в движении и творческому развитию и
соприкасаются с миром прекрасного.
Следовательно, не перестает быть актуальным вопрос по формированию у
воспитанников устойчивой мотивации к занятиям хореографией с использованием
современных педагогических технологий.
Из большого разнообразия технологий я выбрала несколько, наиболее
применимых к урокам хореографии для наиболее эффективного получения результата при
обучении детей танцевальной лексике:
1) Игровые технологии.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая
игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В
отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обосновано, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе,
сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и
классификации педагогических игр.
На начальных этапах обучения хореографии игры имеют характер как свободной
деятельности - ради удовольствия от самого процесса деятельности, так и творческий
характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внешние и внутренние
зажимы. Игру, как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии, для
развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и
т.д. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными
возможностями. Игра - путь детей к познанию мира», - писал А. М. Горький. Игра
обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей,
совершенствует их.
Педагогическая игра — это еще и средство диагностики. Через игру можно
отследить физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Ребенок раскрывается в
игре, воспринимает задания как игру, чувствует заинтересованность в получении верного
результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Игра в команде позволяет
сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать
задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более
сложные. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна
перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.
Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать актером,
обрести уверенность в себе.
Работа по формированию творческого мышления через игровые технологии
является одним из главных компонентов, ведущих к мотивации ребенка с удовольствием
посещать занятия хореографией. Дети младшего школьного возраста – особо способны к
восприятию информации, а также любят играть. Таким образом, получать информацию с
использованием игровой технологии легко и полезно.
2) Развивающее обучение. Данная технология позволяет организовать
обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях
хореографией.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает
индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае, дети
разбиваются на группы по несколько человек. Группам дается определенное задание,
например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для
усвоения нового материала каждым ребенком.
На занятиях групп младшего школьного возраста я активно использую
индивидуально-групповой работу. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают
друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на
недочеты и интересные особенности.
Применение данной технологии позволяет мне обогатить занятия такими
особенностями, как:
-учение без принуждения;
-право на свою точку зрения
-право на ошибку;
-успешность;
-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было
уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными
составляющими которой являются взаимное уважение, искренность, юмор и веселье. При
такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные
интересы, то есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества.
Также другим помощником в мотивации ребят можно назвать желание заслужить
похвалу и одобрение со стороны взрослых, как педагога, так и родителей. Установить и
сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее
значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном и младшем
школьном возрастах. Поэтому похвала за усердие, внимание и хорошее поведение
обязательно присутствует на занятиях и после них. После сделанной комбинации
заострить внимание на ученике, у которого получилось лучше всего исполнение
определенного элемента, попросить его повторить, чтобы остальные посмотрели, как надо
делать. Это намного эффективнее, чем самому педагогу показывать правильность
исполнения множество раз. Пример ребёнка сразу становится понятнее,что хочет педагог
и ,конечно, остальные тоже стремятся , чтобы их похвалили и привели в пример. Так же у
детей есть блокнотики, в которые в конце урока ставится печать (за работу на уроке) или
оценка за определённое задание и обязательно объясняется: за что и почему. Ребёнок
должен понимать и оценивать свои усилия или наоборот, понять: над чем надо еще
поработать.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: занятия хореографией должны
быть доступными, интересными и разнообразными – тогда дети буду заниматься с
удовольствием.
2.2 КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, КАК ОДНА ИЗ ВИДОВ
МОТИВАЦИИ
Безусловно, одним из главных мотивов детей для занятий такой творческой
деятельностью, как хореография – является участие в концертных выступлениях. Для
ребенка чрезвычайно важна исполнительская активность. Именно благодаря
исполнительской активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми
наиболее экономными и результативными способами и приёмами действий.
За время работы у меня сложилась целая система деятельности, позволяющая
проявить креативные качества каждому ученику. Остановимся подробнее на некоторых её
составляющих.
1. Фестиваль самостоятельных работ (самостоятельно поставленных
композиций).
Мною ранее было упомянуто об использовании мною такой технологии, как
развивающее обучение. На своих занятиях я отвожу определенное время на
самостоятельную работу учеников. Группа делится на несколько частей, коллективным
решением происходит выбор музыкального материала - из предложенных педагогом и
концертмейстером. Дети проявляют свои творческие способности, ставя небольшие
хореографические миниатюры и зарисовки. Далее происходит подборка костюмов и
необходимого реквизита.
Самой волнующей и ожидаемой частью любого воспитанника является сам
фестиваль. Приглашаются родители, педагоги, администрация, друзья.
Посредством данного мероприятия педагог сможет увидеть, развитию каких
навыков необходимо уделить особенное внимание, проанализировать умение своих
учеников работать самостоятельно, а дети проявить все свои творческие способности.
2. Концертная деятельность.
Участие в конкурсах и концертах – одна из приоритетных форм организации
работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития танцора, требующая
не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной
работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и
является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической
деятельности.
Концертная деятельность ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс» очень разнообразна. В течение
учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием,
выступают на концертах, ставших традиционными. Новогодний театрализованный
концерт, отчетный концерт в мае, тематические концерты в течение года на разных
площадках нашего города и за рубежом. Задача Центра искусств – воспитывать
счастливых детей, поскольку "счастье… – в глубоком переживании расцвета своих
духовных сил во имя возвышенной цели – творчества, создающего новый мир”. (В.
Сухомлинский).
Репертуар ЦИ «Эдельвейс» постоянно расширяется – более ста композиций:
вокально-хореографические сюиты, народно-характерные композиции, спортивные
композиции, фольклорных танцы, эстрадные хореографические миниатюры, джазовые
постановки. Все концертные номера и спектакли – это великолепные красочные костюмы,
высокий уровень профессионального мастерства юных исполнителей. Учащиеся Центра
искусств могут раскрыть свои таланты и получить бесценный опыт выступлений на
больших концертных площадках. Многие районные и городские праздники уже
невозможно представить без наших юных артистов.
Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с
удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от признания
себя как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена
общества.
Таким образом, каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным
и признанным. Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от
других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. Не надо скупиться на
награды учащимся и их родителям.
2.3 КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Возрождение духовности, нравственности у подрастающего поколения
первостепенная задача сегодняшнего дня, так как «суть эстетического воспитания состоит
в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» (Б.М.Неменский). В эстетическом
воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности
хореографическому.
Согласно ФГОС, целью духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся является обеспечение системного подхода к созданию условий для
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Основные задачи, которые педагоги ЦИ «Эдельвейс» ставят перед собой и решают,
являются:
1) Формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности
к культурному наследию своего народа, уважение к своей нации;
2) Воспитания положительного отношения к труду.
Целью каждого педагога является занятие нравственным воспитанием, чтобы
приблизить ребенка к духовности.
Хореография, являясь одним из синтетических видов творчества, включает в себя
основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно -
прикладного и художественного творчества, классического, народного, современного
танцев и пластики. Занятие хореографией способствует не только развитию внешних
данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира.
Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает
возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние
на физическое развитие ребенка и обогащает их духовно.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые
необходимы не только на занятиях танцами, но и в быту. Эти качества годами
воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся
хореографией, вперед. Дети стараются не подводить друг друга: стараются не опаздывать,
потому что от тебя находятся в зависимости другие; стараются доучивать и
прорабатывать все комбинации и связки.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы на
хореографическом занятии переносится и на внешний вид детей дома, в школе, на улице.
Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью
ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии.
Приятно видеть как дети, которые занимаются хореографией: не пройдут впереди
старшего; мальчики подадут руку при выходе из автобуса; дети уступят место в
транспорте. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и
занятия хореографией помогают решать эти задачи.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его
реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и
переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что у педагогов-хореографов
неотъемлемой задачей является формирование у детей духовно-нравственных качеств.
Реализацию данного направления осуществляется через подбор танцевального
репертуара, выбора концертов, конкурсов.
Уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа — одна из
ключевых сфер проявления нравственных качеств, патриотизма человека. Данное
направление нашло отражение в выступлении на концертах, посвященном Дню Победы с
танцами под следующий музыкальный материал: «Журавли», «Прадедушка», «Кукушка»,
«Дети войны», «Военная пляска», «Военное поппури», «Довоенный вальс». Прежде чем
приступить к разучиванию танцевального номера и впоследствии к выходу на сцену с
детьми проводятся тематические беседы, производится просмотр видео материала,
проводятся тематические уроки. Все это вызывает у детей чувство причастности к
великому прошлому своей Родины. Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и
являются важнейшим фактором в формировании гражданственности и патриотизма.
Выступления на городских конкурсах и фестивалях создают атмосферу
увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает чувство дружбы, понимание
ответственности, воспитывает коллективизм.
Коллективом ЦИ «Эдельвейс» были разработаны внутриколлективные
мероприятия: «Вперед к вершинам спорта», «Конкурс филиалов», конкурс
балетмейстерских работ «Арабеск», музыкальный фестиваль «Золотой микрофон» и
театральный фестиваль «Чарли». Взаимодействие детей и взрослых (родителей и
педагогов) положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства
ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит им моральное
удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка.
Прекрасно воспитывает такой массовый танец, как флешмоб. Проведение
флешмоба к 315-ти летию нашего города Санкт-Петербурга показало всю значимость
массовых танцев. Через массовый танец мы даем возможность детям раскрыть свое
внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в
целом. Ведь уже давно научно доказано благотворное влияние занятий на самочувствие
человека, не только психологическое, но и физическое. Уверенность в себе, проявление
собственного творческого потенциала приносит радость и становится хорошим
подспорьем для стабильной работы всех систем организма.
Нельзя не брать во внимание, что важно не только уметь танцевать, но и быть
разносторонне развитой личностью. Для этого педагоги стараются познакомить детей с
культурным наследием России и зарубежных стран, познакомить с великими деятелями
искусства, великими музыкантами и хореографами. Каждая группа посещает Мариинский
театр, Эрмитажный театр и др. Посещают с экскурсионной программой Академию
Русского балета им. А. Я. Вагановой и Академию танца Б. Эйфмана. Также для каждой
группы разработано образовательное путешествие, которое дети могут проходить как с
педагогами, так и с родителями.
Итак, каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют
интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные
характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях
хореографией зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих
учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовно-
нравственному развитию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства. М.: ВЛАДОС, 1994 –
301 с.
3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.,1993.
4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
5. Боголюбовская М. С. Учебно-воспитательная работа в детских
самодеятельных хореографических коллективах. - М.: Просвещение, 1992.
6. Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Физическое развитие дошкольников. - М., 1975.
7. Гребенок О.С. Гребенок Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. –
Калининград, 2000
8. Ершова А.П. Искусство в жизни детей. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
9. Зупарова Л.Б. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих
способностей /Серия: Мир вашего ребенка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
10. Карл Роджерс, К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление
человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 412-415.
11. Кашлевс.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие
для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.
12. Китаева М.В. Успешный учитель - успешный ученик. Практическое пособие
для педагогов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
14. Пуртова Т., Беликова А., Кветная О. Учите детей танцевать. - М., 2004.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
М.: Народное образование, 1998. 256 с.
16. Школьникова Л. О танцах в шутку и в серьез. - М., 1966.
17. Школьников Л. Рассказы о танцах. - М.,1966.
18. Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания
школьника // Советская педагогика. 1966. - №4. – 103с.
19. http://pedmir.ru
20. https://studfiles.net
21. https://zhurnalpedagog.ru