Конспект урока "Праздники и обычаи народов Ямала Ненецкие народные праздники" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Тарко-Сале
Ямало-Ненецкого Автономного округа, Пуровского района
Конспект урока музыки
в 5 классе
«Праздники и обычаи народов Ямала Ненецкие
народные праздники»
подготовила
учитель музыки
Лемешева Эльза Викторовна
г. Тарко-Сале
2012г
Тема: «Ненецкие народные праздники»
Цели и задачи:
1. Изучить историю наследия коренных народов Ямала.
2. Расширить знания о народных традициях Ямала.
3. Познакомиться с историей музыкального искусства северных народов.
Оборудование: Интерактивная доска, музыкальный центр, изделия национальных
промыслов.
.
Содержание:
Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие
по родному краю, в котором мы живём, по нашему Ямалу!
Вы знаете, какие народы живут на Ямале? Давайте назовём эти национальности.
Ответ детей: Ханты, ненцы.
Вед: Правильно. И сегодня мы познакомимся поближе с культурой Ненецкого
народа.
Слайд 1
Звучит ненецкая песня «Колокольчик» в исполнении Гавриила Лагей
Вед: Традиционная культура народов Севера (ханты, и ненцев) складывалась на
протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их
обитания и была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к
другому.
Слайд 2
НЕНЦЫ - коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири.
Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы,
различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям
культуры. Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания
является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.
Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни
большой радости.
Слайд 3
Это день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец,
создание новой семьи — свадьба.
День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет
пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей
жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его
именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются
подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки:
например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур
и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина.
В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали
отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего
оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):
Слайд 4
25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
9 мая – Николя яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября - Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).
В исполнении фольклорной группы звучит песня
Вед: Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки
отмечали весенний праздник одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк
это событие происходило так.
Род Панхи Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву
Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую
важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из
него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к
востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв
голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров оленю
брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь
заполнила брюхо, человек, который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови
и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при
этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богу-духу Воды.
Слайд 5
«Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не
забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных
волн. Сохрани поголовье наших оленей».
Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя
положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем
временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба -
Грому. И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её
и берёзу у корней. При этом произносится молитва:
Слайд 6
«О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони.
Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много
дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары.
Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».
Все сородичи Панхи Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью
кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от
того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.
Дети исполняют «Танец оленей»
Слайд 7
Вед: День оленевода традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев,
связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или
округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом
празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются
гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты,
перетягивание палки.
Слайд 8
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт
(обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг
другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в
одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны
перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.
Слайд 9
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
Слайд 10
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор
бросают на дальность.
Гонки на оленьих упряжках красивое, захватывающее зрелище. Отбираются
лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна.
В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на
скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску
(наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.
Все эти виды соревнований мужские. Женщины изредка участвовали лишь в
гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские
игры — в жмурки, колечко, имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так,
например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.
Слайд 11
На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо,
струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных
промыслов.
В исполнении фольклорной группы звучит песня
Вед: На этом наше первое путешествие по просторам Ямала закончилось. Мы ждём
вас на следующую встречу, где расскажем вам о традициях народа Ханты.
Слайд 12
Список использованной литературы
1. Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - 10-
е изд.- Л.: Музыка, 1990.- 344с.
2. Большая Советская Энциклопедия. 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд.
М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.
3. Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 - 46
4. Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115
5. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука»,
Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126
6. Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев.
Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. - М.: 2004.- С.53
7. П. Турутина , почётный гражданин Пуровского района //«Северный луч», 2003.-6
июня. С.12
8. Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- 336 с.
9. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард;
Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://clubs.ya.ru/46116860184…
2. http://www.rgo.ru/strana-v-lic…
3. foto.eurasialand.ruoleni/ Фотоальбом "День оленевода в Надыме
4. http://foto-planeta.com/photo/… Праздник оленевода
5. http://fotki.yandex.ru/users/m… Искусство, народное творчество