Презентация "Музыкальное и театральное искусство"

Подписи к слайдам:
  • «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».
  • Н. И. Новиков
  • Актуализация
Тема урока:
  • «Музыкальное и театральное искусство.»
  • История России , 8 класс
Домашнее задание:
  • Параграф –стр.97-101
  • Вопросы и задания на стр.100
  • Рабочая тетрадь №2,4-5
  • Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 101)
  • Задание № 1-3
План:
  • Музыка и театр в европейской истории XVIII в.
  • Иностранцы на русской сцене
  • Зарождение русского публичного театра
  • Уличный театр в России
  • Музыка
  • Первые русские композиторы и их музыка
  • Крепостной и домашний театр
  • Проблемный вопрос ! (стр.97)
  • Каковы были достижения в области русской музыки и театра в XVIII в.?
  • Музыка и театр в европейской истории XVIII в
Эпоха Просвещения имела и ещё одну свою яркую сторону. Это был период расцвета музыкального и театрального творчества в Европе. В каждой стране театр имел своё лицо. В английском театре доминировали постановки с ярко выраженным моральным содержанием.
  • Эпоха Просвещения имела и ещё одну свою яркую сторону. Это был период расцвета музыкального и театрального творчества в Европе. В каждой стране театр имел своё лицо. В английском театре доминировали постановки с ярко выраженным моральным содержанием.
  • Музыка и театр в европейской истории XVIII в
Во французском театре более яркими были сатирические мотивы, обличение аристократии. В итальянских театрах было больше эмоций и образности. В немецком театральном репертуаре преобладали спектакли на бытовые темы из мещанской жизни. Позже стали популярны трагедии Ф. Шиллера.
  • Во французском театре более яркими были сатирические мотивы, обличение аристократии. В итальянских театрах было больше эмоций и образности. В немецком театральном репертуаре преобладали спектакли на бытовые темы из мещанской жизни. Позже стали популярны трагедии Ф. Шиллера.
  • Музыка и театр в европейской истории XVIII в
Музыка и театр в европейской истории
  • Просвещение – период расцвета музыкального и театрального искусства
  • Во Франции – сатира
  • В Италии- больше эмоций
  • В Германии- тема мещанской жизни.
  • Все это повлияло на Россию
  • Музыка и театр в европейской истории XVIII в
Европейская мода на театральные и музыкальные постановки не могла не коснуться России, устанавливавшей всё более тесные культурные связи с соседними странами.
  • Европейская мода на театральные и музыкальные постановки не могла не коснуться России, устанавливавшей всё более тесные культурные связи с соседними странами.
  • Музыка и театр в европейской истории XVIII в
  • 2. Иностранцы на русской сцене
Театр и музыка 18 века в России были неразрывно связаны.
  • Театр и музыка 18 века в России были неразрывно связаны.
  • Опера стала, пожалуй, самым популярным развлечением. При Анне Иоанновне в первый раз появилась в России итальянская опера.
  • Тогда же императрица приказала организовать камерный придворный оркестр из немцев, а в балетную труппу набрали 20 русских мальчиков.
  • Иностранцы на русской сцене
При Анне Иоановне появилась итальянская опера и камерный придворный оркестр, в балетную труппу набрали 20 русских мальчиков
  • При Анне Иоановне появилась итальянская опера и камерный придворный оркестр, в балетную труппу набрали 20 русских мальчиков
  • За 28 лет поставлено 28 опер
  • Иностранцы на русской сцене
Создан был и собственный придворный хор певчих, которому аккомпанировал оперный оркестр из 40 музыкантов. За 28 лет (1735—1763) при дворе были поставлены 17 опер.
  • Создан был и собственный придворный хор певчих, которому аккомпанировал оперный оркестр из 40 музыкантов. За 28 лет (1735—1763) при дворе были поставлены 17 опер.
  • Таким образом было положено начало оперным постановкам на русском языке. Однако это были чаще итальянские оперы с русским текстом.
  • Иностранцы на русской сцене
Анну Иоанновну вряд ли можно было назвать меломанкой. Музыки она не понимала и не любила. Но и отстать от других европейских монархов не желала. Поэтому на новое развлечение тратила большие деньги.
  • Анну Иоанновну вряд ли можно было назвать меломанкой. Музыки она не понимала и не любила. Но и отстать от других европейских монархов не желала. Поэтому на новое развлечение тратила большие деньги.
  • Практика приглашения зарубежных артистов продолжалась и позднее. Но всё это были выступления лишь перед двором.
  • Иностранцы на русской сцене
  • Найдите историческую ошибку в предложении: «При Анне Иоанновне было поставлено несколько опер, где певцы из Франции блестяще исполнили произведения крепостных авторов».
  • Задание
  • 3. Зарождение русского публичного театра
1) начинает складываться русский театр
  • 1) начинает складываться русский театр
  • 2) при учебных заведения возникают театры
  • 3) всероссийскую славу имели постановки ярославского актёра и режиссёра Ф.Г. Волкова
  • 4) начинает появляться система крепостных театров, в которых играли крепостные актёры.
  • 5) известность приобрели крепостные актрисы П.И. Ковалёва- Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова, которых приезжали слушать из Петербурга.
  • Зарождение русского публичного театра
  • Уже при Елизавете Петровне возникли театры
  • при учебных заведениях Петербурга
  • и Москвы
  • Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера, режиссера Федора Волкова(1729-1763)
  • В 1756г. В Петербурге
  • был учрежден «Русский
  • для представления трагедий
  • и комедий театр»
  • Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр
Первый русский театр возник в Ярославле под руководством Федора Григорьевича Волкова, который затем, в 1761 году, возглавил театр в Петербурге.
  • Первый русский театр возник в Ярославле под руководством Федора Григорьевича Волкова, который затем, в 1761 году, возглавил театр в Петербурге.
  • Федор Григорьевич 
  • Волков (1729–1763) 
  • Русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. 
  • .
  • Зарождение русского публичного театра
  • Какова была роль Ф. Г. Волкова в становлении русского театра?
  • Задание
При Елизавете Петровне появились так называемые императорские театры.
  • При Елизавете Петровне появились так называемые императорские театры.
  • Русский театр в Петербурге  располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина.
  • Зарождение русского публичного театра
Первый профессиональный театр
  • Первый профессиональный театр
  • «Русский для представления трагедий и комедий»
  • Открыт 30 августа 1756 года в Петербурге
1756 Царицын луг - первый театр, Александринский театр  1801
  • 1756 Царицын луг - первый театр, Александринский театр  1801
  • Зарождение русского публичного театра
Первый русский постоянный публичный театр был открыт в 1756 в Петербурге, в Головкинском доме. К актерам, прошедшим обучение в Шляхетном корпусе, был добавлен еще ряд актеров ярославской труппы Ф.Волкова. Театр возглавил Сумароков, классицистские трагедии которого составили основу репертуара. Первое место в труппе занимал Волков, сменивший Сумарокова на директорском посту, и занимавший это место вплоть до своей кончины в 1763 (этот театр в 1832 получит название Александринского – в честь жены Николая I.)
  • Первый русский постоянный публичный театр был открыт в 1756 в Петербурге, в Головкинском доме. К актерам, прошедшим обучение в Шляхетном корпусе, был добавлен еще ряд актеров ярославской труппы Ф.Волкова. Театр возглавил Сумароков, классицистские трагедии которого составили основу репертуара. Первое место в труппе занимал Волков, сменивший Сумарокова на директорском посту, и занимавший это место вплоть до своей кончины в 1763 (этот театр в 1832 получит название Александринского – в честь жены Николая I.)
  • Зарождение русского публичного театра
Чем публичный театр отличается от других его форм?
  • Чем публичный театр отличается от других его форм?
  • Задание
Первое либретто на русском языке написал Александр Сумароков. Классицистская опера, как и драма, тяготела к строгому разделению жанров. Трагические произведения сочинялись в итальянских традициях и отличались возвышенной музыкой. Комедии, считавшиеся второстепенным жанром, были связаны с русскими традициями ярмарочного балагана.
  • Первое либретто на русском языке написал Александр Сумароков. Классицистская опера, как и драма, тяготела к строгому разделению жанров. Трагические произведения сочинялись в итальянских традициях и отличались возвышенной музыкой. Комедии, считавшиеся второстепенным жанром, были связаны с русскими традициями ярмарочного балагана.
  • Зарождение русского публичного театра
  • Александр Петрович Сумароков
  • Русский поэт, драматург и литературный критик. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Для литературного творчества Сумарокова характерен жанровый универсализм, он писал оды (торжественные, духовные, философские,
  • Зарождение русского публичного театра
Театр 18 века в России продолжил свое развитие в период царствования Екатерины Второй. При ее дворе работали несколько профессиональных трупп. Особое положение занимали итальянские оперные певцы.
  • Театр 18 века в России продолжил свое развитие в период царствования Екатерины Второй. При ее дворе работали несколько профессиональных трупп. Особое положение занимали итальянские оперные певцы.
  • Зарождение русского публичного театра
Театр в Ярославле имени Ф.Волкова
  • Зарождение русского публичного театра
  • Расцветом русского театра 18 века, стала вторая половина столетия. Создание «Театральной директории», государственная финансовая поддержка, привела к тому, что русский театр стал более доступным для населения, а представления стали более красочными. На театральных сценах русского театра 18 века, стали преобладать комическая опера и драма.
  • Зарождение русского публичного театра
Какие города России считались центрами театрального искусства в XVIII в.?
  • Какие города России считались центрами театрального искусства в XVIII в.?
  • Задание
  • Задание
  • Почему театр называют «синтетическим» искусством?
  • 4. Уличный театр в России
Несмотря на открытие театров, обычный обыватель был далёк ещё от оперных и балетных постановок. Ему были ближе традиции уличного театра, представления в котором были просты и безыскусны. Главными его артистами выступали скоморохи.
  • Несмотря на открытие театров, обычный обыватель был далёк ещё от оперных и балетных постановок. Ему были ближе традиции уличного театра, представления в котором были просты и безыскусны. Главными его артистами выступали скоморохи.
  • Уличный театр в России
Русские актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных, особенно медведей.
  • Русские актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных, особенно медведей.
  • Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы.
  • Уличный театр в России
В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади.
  • Уличный театр в России
Для детей ставились и кукольные постановки, в которых главным героем был всё тот же Петрушка. Уличные театры были популярны не только во время ярмарок, но и в праздничные и выходные дни. Они были непременным атрибутом любого народного гуляния в столицах и в провинции.
  • Для детей ставились и кукольные постановки, в которых главным героем был всё тот же Петрушка. Уличные театры были популярны не только во время ярмарок, но и в праздничные и выходные дни. Они были непременным атрибутом любого народного гуляния в столицах и в провинции.
  • Уличный театр в России
  • 5. Музыка
  • Уже в Петровскую эпоху
  • развивалось домашнее
  • музицирование на
  • клавесинах и стволовых
  • гуслях
  • При Анне Иоанновне
  • была впервые
  • создана придворная
  • опера, в которой пели
  • итальянские
  • и французские певцы
  • В середине века оперные
  • постановки ставились в
  • провинциальных городах
  • и крепостных театрах
  • При ЕкатеринеII
  • появились первые
  • русские композиторы
  • оперные произведения
  • Дмитрия
  • Бортнянского
  • «Празднество
  • сеньора»
  • Василия
  • Пашкевича
  • «Скупой»
  • Евстигнея
  • Фомина
  • «Ямщики на
  • Подставе»
1) развивалось музицирование на клавесинах и столовых гуслях
  • 1) развивалось музицирование на клавесинах и столовых гуслях
  • 2) созданы первые придворные оперы
  • 3) оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах
  • 4) появляются первые русские композиторы Д.С. Бортянского, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина
  • 5) большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки
  • Музыка
  • 6. Первые русские композиторы и их музыка
  • Дмитрий Бортнянский Российский композитор, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Звуками его произведений наполнялись храмы и аристократические салоны, его сочинения звучали и по случаю государственных праздников.
  • Первые русские композиторы и их музыка
До сих пор Дмитрий Бортнянский справедливо считается одним из самых славных российских и украинских композиторов, гордостью и славой отечественной культуры, которого знают не только на Родине, но и во всем мире.
  • До сих пор Дмитрий Бортнянский справедливо считается одним из самых славных российских и украинских композиторов, гордостью и славой отечественной культуры, которого знают не только на Родине, но и во всем мире.
  • Первые русские композиторы и их музыка
Дмитрий Степанович Бортнянский
  • Дмитрий Степанович Бортнянский
  • Воспитанник, позднее управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М. С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку - оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.
  • Первые русские композиторы и их музыка
Евстигней Фомин
  • Евстигней Фомин
  • Вместе со своими современниками — М. Березовским, Д. Бортнянским, В. Пашкевичем — он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме «Орфей» проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени.
  • Первые русские композиторы и их музыка
Михаил Алексеевич Матинский
  • Михаил Алексеевич Матинский
  • Надворный советник; русский композитор, драматург, переводчик, педагог. Сочинял оперы, писал комедии, либретто для опер, басни, стихи и научные математические, географические и др. труды.
  • Иван Евстафьевич Хандошкин
  • Русский скрипач, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества. 
  • Первые русские композиторы и их музыка
  • Задание
  • Какие музыкальные жанры были наиболее популярны у первых российских композиторов?
  • 7. Крепостной и домашний театр
В XVIII веке развивался в России и крепостной театр.
  • В XVIII веке развивался в России и крепостной театр.
  • Крепостной и домашний театр
  • Одной из ярких
  • особенностей
  • театральной
  • жизни в XVIIIв
  • стало
  • Появление
  • крепостных
  • театров
  • Наиболее известные были крепостные театры
  • Графов
  • Шереметьевых
  • В Кускове и
  • Останкине
  • Князей
  • Юсуповых
  • В
  • Архангельском
  • Крепостных
  • актеров
  • Московских Крепостных
  • актрис Ковалеву-Жемчугову,
  • Шлыкову-Гранатову
  • Приезжали слушать
  • из Петербурга
  • (31 июля 1768, деревня Березники Ярославской губернии— 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) — актриса и певица крепостного театра графов Шереметевых.
  • Крепостной и домашний театр
Шлыкова-Гранатова, Татьяна Васильевна (1773—1863) — выдающаяся актриса и балерина конца XVIII столетия. Выступала в крепостном театре Н.П. Шереметева. Ближайшая подруга Прасковьи Ивановны Жемчуговой- Ковалевой. Дочь крепостного. В 1803 г. получила вольную. До конца своих дней жила в доме Шереметевых.
  • Шлыкова-Гранатова, Татьяна Васильевна (1773—1863) — выдающаяся актриса и балерина конца XVIII столетия. Выступала в крепостном театре Н.П. Шереметева. Ближайшая подруга Прасковьи Ивановны Жемчуговой- Ковалевой. Дочь крепостного. В 1803 г. получила вольную. До конца своих дней жила в доме Шереметевых.
  • Крепостной и домашний театр
 В русском театре 18 века, было популярным такое явление, как крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров. Часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны.
  •  В русском театре 18 века, было популярным такое явление, как крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров. Часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны.
  • Кусково
  • Крепостной и домашний театр
Крепостной театр  — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
  • Крепостной театр  — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
  • Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы.
  • Репертуар, как правило, включал оперу, балет и драматические спектакли. О свободе творчества речи не шло, актёрский труд носил скорее принудительный и нередко временный характер. 
  • Крепостной и домашний театр
В театральной жизни последней трети XVIII — начала XIX столетия особое и даже исключительное место занимали крепостные театры Шереметевых. Их было восемь: в подмосковной усадьбе Кусково располагалось три сцены — Старый, или Закрытый, театр, Новый театр, Воздушный театр (Воздушный театр назывался так потому, что находился в парке, на открытой природной площадке). Был у Шереметевых театр и в Москве на Никольской улице и Воздвиженке, и театр-дворец в Останкино, сохранившийся до наших дней.
  • В театральной жизни последней трети XVIII — начала XIX столетия особое и даже исключительное место занимали крепостные театры Шереметевых. Их было восемь: в подмосковной усадьбе Кусково располагалось три сцены — Старый, или Закрытый, театр, Новый театр, Воздушный театр (Воздушный театр назывался так потому, что находился в парке, на открытой природной площадке). Был у Шереметевых театр и в Москве на Никольской улице и Воздвиженке, и театр-дворец в Останкино, сохранившийся до наших дней.
  • Крепостной и домашний театр
Шереметевы — графов Шереметевых род богатый и знатный. Театром начал увлекаться Петр Борисович Шереметев (1713–1788). Принадлежал он к придворной верхушке старого, елизаветинского дворянства. В 1750 году он начал грандиозное переустройство своей подмосковной усадьбы Кусково. Проектирование возложил на знаменитых архитекторов де Вальи, С. Чевакинского, В. Баженова.
  • Шереметевы — графов Шереметевых род богатый и знатный. Театром начал увлекаться Петр Борисович Шереметев (1713–1788). Принадлежал он к придворной верхушке старого, елизаветинского дворянства. В 1750 году он начал грандиозное переустройство своей подмосковной усадьбы Кусково. Проектирование возложил на знаменитых архитекторов де Вальи, С. Чевакинского, В. Баженова.
  • Крепостной и домашний театр
Театр Шереметевых был культурным предприятием, изысканным развлечением. Интересно и другое обстоятельство: в отличие от крепостных театров, дающих спектакли в дни праздников, именин и прочих семейных событий их владельцев, спектакли у Шереметевых устраивались регулярно — два раза в неделю. Вход в театр был бесплатным. 116 пьес шло на шереметевской сцене. Из них 73 оперы, 25 комедий.
  • Театр Шереметевых был культурным предприятием, изысканным развлечением. Интересно и другое обстоятельство: в отличие от крепостных театров, дающих спектакли в дни праздников, именин и прочих семейных событий их владельцев, спектакли у Шереметевых устраивались регулярно — два раза в неделю. Вход в театр был бесплатным. 116 пьес шло на шереметевской сцене. Из них 73 оперы, 25 комедий.
  • Лучшая актриса театра- крепостная графа Шереметева, Параша Жемчугова.
  • Крепостной и домашний театр
Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева— актриса и певица крепостного театра графов Шереметевых.
  • Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева— актриса и певица крепостного театра графов Шереметевых.
  • Крепостной и домашний театр
Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам.
  • Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам.
  • Графиня Прасковья
  • Шереметева-Ковалева-Жемчугова
  • Крепостной и домашний театр
Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.
  • Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.
  • граф Николай Петрович
  • Шереметев
  • Крепостной и домашний театр
В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком. 3 февраля 1803 года она родила сына, Дмитрия но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года.
  • В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком. 3 февраля 1803 года она родила сына, Дмитрия но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года.
  • Крепостной и домашний театр
В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
  • В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
  • Крепостной и домашний театр
Наибольшее количество крепостных театров было в Москве и Подмосковье. Известны театры князя Н. Б. Юсупова в подмосковном селе Архангельское (сохранившийся доныне), С. Апраксина, А. Столыпина, А. Гагарина, П. Волконского, А. Нарышкина, Д. Голицына, И. Салтыкова и многих других. 52 театра было в Москве, 27 — в Петербурге, 52 — в других городах и усадьбах.
  • Наибольшее количество крепостных театров было в Москве и Подмосковье. Известны театры князя Н. Б. Юсупова в подмосковном селе Архангельское (сохранившийся доныне), С. Апраксина, А. Столыпина, А. Гагарина, П. Волконского, А. Нарышкина, Д. Голицына, И. Салтыкова и многих других. 52 театра было в Москве, 27 — в Петербурге, 52 — в других городах и усадьбах.
  • В XVIII в. происходит зарождение русской оперы и балета. Одним из важнейших явлений культурной жизни становится появление первого в России публичного театра.
  • Вывод