Методическая разработка "Штрихи. Особенности исполнения штрихов на духовых инструментах. Специфические штрихи" 3 класс

1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств 8
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Штрихи.
Особенности исполнения штрихов
на духовых инструментах. Специфические штрихи»
Разработал:
преподаватель
Князев А.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…...3
Технические приёмы…………………………………………………………...3
Выбор и деление штрихов……………………………………………………5-6
Овладение штриховой техникой в работе над гаммами………..5-6
Овладение штриховой техникой в работе над эстрадно-джазовым
репертуаром………………………………………………………………….6-8
Используемая литература…………………………………………................8
3
Штрихи.
Особенности исполнения штрихов
на духовых инструментах. Специфические штрихи.
Ведение.
Качество музыкального звука определяется во многом мастерством
исполнителя, т.е. его умением придать звуку необходимые свойства: яркость,
блеск, теплоту. Как художник, используя палитру красок, используя свет и
тень, создает свое полотно, так и музыкант, используя штрихи, создает
характер, образ произведения. Штрих по Ожегову короткая, тонкая черта.
Второе значение штриха - характерный момент трих к портрету).
Штрихи от немецкого strich черта, линия.
Штрих - выразительный элемент инструментальной техники, способ
исполнения.
Штрих - от этого слова происходит немецкий глагол strichen, т.
«вести». Этот прием связан с ведение смычка. Разнообразные способы
ведения смычка и получили название штрихов detache, portato, stаccato.
Штрихи это принцип «произнесения» звуков на инструменте, это как
артикуляция в речи.
Штрихи это сумма определенных технических приемов. Для
характеристики штриха требуется не менее трех технических приемов: атака,
основная часть звука и его завершение.
Технические приёмы.
Атака начало звука. Набирается воздух. Язык отталкивается как клапан
от зубов, от мундштука. Идет подача воздуха.
Атака бывает твердая и мягкая.
Твердая атака произносится на слог «та», мягкая на слог «да». И хотя
произнести эти слоги невозможно, мешает мундштук, трость, мы произносим
этот слог мысленно. Благодаря этому в полости рта формируется объем
необходимый для той или иной атаки.
Основная часть звука здесь основное интонация и динамика.
Завершение звука если звук продолжительный он заканчивается
затуханием без участия языка. Если нота короткая и за ней следует пауза,
звук заканчивается с участием языка на слог «тат».
4
Выбор и деление штрихов.
Выбор штрихов определяется:
1. особенностями исполняемой музыки;
2. ее характером;
3. ее интерпретацией.
Представляется деление штрихов на две группы:
1. Раздельные detache (деташе), staccato таккато).
2. Связные legato егато), portato (портато) утяжеленное легато.
Для духовых инструментов легато это исполнение без участия языка,
как правило это кантиленные ( певучие) пьесы, исполняемые с разной сте
пенью плотности звучания. Обозначается дугообразной чертой.
Язык должен находиться в спокойном состоянии. Необходим
равномерный выдох, чтобы не было скользящих переходов от звука к звуку,
так называемых «подъездов».
Деташе каждый звук – это отдельный удар языка и полностью
выдержанная длительность звука.
Staccato (отделенный, оторванный) исполнять звуки отрывисто
отделяя друг от друга, т. через паузу. Обозначается точками над или под
нотами. Одним из основных элементов при достижении хорошего стаккато
является синхронность языка с пальцами.
Non legato е связно) штрих выполняемый посредством мягкой
атаки - приблизительно ¾ звучания - между нотами получается пауза.
Portato нести. Длительность звука предельная. Обозначается тире
над или под нотами и объединяется лигой.
Mаrcato выделять, подчеркивать. Акцентированное стаккато.
Обозначается острым углом, вершиной кверху.
Cпецифический штрих у духовиков, играющих на лабиальных,
тростниковых и мундштучных инструментах это двойное и тройное
стаккато: «та-ка» и соответственно «та-та-ка», а так же frulatto свистящий.
Иногда путают артикуляцию и штрихи.
5
Артикуляция это членораздельное выговаривание – это в фонетике,
а в музыке это предельно точное и четкое выполнения штрихов. И в
заключении необходимо подчеркнуть, что какой бы не была атака (твердой,
мягкой, вспомогательной) она всегда должна быть определенной, четкой и
ясной, но не в коем случае не грубой. В противном случае возможны
«киксы», «кваканье», «подъезды».
Овладение штриховой техникой в работе над гаммами
Для развития штриховой техники духовика-исполнителя неоценимую
роль играет работа над гаммами и арпеджио различными штрихами в
определенных темпах, что способствует развитию беглости пальцев,
подвижности языка, губ и укрепляет мышцы дыхательного аппарата,
помогает планомерному контролю за качеством звука, интонацией и строем.
Постоянные занятия гаммами и арпеджио позволяют музыканту, отвлекаясь
от сугубо художественных задач, акцентировать внимание на выработке
различных двигательных навыков.
Рациональные занятия над гаммами создают возможности для развития
исполнительского аппарата и всех компонентов техники музыканта-
духовика. Работа над гаммами и арпеджио помогает вырабатывать атаку, ее
четкость и определенность, способствует развитию техники языка, помогает
освоить быстроту вдоха, равномерность и гибкость выдоха, формирует
штрихи, совершенствует подвижность мышц губ, развивает беглость
пальцев, координирует их движение с другими компонентами
исполнительской техники (губ, языка, слуха, и т. д.), совершенствует
интонацию
Для того чтобы работа над тем или иным штриховым материалом
давала результат, необходимо, прежде всего, ставить перед собой комплекс
конкретных задач. Для исполнителя на духовых инструментах это, прежде
всего:
1) работа над атакой и способами извлечения;
2) укрепление мышц губного аппарата;
3) контроль за работай дыхательного аппарата;
4) достижение одинакового звучания всего звукоряда в различных
регистрах определенным штрихом;
5) согласованность в действиях пальцев, губ, языка и органов дыхания.
Для овладения многообразием технических и выразительных средств
исполнения на духовых инструментах ученику недостаточно разучивать и
исполнять только пьесы, он должен понять, что работа над гаммами и
6
арпеджио материал, необходимый для овладения штрихом,
неисчерпаемый источник динамического и тембрового разнообразия,
красивого звучания во всех регистрах, качества звука.
Овладение штриховой техникой в работе над произведениями
эстрадно-джазового репертуара
Особую важность приобретают вопросы формирования навыков
владения штрихами, специфическими для эстрадной и джазовой музыки, а
также овладение определенными исполнительскими стилями, характерными
для данного жанра музыкального искусства. Это обусловлено тем, что от
правильного соблюдения стилистических особенностей произведения,
трактовки штрихов зависит наиболее точное раскрытие музыкального образа,
передача характера исполнения во всех деталях, зафиксированных автором в
партитуре. На первых порах все участники овладевают тремя наиболее
употребительными штрихами: деташе, легато и стаккато. Преподаватель
должен помочь обучающимся понять сущность каждого из указанных
штрихов.
Штрих деташе характерен для исполнительских приемов в эстрадной и
джазовой музыке. С ним связана специфическая жанровая трактовка
рисунков, особенно в свинговой музыке.
По сравнению с академическим исполнением этот штрих в эстрадных и
джазовых произведениях должен звучать несколько мягче с участием
вместо слога «та» слога «да». Штрих деташе с лигой и черточкой над нотой
исполняется еще более мягко, почти как нон легато.
Штрих легато употребляется для связного исполнения звуков. Для
получения хорошего легато, особенно при интервальных скачках, важную
роль играет тренировка губных мышц, дыхания и согласованные с ними
движения пальцев. Этот штрих характерен в основном для лирической
музыки напевного характера.
Штрих стаккато предполагает острое и короткое исполнение звука.
В практике различают два вида исполнения этого штриха в зависимости от
атаки звука твердое и мягкое. Для обозначения предельно отрывистого и
сильного исполнения ноты ставится «домик»: Л. В практике самодеятельного
эстрадного исполнительства довольно часто встречаются случаи неверной
трактовки данного штриха, исполнения его как акцента или простого
стаккато. Сущность данного штриха означает укорачивание ноты вдвое.
Следует отметить, что исполнение штрихов во многом зависит от стиля
произведения и аранжировки, поэтому с первых шагов обучения
обучающихся надо познакомить с основными стилями эстрадной и джазовой
музыки, особенностями их штриховой культуры: регтайм, диксиленд, свинг,
самба, боссанова, поп, рок, диско, джаз-рок и др.
7
Глиссандо приём, характерный для различных музыкальных жанров.
Он имеет ряд специфических особенностей в эстрадной и джазовой музыке,
поскольку является важным выразительным средством, а не просто
звукоизобразительным элементом, как в других музыкальных жанрах.
Выдающиеся мастера эстрады и джаза выработали в своем творчестве,
особенно в импровизационных соло, большое количество самых
разнообразных оттенков этого приема. Приведем некоторые из них.
Глиссандо к ноте бывает двух видов: длинное и короткое.
Такое обозначение характеризует медленное плавное скольжение в пределах
указанной длительности снизу вверх:
Короткое глиссандо снизу вверх к указанному звуку исполняется как
скользящий форшлаг. Оба эти вида характерны для духовых инструментов
(воспроизводятся губами), струнных и гитары посредством скольжения по
грифу.
Глиссандо к ноте, исполняемое по хроматическому или диатоническому
звукоряду с помощью клапанов и губ исполнителей на духовых
инструментах, клавишей у рояля, органа и т. д.:
Глиссандо между нотами исполняется как короткий или длинный форшлаг в
зависимости от длительности и нотной записи:
Глиссандо от ноты:
Скольжение вверх или вниз после начала звучания с некоторым
увеличением длительности за счет глиссандирования, то есть короткое или
длинное повышение или понижение звука по диатоническому или
хроматическому звукоряду:
8
В исполнительской практике эстрадных джазовых оркестров широко
используется прием вибрато –– интонационное раскачивание звука с
определенной пульсацией:
Вибрато должно быть умеренным и служить украшением звука, а не
самоцелью. Над этим приемом необходимо тщательно работать, чтобы
избежать антихудожественного звучания.
Смур повышение или понижение звука с обязательным возвращением к
основной ноте; может быть коротким или длинным. Играется как глиссандо
между нотами:
Трель исполнение двух звуков с определенной ритмической или
свободной интонационной амплитудой.
Широко применяется в эстрадной и джазовой музыке в аккордовой фактуре
у медных, особенно в tutti. Исполняется губами и пальцами:
К специфическим приемам эстрадной и джазовой музыки относятся такие
приемы, как фултон, флатер, субтон.
Фултон — игра открытым полным звуком. Субтон, напротив, мягкое
приглушенное звучание, напоминающее шепот, извлекающееся
расслабленными губами. Флатер специфическое, как бы гортанное
звучание («фррр») с использованием колебаний языка и трости на саксофоне,
свободы языка и расслабленных губ у медных.
9
Используемая литература:
1.Иушечников «Значение артикуляции на гобое».
2.Аивчун «Школа игры на саксофоне».
3.Аедотов «Методика обучения игры на духовых инструментах».
4.Ю.Усов «Школа игры на трубе».
5.А.Должанский «Музыкальный словарь».
6.Большая музыкальная энциклопедия.
7.С.Ожегов «Толковый словарь русского языка».